Военно-патриотическое воспитание на уроках ОБЖ, физической культуры и во внеурочное время учащихся

Автор: Макашева Марина Рамазановна

Жизнь общества сегодня ставит серьезнейшие задачи в области воспитания и обучения нового поколения. Государству нужны здоровые, мужественные, смелые, инициативные, дисциплинированные, грамотные люди, которые были бы готовы учиться, работать на его благо и, в случае необходимости, встать на его защиту. В работе  школы одной из главных задач является воспитание подрастающего поколения. Важнейшая составляющая процесса воспитания – формирование и развитие патриотических чувств. Без наличия этого компонента нельзя говорить о воспитании по-настоящему гармоничной личности.

      В свете этих задач повышается значимость военно-патриотического воспитания молодежи, так как именно оно должно внести весомый вклад, а в некоторых случаях и решающий вклад в дело подготовки умелых и сильных защитников Родины. Военно-патриотическое воспитание одна из составных частей обязательной подготовки граждан к военной службе.

      Военно-патриотическое воспитание тесно связано с воспитанием патриотизма. Военно-патриотическое воспитание – образовательная технология двойного назначения, поскольку всеми доступными формами вооружает юного гражданина важнейшими морально-психологическими качествами, необходимыми как будущему защитнику Родины, так и вполне мирному человеку. Ведь смелость, твердость характера, физическая выносливость необходимы как защитнику Родины, так и врачу, инженеру. В школе, ребята получают первую профориентацию.

      Задача подготовки защитников Родины, стоящая перед нами, педагогами, весьма сложная и ответственная. Каждый учитель в школе должен пересмотреть как, с помощью каких средств, методов и приемов привить современному школьнику чувство патриотизма, которое гарантировало бы укрепление территориальной целостности России; любовь к ней; защиту Родины, как в мирное, так и в военное время (а не предательство и уклонение от службы в армии). Современному обществу нужны патриоты, интеллектуально и духовно развитые люди, любящие свою Родину, почитающие традиции наших дедов и прадедов, способные в любую минуту на самопожертвование во имя спасения жизни других людей (своих отцов, матерей, братьев, сестёр, жён, детей), свято почитающих атрибуты государственной власти.

      Военно-патриотическая работа со школьниками – это проверенный временем способ внушения молодым поколениям глубокого понимания нашей силы и веры в планетарную устойчивость России. Работа по военно-патриотическому воспитанию в  школе идет по трем системообразующим направлениям:

1 направление. Воспитание на боевых традициях народа и Вооруженных Сил. Данное направление включает в себя следующие мероприятия: 

  1. Мероприятия по увековечиванию памяти павших в борьбе за независимость нашей Родины(создание стендов о жителях села погибших в годы ВОВ), вахта памяти,  проведение митингов и других патриотических мероприятий.
  2. Проведение  уроков Мужества, встреч с ветеранами Великой Отечественной войны, тружениками тыла, воинами афганцами, родителями учащихся проходившими службу в ВС РФ. Поздравление и выступление с концертами перед ветеранами труда.
  3. Празднование памятных дат, проведение выставок, викторин, конкурсов, просмотров видеофильмов.
  4. Проведение конкурсов военно-патриотической песни, а также других праздничных мероприятий (концертов) посвященных великим праздникам.

 

 

2 направление. Военно-спортивные игры.

      Прежде всего, это “Зарница”. “Зарница” оказывает положительное влияние на организационное укрепление коллектива класса, способствует развитию общественной активности детей, формирует качества, необходимые будущему воину, защитнику Родины.

       Не менее важную роль в военно-патриотическом воспитании играют месячники оборонно-массовой и спортивно-оздоровительной работы, военно-спортивные эстафеты, военно-спортивные праздники, День Защитника Отечества. Отработка с учащимися навыков преодоления элементов полосы препятствия, способствует развитию силы, ловкости, выносливости - качеств, необходимых будущему защитнику Родины. Команда нашей школы участвует в районных соревнованиях «Лыжня России», где неоднократно становились победителями и призерами соревнований. Активное участие команды нашей школы в районной военно-спортивной игре «Зарница» стало делом чести для наших ребят.

 

  

3 направление. Взаимосвязь школьного и воинского коллективов.

Работа по данному направлению осуществляется через  кружок ЮДП ,  встреч с военнослужащими и выпускниками школы прошедшими службу в ВС РФ.

     Защита Отечества это долг и обязанность гражданина РФ. Подготовка к службе в армии начинается в школе, на уроках ОБЖ, на внеклассных мероприятиях. Для того, чтобы познакомить будущих призывников с реалиями воинской службы были приглашены выпускники школы, которые прошли и проходят службу в армии. Чернобыль И.А. был призван в армию в 2007 году и сейчас продолжает службу по контракту. Он рассказал об особенностях службы на Северном Кавказе (служил в г. Ханкала, Грозном, сейчас служит в Республике Дагестан). Его младший брат Руслан  уже отслужил в армии, вернулся домой. Он рассказал об армейских буднях, об  особенностях службы в подразделении МЧС. Между учащимися школы и гостями были проведены соревнования по разборке сборке АК.

