Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 25.04
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

«Внеурочная деятельность обучающихся в условиях реализации ФГОС ОО» | Нурманова Ляйлем Сансызбаевна. Работа №210474

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Автор: Нурманова Ляйлем Сансызбаевна
Кружок как один из видов внеурочной деятельности

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа с. Луков Кордон

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Внеурочная деятельность обучающихся

в условиях реализации ФГОС ОО»

 

 

 

 

 

 

 

 

Подготовила: учитель начальных классов

МБОУ СОШ с.Луков Кордон

Нурманова Ляйлем Сансызбаевна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2018 год

 

«Внеурочная деятельность обучающихся

в условиях реализации ФГОС ОО»

 

Организация внеурочной деятельности обучающихся является одним из важнейших направлений деятельности школы и осуществляется в соответствии с задачами Федерального государственного образовательного стандарта.

Цель внеурочной деятельности: создание условий для проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно - нравственных ценностей и культурных традиций.

Внеурочная деятельность позволяет решить целый ряд очень важных задач:

обеспечивать благоприятную адаптацию ребенка в школе;

оптимизировать учебную нагрузку обучающихся;

выявлять интересы, склонности, способности, возможности учащихся к различным видам деятельности;

создавать условия для индивидуального развития ребенка в избранной сфере внеурочной деятельности;

формировать систему знаний, умений, навыков в избранном направлении деятельности;

развивать опыт творческой деятельности, творческих способностей;

создавать условия для реализации приобретенных знаний, умений и навыков;

развивать опыт неформального общения, взаимодействия, сотрудничества;

расширять рамки общения в социуме.

В новом ФГОС конкретизировано соотношение между образованием и воспитанием: воспитание рассматривается как миссия образования, как ценностно-ориентированный процесс. Оно должно охватывать и пронизывать собой все виды образовательной деятельности: учебную и внеурочную.

Внеурочная деятельность школьников – это совокупность всех видов деятельности школьников, в которой в соответствии с основной образовательной программой образовательного учреждения решаются задачи воспитания и социализации, развития интересов, формирования универсальных учебных действий.

Внеурочная деятельность - неотъемлемая часть образовательного процесса в школе, позволяющая реализовать требования федерального государственного образовательного стандарта в полной мере. Особенностями данного компонента образовательного процесса являются предоставление обучающимся возможности широкого спектра занятий, направленных на их развитие; а так же самостоятельность образовательного учреждения в процессе наполнения внеурочной деятельности конкретным содержанием.

Согласно требованиям ФГОС начального общего образования внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, обще интеллектуальное, общекультурное).

Культурные мероприятия учат детей видеть красоту окружающего мира, пробуждает эстетические чувства и интерес к художественной деятельности, развивает творческое начало, воспитывает такие качества, как доброта и любовь.

В школе активно поддерживаются мысли о том, что каждый учитель и ученик могут иметь полезное дело по душе. Подобный подход к делу способствует развитию у учащихся ответственности за свои дела, поступки, дисциплины.

Приведем лаконичную формулировку трех уровней результатов внеурочной деятельности школьников:

1-й уровеньшкольник знает и понимает общественную жизнь;

2-й уровень – школьник ценит общественную жизнь;

3-й уровень – школьник самостоятельно действует в общественной жизни.

Задача учителя состоит в том, чтобы дать каждому ребенку возможность пережить радость достижения, поверить в себя, помочь выстроить свой путь к «победе» над обстоятельствами, над самим собой.

Школа после уроков - это мир творчества, проявления и раскрытия каждым ребёнком своих интересов, своих увлечений, своего “Я”. Ведь главное, что здесь ребёнок делает выбор, свободно проявляет свою волю, раскрывается как личность. Важно заинтересовать ребёнка занятиями после уроков, чтобы школа стала для него вторым домом, что даст возможность превратить внеурочную деятельность в полноценное пространство воспитания и образования.

Никогда не знаешь, какие именно знания пригодятся человеку в жизни, поэтому нельзя ограничивать тягу ребёнка к познаниям.

По мере перехода учащихся из класса в класс содержание воспитательной работы все более углубляется и расширяется. Используются разнообразные формы и методы воспитательной работы. Это классные часы, практические занятия, деловые и ролевые игры, практикумы, эстетические беседы, диспуты и дискуссии, встречи с интересными людьми, акции, аукционы, творческие мастерские, экскурсии, походы.

Внеурочная деятельность – это один из видов деятельности школьников, направленный на социализацию, развитие творческих способностей обучающихся во внеучебное время.

