Статья Вокал. Автор: Елена Георгиевна Чередниченко

Автор: Елена Георгиевна Чередниченко
Структура занятия в вокальном ансамбле.


Автор: Елена Георгиевна Чередниченко

Структура занятия в вокальном ансамбле «Семь Нот».

 

В занятиях по вокалу большая роль принадлежит объяснениям педагога, которые сопровождают всякий показ и упражнения. Словесные объяснения дополняют слуховые впечатления от показа голосом, уточняют двигательный образ при показе мышечных приемов, помогают осознать цель, к которой следует стремиться. Педагоги часто прибегают к сравнениям и образным уподоблениям. Они допустимы, если хорошо понятны ученику и вызывают нужные ответные действия.

Для успешного формирования полезных певческих навыков педагог использует все возможные пути:

- целесообразный подбор педагогического материала для развития голоса и наиболее полезных фонетических упражнений;

- показ голосом;

- показ нужных мышечных движений;

- словесное объяснение.

Какой из этих путей, в каждом конкретном случае, будет ведущим - подскажет наблюдательность педагога, особенности склада ученика и его способности.

Специфика вокального занятия с детьми младшего школьного возраста определяет его структуру.

 

1. Настройка голосового аппарата (распевание должно занимать не менее 15 минут), в зависимости от индивидуальных условий урока (состояние голосового аппарата и т. д.).

Распевание, представляет собой одну из важнейших частей работы по воспитанию певческих навыков. Работа строится на специальных упражнениях, которые подбираются соответственно возрасту, педагогическим задачам и уровню музыкального развития детей.

Вокальные упражнения являются целенаправленными, повторяемыми действиями (пение различного музыкального материала), организованные учителем, в процессе которых происходит совершенствование певческих навыков.

Следует лишь отметить, что повторяемость, как характерная черта упражнения, имеет некоторое отличие от тех упражнений, которые описываются в общей педагогике. В вокальной и музыкальной педагогике повтор упражнения, как правило, осуществляется при условии постановки педагогом для учащегося каждый раз новой задачи. Чисто механическое повторение, хотя и осознанное, которое, например, необходимо для выработки навыка письма для вокального упражнения неприемлемо.

Выбор вокальных упражнений осуществляется по определенным критериям:

- чётко поставленная цель;

- обоснованность, уместность использования данного упражнения применительно к данному ученику;

- эффективность;

- здоровьезатратность.

Как правило, любое упражнение сопровождается показом учителя. Однако в случае, когда педагог сам находится в неправильном режиме голоса, такой показ вреден для голоса ученика.

Учитывая специфику деятельности детей младшего школьного возраста, желательно, чтобы упражнение содержало элементы игры. Разнообразить его, можно используя различные динамические и ритмические оттенки.

 

2. Формирование навыков рационального произношения.

Как в речи, так и в пении, произносимые слова должны быть четкими по произношению, выразительными и достаточно громкими. Необходима хорошая дикция, то есть четкое, ясное произношение слов. Чтобы добиться хороших результатов, надо работать над усовершенствованием артикуляционного аппарата, разрабатывать его технические возможности.

Главное условие работы артикуляционного аппарата это естественность и активность. Удобство и свобода речи - это нормальная жизненная манера, но не манерность. Естественность и активная свобода, это и есть суть рационального произношения. Активизация не должна создавать новых зажатий.

Также большим помощником в работе над формированием естественного и удобного звукоизвлечения является зеркало, так как многие зажатия отражаются не только в звуке, но и на лице поющего и говорящего.

се эти приемы способствуют формированию навыков рационального произношения.

 

3. Закрепление полученных навыков на произведении в процессе исполнения.

Принцип подбора вокального репертуара:

- выбор репертуара с учетом возрастных особенностей солиста;

- соответствие произведения голосовым возможностям ребенка (учет диапазона);

- соответствие произведения характеру исполнителя;

- соответствие его внешним данным.

Для большей заинтересованности на данном этапе урока увеличивается разнообразие изучаемого музыкального репертуара, за счет использования различных видов художественных жанров (дуэты, трио, разыгрывание мини спектаклей, сценок), с учетом музыкальных вкусов, пристрастий, желаний обучающегося.

Для детей 7 - 11 лет очень важно, чтобы был виден результат их старания, они сильно расстраиваются из-за любых неудач. Успешные выступления, а так же интересные творческие занятия дают ребенку силы к дальнейшему совершенствованию. В этом возрасте огромную роль играет педагог, учитель для него идеал. Чем выше профессиональные качества преподавателя, чем выше его авторитет, тем к большему будет стремиться его ученик.

Следовательно, правильно выстроенный урок (занятие), а также разнообразие подходов к достижению цели, дает возможность педагогу значительно повысить эффективность формирования полезных певческих навыков у детей младшего школьного возраста в процессе занятий в вокальном ансамбле

 

Скачать работу
comments powered by HyperComments
Пожалуйста, подождите.
x