Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 26.04
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Внеурочная деятельность на уроках химии и биологии | Логунова Анастасия Владимировна. Работа №233728

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Автор: Логунова Анастасия Владимировна
Внеурочная деятельность школьников является одним из нововведений Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения. В материалах Федеральной государственной службы образования понятие "внеурочная деятельность" рассматривается как неотъемлемая часть образовательного процесса и характеризуется как образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от классно-классной системы.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Большевяземская гимназия
Одинцовский р-н
Доклад
Внеурочная деятельность на уроках химии и биологии
Выполнила:Логунова Анастасия Владимировна
учитель химии
р.п. Большие Вяземы
Внеурочная деятельность школьников является одним из нововведений Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения. В материалах Федеральной государственной службы образования понятие "внеурочная деятельность" рассматривается как неотъемлемая часть образовательного процесса и характеризуется как образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от классно-классной системы. Внеаудиторная деятельность учащихся, как и деятельность в рамках уроков, направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы Школы. Особое внимание уделяется достижению личностных и метапредметных результатов во втором поколении образовательных учреждений, что определяет специфику внеаудиторной деятельности, в ходе которой учащийся не только и не столько должен научиться действовать, чувствовать, принимать решения и т. д. кроме того, внеурочная деятельность позволяет решить ряд очень важных задач:
* обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе . ;
• оптимизация учебной нагрузки учащихся;
* улучшение условий для развития ребенка ; ;
* учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей.
В качестве форм, в которых может осуществляться внеурочная деятельность, закрепляются такие формы, как экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, конкурсы, поисковые и научно-исследовательские работы, общественно полезные практики.
В условиях перехода российского образования на федеральную государственную образовательную систему происходит смена образовательной парадигмы, которая затрагивает все компоненты
изучение биологии. Введение новых федеральных государственных образовательных стандартов коренным образом изменило концептуальный подход в образовательном процессе младших школьников. Современный образовательный процесс направлен не столько на достижение результатов в области предметных знаний, сколько на личностный рост ребенка, формирование умения адекватно анализировать и оценивать ситуацию, стремление к самообразованию.
Ключевым элементом в изучении биологии является практическая деятельность. На этом этапе очень важно помочь студенту осознать необходимость приобретенных навыков, знаний и умений. Способность к обучению поддерживается формированием универсальной учебной деятельности, которая предполагает создание мотивации, определение и постановку целей, поиск эффективных методов их достижения. Обучение по новым образовательным стандартам предусматривает также организацию внеурочной деятельности.
Внеурочная деятельность может найти свое отражение в организации различных кружков, ролевых игр, семинаров и конференций, творческих конкурсов, что способствует раскрытию внутреннего потенциала каждого студента, развитию и поддержанию его таланта. Введение внеклассных занятий особенно актуально сейчас, когда многие дети не знают, чем занять себя в свободное от уроков время. Важно показать, что изучение реального мира не менее интересно, чем, например, виртуальный мир. Важно научить будущих граждан с раннего возраста бережно относиться к окружающей среде, то есть не только использовать природные ресурсы, но и сохранять и обновлять их.
В нашей школе внеклассные занятия являются неотъемлемой частью учебного плана школы. Значительная роль отводится кружкам естествознания. На протяжении ряда лет работает биологическая группа "молодой исследователь", а также элективные курсы по подготовке к ГИА и применению в химии и биологии. В прошлом учебном году был проведен курс по выбору "зеленой лаборатории" в 5 классах. Программа элективного курса биологии в пятом классе "Зеленая лаборатория" знакомит учащихся со строением цветковых растений и некоторыми физиологическими процессами, происходящими в них (питание, дыхание, рост и др.).). Курс занимает 17 часов, 1 час в неделю. В первом полугодии занятия проводились с 5б классом, а во втором полугодии - С 5А классом. Так как на изучение биологии в 5-м классе отводится всего один час в неделю, то эти курсы помогают закрепить изученный материал и многому научиться. Факультативный курс в классе 5Б посещали все учащиеся (28 учителей), а в классе 5А-17 учащихся.
