Вопросы преподавания астрономии в СПО в условиях введения ФГОС СОО | Карасева Ирина Александровна. Работа №206818
Автор: Карасева Ирина Александровна
Статья посвящена вопросам преподавания астрономии в условиях внедрения ФГОС СОО в средних специальных учреждениях
Вопросы преподавания астрономии в условиях введения ФГОС
В качестве обязательного для изучения учебного предмета «Астрономия» включается в содержание среднего общего образования в 2017 году и направлен на изучение достижений современной науки и техники, формирование основ знаний о методах, результатах исследований, фундаментальных законах природы небесных тел.
Астрономия хоть и была исключена и обязательных школьных предметов, но по-прежнему оставалась частью физической картины мира. Как правило представлялась в виде заключительных обобщающих занятий на уроках физики в конце учебного года за счет резервного времени. В учреждениях среднего профессионального астрономия «растворилась» в курсе естествознания, но при этом в гуманитарных профилях (Учебник Естествознание 11 класс Габриелян, Остроумов, Пурышева, Сладков, Сивоглазов; Учебник Естествознание 11 класс (часть 2) Алексашина, Галактионов, Орещенко) осталась в значительной фактологической базой.
После введения астрономии как обязательного учебного предмета его основным направлением делается на изучение достижений современной науки и техники, формирование основ знаний о методах, результатах исследований, фундаментальных законах природы небесных тел. И только на втором месте формирование современной естественнонаучной картины мира и раскрытие представлений о строении вселенной.
Основные вопросы связанные с введением астрономии можно объединить в группы:
Минимальное содержание по ФГОС
Наличие учебников, учебных пособий.
Обеспечение материально базы
Подготовка педагогических кадров
Федеральный стандарт достаточно полно раскрывает содержание предмета «Астрономия», но вместе с тем следует обратить внимание содержит следующие особенности:
Одной из ведущей целью выступает овладение навыками практического использования компьютерных приложений для определения звездного неба. А это значит, что преподавание предмета требует компьютерной техники и программного обеспечения, а не просто использование подвижной карты звездного неба в бумажном исполнении.
При рассмотрении солнечной системы не сделан акцент на изменениях, внесенных Международным астрономическим союзом в 2006 году по классификации астрономических объектов (например, Карликовые планеты).
Подробно должны рассматриваться астрономические законы, связанные с астрономическими исследованиями, а также рассмотрение гравитационных волн как источника информации о Вселенной.
Рассматриваются такие понятия как «Темная материя», «Коричневые карлики», «Экзопланета» и д.р.
На 2018 год допущены три учебника по астрономии для использования в образовательных учреждениях:
Чаругин В.М. Астрономия 10-11 классы (базовый уровень)
Б. А. Воронцов-Вельяминов, Е. К. Страут «Астрономия. Базовый уровень. 11 класс»
Алексеева Е. В. , Скворцов П. М. , Фещенко Т. С. , Шестакова Л. А. Астрономия. Общеобразовательная подготовка в учреждениях СПО
Каждый учебник прошел необходимую экспертизу и рекомендовано ФГБУ "ФИРО" или Министерства образования в качестве учебника для использования в образовательном процессе образовательных организаций. Учебники имеют актуальные переиздания и дополнены новыми исследованиями в области астрономии, в том числе имеют электронные приложения, электронную форму или активные Интернет-ресурсы.
