ВОСПИТАНИЕ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВКУСА ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. ☼
Автор: Бублик Любовь Михайловна
ВОСПИТАНИЕ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВКУСА ДЕТЕЙ
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
«Воспитанный человек – это человек,
который умеет себя вести».
С.И.Ожегов.
Человек будущего должен быть созидателем, личностью с развитым чувством красоты и активным творческим началом. Как пишет один из крупнейших представителей английской теоретической мысли Херберт Рид, - « Я убеждён, что никогда до сих пор в мировой истории художественного воспитания не было так важно, как теперь и как оно будет, важно для грядущих лет… Я не хочу сказать, что художественное воспитание разрешит все проблемы. Но я думаю, что мы не можем сохраниться как цивилизованная нация, не развивая в значительной мере эстетический элемент жизни».
Воспитанность человека, его хорошие манеры, его уважение к другим людям и к самому себе начинается в детстве. Ребенок чрезвычайно подражателен и усваивает те модели поведения, которые в нем закладывает его семья. Эстетика повседневной жизни включает в себя такие понятия, как эстетика отношений, эстетика поведения, эстетика обстановки и одежды. Воспитание у детей общей культуры, вежливости, навыков личной гигиены, умения поддерживать убранство квартиры, красиво одеваться существенно влияет на эстетическое развитие.
Основой эстетики повседневной жизни является эстетика отношений между людьми и прежде всего между членами семьи. Если изо дня в день ребенок наблюдает грубость, обман и безразличие, если родители заняты своей работой, если ребенок в семье не видит ярких красок жизни, как бы ни старалась школа и педагоги, - помочь ребенку увидеть красоту мира и доброту окружающих его людей трудно. Если в семье уважительные взаимоотношения между взрослыми, то от ребенка можно ожидать, что он так же будет вести себя со своими сверстниками и окружающими.
Не менее важной стороной эстетики повседневной жизни является эстетика поведения, в состав которой входят такие понятия как культура поведения, красивая походка, осанка, манеры, жесты и мимика.
К сожалению, на осанку детей и походку родители не всегда обращают внимание. Только тогда, когда врач обнаруживает у ребенка искривление позвоночника, родители начинают проявлять беспокойство. Сутулость создает впечатление некрасивой осанки и походки.
Громкий, вызывающий смех, хихиканье, визг являются признаком низкого эстетического вкуса. Черствость ребенка, его равнодушие к сверстникам и взрослым, передразнивание товарищей, грубые манеры делают его некрасивым. Отмеченные недостатки в поведении, повторяясь, закрепляются и переходят в привычки. Важно, чтобы родители с самого раннего возраста уделяли большое внимание эстетике их поведения. Во время общения с детьми и окружающими, чтение книг через жесты, манеры, мимику надо воспитывать в детях естественность, простоту и чувство меры.
В эстетике повседневной жизни немаловажное значение имеет эстетика обстановки и быта. Первые предметы, с которыми встречается ребенок,— это игрушки, они вводят его в мир красок и звуков. Дети уже в раннем возрасте могут воспринимать все красивое, изящное. Окружающий мир открывается перед ребенком жилищем семьи. Важно, чтобы глаз его радовали опрятность, чистота, порядок, чтобы дети находились в квартире со вкусом обставленной. Но надо стремиться к тому, чтобы квартира отличалась простотой и удобством обстановки. Со временем убранство квартиры, устройство быта обретут в глазах ребенка смысл и окажут влияние на воспитание у него хорошего вкуса.
Детский труд может служить одним из средств эстетического воспитания. Родители должны привлекать детей к участию в наведении чистоты и порядка. В каждой семье есть все предпосылки для создания благоприятной трудовой обстановки, способствующей формированию хороших вкусов и привычек у детей.
Воспитывать эстетический вкус детей к умению одеваться — это значит, умение соблюдать строгость и простоту линий, сочетать цвета одежды и обуви, а также поддерживать чистоту и опрятность. Умение со вкусом и модно деваться не значит, много разной, дорогой одежды. Нужно педагогически разумно доносить до сознания детей, что можно быть одетым модно, но безвкусно, вызывая иронию и недоумение окружающих. Изящество одежды часто характеризуется общим уровнем воспитанности, культуры. Родители должны предостеречь детей от преувеличенного внимания к нарядам, не должны покупать для детей дорогие вещи. Наряд, подобранный для ребенка со вкусом предполагает не только современность покроя, но и соответствие возрасту.
Эстетические чувства человека - эстетика отношений, эстетика поведения, эстетика обстановки и одежды формируются во взаимосвязи с человеческими взаимоотношениями, на основе представлений о совершенстве, гармонии и красоте, следование которым обеспечивает определенный комфорт, благополучие и взаимопонимание.
Взрослые и дети постоянно сталкиваются с художественными, нравственными, эстетическими явлениями. В сфере духовной жизни, повседневного труда, общения с искусством и природой, в быту, в межличностном общении – везде прекрасное и безобразное, трагическое и комическое играют существенную роль.
«Художественно-эстетическое воспитание – это процесс целенаправленного воздействия средствами искусства на личность, благодаря которому у детей формируется художественно-эстетические чувства и вкус, любовь к искусству, умение понимать его, наслаждаться им и способность по возможности творить в искусстве, деятельности и игре. Общаясь с явлениями искусства, ребёнок, так или иначе, эстетически и художественно развивается.
Существуют различные определения понятий «художественно-эстетического воспитания»:
это процесс целенаправленного воспитания чувства прекрасного;
это формирование способности воспринимать и видеть красоту в искусстве и жизни, оценивать её;
задача художественно эстетического воспитания и развития заключается в формировании художественного вкуса;
развитие способности к самостоятельному творчеству и созданию прекрасного.
Основной целью дошкольного воспитания является целостное развитие личности. Выделяем следующие задачи:
? Развивающие задачи предусматривают развитие психических процессов – эстетического сознания, памяти, творческого воображения; развитие интеллектуальных и познавательных способностей ребёнка; эмоциональных, творческих, художественно-эстетических качеств ребёнка.
? Воспитательные задачи заключаются в формировании у ребёнка художественного вкуса, эстетического сознания произведений искусства, в воспитании интереса и потребности к ручному художественному творчеству.
? Образовательные задачи выражаются в знакомстве с произведениями искусства (живописи, графики, скульптуре), в обучении различным видам творчества.
? Практические задачи заключаются в овладении ребёнком ручных умений работать с красками, бумагой, пластилином, клеем; в творческих умениях создавать продукты ручного творчества.
Эстетические и художественные чувства, так же как и моральные, не являются врождёнными. Они требуют специального обучения, воспитания, применения различных игровых технологий. Что же подразумевает под собой термин игровая технология - это, совокупность всех видов и подвидов игр, используемых с целью формирования многообразных детских культур. Существует несколько компонентов игровых технологий:
1. Игровой мотив (побуждение к действию).
2. Игровой сюжет (ситуация).
3. Игровой персонаж.
4. Игровой характер деятельности.
5. Игровой атрибут.
6. Дидактические игры.
7. Предметно-игровая среда.
8. Условия для развития творчества.
9. Игровое обсуждение результатов.
Реализуя полноценное эстетическое воспитание и развитие ребёнка, взрослый обеспечивает в будущем становление такой личности, которая будет сочетать в себе духовное богатство, истинные эстетические качества, нравственную чистоту и высокий интеллектуальный потенциал.