Программа внеурочной деятельности направлена на разностороннее развитие учащихся. Самореализации способствуют развитие у них познавательной мотивации и познавательного интереса, творческих способностей, умения находить необходимую информацию.

Таким образом, главная цель – объединение урочной и внеурочной сфер деятельности ребенка, т.е. создать условия для развития учащихся в соответствии с их склонностями, способностями, интересами.

Для реализации ФГОС в школе доступны следующие виды внеурочной деятельности:

игровая деятельность;

познавательная деятельность;

проблемно-ценностное общение;

досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение);

художественное творчество;

социальное творчество;

трудовая (производственная) деятельность;

спортивно – оздоровительная деятельность;

туристско-краеведческая деятельность.

Основными принципами, которыми должен руководствоваться педагог, при осуществлении ВД должны быть:

вободный выбор ребенком видов и сфер деятельности.

риентация на личностные интересы, потребности, способности ребенка.

озможность свободного самоопределения и самореализации ребенка.

динство обучения, воспитания, развития.

Школа – не только место, где учатся дети. Здесь дети должны жить яркой, творческой, полноценной жизнью. Ведь у каждого ребенка есть способности и таланты. Деятельность учащихся, ее содержание, общение, отношение детей и взрослых – естественная среда, в которой формируется нравственный и духовный облик растущего человека. Для этого мы должны создать такие условия, при которых жизнь детей должна быть наполнена разнообразными делами, организована так, чтобы каждый ребенок нашел свое дело по душе, пережил радость творческой удачи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Школьный кружок как одна из форм внеурочной работы

Воспитательно-образовательная работа в современной начальной школе имеет два основных направления: организация деятельности школьников на уроках и во внеурочной работе. При этом педагогически грамотная, обоснованная и эффективная организация внеурочной деятельности определяется Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (далее – ФГОС НОО) как необходимый компонент реализации основной образовательной программы начальной школы

Кружок представляет собой наиболее распространённый вид групповой внеурочной деятельности в школе. Несмотря на то, что кружковая работа имеет длительную историю и организуется в отечественной образовательной системе с 20-х годов прошлого века, она не утратила своей привлекательности для школьников и продолжает приносить большую пользу в развитии всех сфер личности учащихся.

Кружок – это внеурочная форма предметного объединения учащихся, основанная на добровольном посещении, включающая многообразные формы коллективной деятельности, направленные на достижение определенного образовательно-воспитательного результата. Школьные кружки органично дополняют основную образовательную программу и являются важной составляющей системы образования и воспитания школьников, успешно объединяя осуществление функций обучения, воспитания и развития личности. Работа в кружке способствует воспитанию трудолюбия, целеустремленности учащихся, расширяет их кругозор, развивает коммуникативные, творческие способности. Занимаясь в кружках, учащиеся углубляют знания по интересующему их предмету, развивают свой личностный потенциал, плодотворно организуют свое свободное время. Кроме того, занятия в кружках дисциплинируют ребенка, приучают его к процессу самоорганизации.

Итогом систематической кружковой работы является не только организация досуга детей, но и приобщение к полезной развивающей деятельности, расширение общих и углубление специальных знаний, удовлетворение индивидуальных интересов и склонностей, развитие творческих способностей школьников

Цель программы кружковой работы - воспитывать интерес и любовь к ручному творчеству,  вовлекать детей  в активную творческую деятельность, сформировать  навыки и умения работы с материалами различного происхождения; обучить  изготавливать поделки из различных материалов.

Он помогает удовлетворить индивидуальные интересы учащихся, развить их творческие способности, расширить и углубить знания, вовлечь в практическую деятельность, позволяет сочетать постановку и выполнение учащимися групповых и индивидуальных заданий, формировать у них первичные навыки научного исследования.

Формы организации внеурочной деятельности следующие: экскурсии, кружки, проектная деятельность, поисковое исследования, соревнования, конкурсы

