Статья ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ФОРМА РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕКСИХ СПОСОБНОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЫ. Автор: Данилова Лариса Алексеевна

Автор: Данилова Лариса Алексеевна
Статья знакомит учителей  сельских школ с работой по внеурочной деятельностью как формой развития творческих способностей младших школьников


Автор: Данилова Лариса Алексеевна

Данилова Лариса Алексеевна,

учитель начальных классов

МБОУ « Богатырёвская СОШ» Цивильского района

 

ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ФОРМА РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕКСИХ СПОСОБНОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЫ

 

Современное общество испытывает потребность в творческой, самостоятельной, активной личности, с ярко выраженными индивидуальными качествами, способной, реализуя свои личностные запросы, решать и проблемы общества. Данный заказ повышает внимание к проблеме развития творческой активности обучающихся.

В. А. Сухомлинский писал: «Учение не должно сводиться к беспрерывному накоплению знаний, к тренировке памяти ... хочется, чтобы дети были путешественниками, открывателями и творцами в этом мире»

Мы выполняем заказ нашего общества и государства. Смыслом и целью образования является развитие личности школьника, а стратегической задачей образовательной политики – стимулирование его активности. Для реализации поставленных целей и задач разработаны рамки федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС). Отличительной особенностью стандартов второго поколения является требование к организации внеурочной деятельности обучающихся как неотъемлемой части образовательного процесса в школе. Внеурочная деятельность понимается сегодня как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей обучающихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности. Основным приоритетом внеурочной деятельности является предоставление обучающимся возможности широкого спектра занятий, направленных на их развитие.

Цель внеурочной деятельности: создание условий для проявления и развития обучающихся своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно- нравственных ценностей и культурных традиций.

Задачами внеурочной деятельности являются:

- усилить педагогическое влияние на жизнь учеников в свободное от учебы время;

- организовать общественно - полезную и досуговую деятельность совместно с семьями обучающихся, коллективами учреждений культуры, физической культуры и спорта, общественными объединениями.

-выявить интересы, склонности и способности, возможности учащихся к различным видам деятельности;

- создать условия для индивидуального развития ученика в избранной сфере внеурочной деятельности.

Эти задачи затрагивают не только обучающихся городских школ, но и сельских. Ведь сельские школьники немного отличаются от их сверстников. Сельская среда - это особый мир с особыми традициями, которые тесно связаны с культурными и историческими и трудовыми отношениями. Все больше и больше увеличивается переселение населения из сел в районные центры или большие города. А если закрыть школу на селе, и это село вымирает, пусть медленно, но верно. Ведь в селе накапливается духовно- нравственный опыт поколений, в естественной среде действует родной язык, сохраняются и развиваются народные промыслы, то есть в селе находятся наши этнические корни. По статистике множество одарённых детей рождаются именно в сельской местности, но, не имея возможности получить содержательное образование, они так и не реализуют и воплощают свои таланты. Но нам, сельским учителям - универсалам, надо привлекать их во внеурочную деятельность, где каждый может развивать свою творческую способность.

Анкетирование учителей начальных классов Цивильского района показало, что внеурочная деятельность является одним из условий развития творческих способностей обучающихся начальной школы.

По мнению Паустовского К.Г., "Порыв к творчеству может также легко угаснуть, как и возник, если оставить его без пищи". Задача учителя - помочь ребенку развить творческие способности через учебную и внеурочную деятельность. У детей должно быть много интересной творческой деятельности, которая доставляет почувствовать себя человеком интересным, привлекательным для других. Процесс обучения творчеству должен строиться так, чтобы каждый ученик мог выявить и развить свой комплекс способностей, учиться познавать самого себя, развивать на определённом уровне мышление, фантазию, воображение.

Стремление к получению знаний, к творчеству может зажечь в детях только тот учитель, который сам работает творчески. У такого учителя каждое мероприятие, занятие в кружках и секциях, художественных студиях – это увлеченная деятельность с душой, привлечение всех ресурсов своей личности для достижения огромного успеха в выявлении объективных возможностей каждого ученика. Нашим детям часто не хватает яркого, точного, содержательного слова. Учитель должен найти время для того, чтобы рассказать ребятам о своем детстве, о произошедших приключениях, поделиться с ними своими рассуждениями о литературе, о кино-мультфильмах, а главное – о нашей жизни. Пусть дети учатся такому размышлению и видят сияющие глаза, которые наполнены светом мысли, воодушевленное, озаряющее лицо. Любое творчество вдохновляется творчеством, как огонь зажигается от огня.