Материал курса разделен на разделы. Им предшествует "введение", в котором учащиеся знакомятся с правилами поведения в кабинете биологии, проходят инструктаж. Первый раздел" из чего состоит растение " знакомит студентов с понятием клеток, тканей и органов. При изучении этого раздела студенты отвечают на вопросы о том, зачем растению нужны органы, почему они имеют различные формы и размеры, а также какие функции выполняют органы. Во втором разделе," Как живет растение", студенты рассматривают основные процессы, происходящие в растении, и используют различные эксперименты, чтобы ответить на вопросы "как растут растения? Что же есть? Как они двигаются? Как растение прорастает из семени? Какие условия необходимы для прорастания семян и т.д. "Студенты приобретают умение работать с лабораторным оборудованием, а также описывать и анализировать полученные результаты. Третий раздел" выращивай сам " предполагает практические занятия, в ходе которых учащиеся выращивают растения для школьного участка на основе своих знаний. Занятия проводятся в кабинете биологии в форме урока. Особое внимание уделялось работе с биологическими приборами (лупами, микроскопами). Студенты научились готовить собственные микропродукты. На практических занятиях со студентами высаживают семена для декоративных растений,в течение апреля-мая дети ухаживают за рассадой. В конце мая планируется высадить рассаду в грунт. Программа включает в себя различные мероприятия, которые помогут развить компетенции студентов. Учащиеся 5-х классов находятся в том возрасте, когда их сознание максимально открыто для восприятия любой информации. Они отличаются непосредственностью, доверчивостью и любознательностью.
Одним из важнейших требований к биологическому образованию в современных условиях является приобретение студентами практических навыков. Предлагаемый курс направлен на развитие у студентов интереса к биологии, развитие любознательности, расширение знаний о живом мире, развитие практических навыков через обучение моделированию, отработку практических навыков и применение полученных знаний на практике. Кроме того, он готовит учащихся к изучению биологии в 6-7 классах. Этот курс включает лабораторные работы, практические занятия и экскурсии. Формы работы: лабораторные работы, творческие мастерские, экскурсии, творческие проекты; мини-конференции с презентациями, использование проектного метода, активное вовлечение студентов в самостоятельную проектно-исследовательскую работу. При этом в обязательном порядке создаются условия для организации самостоятельной работы студентов как индивидуально, так и в группах.
Кружок "эколог-исследователь" проводился в 5 классе. Программа кружка "эколог-исследователь" рассчитана на 30 часов, один час в неделю. В кружке приняли участие все ученики класса. Целью кружка является воспитание у студентов экологической культуры и активное участие в научно-исследовательской и природоохранной деятельности. Задачи: развитие познавательного интереса к деятельности; формирование умений и навыков исследовательской деятельности; развитие способности познавать процессы, происходящие в природе; развитие способности самостоятельно получать знания; развивать коммуникативные способности каждого ребенка с учетом его индивидуальности, учить общению в коллективе и с коллективом, прививать чувство доброго и милосердного отношения к окружающему миру. Занятия по внеурочной деятельности проводятся в соответствии с тематическим планированием, которое систематически фиксируется в журнале.
Внеурочная деятельность отличается от обычной системы. Учащимся предоставляется возможность перемещаться в свободном пространстве, общаться друг с другом. Программа предусматривает несколько экскурсий и практических занятий, что способствует укреплению здоровья детей, благодаря общению с природой и проведению массовых мероприятий на свежем воздухе. Результатом разработки программы стал проект "бездомные животные", представленный м. Баймаковским, студентом 5Б КЛ. на разных уровнях (школьном, муниципальном и национальном). На муниципальном уровне проект получил приз. Также был создан совместный проект "все ли вкусно и полезно?"с целью употребления только здоровой пищи и ведения здорового образа жизни. Также стоит отметить экологическую операцию "Помоги птицам зимой", "конкурс кормушек" с последующим вывешиванием их в парке. Все дети приняли участие в конкурсе кормильцев. Как победителям, так и участникам были вручены сладкие призы. Обобщением практической работы "ориентирование на местности "и экскурсий стало выступление студентов"юный ориентир". Практическая работа "выявление следов животных и продуктов их жизнедеятельности" проводилась в форме экскурсии. Мы отправились со студентами на лыжную прогулку в лес.
Ученики школы много и с удовольствием участвуют в различных олимпиадах, турнирах, олимпиадах по химии, в том числе и дистанционных. Среди учащихся школы большую популярность приобрел Всероссийский химический турнир "Осенний марафон". Марафон направлен на популяризацию предметных знаний и создание стимула к их приобретению, создание оптимальных условий для выявления одаренных учащихся, их дальнейшего интеллектуального развития и профориентации. Уже второй год ученики 9 класса принимают участие в этом турнире и получают сертификаты. Учащиеся школы являются членами школьного научного общества "Поиск", что позволяет им активно заниматься исследовательской деятельностью.
1. Информационные поисковые проекты, предполагающие сбор и анализ информации, подготовку и защиту выступления. Благодаря такой работе в кабинете биологии накапливается материал в виде докладов и рефератов для подготовки к урокам, дополнительным занятиям, конкурсам, олимпиадам.
2. Исследовательские, нацеливающие учащихся на глубокое изучение проблемы, защиту собственных путей ее решения, выдвижение гипотез. Проекты такого рода позволяют сформировать и развить у учеников научный тип мышления, способствуют профессиональному самоопределению.