Обеспечение материальной базы подразумевает 3 блока: Наглядные пособия, телескоп и оборудование для наблюдения, программное обеспечение по астрономии. Первый блок как правило легко приобретаем, может изготавливаться преподавателем самостоятельно и включает:
Наличие макетов (
Модель «Строение Земли»
, «Строение Солнечной системы»
,
Теллурий, «Солнце, Земля, Луна»
)
Карта звездного неба (настенная)
Пособие «Хронология развития отечественной космонавтики» (настенное)
Глобус звездного неба
Глобус Луны
Глобус Марса
Второй блок достаточно финансово затратный так как современные модели телескопов (Levenhuk Skyline PRO 90 MAK, Телескоп Levenhuk LabZZ T1, Телескоп Sky-Watcher Dob 10" (250/1200), Sky-Watcher BK P15012EQ3-2) имеют значительную цену, кроме того включают в себя дополнительные принадлежности такие как набор окуляров, линза Барлоу, набор фильтров, в том числе Солнечный и Лунный фильтр. Вместе с тем «старые» школы как правило обладают советскими вариантами малого школьного рефрактора, который может послужить основой для полевых наблюдений. Причем сами наблюдения с любым видом телескопа тоже трудно будет реализовать в силу действующих нормативно-правовых актов, а также длительных процедур согласования.
Третий блок включает программное обеспечение для использования на уроке здесь достаточно широкий спектр программ как бесплатных ( не уступающих по качеству!) и платных:
МКС Детектор – позволяет увидеть звездное небо и расположение искусственных спутников, в том числе МКС.
Solar Walk - можно посмотреть подборку образовательных фильмов о строении нашей звёздной системы.
Redshift – платная программа, которая позволяет приближаясь к планетам и спутникам увидеть их поверхность (!) и изучить всю Солнечную систему.
Planet’s Position- предназначено для расчёта положения планет на ночном небе.
Stellarium - в масштабе реального времени прорисовывает трехмерное фотореалистичное изображение неба, отображает звезды, созвездия, планеты; имеется карта созвездий со всеми их изображениями, дошедшими до нас от древних.
StarCalc - это быстрая астрономическая программа-планетарий, которая позволяет получать изображения звездного неба для любого момента времени и любой точки земного шара как для всей небесной полусферы целиком, так и для её увеличенной части.
Интересное место может занимать такая программа как SkySafari, которая позволяет изучать небесные объекты из любой точки земного шара в режиме дополненной реальности. Стоит навести смартфон на ту или иную часть неба, и вы увидите карту этого участка космоса: SkySafari ориентируется только по координатам и данным гироскопа.
Использование программного обеспечения подразумевает использование компьютеров и как правило кабинета информатики, интерактивной доски, что в свою очередь требует ИКТ грамотности педагога.
Подготовка кадров по особенностям введения предмета «Астрономия» организовано достаточно обширно как на региональном уровне, как например в Краснодарском крае так и на различных интернет ресурсах ООО «Инфоурок» и ООО «Издательство «УЧИТЕЛЬ» (УчМет) представлено множество различных вебинаров, курсов повышения квалификации и профессиональной переподготовки.
Введение предмета «Астрономия» предусматривает перестройку работы, как правило учителя физики, в методике преподавания данного предмета. Современная астрономия в процессе преподавания должна опираться на практическую деятельность с программным обеспечением, организацию непосредственных астрономических наблюдений и сочетания рассмотрения как исторической картины развития, так и современной терминологии. Вместе с тем остается не решенный вопрос об организации полевых – ночных наблюдений за астрономическими объектами с точки зрения правовой базы.
Достаточно широкую помощь учителю могут оказать региональные или городские клубы любителей астрономии, которые могут ликвидировать проблему с материальной базой по предмету. Информацию по спорным моментам или получить консультацию можно на крупнейшим в Росси интернет-портале «Астрофорум», в том числе по приобретению телескопов и использованию программного обеспечения.
Астрономия как образовательный предмет отвечает реалиям современного мира и его изучение позволяет сформировать осознание принципиальной роли астрономии в познании фундаментальных законов природы и формирования естественнонаучной картины современного мира.
Список литературы.
1. Методические рекомендации по введению учебного предмета «Астрономия« как обязательного для изучения на уровне среднего общего образования. Приложение к письму Минобрнауки РФ от 20 июня 2017 г. ТС-194/08
2. Приказ Минобрнауки России №506 от 07.06.2017г. "О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования РФ от 05.03.2004г. №1089"
3. Письмо Минобрнауки России №ТС-194/08 от 20.06.2017г. "Об организации изучения учебного предмета "Астрономия""