Все дети по-своему талантливы, но нередко это скрыто от окружающих. Моя задача, как классного руководителя, как учителя начальных классов, неназойливо и скромно подталкивать детей к участию во внеклассных школьных мероприятиях, районных и региональных конкурсах и семинарах, достигать поставленной цели. Ведь главная цель внеурочной деятельности – это максимальное развитие личности ученика и его подготовка к самореализации в жизни с опорой на следующие целостные ориентиры: здоровье, семью, отечество, культуру.

Каковы же особенности внеурочной деятельности? Во-первых, занятие может быть полностью посвящено какому- либо творчеству. Во-вторых, творческий процесс увлекает как обучающихся, так и самого учителя. В-третьих, внеурочная деятельность – это способ раскрыть творческие способности ребенка, его скрытый потенциал. Обеспечение дружелюбной атмосферы, одобрительности учителя, недопустимости критики действий ребёнка, личный пример творческого подхода к решению любой проблемы, создание ситуации успеха, предоставление ребенку возможности нестандартно мыслить - всё это и есть способы стимулирования и раскрытия творческих способностей. У каждого творческого, эрудированного учителя в своей методической копилке найдется немало заданий, способных дать обучающимся возможность проявить и развить свои способности и таланты. Важное условие – задания, который предлагает учитель с учетом возрастных особенностей ребенка, не должны быть принудительными. При организации внеурочной деятельности учитель принимает во внимание не только возраст ребенка, но и его склонности и интересы.

При создании системы занятий по развитию творческих способностей своих воспитанников я использовала:

Деятельностный подход в воспитании (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Щуркова Н.Е.), согласно которому должны быть использованы разнообразные виды деятельности: познавательная, ценностно-ориентировочная, трудовая, художественно-творческая, игровая, физкультурно-оздоровительная и коммуникативная.

Гуманно- личностную технологию Ш.А. Амонашвили, В.А. Сухомлинского, которая отличается прежде всего своей гуманистической сущностью, психотерапевтической направленностью на поддержку личности, помощь ей, оптимистическую веру в его творческие силы, отвергая принуждение.

Технология природосообразности М. Монтессори, в которой развитие детей опирается на их естественное развитие.

Игровые технологии (Иванов И.П.).

Технология развивающего обучения Эльконина Д.Б., Давыдова В.В., Выготского Л.С.

Моя главная задача в том, чтобы не дать потухнуть проявления творчества, постоянно обогащать детей новыми впечатлениями, как можно больше разнообразить их деятельность, стимулировать проявления творческого отношения. «Если не побуждать детей к изобретательности, смекалке, любые самые прекрасные задатки угаснут». Учащиеся начальных классов интересуются буквально всем, у них ещё нет устойчивых, постоянных интересов. Детям свойственна любознательность и переключение внимания на различные области знания.

Развитие творческих способностей младших школьников во время внеурочной деятельности осуществляю следующим образом. Проводя кружок «Занимательная грамматика», стараюсь разнообразить задания, чтобы дети были заинтересованы и активно участвовали в работе. Подбираю такие творческие задания, чтобы они были ориентированы на познание, создание, преобразование и использование в новом качестве объектов, ситуаций, явлений. Это проведение речевых разминок, заданий на смекалку, различного рода пересказ, придумывание сказок, рассказов, стихов, загадок, литературных игр, составление головоломок, кроссвордов, чайнвордов, ребусов, анаграмм, шарад, проведение конкурсов, викторины, шуток, рассказывание детям сказок, приключений героического эпоса, произведений художественной литературы, чтение с волшебным фонарем и т. п.

На секции «Любимая математика» я использую следующие виды работ: ребусы с цифрами, кроссворды на различные темы, нахождение пословиц с цифрами и перевод их на родной язык, графические диктанты, игра «Внимание», задачи — шутки, задания со спичками, игры на составление фигур-силуэтов по своему замыслу: монгольская игра «Танграм» (составление прямоугольника из треугольников и четырёхугольников), решения творческих задач. А такие задания требуют большей или полной самостоятельности, и они рассчитаны на поисковую деятельность, неординарный, нетрадиционный подход и творческое применение знаний. Решая творческие, нестандартные задания, дети испытывают радость приобщения к творческому мышлению.

