Воспитание экологической культуры у детей дошкольного возраста. | Концова Оксана Сергеевна, Константинова Ольга Константиновна. Работа №207609
Автор: Концова Оксана Сергеевна, Константинова Ольга Константиновна
Человек является частью окружающего мира и подчиняется общим закономерностям развития. У людей, живущих в современном обществе, множество проблем. Но, пожалуй, одной из самых острых и насущных является проблема сохранения окружающей среды. Будущее человечества зависит от уровня экологической
Человек является частью окружающего мира и подчиняется общим закономерностям развития. У людей, живущих в современном обществе, множество проблем. Но, пожалуй, одной из самых острых и насущных является проблема сохранения окружающей среды. Будущее человечества зависит от уровня экологической культуры каждого человека, его компетентного участия в их решении. В этих условиях экологическое образование во всех его звеньях приобретает приоритетное значение.
Мы рождены природой. На протяжении многих столетий на всей планете люди жили в тесном контакте с ней: она давала им кров и пропитание, лекарства и защиту, В те времена человек боготворил природу и вынужден был так строить свои взаимоотношения с ней, чтобы сохранить необходимые ресурсы.
К сожалению, в наше время эта связь утеряна. Сегодня мы, городские жители, воспринимаем природу как нечто отдаленное с экранов телевизоров: домашних животных нам заменяют “тамагочи”, свежий запах луга – кондиционеры. Мы часто задаём себе вопрос: почему собственно взрослые так спешат уподобить себе детей? Разве мы так уж счастливы и довольны собой? Ведь ребенок со своим стремлением учиться, с неутомимым любопытством и с изобретательным, творческим воображением получает радость и удовлетворение от соприкосновения с природой. Человек, невидящий красоты природы хуже, чем слепой: у него слепота души, а от того, у кого слепа душа, не жди доброты и честности, преданности и мужества. Поэтому мы стремимся во время заметить и поддержать у детей познавательный интерес на самых простых примерах, окружающих маленьких горожан в их повседневной жизни. Ведь, если мы, взрослые, сумеем показать и объяснить малышам красоту и самоценность живой и неживой природы, если они поймут, что полноценных эмоциональных заменителей живого не существует, если будем, терпеливы и внимательны к десяткам детских вопросов, – будущее не покажется нам безнадежным. Значит главное - помочь ребенку увидеть мир, пережить вместе с ним красоту, вселить в него уверенность в своих силах и зажечь огонек творчества и радости жизни. Это определило наш выбор приоритетного направления педагогической деятельности с детьми - воспитание экологической культуры.
Экологическое воспитание – это, прежде всего воспитание человечности, доброжелательности, эмоциональной отзывчивости детей и их интереса к окружающему миру.
Многолетнее накопление теоретического и практического материала, а так же апробирование его в работе с детьми 4 – 7- летнего возраста позволило создать модульную технологию формирования начал экологической культуры, основная цель, которой – воспитание с первых лет жизни гуманной, социально активной, творческой личности, способной понимать и любить окружающий мир, природу и бережно относиться к ним.
В ходе работы решаются следующие задачи:
Совершенствование эмоциональной сферы личности, культуры воспитания.
Пробуждение познавательной деятельности, образного и творческого мышления.
Формирование социально – волевой сферы личности, культуры общения и поведения.
Воспитание экологического сознания, нравственного отношения к миру.
Хотелось бы поделиться некоторыми методами и приёмами, которые мы используем в работе с детьми по воспитанию экологической культуры у детей дошкольного возраста.
Почти ежедневно проводим экологические минутки. Их цель - создание проблемных ситуаций или моделирование биоцинозов
Речевая логическая задача - это рассказ – загадка, в данном случае о природе, которая способствует:
Развитию самостоятельности мышления и гибкости ума.
Совершенствованию монологической речи детей.
Поддержанию интереса у детей к природе, развитию наблюдательности.
Чтобы дети могли правильно решить любую по сложности речевую задачу, используем различные игровые задания: экотренинги, проблемные ситуации.
Например “Почему деревья белые”
“Пришла я к знакомому садовнику в гости. Вышли мы в сад, посидеть на скамеечке. А вокруг нас деревья белые – белые. Весна на дворе, солнце пригревает, а деревья, будто снегом покрыты – белые стоят. Кто догадается, в какой сад мы попали? Почему деревья белые?”
Очень важно предоставить ребенку возможность не только обобщать, но и выразить свой эмоционально – познавательный опыт, а это, возможно, осуществить через моделирование биоцинозов. Биоциноз – это совокупность всех живых организмов, обитающих на данной территории. С помощью моделирования можно установить закономерности природных явлений, не проводя экспериментов, а так же решить ряд экологических задач в игровой и доступной для детей форме.Перед вами биоциноз зимнего леса, где объекты помещены в нетипичное положение (рыжая белка, серый заяц, насекомые, птицы, растения).