Воспитание человека-гражданина.

Автор: Рахматуллина Ольга Ивановна

Normal

0

false

false

false

RU

X-NONE

X-NONE

/* Style Definitions */

table.MsoNormalTable

{mso-style-name:"Обычная таблица";

mso-tstyle-rowband-size:0;

mso-tstyle-colband-size:0;

mso-style-noshow:yes;

mso-style-priority:99;

mso-style-parent:"";

mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt;

mso-para-margin-top:0cm;

mso-para-margin-right:0cm;

mso-para-margin-bottom:10.0pt;

mso-para-margin-left:0cm;

line-height:115%;

mso-pagination:widow-orphan;

font-size:11.0pt;

font-family:"Calibri","sans-serif";

mso-ascii-font-family:Calibri;

mso-ascii-theme-font:minor-latin;

mso-hansi-font-family:Calibri;

mso-hansi-theme-font:minor-latin;}

Развитие любого государства определяется рядом объективных факторов, особое среди которых занимают действующие в этом государстве законы.

В современных условиях глав­ным социальным и государствен­ным приоритетом становится воспитание человека-граждани­на. Государственная политика, провозгла­сившая гуманизм, приоритет об­щечеловеческих ценностей, вос­питание гражданственности, ува­жение к правам и свободам чело­века, любовь к окружающей природе, Родине, семье, обеспечиваю­щая защиту и развитие ребенка системой образования, закреплена Законом РФ «Об образовании» (разд. 1, ст. 2).

Особое внимание в этих доку­ментах уделяется реформирова­нию системы общественных от­ношений гражданского общества, воспитанию свободного гражда­нина, патриота страны и края. Авторы федеральных и регио­нальных программ отмечают, что познание родной природы, куль­туры, народных традиций, обычаев развивают в человеке ту нравственность и эмоциональную от­зывчивость, без которой невоз­можно полноценное становление человека-гражданина, человека-патриота.

Анализ комплексных и парци­альных программ дошкольного образования («Детство», «Радуга», «Истоки», «Золотой ключик», «Наследие», «Приобщение детей к истокам русской народной куль­туры»). Программа социального развития, позволила установить: задачи воспитания гражданственности как личност­ного образования в большей ча­сти из них не ставятся, но в оп­ределенной степени предполага­ется формирование знаний детей о культурных ценностях, народ­ном искусстве, частично затраги­вают и правовые проблемы. Тех­нологические аспекты реализа­ции  обозначенных программ включают различные средства, методы, формы организации де­тей в процессе приобщения к культуре русского и других на­родов нашей страны.

На наш взгляд, препятствием, затрудняющим процесс воспита­ния гражданственности детей дошкольного возраста, является отсутствие научно-обоснованной теоретической базы. Правомерность такого предпо­ложения подтверждается не только научными исследованиями, но и данными социологического опроса родителей и воспитателей дошкольных учреждений посред­ством анкетирования и индиви­дуальной беседы. Анкетирование показало, что 100%  признали актуальность воспита­ния гражданственности в совре­менных условиях; 90 — считают, что воспитание гражданственно­сти должно проходить и в семье, и в ДОУ, и 10% — «только в се­мье».

Немногочисленные исследова­ния по вопросу воспитания граж­данственности у дошкольников позволили определить сущност­ную характеристику данной про­блемы.

Гражданственность – это сложное понятие, отражающее социально-правовую, педагоги­ческую, социально-психологичес­кую, морально-этическую сферы взаимодействия человека с обще­ством. В аспекте личностного развития гражданственность нами рассматривается как интег­ральное качество, характеризую­щее человека сознательным и активным гражданином, выража­ющееся в высоконравственном гражданском долге, основанном на знании гражданских прав и обязанностей, в готовности тру­диться на общую пользу, в реши­мости и умении отстаивать общественные интересы.

Относительно дошкольного возраста основные показатели гражданственности определяются го трем структурным компонен­там: патриотизм, толерантность по отношению к представителям других наций и основы правово­го самосознания.

Основы гражданственности формируются в дошкольном воз­расте, одним из наиболее эффективных средств решения данно­го вопроса является народная культура.

Народная культура, или тради­ционная культура, нами рассмат­ривается как совокупность материальных и духовных ценностей, сдаваемых, хранимых, передава­емых народом из поколения в поколение.