Развитие творческих способностей продолжается и на кружке по окружающему миру « Земля - наш дом». Предлагаю такие творческие задания:

- составить план к тексту в рисунках;

- дополнить текст интересными фактами, используя дополнительный материал; сочинить загадки о природных объектах;

- нарисовать плакат;

- изготовить книжки-малышки («Береги животных», «Красная книга», « Мои друзья- букашки», « Домашние питомцы»);

- фотографирование интересных моментов с животными;

Характерной особенностью внеурочной деятельности является то, что в ней наиболее полно реализуется принцип взаимного обучения, когда более опытные учащиеся, передают свой опыт. В малокомплектной сельской школе обучаются разновозрастные дети. В этом состоит один из эффективных способов реализации воспитательных функций коллектива, самореализации учащихся. Конечно, участие детей во внеурочной деятельности должно быть добровольным. Ведь задача учителя состоит в том, чтобы найти тот мостик к ребенку, когда бы ему самому захотелось участвовать после уроков.

Степень интереса к процессу познания, качество знаний, готовность к самообразованию школьников в полном объеме зависит от умения учителя организовать познавательную деятельность, как на уроке, так и во внеурочное время. Только творчески мыслящий и действующий учитель способен:

- создать условия для развития творческой личности;

- мотивировать личность ребенка к познанию и творчеству;

-обеспечить комфортное эмоциональное благополучие ребенка;

- приобщить обучающихся к общечеловеческим ценностям;

Говоря словами педагога В.А. Сухомлинского: «Творчество – это не сумма знаний, а особая направленность интеллекта, особая взаимосвязь между интеллектуальной жизнью личности и проявлением ее сил в активной деятельности. Творчество – это деятельность, в которой раскрывается духовный мир личности».

В заключение мне хотелось бы обратить внимание на то, что внеурочная деятельность должна быть интересна учащимся, и только тогда она может принести ощутимые положительные плоды. Важнейшая задача педагогического коллектива моей родной школы - сделать внеурочную деятельность полезной и привлекательной для каждого ученика. Как говорил В.А. Сухомлинский: «Только та школа становится очагом духовной жизни, где помимо интересных уроков имеются и успешно применяются самые разнообразные формы развития учащихся вне уроков…. Школа становится подлинным очагом культуры лишь тогда, когда в ней царят 4 культа: культ Родины, культ человека, культ книги и культ родного слова…».

Я верю в моих воспитанников, заинтересована в их дальнейшей судьбе. Для меня ребенок – это развивающаяся человеческая личность. Ученик и учитель должны действовать вместе, быть сотоварищами. Человек будущего должен быть творцом, с развитым чувством красоты и активным творческим началом.

 

Литература

1. Богоявленская Д.Б., Богоявленская М.Е. Одаренность: природа и диагностика. — М.: АНО «ЦНПРО», 2013. — 208 с.

2. Попова И. Н. Организация внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС // Народное образование. - 2013. - № 1. - С. 219-226.

3. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. [Электронный ресурс]ежим доступа: http://standart.edu.ru/catalog.aspx?Catalog=2588

4. Ковалев, В. П. Внеурочная деятельность по развитию творческих способностей учащихся начальных классов сельской школы : учебное пособие / авт.-сост. В. П. Ковалев, С. Н. Шмелев // Образование и саморазвитие. – 2011. – №6 – С. 210–216.

5. Ковалев, В. П. Особенности подготовки младших школьников к креативной деятельности в условиях села : учебное пособие /авт.-сост. В. П. Ковалев, Е. Н. Романова // Образование и саморазвитие. – 2010. – № 6 (22). – С. 165–171.

6. Романова, А. И. Развивать у детей творчество / А. И. Романова // Начальная школа. – 1985. – № 10. – С. 24.

7. Хохлова, Т. Е. Занятия по развитию творческих способностей / Т. Е. Хохлова // Начальная школа. – 1986. – № 6. – С. 37–38.

Скачать работу
comments powered by HyperComments
Пожалуйста, подождите.
x