ВОСПИТАНИЕ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВКУСА ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

Автор: Бублик Любовь Михайловна

ВОСПИТАНИЕ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВКУСА ДЕТЕЙ

 ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

«Воспитанный человек – это человек,

который  умеет себя вести».

С.И.Ожегов.

   Человек будущего должен быть созидателем, личностью с развитым чувством красоты и активным творческим началом. Как пишет один из крупнейших представителей английской теоретической мысли Херберт Рид, - « Я убеждён, что никогда до сих пор в мировой истории художественного воспитания не было так важно, как теперь и как оно будет, важно для грядущих лет… Я не хочу сказать, что художественное воспитание разрешит все проблемы. Но я думаю, что мы не можем сохраниться как цивилизованная нация, не развивая в значительной мере эстетический элемент жизни».

     Воспитанность человека, его хорошие манеры, его уважение к другим людям и к самому себе начинается в детстве. Ребенок чрезвычайно подражателен и усваивает те модели поведения, которые в нем закладывает его семья. Эстетика повседневной жизни включает в себя такие понятия, как эстетика отношений, эстетика поведения, эстетика обстановки и одежды. Воспитание у детей общей культуры, вежливости, навыков личной гигиены, умения поддерживать убранство квартиры, красиво одеваться существенно влияет на эстетическое развитие.

Основой эстетики повседневной жизни является эстетика отношений между людьми и прежде всего между членами семьи. Если изо дня в день ребенок наблюдает грубость, обман и безразличие, если родители заняты своей работой, если ребенок в семье не видит ярких красок жизни, как бы ни старалась школа и педагоги, - помочь ребенку увидеть красоту мира и доброту окружающих его людей трудно. Если в семье уважительные взаимоотношения между взрослыми, то от ребенка можно ожидать, что он так же будет вести себя со своими сверстниками и окружающими.

Не менее важной стороной эстетики повседневной жизни является эстетика поведения, в состав которой входят такие понятия как культура поведения, красивая походка, осанка, манеры, жесты и мимика.

К сожалению, на осанку детей и походку родители не всегда обращают внимание. Только тогда, когда врач обнаруживает у ребенка искривление позвоночника, родители начинают проявлять беспокойство. Сутулость создает впечатление некрасивой осанки и походки.

Громкий, вызывающий смех, хихиканье, визг являются признаком низкого эстетического вкуса. Черствость ребенка, его равнодушие к сверстникам и взрослым, передразнивание товарищей, грубые манеры делают его некрасивым. Отмеченные недостатки в поведении, повторяясь, закрепляются и переходят в привычки.  Важно, чтобы родители с самого раннего возраста уделяли большое внимание эстетике их поведения. Во время общения с детьми и окружающими, чтение книг через жесты, манеры, мимику надо воспитывать в детях естественность, простоту и чувство меры.

В эстетике повседневной жизни немаловажное значение имеет эстетика обстановки и быта. Первые предметы, с которыми встречается ребенок,— это игрушки, они вводят его в мир красок и звуков. Дети уже в раннем возрасте могут воспринимать все красивое, изящное. Окружающий мир открывается перед ребенком жилищем семьи. Важно, чтобы глаз его радовали опрятность, чистота, порядок, чтобы дети  находились в квартире со вкусом обставленной. Но надо стремиться к тому, чтобы квартира отличалась простотой и удобством обстановки. Со временем убранство квартиры, устройство быта обретут в глазах ребенка смысл и окажут влияние на воспитание у него хорошего вкуса.

 Детский труд может служить одним из средств эстетического воспитания. Родители должны привлекать детей к участию в наведении чистоты и порядка. В каждой семье есть все предпосылки для создания благоприятной трудовой обстановки, способствующей формированию хороших вкусов и привычек у детей.