       В настоящее время три выпускника школы проходят службу по контракту. Арефьев В.В. и его племянник Арефьев Д.А..служат в ФСБ  (Дагестан). Четыре выпускника школы проходят срочную службу.

 

      Не умаляя роли внеклассной и внешкольной работы с учащимися по военно-патриотическому воспитанию, считаю, что урок стоит во главе всего воспитательного процесса. Каждый общеобразовательный предмет объективно располагает большим патриотическим потенциалом. Специальный раздел в предмете ОБЖ – ОСНОВЫ ВОЕННОЙ СЛУЖБЫ призван закрепить  у обучающихся знания по допризывной подготовке, привести их в систему, дополнив новыми знаниями, научить применять на практике, полученные на уроках знания и умения – иными словами, сформировать умения и навыки военно-прикладного характера.

 

      Уроки по разделу ОВС являются особенным звеном в системе военно-патриотического воспитания школьников, так как охватывают, в отличие от других предметов, не весь контингент учащихся школы. Кроме того, программа ОВС предполагает не только военную подготовку, но и психологическую. Уроки носят как обучающий, так и воспитывающий, развивающий характер. Для обеспечения более полной реализации целей учебно-воспитательного процесса необходимо наличие стендов по основам военной службы. В нашей школе имеется на 2 этаже имеются стенды о пограничной службе. В школьном музее имеется уголок боевой славы где оформлены стенды о жителях села погибших в годы войны, о ветеранах ВОВ.

 

4 направление. Военно-патриотическое воспитание на уроках физической культуры

и во внеурочное время учащихся

    Физическая культура и спорт обладают огромным воспитательным потенциалом , являются одним из мощнейших механизмов формирования таких мировоззренческих оснований личности как гражданство и патриотизм, и рассматривается как спортивно-патриотическое воспитание. Также физкультура и спорт является одним из эффективнейших средств профилактики заболеваний, укрепления здоровья и поддержания высокой работоспособности человека. Обязательными задачами физической подготовки является: формирование здорового образа жизни; гармоничное физическое и духовное повышение психологической устойчивости возможности функционирования организма к воздействию неблагоприятных факторов; развитие и постоянное совершенствование выносливости, силы, быстроты и ловкости; развитие специальных качеств (целеустремлённость, соперничество) цель спортивно-патриотического воспитания развитие у детей и молодёжи гражданственности и патриотизма, как важнейших духовных, социально значимых ценностей. Прикладная физическая подготовка в 10-11 классах включает передвижение по пересечённой местности кроссовый бег, лыжные гонки, преодоление препятствий (бег с преодолением различных препятствий индивидуально, в составе группы). Силовая подготовка (подтягивание, сгибание и разгибание рук в упоре лёжа, поднятие и переноска тяжестей, элементы акробатики и групповые акробатические упражнения. Особенно важно для общества воспитание физически здорового ребенка, умеющего адаптироваться в современных жизнен Воспитанию патриотизма прежде всего способствуют мероприятия посвященные       Дню Победы. Каждый год наши учащиеся участвуют в легкоатлетическом пробеге, где занимают призовые места. Эффективным средством патриотического воспитания учащихся является смотры  строя и песни. Готовясь к ним, школьники разучивают патриотические песни и девизы. Такая совместная работа сплачивает классные коллективы , воспитание чувства долга. Посещение пограничной заставы, у учащихся школы создается первичное впечатления  понятие о службе в Вооружённых силах.   

 

          Данная система военно-патриотического воспитания  реально помогает управлять процессом подготовки обучающихся к защите Родины, придает всей проводимой работе системность, последовательность и целенаправленность, обеспечивает преемственность в организации и развитии военно-патриотической деятельности школьников. Понимая всю сложность вопроса патриотического воспитания, я считаю, что школа должна принять на себя основную нагрузку по патриотическому воспитанию подрастающего поколения, ведь именно здесь наше будущее, будущее нашей Родины. Воспитание гражданина – патриота стратегическая цель школы, б ыла, есть и будет. Патриотическое сознание наших граждан остается важнейшей ценностью, одной из основ духовно – нравственного единства общества. Воспитать человека любящим свою землю, свой народ, быть готовым к защите своей Родины – очень непростая задача. Но она, безусловно, осуществима, если мы, педагоги, будем выполнять ее с любовью и добротой, не забывая мудрых слов: “Ученик – это не сосуд, который нужно наполнить знаниями, а факел, который нужно зажечь!”

      От того, как будет поставлена работа по патриотическому воспитанию во всех школах нашей страны, и зависит во многом выполнение этой сложной проблемы современной жизни. Очень хотелось, чтобы  система военно-патриотического воспитания была постоянно действующей и направленной на конечный результат – воспитывать гражданина – патриота своей страны. Вся работа, проводимая по военно-патриотическому воспитанию, дает свои положительные результаты. За последние годы не один выпускник нашей школы не пытался уклониться от службы в Вооруженных Силах России.

Любовь к Родине – это проявление патриотизма,

 

а защита Отечества – это долг и обязанность патриота.

comments powered by HyperComments
Пожалуйста, подождите.
x