«Во что и как играет ребенок»

Автор: Можарова Елена Ивановна

Невозможно представить детство без игрушек, даже самых маленьких, находящихся еще в коляске трехмесячных детей привлекают висящие перед глазами игрушки. Ребенок тянется к яркому предмету, наталкивается на него ручками, пытается ощупать, захватить его. А по мере развития двигательных умений он схватывает поднесенную к нему игрушку и начинает действовать с ней: с любопытством осматривает, берет в рот, размахивает ею, перекладывает из руки в руку, стучит, бросает. Сколько удовольствия он испытывает во время действия с игрушкой.

         На втором году жизни игры ребенка становятся более осмысленными. Освоив многие действия с предметами, он пытается отображать, то, что видит  в повседневном окружении, подражает действиям взрослых: кормит куклу, гуляет с ней, укладывает спать, стирает, варит кашу. После полутора лет, дети уже способны самостоятельно и подолгу играть с песком, водой – пытаются строить, копать, лепить «пирожки», насыпать песок в грузовик, а свои действия сопровождает звуками, имитируя сигнал машины, гудок паровоза и т.п.

         Игра – своеобразная школа чувств ребенка, взятая роль захватывает его, воздействует на детские чувства: доктор – внимателен и чуток, мама – добрая и заботливая.

         Второй год жизни принес ему много новых открытий и умений, вместе с которыми появились и новые игровые возможности. Теперь, когда он самостоятельно ходит, его особенно влекут игры, где можно побегать, подвигаться. Такие игры, как «Принеси мяч», «Догони шарик», «Догоню – догоню» ребенок с удовольствием участвует в игре.  В этот период (от года до полутора лет) важно продолжать развивать у ребенка умения действовать с игрушками. Для этого можно взять тележку или грузовик, показать, как возить их, держа за веревочку, и малыш с интересом станет играть.

         После 1.5 лет следует усложнять умственные задачи, которые ставят перед ребенком в играх с предметами. Можно сложить пирамидку по убывающей величине колец, расставить матрешек по росту, сложить кубики по цвету.

        Развитию игровой деятельности малышей содействуют проигрывание различных сюжетов, игр – упражнений, придуманных взрослыми. Взрослый говорит ребенку: Кукле Кате пора спать. Сейчас  заверну ее в одеяльце и покачаю. А теперь ты ее покачай». Ребенок подражает взрослому.

        Такие несложные сюжетные ситуации способствуют развитию творческого воображения, столь необходимого для ролевых игр, образованию игровых умений. Все это в дальнейшем явится предпосылкой к возникновению более содержательных игр по детской инициативе.

        С самой ранней поры ребенок проявляет сильное влечение к самостоятельности, «Я сам», - заявляет о себе он, когда что – то  делает, когда его одевают, умывают. К сожалению, взрослые часто подавляют стремление ребенка к самостоятельности, пытаясь все делать за него, окружая его лишней опекой; такие дети мало играют, и игры по своему содержанию примитивны. Ребенок не хочет играть сам, а ждет, чтобы его забавляли, требует постоянного присутствия взрослых.

Как же приучить ребенка к самостоятельной игре?

        Прежде всего, надо подбирать игрушки и игры, располагали его к деятельности. Это могут быть кубики, матрешки, разборные пирамидки. А когда ребенок подрастет, можно дать в его распоряжение конструктор, мозаику. С ними малышу лучше играть одному. Но сами по себе игрушки не решают дела, если у ребенка не создан соответствующий настрой, поэтому надо их обыграть вместе с ребенком, подсказать, во что и как играть. Особенно это важно для самых маленьких, так как у них еще недостаточно опыта, чтобы опираясь на него развернуть игру.

        Как невозможно представить ребенка вне игры, так почти ни одна игра не обходится без игрушки. Она помогает уточнить, осмыслить представления ребенка об окружающем и способствует развитию ее сюжета.

       Как же подобрать нужную игрушку? Подбирать игрушки по возрасту, по уровню его развития, интереса, желания, ясно представлять, какую пользу могут принести те или иные игрушки. С помощью определенных игрушек можно, например, совершенствовать движения ребенка (мячи, обручи, каталки, кегли и др.).

        Яркая, динамичная, красивая игрушка радует и забавляет ребенка. С улыбкой смотрят дети на танцующего медвежонка, прыгающую лягушку, клюющих кур, вертящуюся юлу. Все это создает радостное настроение.

        Совсем не обязательно, чтобы в распоряжении малыша было много игрушек. Не это определяет настрой ребенка к деятельности, напротив, чрезмерное обилие игрушек рассеивает интерес к ним. Чтобы игра приносила ребенку радость, и он мог самостоятельно занять себя игрушкой, надо выделить удобное – самое освещенное, защищенное  от сквозняков и удаленное от отопительных приборов – место. Если малыш будет знать, где можно взять игрушку и куда ее следует положить после игры, это приучает его к порядку, содействует формированию самостоятельности, бережного отношения к игрушке.

         Для того чтобы ребенок мог много и хорошо играть, важно создать условия для игры.

1.     Выделить отдельный уголок, где он мог играть и заниматься, в уголке должны быть стол, стульчик, полка для игрушек.

2.     Не стремитесь к тому, чтобы у ребенка было много игрушек. Пусть их будет немного, но они будут привлекательны и интересны для него. Целесообразно время от времени часть игрушек убирать, а через некоторое время снова давать их ребенку. Он им будет рад, как новым.

 

 

comments powered by HyperComments
Пожалуйста, подождите.
x