Внеклассное мероприятие "Секреты Брянского леса" | Мортикова Валентина Анатольевна. Работа №300158
Автор: Мортикова Валентина Анатольевна
Данное мероприятие направлено на формирование у школьников младшего возраста доброго ответственного отношения к окружающему миру на примере малой родины- Брянщины, в частности, заповедника «Брянский лес»,а также к брянской природе в целом.
Задачи:
1.Обобщить и расширить представление учащихся о природе родного края, о заповеднике «Брянский лес».
2.Заинтересовать учащихся в изучении разнообразия и ценности природы заповедника.
Представленное мероприятие проводится в малокомплектной сельской школе.
Цель: формирование у школьников младшего возраста доброго ответственного отношения к окружающему миру на примере малой родины- Брянщины, в частности, заповедника «Брянский лес»,а также к брянской природе в целом.
Задачи:
1.Обобщить и расширить представление учащихся о природе родного края, о заповеднике «Брянский лес».
2.Заинтересовать учащихся в изучении разнообразия и ценности природы заповедника.
3.Привлечь родителей к участию в подготовке внеклассного мероприятия.
Данное мероприятие проводится в малокомплектной сельской школе. Наполняемость классов начальной школы от трех до восьми человек.
Все участники мероприятия выполняли подготовительную работу в соответствии с разработанными этапами.
1.Организационно-подготовительный этап.
*Изучение методической литературы, ресурсов, проведение поисково-исследовательской деятельности(педагог, родители, учащиеся).
* Обозначение возрастной группы участников мероприятия(7-10 лет),определение целей и задач мероприятия.
2.Практический этап.
*Подбор материала: отбор литературы и других источников, подбор и сканирование необходимых фотографий, составление маршрута, создание презентации, оформление рисунков.
*Предоставление результатов деятельности.
Учитель: Здравствуйте, ребята. Отгадайте мою загадку:
Город этот не простой,
Он дремучий и густой.
Белки в нём живут и волки,
В нем растут дубы и ёлки
Высоченны -до небес!
Называют его-…(лес).
-Правильно. Нам с вами повезло родиться в самой «зеленой» стране мира- почти половина территории России покрыта лесами. И это наше бесценное богатство.
-Какие чудеса дарит нам лес?
Ученики: Красивую природу ,пение птиц, ягоды, грибы.
Учитель: Верно. Лес-это место, где человек любит бродить, дышать воздухом, слушать пение птиц. В лесу много лекарственных растений. Лес очищает воздух ,водоёмы ,почву. А всегда ли человек справедлив по отношению к лесу?
Ученики: Нет. Люди вырубают леса, занимаются браконьерством, мусорят, поджигают траву.
Ученик:
Мы любим лес в любое время года,
Мы слышим речек медленную речь…
Всё это называется природа,
Давайте же всегда её беречь!
Учитель: Скажите, ребята ,а вы знаете, что такое путешествие?
Ученик: Да, это слово вызывает воспоминания о поездках в другие города и впечатления, которые не забываются.
Учитель: Правильно. Трудно представить себе человека, который ни разу не путешествовал. Мы ходим в зоопарк для знакомства с животными, в парк для любования природой, в музей- для знакомства с миром науки и культуры… А как иногда хочется поделиться увиденным с друзьями, одноклассниками! Мы с вами живём сейчас в такое непростое время, когда не всегда есть возможность выехать и побывать в интересных местах. Но даже в таких условиях это можно осуществить при помощи информационных технологий. Сегодня мы с вами отправимся в путешествие по заповеднику, который называется «Брянский лес».Кто-нибудь из вас уже бывал там ?
Ученики: Нет.
Учитель: Прежде, чем отправляться в путешествие, надо построить маршрут.
Маршрут-это направление движения с указанием основных пунктов. Он содержит начальный пункт ,который называется «старт» и конечный пункт. Ну что, отправляемся?
Ученики: Даа
Учитель: Итак, заповедник «Брянский лес» разделён надвое Неруссой- одной из самых красивых рек Брянской области. Её истоки находятся на Среднерусской возвышенности, а впадает река в Десну.