Воспитывать эстетический вкус детей к умению одеваться — это значит, умение соблюдать строгость и простоту линий, сочетать цвета одежды и обуви, а также поддерживать чистоту и опрятность. Умение со вкусом и модно деваться не значит, много разной, дорогой одежды. Нужно педагогически разумно доносить до сознания детей, что можно быть одетым модно, но безвкусно, вызывая иронию и недоумение окружающих. Изящество одежды часто характеризуется общим уровнем воспитанности, культуры. Родители должны предостеречь детей от преувеличенного внимания к нарядам, не должны покупать для детей дорогие вещи. Наряд, подобранный для ребенка со вкусом предполагает не только современность покроя, но и соответствие возрасту.

Эстетические чувства человека - эстетика отношений, эстетика поведения, эстетика обстановки и одежды формируются во взаимосвязи с человеческими взаимоотношениями, на основе представлений о совершенстве, гармонии и красоте, следование которым обеспечивает определенный комфорт, благополучие и взаимопонимание.

Взрослые и дети постоянно сталкиваются с художественными, нравственными, эстетическими явлениями. В сфере духовной жизни, повседневного труда, общения с искусством и природой, в быту, в межличностном общении – везде прекрасное и безобразное, трагическое и комическое играют существенную роль.

«Художественно-эстетическое воспитание – это процесс целенаправленного воздействия средствами искусства на личность, благодаря которому у детей формируется художественно-эстетические чувства и вкус, любовь к искусству, умение понимать его, наслаждаться им и способность по возможности творить в искусстве, деятельности и игре. Общаясь с явлениями искусства, ребёнок, так или иначе, эстетически и художественно развивается.

Существуют различные определения понятий «художественно-эстетического воспитания»:

ВОСПИТАНИЕ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВКУСА ДЕТЕЙ   ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.    это процесс целенаправленного воспитания чувства прекрасного;

ВОСПИТАНИЕ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВКУСА ДЕТЕЙ   ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.     это формирование способности воспринимать и видеть красоту в искусстве и жизни, оценивать её;

ВОСПИТАНИЕ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВКУСА ДЕТЕЙ   ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.    задача художественно эстетического воспитания и развития заключается в формировании художественного вкуса;

ВОСПИТАНИЕ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВКУСА ДЕТЕЙ   ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.     развитие способности к самостоятельному творчеству и созданию прекрасного.

    Основной целью дошкольного воспитания является целостное развитие личности.  Выделяем следующие задачи:

? Развивающие задачи предусматривают развитие психических процессов – эстетического сознания, памяти, творческого воображения; развитие интеллектуальных и познавательных способностей ребёнка; эмоциональных, творческих, художественно-эстетических качеств ребёнка.

? Воспитательные задачи заключаются в формировании у ребёнка художественного вкуса, эстетического сознания произведений искусства, в воспитании интереса и потребности к ручному художественному творчеству.

? Образовательные задачи  выражаются в знакомстве с произведениями искусства (живописи, графики, скульптуре), в обучении различным видам творчества.

? Практические задачи заключаются в овладении ребёнком ручных умений работать с красками, бумагой, пластилином, клеем; в творческих умениях создавать продукты ручного творчества.

   Эстетические и художественные чувства, так же как и моральные, не являются врождёнными. Они требуют специального обучения, воспитания, применения различных игровых технологий. Что же подразумевает под собой термин игровая технология - это, совокупность всех видов и подвидов игр, используемых с целью формирования многообразных детских культур. Существует несколько компонентов игровых технологий:

1.     Игровой мотив (побуждение к действию).

2.     Игровой сюжет (ситуация).

3.     Игровой персонаж.

4.     Игровой характер деятельности.

5.     Игровой атрибут.

6.     Дидактические игры.

7.     Предметно-игровая среда.

8.     Условия для развития творчества.

9.     Игровое обсуждение результатов.

      Реализуя полноценное эстетическое воспитание и развитие ребёнка, взрослый обеспечивает в будущем становление такой личности, которая будет сочетать в себе духовное богатство, истинные эстетические качества, нравственную чистоту и высокий интеллектуальный потенциал.

 

 

comments powered by HyperComments
Пожалуйста, подождите.
x