Внеклассное занятие по "Истории и культуре казачества" | Домотенко Галина Николаевна. Работа №209796
Автор: Домотенко Галина Николаевна
Данное мероприятие проводится во втором классе на кружке по казачеству. Тема: "Пища казаков". Тема занятия интересна и актуальна в наше время. Дети находят связь прошлого с настоящим.
2 класс учитель Домотенко Галина Николаевна
Кружок «История казачества»
Тема: "Пища казаков"
Цели:
познакомить учащихся с
пищей казаков
;
развивать речь, память, мышление и познавательную активность;
воспитывать
трудолюбие
;
развивать речь, память, мышление и познавательную активность;
воспитывать бережное отношение
к
пище
;
Оборудование: презентация; ватманы с изображением стола со скатертью, выставка самоваров, пословицы о пище, ватман с изображением солнышка, узвар (компот из сухофруктов), мучные изделия казачьей пищи, клей.
Тема «Пища казаков».
Тип урока – урок изучения нового.
Вид – урок проблемно-развивающий.
Урок был смоделирован в соответствии с психолого-педагогическими и возрастными особенностями детей младшего школьного возраста.
При подготовке к уроку также были учтены программные требования к кружку «История казачества».
Предметные задачи:
- познакомить учащихся с пищей казаков.
Воспитательные задачи:
Воспитывать бережное отношение к людям труда, сохранять казачьи традиции.
Метапредметные (МПР):
- формировать умение работать с пословицами, с информационными источниками;
Регулятивные:
- понимать учебную задачу урока;
- осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя.
Коммуникативные: развивать умение работать в, группах.
Познавательные: формировать умение решать сложившиеся проблемные ситуации
Этапы урока
Ход урока
Формирование УУД,
1.Организационный этап.
(Слайд № 1)
Сегодня на уроке у нас много гостей. Улыбнитесь им. А также наш казак – наставник Юрченко Ю. А. Садитесь поудобнее, начнём.
2. Актуализация знаний.
3. Рассказ учителя.
4. Выступление казака.
5. Физминутка.
6. Выступление ученика.
7. Работа в группах.
8. Работа с пословицами.
Отгадайте загадки: Слайды 1-6.
Можно сварить,
а можно разбить,
Если не прикасаться
цыпленком может оказаться
.
(
я
йцо)
Не снег,
А белое всегда.
Хоть и течет,
А не вода
.
(
м
олоко)
Догадайтесь, кто
такая
?
Белоснежная, густая.
Сливки взбили утром рано,
Чтоб была у нас ... (сметана)
Прозрачный дом,
Много братишек в нем –
Не лягушки, а зеленые,
Не в морской воде, а соленые? (огурцы)
В кусочке сдобного теста
Нашлось для начинки место,
Внутри него не бывает пусто –
Там часто мясо или капуста
.
(
п
ирожки)
Отгадать легко и быстро:
Мягкий, пышный и душистый.
Он и черный, он и белый,
Вкусный даже подгорелый
.
(
х
леб)
-Загадки, думаю, помогли вам, ребята, отгадать тему нашего занятия.
- О чём мы будем сегодня говорить?
Тема занятия: «Казачья пища».
(7 слайд)
В казачьей кухне переплелись традиционные блюда украинцев, русских и кавказских народов.
Казаки питались всем тем, что могли вырастить на своей земле в огородах и садах. Они держали хозяйство. Выращивали кур, кроликов, уток, гусей, индеек, свиней, коз, баранов, лошадей, коров. Ходили на рыбалку. Казаки любили покушать. За стол садились по 5 – 6 раз в день. После завтрака, обеда были перекусы. Чем богаче семья, тем богаче был стол. На завтрак и обед готовили первые блюда – борщи, щи, лапшу, уху, супы. На второе запекали в печи мясо, овощи, готовили разнообразные каши, делали колбасу, сыр, творог, масло. Весной, осенью, и летом употребляли свежие овощи и фрукты. Зимой квасили и солили в бочках капусту, огурцы, помидоры, яблоки, арбузы, грибы. Сушили фрукты на солнце, травы для чая, грибы и мясо тоже сушили. Пили компот, узвар, кисель, квас, чай, молоко, закваску .
Очень разнообразной была выпечка.
Казаки все люди верующие и строго соблюдали все посты. Во время поста они не ели животную пищу.
(8 слайд)
Готовили только в хорошем настроении. Пекли всё в русской печи в чугунках. Их и на стол ставили.
(9 слайд)
Посуда была глиняная, ложки деревянные.
(10 слайд)
С особым трепетом относились к гостям. Встречали гостей с хлебом солью. Считалось, что соль отгоняет злых духов. И если гости отказывались от угощения – значит пришли не с добрыми намерениями. Отказ от угощения был большой обидой для хозяев.
И сейчас я даю слово нашему гостю – казаку наставнику Юрченко Ю. А.
-Давайте немного отдохнём.
- Казаки любили пить чай из самовара. Шашко Женя кое что учнал о самоварах. Послушайте его.
- А сейчас поработаем в группах. Вам было задание по группам узнать о первых блюдах, о вторых блюдах, о мучных изделиях и о напитках. Какие блюда казачьей кухни мы употребляем? У вас на партах ватманы с изображением столов. Ваша задача «накрыть» эти столы картинками блюд, которые вы приготовили. И по одному представителю, когда будут готовы выйдут к доске и расскажут каждый о своих блюдах.
- У каждой группы на столе разные казачьи пословицы. Найдите пословицы о еде и прочитайте.
(Ответы детей)
Регулятивные УУД:
1) определять и формулировать тему урока с помощью учителя;
Коммуникативные УУД:
1) развиваем умение слушать и понимать речь других;
Коммуникативные УУД:
1) развиваем умение слушать и понимать речь других;
2) оформлять свои мысли в устной форме;
3) умение работать в группах.
Познавательные УУД:
1) выборочная работа с информацией.
6.Итог урока. Рефлексия.
- К нам в гости пришло весеннее солнышко. Если вам понравилось занятие и вам есть о чём рассказать дома – прикрепите солнышку веснушки на жёлтой стороне. А если вы хотите дома приготовить с родными казачьи блюда, дошедшие до наших дней – прикрепите веснушки на оранжевой стороне солнышка.
- Урок окончен, спасибо всем за работу.
Регулятивные УУД
1. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
2. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.