В предметных кружках объединяются учащиеся одного возраста, примерно с одинаковым уровнем подготовки. В кружках художественного, спортивного направления происходит объединение учащихся разных классов, имеющих одинаковые интересы и склонности. Функции учителя во время кружковой работы многообразны. Он одновременно контролирует ход работы в группах, отвечает на вопросы, регулирует споры и организует порядок работы, при необходимости оказывает помощь отдельным учащимся или группе в целом. Кроме того, педагог должен анализировать впечатления детей от занятий в кружке с тем, чтобы вовремя скорректировать свою деятельность с целью сохранения и развития интереса детей к занятиям, включения новых форм работы, новых тем для изучения. Правильная организация кружковой работы всегда приносит плоды: у детей появляется заинтересованность в том или ином предмете, деятельности, творчестве, развиваются умения и навыки коммуникации, самодисциплины, самоорганизации. Важной задачей для педагога является сразу же объяснить ребятам, что кружок – это не просто развлечение, клуб по интересам, куда приходят пообщаться, но полноправная форма учебной работы со своими целями и задачами, с планами, которые предполагается реализовать в определенные сроки. При этом учащиеся проникаются пониманием того, что они учатся сотрудничать и повышают свой уровень знаний, умений или навыков . Работа в кружке отличается от учебной деятельности вариативностью форм и методов ее организации. В начальных классах в кружках часто проводятся игры, соревнования, викторины. Они проводятся в занимательных формах, имеют сюрпризные моменты. Это поддерживает интерес детей к занятиям, заставляет их вновь приходить в кружок. Организовать занятие так, чтобы у детей появилось и поддерживалось желание продолжать заниматься в кружке – важная задача педагога, ведущего кружок. При этом надо помнить о необходимости достижения поставленных познавательных или практических целей и задач кружка. Помимо игровых форм работы в кружке используются и другие: беседы, рефераты, доклады, экскурсии и походы, лабораторные и практические работы, изготовление моделей и приборов, опыты и наблюдения, соревнования, участия в конкурсах и массовых выступлениях. Приоритет тех или иных форм определяется направленностью кружка

Опыт показывает, что хорошее начало работы кружка — это еще половина дела. Важно постоянно поддерживать интерес к нему, нацеливать школьников на творческий поиск. Большое значение при этом имеет постановка перед кружком увлекательных перспектив, доступных и понятных каждому.

Можно сформулировать общие принципы работы школьного кружка.

Принцип последовательности обеспечивает единую логику в организации работы, ее плановость, предусматривает усложнение содержания, форм и методов работы с учетом возрастных особенностей младших школьников.

Принцип непрерывности предполагает правильное чередование напряжений и спадов в работе, ее насыщенность в течение не только учебного, но и календарного года.

Принцип научности требует, чтобы учащимся предлагались подлинные, прочно установленные знания.

Принцип прочности предполагает усвоение содержания и развитие познавательных сил ребенка. Прочность усвоения знаний учащимися обусловливается организацией факультативных занятий, использованием различных методов. Память ребенка носит избирательный характер: чем важнее и интереснее для них тот! или иной материал, тем прочнее он закрепляется.

Принцип доступности основывается на возрастных особенностях младших школьников.

Принцип сознательности обеспечивает сознательное усвоение 1 знаний учащимися, глубокое и самостоятельное осмысление этих 1 знаний. *

Принцип наглядности способствует лучшему запоминанию, закреплению, образованию наиболее отчетливых и правильных представлений о предметах и явлениях.

Кроме вышеперечисленных общих принципов на кружковых  занятиях возможно использовать принципы воспитательного процесса.

Принцип гуманизации требует гуманного отношения к личности I ребенка, уважения его прав, доведения до сознания ученика конкретных целей его воспитания.

Принцип личностного подхода. Личностный подход понимается как опора на личностные качества ребенка. Этот принцип требует постоянного из чтения особенностей темперамента и характера, взглядов, вкусов, привычек ребенка, диагностики уровня личностных качеств (образа мышления, мотивов, интересов, установок ребенка), постоянного привлечения каждого ребенка к деятельности, развития самостоятельности.

Принцип опоры на положительное. Опираясь на положительные качества ребенка, можно добиться формирования других, заданных целью воспитания качеств.

Для успешной организации кружковых занятий необходимо соблюдать единство всех принципов. Это дает возможность сформировать на их основе важнейшие требования, руководствуясь которыми преподаватель мог бы достичь высоких и прочных результатов в системе кружковых занятий. Р Результатом же этих занятий должна стать «безболезненная» социализация младших школьников в обществе. Из всего вышеизложенного можно сделать следующие выводы: система организации кружка — один из важнейших элементов процесса воспитания школьника.

Очень важно, чтобы результаты деятельности кружка становились достоянием учащихся всей школы, имели общественно-полезный характер

Внеурочная работа школьников имеет огромное преимущество перед уроками – она не носит такого отпечатка обязательности и серьезности. Внеурочная работа не накладывает на учителя и учеников таких строгих обязательств, как на уроке, что позволяет использовать нестандартные и творческие приемы обучения.

Школьники прекрасно понимают, что на занятии кружка им никто не будет ставить плохих оценок и их желание обучиться чему-либо и получить качественные умении и знания зависит только от их заинтересованности. Внеурочная работа – это, прежде всего, кружок по интересам, а, следовательно, не будет тех, кто не хочет учиться, кто отвлекается сам и отвлекает других, здесь будут заинтересованные лица.