Путешествие по заповеднику может показаться действительно сказочным. Здесь шумят кронами вековые деревья, поют птицы, шелестит трава. Создан он был в 1987 году.
Мы пришли в первый пункт нашего путешествия- это растительный мир «Брянского леса». 80%всей территории заповедника занимают леса. Сосновые, дубовые, еловые, берёзовые, осиновые, липовые и ясеневые.
(Презентация. Слайды 1-5 )
Я знаю, вы подготовили небольшие рассказы о деревьях.
Ученик 1: Ель — изящное, стройное вечнозеленое дерево высотой до 30—50 м семейства сосновых. В еловом лесу очень темно.
Сосна- светолюбивое растение, занимает около 60% всех хвойных растений. Максимальная высота сосны – 35-40 м., встречаются экземпляры до 50 м.
Ученик 2: Берёза — высокое светлое дерево с раскидистой кроной. Берёза неспроста считается священным деревом. С древних времён она заботится о человеке. Листья - для здоровья, ветви - для веников, кора для письма, поделок, дёгтя и разведения огня, древесина для тепла.
Осина- лиственное быстрорастущее дерево с мягкой древесиной, относится к роду тополей. Предпочитает расти в смешанных, хвойных лесах ,у дорог, рек, в городских парках. Любит влажную почву.
Ученик 3 : Дуб - крупное дерево с могучей кроной и мощным стволом, не выше 50 метров в высоту. В лечебных целях используют желуди, молодую кору стволов и ветвей, а также листья дуба.
Липу можно увидеть в лесах, садах, на городских бульварах и в парках. Липу всегда можно отличить от других деревьев. Летом по сердцевидным листьям. Когда листьев нет - по характерным красноватым молодым веточкам с почками да по мягкой тёплой коре.
Рассказ сопровождается рисунками учащихся.
Учитель : Молодцы. Очень интересно было вас послушать.
Следующий пункт нашего путешествия-грибы. Посмотрите, какие грибы можно встретить в заповеднике.
(Презентация. Слайд 6 )
Ученики читают стихотворения.
1.Боровик.
По дорожке шли- боровик нашли.
Боровик боровой в мох укрылся с головой.
Мы его пройти могли. Хорошо, что тихо шли.
2.Подосиновик.
Под осинкой у ворот
Подосиновик растёт.
И горит, горит огнём шапка красная на нём.
3.В лесу.
Сто грибов в лесу найдём, обойдём полянку.
В кузовок мы не возьмём бледную поганку.
Мы обшарим все дубы, ёлки и осинки.
И хорошие грибы соберём в корзинки.
Учитель : Третий пункт нашего путешествия- животный мир «Брянского леса».Он очень многообразен: это звери и птицы, пресмыкающиеся, земноводные и рыбы.
О каждом животном учитель кратко рассказывает.
(Презентация. Слайды 7-10 )
Ребята, обратите внимание на птицу серый сорокопут. Дело в том, что он делает запасы на «чёрный день»,накалывая свою добычу на ветки терновника. Вспомните, где мы с ним встречались совсем недавно?
Ученики: В сказке В.Бианки «Мышонок Пик».
Учитель: Верно. Молодцы.
Вот и подходит к завершению наше небольшое путешествие .Вам понравилось? Я думаю, что после сегодняшнего путешествия вам захочется туда приехать , увидеть все собственными глазами и увезти с собою мысль: как замечательно, что есть в стране такие сохранённые уголки природы и истории. И именно вам, подрастающему поколению, нужно стать неравнодушными к природе и её проблемам. Лес нуждается в поддержке и охране со стороны человека. Давай и мы с вами заключим «Договор с лесом».
На доске приготовлена надпись: «Я обещаю любить и беречь лес…» под которой ученики пишут свои имена и фамилии.
Литература:
1. Евстигнеев О.И.,Екимова О.В. и др. Сборник «Государственный природный биосферный заповедник «Брянский лес» Брянск: «Аверс»,2017 г.
2. Николаева С.Н. «Воспитание экологической культуры в школе», М. «Просвещение», 2005.
3. Поддубная Л.Б. «Природа вокруг нас», М. «Корифей», 2006.
4.Интернет-ресурсы.