Анкетирование, проведенное проблемам народной культуры, показало, что большая часть родителей и воспитателей не знают, такое народная культура, путают народные и христианские праздники, верят в приметы, но плохо их знают (примерно 90%).

Рассматривая воспитание граж­данственности как составную часть системы воспитания, мож­но выделить направления в со­держании работы: земледельчес­кий народный календарь, устное народное творчество, народные игры и праздники, народная иг­рушка, народное декоративно-прикладное искусство, семейно-бытовые праздники, мифы.

В земледельческом народном календаре целостно и зримо от­ражается теснейшим образом связанный с жизнью природы народный опыт хозяйственной деятельности. У каждого наро­да исторически сложился тра­диционный ход, образованный чередованием будней и праздни­ков. Он всегда зависит от кли­мата, природного ландшафта, ве­дущего типа сотрудничества с природой — собирательства, охоты, рыболовства, земледелия, оседлого или кочевого ското­водства и т.д.

Традиции русской народной культуры связаны с календарной обрядностью и являются симби­озом язычества и православия. Христианская культура, вобрав в себя множество языческих эле­ментов, обеспечивает культурную преемственность, что является необходимым условием «диало­га культур по горизонтали и вер­тикали.

Великолепно изобразительное прикладное мастерство каждо­го народа, связанное с праздника­ми и буднями: убранство жили­ща, предметы быта, орудия труда, традиционный национальный костюм.

Устное народное творчество или так называемый бытовой фольклор, включает все жанры, тес­но связанные с детским бытом и выполняет разные функции: колы­бельные песни, пестушки, потешки, прибаутки — воспитательную; считалки, жеребьевки, скороговор­ки, сказки, страшилки, заклички, приговоры, обрядовые песенки.

Народные игрушки сопровож­дали человека на протяжении всей жизни — от рождения до смерти. Некоторые из них стано­вились амулетами, оберегами. Игрушка, выполненная мастера­ми с любовью к детям, искренне отражала все стороны народной жизни: верования, быта, культу­ры, моды, военного дела, техники и т.п. Многофункциональность народной игрушки, которая с самого начала выполняла не­сколько ролей (забава для детей - крашение, праздничный подарок, свадебный атрибут), сделала ее одним из важнейших средств воспитания, с помощью которо­го старшее поколение могло пе­редать, а младшее — принять и сохранить важную часть накоп­ленного общественного опыта.

Семейно-бытовые праздники рас­крывают традиции семейной жизни народа и представляют собой целый комплекс разных форм и видов хозяйственного труда, нераздельно связанного с рукотворным и нерукотворным искусством: традиционная наци­ональная кухня, жилище, домаш­няя утварь и убранство, костюм, песни, пляски, сказки.

Обряды и обычаи, связанные со строительством дома, предназ­наченного для жизни в нем боль­шой семьи из нескольких поко­лений, естественно перекликают­ся по своему глубокому смыслу с обрядами и обычаями жизнен­ного цикла: рождения человека, его всестороннего воспитания в младенчестве, детстве, отрочестве, юности, вплоть до преклонного возраста и кончины. Все обряды и обычаи жизненного цикла яв­ляются школой семейной этики и психологии с ее уроками любви, доброты, заботы, долга, мудрости, терпения и милосердия.

Опыт осмысления народом своей истории отражается, в пер­вую очередь, в мифах. Народная память о каждом историческом этапе и оценка его с точки зре­ния значимости для Отечества отражается в названиях многих природно-культурных достопри­мечательностей родного края.

Выше обозначенные элементы народной культуры (традиции, фольклор, славянские мифы)  способствуют становлению важ­нейших личностных качеств: пат­риотизм, толерантность, правовое осознание. Работа   по   формированию гражданственности у дошкольников основана на следующих принципах:

? близости, объективности, до­йности, эмоциональной насы­щенности, постепенного усложнения

материала;

? природно-климатичес­ких и культурно-исторических ценностей региона;

? исторической последователь­ности обобщающих факторов, организация работы с детьми строится на основе методологи­ческих подходов:

? комплексного, позволяющего в практике приобщения детей к народной культуре решать задачи разных разделов воспитания: художественно-эстетического, экологического, валеологического, нравственного, трудового, физи­ческого и др.;

? личностно-ориентированного, предполагающего учет возраст­ных и индивидуальных особен­ностей детей в соответствии с поставленными целями и задача­ми, что дает им возможность проявить свою активность и индивидуальность;

? деятельностного, позволяю­щего ребенку применять получен­ную информацию в разных ви­дах деятельности: речевой, игро­вой, музыкальной, коммуникатив­ной, экспериментальной, двига­тельной и т.д.