На внеурочных занятиях ученики ведут себя более раскованно, нежели на уроках, могут предлагать большее количество идей. На занятиях кружка ученики работают не для оценки, а для себя, ради себя, ради того, чтобы научиться тому, что им нравиться и впоследствии может пригодиться в жизни. Все это приводит к тому, что на внеурочных занятиях ученики раскрываются больше как личность и более ярко демонстрируют свои таланты.

Следовательно, учителю необходимо использовать это желание учеников научиться. Учитель может вести расширенное обучение по предмету, надеясь на лучший уровень усвоения за счет личной заинтересованности учеников в работе.

Актуальностью данной работы является то, что благодаря проведению внеурочных занятий учитель может развивать творческий потенциал своих учеников, использовать творческие методы обучения с большей свободой действий. Благодаря проведению внеурочных занятий учитель ненавязчиво может обучить школьников выполнению проектов, использованию мозгового штурма в работе и других творческих методов. Внеурочная деятельность в условиях внедрения ФГОС приобретает новую актуальность, ведь именно стандарты закрепили обязательность её организации, это ресурс, позволяющий школе достичь нового качества обучения. Стоит отметить, что для школы внеурочная деятельность обязательна, а ребенок имеет право выбора. Внеурочная деятельность позволяет ребенку выбрать область интересов, развить свои способности.

Рассмотрев специфику организации внеурочной деятельности в целом,

остановимся подробнее на организации внеурочной деятельности в системе

технологической подготовки. Анализ обозначенной проблемы позволил

заключить, что внеурочная деятельность по технологии создает условия для

самореализации личности ребёнка, выявляет и развивает творческие

способности. Важная роль отводится формированию культуры труда:

-содержанию в порядке рабочего места, экономии материалов и времени,

-планированию работы, правильному обращению с инструментами,

-соблюдению правил безопасной работы.

Задачи внеурочной деятельности по технологии состоят в том, чтобы:

- научить детей основным техникам изготовления поделок;

- развить у детей внимание к их творческим способностям и закрепить

его в процессе индивидуальной и коллективной творческой деятельности;

- воспитывать трудолюбие, бережное отношение к окружающим,

самостоятельность и аккуратность;

- привить интерес к народному искусству;

- обучить детей специфике технологии изготовления поделок с учетом возможностей материалов;

- организовать участие детей в выставках, конкурсах, фестивалях детского творчества.

Составляя программу курса кружка я использую самые разнообразные нетрадиционные формы проведения занятий. Эффективность нетрадиционных форм обучения и развития хорошо известна. Такие занятия приближают школьное обучение к жизни, реальной действительности, дети охотно включаются в процесс обучения, ибо нужно проявить не только свои знания, но и смекалку, творчество.

Нетрадиционным формам присуща большая вариативность структуры, они основаны на творчестве, импровизации, на взаимодействии ученика и учителя, при их увлеченности совместной творческой деятельностью. При выборе форм работы по внеурочной деятельности необходимо руководствоваться возрастными и личностными особенностями учащихся, а также целями и задачами, которые ставит перед собой педагог, разрабатывая программу в целом или на отдельно взятом занятии.

Для привлечения учащихся и прогнозирования конечного результата занятий внеурочной деятельностью необходимо учитывать психовозрастные особенности детей. Занятия художественным трудом позволяют развивать у учащихся мелкую моторику, творческое и пространственное воображение, воспитывает навыки организации труда.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работу по внеурочной деятельности веду несколько лет. Начинала свою работу с кружка «Мир красок» по изобразительному искусству. Содержание программы было нацелено на формирование художественной культуры, приобщение детей к миру искусств, к пространственному воображению, к развитию творческих способностей и изобразительных навыков. Потом я объединила работу кружка по изо с декоративно-прикладным творчеством и кружок получил название «Весёлые ладошки».

Мои воспитанницы принимали участие в различных мероприятиях районных и всероссийских конкурсах . Так учащиеся кружка участвовали в муниципальном этапе регионального конкурса «Возраст делу не помеха!» и заняли призовые места. 5 учениц получили грамоты за 2 и 3 место во всероссийском конкурсе «Я мастер Самоделкин», остальные получили сертификаты участия в конкурсе.

В рамках районного методического объединения для директоров и учителей нач. классов, я проводила открытое занятие по внеурочной деятельности с использованием традиционной техники рисования на стекле «Весенний пейзаж на стекле»

В этом году продолжила работать в этом направлении и являюсь руководителем кружка «Мастерилка». В начале учебного года был сформирован состав кружка из 12 человек. Проявив интерес стали посещать еще несколько учащихся.

