Внеклассное занятие «Хакасия – мой край родной!» | Тюкпиекова Елена Константиновна. Работа №240005
Автор: Тюкпиекова Елена Константиновна
Открытое внеклассное занятие разрабатывалось мной для конкурса "Дебют" в номинации "Молодой педагог".
«Хакасия – мой край родной!»
Цель: Обобщение знаний школьников о природе Хакасии.
Задачи:
1.Формировать умение видеть и ценить природу Хакасии, желание оберегать и сохранять ее красоту.
2.Развивать творческие способности детей, внимание, речь, память, восприятие.
3.Воспитывать любовь к родному краю, чувства патриотизма, умение работать в коллективе.
Оборудование: ИКТ, ватман, картинки – отгадки на загадки (природа и животные).
Ход занятия:
1. Орг. момент.
- Здравствуйте, ребята! Посмотрите сколько у нас сегодня гостей на занятии. Повернитесь, улыбнитесь, поприветствуйте наших гостей, а теперь тихо сели и не отвлекайтесь. А кто будет хорошо себя вести и отвечать на все вопросы в конце занятия вас ждет сюрприз.
2. Сообщение темы и цели занятия.
-Ребята, в какой стране мы с вами живём? (Ответы детей)
- Мы живём в России, в состав которой входит наша Республика…. Как называется наша Республика? (Ответы детей)
- А какой главный город в Хакасии? (Ответы детей)
- Тема сегодняшнего занятия «Хакасия – мой край родной!».
- Интересно, а чем богата наша Республика Хакасия, давайте мы с вами проверим, насколько хорошо мы знаем родной уголок.
3. Основная часть.
-Ребята, вы знаете какие реки и озера находятся у нас в Хакасии? (Ответы детей)
-По территории Хакасии протекают реки Абакан, Енисей. Большое количество озёр.
И почти все озёра в республике - целебные: Шира, Тус, Ханкуль и др.
- Какие рыбы водятся у нас в реках и озерах? (Ответы детей). В реках и озерах обитают очень много рыб. Наиболее часто встречаются: окунь, щука, карась, лещ. Реже встречаются: таймень, стерлядь, осетр, тугун и валек - эти виды занесены в Красную книгу Хакассии.
-Скажите какие деревья, растения, вы знаете, которые растут у нас в Хакасии? (Ответы детей)
- Растительный мир Хакасии довольно многообразен. В наших лесах часто встречаются береза, ива, тополь. В таежных лесах растут кедр и пихта, ели. Из ягод можно встретить бруснику, чернику, смородина. Степная растительность Республики Хакасии также разнообразна. Здесь возрастают различные травы, растения.
-Какие животные встречаются у нас в Хакасии? (Ответы детей)
- Из мелких животных распространены такие, как хомяк, заяц-русак, еж, ласка, полевка, суслик. К крупным животным относятся волк, лиса, косуля, бурый медведь, рысь, олень, лось. Особо ценные виды крупных животных - красный волк, снежный барс и горный баран архар, они являются редким и исчезающим видом животных, которые внесены в красную книгу.
- Какие птицы живут у нас? (Ответы детей)
- У нас водятся: дятел, воробьи, вороны, перепел, куропатка. Около водоемов можно увидеть болотную сову, журавля, серую утку. Еще встречаются и хищные пернатые - коршун, ястреб, орел.
- Природа Хакасии неповторима. Это край степей и гор, рек и озер. И все что нас окружает, мы должны научиться любить и беречь.
Физ. Минутка:
Мишка вылез из берлоги,
Огляделся на пороге. (Повороты влево и вправо.)
Потянулся он со сна: (Потягивания — руки вверх.)
К нам опять пришла весна.
Чтоб скорей набраться сил,
Головой медведь крутил. (Вращения головой.)
Наклонился взад-вперёд, (Наклоны вперёд-назад.)
Вот он по лесу идёт.
Ищет мишка корешки
В них съедобные личинки —
Для медведя витаминки. (Наклоны: правой рукой коснуться левой ступни, потом наоборот.)
Наконец медведь наелся и на брёвнышке уселся. (Дети садятся.)
Интерактивная игра «Животный мир Хакасии»
- Давайте закрепим, какие животные обитают у нас в Хакасии. Посмотрите на доску, перед вами животные. Вам нужно выбрать тех животных, которые встречаются у нас в Хакасии. Молодцы, хорошо справились!
4. Практическая часть. Создание коллажа «Природа Хакасии»
- Ребята, давайте с вами создадим чудесный мир природы. Перед вами на доске ватман, это заготовка для вашей картины. Я буду вам загадывать загадки, а вы будете отвечать на них, тот кто отгадывает загадку, должен найти картинку и приклеить данный ответ на ватман, тем самым вы создадите свою собственную природу.
Загадки:
1. Ты весь мир обогреваешь
И усталости не знаешь,
Улыбаешься в оконце,
А зовут тебя… (Солнце)
2. Бежит, журчит, волнуется.
Все на нее любуются!
Никак не остановится,
Назад не поворотится. (Река)
3. Плещет в речке чистой
Спинкой серебристой. (Рыбка)
4. Кто это сидит в пруду?
Как зовут эту кваку?
Зелёную толстушку,
Зовут её – ( Лягушка)
5. Что же это за девица:
Не швея не мастерица,
Ничего сама не шьет,
А в иголках круглый год. (Елка)
6. Из деревьев ранним летом
Вдруг снежинки запорхают,
Но не радует нас это -
Мы от этого чихаем. (Тополь)
7. Ствол белеет,
Шапочка зеленеет.
Стоит в белой одежке,
Свесив сережки. (Берёза)
8. Кто растет в лесу у дорожки?
Есть у них шляпки и ножки. (Гриб)
9. У лесной Сторожки
Стоит Солнышко на ножке.
Середка желтая, юбка белая (Ромашка)
10. Нет ушей, не видно ножек.
Шар в колючках – это (ёжик).
11. Кто любит морковку
И прыгает ловко,
Портит в огороде грядки,
Убегает без оглядки? (Заяц)
12. Косолапый и большой,
Спит в берлоге он зимой.
Любит шишки, любит мёд,
Ну-ка, кто же назовет? (Медведь)
13. Все время стучит, деревья долбит.
Но их не калечит, а только лечит. (Дятел)
12. Ищет целый день он крошки,
Ест букашек, червяков.
Зимовать не улетает
Под карнизом обитает. (Воробей)
14. "Царем" ту птицу величают,
Хотя короны нет на ней.
И многие, конечно, знают,
Что горы все подвластны ей. (Орёл)
- Посмотрите какая красивая у нас картина с вами получилась. Молодцы!
4. Итог занятия. Рефлексия.
- Ребята, наше занятие подходит к концу, у нас на столе лежат облачки весёлые и грустные. Если вам понравилось наше сегодняшнее занятие, и вы узнали что-то новое, приклейте на нашу картину веселое облачко, а если наоборот, то - грустное.
-А помните я вам говорила, что в конце нашего занятия вас ждет сюрприз. Спасибо вам всем за работу, вы все справились с заданиями и заслужили от меня маленькие подарочки.