Нами были определены пока­затели гражданственности у детей разных возрастных групп. Все показатели гражданственности соотнесены с основными сферами личностного развития: с когни­тивной — знания об элементах народной культуры, ее значении в жизни человека, об основах пра­вовой культуры и культуры меж­национального общения; эмоци­онально-чувственной — наличие интереса к народной, правовой, этнической культуре, потребности в использовании ее элементов в собственной деятельности; пове­денческой — овладение способами поведения, отражающими специ­фику народной, правовой и этни­ческой культуры в разных видах деятельности (речевой, двигатель­ной, игровой и т.д.).

         Проведенный ретроспектив­ный анализ показал, что народная культура может быть использо­вана как наиболее эффективное средство в становлении основных компонентов гражданственности (патриотизма, толерантности, пра­вовой воспитанности — как интегративного личностного обра­зования дошкольников) детей дошкольного возраста.

По отношению к когнитивно­му компоненту гражданственно­сти в качестве основных крите­риев оценки нами использованы объем и аргументированность знаний. По отношению к эмоци­онально-чувственному компо­ненту — выраженность эмоцио­нальных проявлений и устойчи­вость проявления интереса. По отношению к поведенческому компоненту - инициированность и самостоятельность вы­полняемых действий.

В экспериментальном исследо­вании определена роль педагогов и родителей в процессе воспита­ния гражданственности средства­ми народной культуры в детском саду и семье.

Практическая значимость ис­следования заключается в разра­ботке и экспериментальной ап­робации содержания и технологии использования народной культуры в процессе становления гражданственности детей до­школьного возраста.

Выводы

1. Формирование гражданствен­ности у детей при приобщении их к культуре народа, традициям особенно значимо в дошкольном детстве, так как именно в этом возрасте закладываются основ­ные формы поведения человека, будущего продолжателя рода.

2. Содержательные компонен­ты гражданственности включа­ют в себя знания об элементах народной культуры, ее значении в жизни человека, об основах правовой культуры и культуры межнационального общения, ин­терес к народной, правовой, этни­ческой культуре, потребность в использовании ее элементов в собственной деятельности, спо­собы поведения, отражающие специфику народной, этнической правовой культуры в разных видах деятельности (речевой, двигательной, игровой, коммуни­кативной и т.д.).

3. Процесс становления граж­данственности в дошкольных образовательных учреждениях обеспечивается использованием технологий, способствующих развитию когнитив­ной, эмоционально-чувственной и поведенческой сфер личности.

4. Народная культура является оптимальным средством станов­ления гражданственности, так как

содержит возможности формиро­вания патриотизма, толерантности и основ правового самосознания.

5. Эффективность использова­ния народной культуры в педа­гогическом процессе предопреде­ляется многими условиями, особое место среди которых занимают:

? организация педагогического процесса в соответствии с мето­дологическими подходами: куль­турологическим, аксиологичес­ким, комплексным, деятельност-ным и др.;

? включение в содержание ра­боты с детьми различных ком­понентов народной культуры, доступных детям дошкольного возраста: земледельческий ка­лендарь, устное народное твор­чество, народные игры и праз­дники, народная игрушка, на­родное декоративно-приклад­ное искусство, семейно-бытовые обряды, мифы, оказывающие позитивное влияние на станов­ление патриотизма, толерантно­сти, правовой воспитанности как структурных компонентов гражданственности;

? целостность программ и тех­нологий;

? комплексность использова­ния всех ее структурных компо­нентов;

? наличие дидактического со­провождения;

? личностная гражданская по­зиция и профессиональная ком­петентность педагогов;

? тесное сотрудничество с се­мьей и другими социальными институтами воспитания.

comments powered by HyperComments
Пожалуйста, подождите.
x