Рабочая программа по внеурочной разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования
Цель программы:

- Развитие творческих способностей ребенка, проявляющего интерес к техническому и художественному творчеству.

-Воспитание личности творца, способного осуществлять свои творческие замыслы в области разных видов декоративно – прикладного искусства.

-Формирование у учащихся устойчивых систематических потребностей к саморазвитию, самосовершенствованию  и самоопределению  в процессе  познания  искусства, истории, культуры, традиций.
-Создание комфортной среды общения, развитие способностей, творческого потенциала каждого ребенка и его самореализации
Цель может быть достигнута при решении ряда задач:

 -Расширить представления о многообразии видов декоративно – прикладного искусства.

 -Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности на основе с декоративно – прикладным искусством.

 -Вооружить детей знаниями в изучаемой области, выработать необходимые практические умения и навыки;

 -Учить замечать и выделять основные средства выразительности изделий.

 - Приобщать школьников к народному искусству;

 -Реализовать духовные, эстетические и творческие способности воспитанников, развивать фантазию, воображение, самостоятельное мышление;

 -Воспитывать художественно – эстетический вкус, трудолюбие, аккуратность.

 -Помогать детям в их желании сделать свои работы общественно значимыми.

Основной формой работы являются учебные занятия. На занятиях  предусматриваются следующие формы организации учебной деятельности: индивидуальная, фронтальная, коллективное творчество.

Занятия включают в себя теоретическую часть и практическую деятельность. Теоретическая часть дается в форме бесед с просмотром иллюстративного материала (с использованием компьютерных технологий). 

Практические занятия составляют большую часть программы.

Большое внимание уделяется творческим заданиям.

В структуру каждого занятия включаются физминутки , которые позволяют избежать переутомления и снимают эмоциональное напряжение у детей. Проводится словарная работа над незнакомыми выражениями.

На занятиях дети учатся аккуратности, , точности исполнения работ, качественной обработке изделия, экономии материалов. Особое внимание уделяется технике безопасности при работе с техническими средствами, которые разнообразят деятельность и повышают интерес детей, также приобретают умения и навыки при изготовлении более сложных по технике выполнения изделий, работая по эскизам, образцам, схемам.

Работу в кружке планировала так, чтобы она не дублировала с основным программным материалом, а чтобы занятия расширяли и углубляли сведения по работе с бумагой и картоном, природным материалом, лентами, соленым тестом, цветными нитками, ……, гофрированной бумагой… Работу организовывала с учётом возрастных особенностей. С детьми, не имеющих навыков работы с бумагой, фольгой и другими материалами ,начинала с более простых поделок. Программа предполагает развитие у детей художественного вкуса и творческих способностей.

Предлагаемая программа имеет художественно-эстетическую направленность, которая являлась важным направлением в развитии и воспитании.

Дети с большим удовольствием посещают занятия и занимаются в совершенно разных направлениях и технике выполнения работ.

Выставочная деятельность является важным итоговым этапом занятий

Выставки были:

·                однодневные - проводились в конце каждого задания с целью обсуждения;

·                постоянные  - проводились  в помещении, где работают дети; (слайд )

·                итоговые – в конце года планируется организация выставки  практических работ учащихся, обсуждение выставки с участием педагогов, родителей, гостей.

В ходе работы возникали определённые трудности. Материальная база желает лучшего, многие ребята не приносят к занятиям ничего, приходится самой все покупать.

Не все ребята умеют распределять работу во времени, следовать предлагаемой инструкции, работать в группе, организовать своё рабочее место. Однако эти проблемы не существенно влияли на общий результат, последующей совместной работой их удавалось решить.

В результате обучения по данной программе
Дети развивают:
- внимание, память, мышление, пространственное воображение;
- мелкую моторику рук и глазомер;
- художественный вкус, творческие способности и фантазию;
владеют навыками культуры труда; улучшат свои коммуникативные способности и приобретают навыки работы в коллективе.
узнают:
- технику безопасности при работе с инструментами;
- технику изготовления изделий;
будут уметь:
- правильно использовать шаблоны;
- эстетически оформлять изделие;
- ориентироваться на качество изделий;

Ожидаемые результаты

В результате обучения по данной программе учащиеся:

– научатся различным приемам работы с природным материалом, пластиковыми бутылками, тканью и другими материалами, использующимися в процессе работы;

– научатся следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий;

– будут создавать композиции с изделиями;

– развивают внимание, память, мышление, пространственное воображение; мелкую моторику рук и глазомер; художественный вкус, творческие способности и фантазию;

– овладеют навыками культуры труда;

– улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе.

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×