3. Практико - ориентированные, направляющие действия учащихся на решение реальных проблем.
В результате работы я убедилась в том, что поисковая исследовательская деятельность имеет для учащихся свою практическую направленность. Школьники приобщаются к миру науки, приобретают навыки исследовательской деятельности, поиска информации. что вызывает огромный интерес к предметам. А самое главное, эта большая и кропотливая работа способствует формированию у школьников таких компетенций как: учебно - познавательная (знание и умение организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки); информационная (умение самостоятельно искать, анализировать, отбирать необходимую информацию, сохранять её при помощи технических средств); коммуникативная (знание способов общения с людьми, навыки в работе группы, презентовать себя).
В рамках недели биологии и химии была проведена интеллектуальная игра Вода обычная и необычная для учащихся 8-11 классов по командам. Команды показали знания по биологии и химии. Победившая команда была награждена памятными подарками. Предметные декады помогают разным детям проявить себя, почувствовать себя успешными.
Стало доброй традицией участвовать в патриотических, экологических акциях. Несколько примеров: Всероссийский день посадки леса, межрегиональная экологическая акция Волга - великое наследие России, Чистый парк, работа в федеральной программе Больше кислорода Цель акций: воспитание ответственного и бережного отношение к окружающей среде и формирование основ экологической культуры. Результат конкретный: выращивание и уход за растениями, озеленение территории школы и города, уборка мусора берега реки Исса. Так, весной этого года в городе посажено более 300 рябин, елей и берез.
Таким образом, используя различные формы внеурочной деятельности, мы создаем условия для творческой самореализации и профессионального самоопределения учащихся.При этом важно иметь в виду, что внеурочная деятельность– это отнюдь не механическая добавка к основному общему образованию, призванная компенсировать недостатки работы с отстающими или одарёнными детьми. Школа после уроков должна стать миром творчества, проявления и раскрытия каждым ребёнком своих интересов, своих увлечений, своего я. Ведь главное, что здесь ребёнок свободно делает выбор, раскрывается как личность. Это даёт возможность превратить внеурочную деятельность в полноценное пространство воспитания и образования.
Информационно-поисковые проекты, связанные со сбором и анализом информации, подготовкой и защитой речи. Благодаря этой работе кабинет биологии накапливает материал в виде докладов и рефератов для подготовки к урокам, дополнительным занятиям, конкурсам и олимпиадам.
2. Исследования, направленные на то, чтобы студенты углубленно изучали проблему, отстаивали собственные пути ее решения, выдвигали гипотезы. Проекты такого рода позволяют студентам формировать и развивать научный тип мышления, способствуют профессиональному самоопределению.
3. Практико-ориентированные, направляющие действия студентов на решение реальных задач.
В результате своей работы я убедился, что поисково-исследовательская деятельность имеет для студентов свою практическую направленность. Студенты знакомятся с миром науки, приобретают навыки исследования, поиска информации. что вызывает огромный интерес к предметам. И самое главное, эта большая и кропотливая работа способствует формированию у студентов таких компетенций, как: учебно-познавательная (знание и умение организовать целеполагание, планирование, анализ, рефлексию, самооценку).); информация (умение искать, анализировать, отбирать необходимую информацию, сохранять ее с помощью технических средств); коммуникация (знание способов общения с людьми, навыки работы в группе, представления себя).
В рамках Недели биологии и химии для учащихся 8-11 классов в командах была проведена интеллектуальная игра "вода обычная и необычная". Команды показали знание биологии и химии. Победившая команда была награждена памятными подарками. Предметные десятилетия помогают разным детям проявить себя и почувствовать себя успешными.
Участие в патриотических и экологических акциях стало доброй традицией. Несколько примеров: "Всероссийский день посадки леса", межрегиональная экологическая акция" Волга-великое наследие России"," Чистый парк", работа в рамках федеральной программы" Больше кислорода " цель акции: воспитание ответственного и бережного отношения к окружающей среде и формирование основ экологической культуры. Результат конкретный: выращивание и уход за растениями, благоустройство территории школы и города, уборка мусора на берегах реки Иссы. Так, весной этого года в городе было высажено более 300 рябин, елей и берез.
Таким образом, используя различные формы внеурочной деятельности, мы создаем условия для творческой самореализации и профессионального самоопределения студентов. При этом важно иметь в виду, что внеурочная деятельность не является механическим дополнением к основному общему образованию, призванным компенсировать недостатки работы с отстающими или одаренными детьми. После школы школа должна стать миром творчества, проявления и раскрытия каждым ребенком своих интересов, увлечений и самого себя. Ведь главное, что здесь ребенок свободно делает выбор, раскрывает себя как личность. Это позволяет превратить внешкольную деятельность в полноценное пространство образования и воспитания.
3
Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×