Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 19.04
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Воспитание граждан правового демократического государства. кратического | Медведева Елена Владимировна. Работа №240466

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Автор: Медведева Елена Владимировна
 

     Аннотация: формирование правовой культуры у старших дошкольников.

Воспитание граждан правового демократического государства.

 

Медведева Елена Владимировна

воспитатель

МБДОУ №212 «Городок»

г. Красноярск, Россия

 

 

 

Аннотация: формирование правовой культуры у старших дошкольников.

 

Одним из важнейших условий развития общества является воспитание граждан правового демократического государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью, проявляющих уважительное отношение к языкам, традициям, культуре других народов.

Сегодняшние дети – это наше будущее, это будущее нашей страны. А дети без прав – Россия без будущего.

С самого раннего детства каждый ребенок – личность с индивидуальными чертами характера, способностями, желаниями. И это у каждого по-разному проявляется. Желание самоутвердиться, удовлетворить свои желания любыми способами с одной стороны и недостаточность знаний и опыта общения с другой стороны приводят к противоречию. И ключом разрешения противоречия считаю просвещение самих детей, знакомство их с правами человека, умению строить отношения с другими людьми, готовить к достойной жизни в обществе.

Я испытываю особую тревогу за маленьких граждан, за их дальнейшую судьбу. Поэтому считаю для себя важным обеспечить каждому ребенку оптимальные условия развития индивидуальных способностей, возможности саморегуляции вне зависимости от его психофизических особенностей, индивидуальных различий, помочь детям увидеть ценность прав, показать их социальную роль, научить ребят правовыми, мирными способами разрешать споры и конфликты.

На первом этапе знакомлю детей с нравственными нормами и правилами, в процессе освоения которых помогаю детям понять преимущество их выполнения, учу соотносить права и обязанности.

Через проблемную и продуктивную деятельность, включаю ребят в решение простых задач. Например: как справедливо разделить одну понравившуюся игрушку (машину, куклу, мяч и др.); что делать, если всем одновременно хочется управлять самолетом? Предлагаю детям другую, не менее значимую роль или применяю считалку.

Через игру «Мешок плохих поступков» учу детей избавляться от отрицательных эмоций, «складывая» в него злость, обиду, грусть, так дети учатся управлять своими эмоциями, меньше конфликтуют, адекватно оценивают поведение сверстников. Мы разыгрываем ситуации по произведениям В.Осеевой «Просто старушка», В.Катаева «Цветик-семицветик», и др., которые помогают детям узнать о добрых поступках литературных героев, своих сверстников, знакомых.

С помощью цикла бесед «Кого мы называем добрым, честным, вежливым» формирую у детей отношение к окружающим. Совместно с детьми составили «Декларацию прав группы», в которую вошли правила: «Кто умнее, тот уступит», «Умеешь сам – научи другого», «5 на 5 – не будем сдачу мы давать». Эти правила помогают детям анализировать, делать правильный выбор.

В конце дня дети рассказывают о своих поступках за день и получают призы – наклейки, которые хранят в своих кабинках. Это позволяет ребятам осознанно выполнять определенные нормы и правила поведения в течении всего дня.

Учитывая эмоциональную восприимчивость детей и желание играть, я иногда беру на себя роли сказочных персонажей (лиса, снеговик, Снежная королева, Баба-Яга и др.)

На втором этапе, при ознакомлении детей с их собственными правами, учитывая возрастные особенности, работу веду на примере хорошо знакомых сказок, использую доступный восприятию детей иллюстративный материал, с помощью которого мы обсуждаем и закрепляем представление о каждом положении Конвенции о правах ребенка. Например, объясняю, что главное право каждого человека – это право на жизнь. Она уникальна, свята и неприкосновенна. При знакомстве с этим правом, предлагаю детям приложить руку к сердцу, послушать, как оно стучит, говорю: «какое счастье - жить и радоваться жизни!» Разучили с детьми песни «Пусть всегда будет солнце», «Мы на свет родились, чтобы радостно жить». Подобрали символ, который говорит о том, что каждый ребенок имеет право жить и право на счастливое детство. Ребятам было предложено нарисовать это право и рассказать о том, как бы они хотели прожить жизнь. Позже мы оформили выставку детских рисунков «Как чудесно жить на свете». Наряду с этим, учу детей быть осторожными, чтобы не причинить вред своему здоровью и здоровью своих друзей; как предупредить несчастные случаи и можно ли их избежать. Знакомлю ребят с правилами поведения, дорожного движения, правилами пешеходов.

Рассказывая детям об их праве на «Имя», стремлюсь довести до сознания идею значимости, неповторимости, уникальности каждого из них. Привлекаю родителей рассказывать детям, что означают их имена и фамилии. С детьми провожу игры «назови друга ласково», «узнай по голосу», «найди себе пару» (по рифмующимся именам), «ласковое имя лучше мягкого пирога» и др.

В продуктивной деятельности делали тестосолы –медальоны своего имени. Дети с удовольствием лепили первоначальную букву своего имени, раскрашивали красками, вдевали тесемочки, рассказывали и показывали друг другу то, что получилось.

А для лучшего усвоения материала, дети рисовали ромашку и на ее лепестках записывали имена, какими их называют родители. Затем ребята размещали бабочку на том лепестке, на котором написано имя, каким бы ребенок хотел бы, чтобы его называли. Там же рисовали символ своего имени. Такая увлекательная работа способствовала тому, что ребята из пассивных и бездеятельных наблюдателей превратились в активных участников.

При ознакомлении с правом «знать своих родителей и правом на их заботу и любовь» ребята узнали, что такое семья, родственные связи, семейные традиции. Рисовали герб своей семьи, который отражал суть, характер, род занятий и увлечений семьи. Провела с ребятами «Интервью о семье», где учила детей проявлять положительные эмоции, чувства, отвечая на вопросы – что такое семья; умеете ли вы ценить заботу о вас; совершал ли ты такие поступки, за которые твоим родителям было стыдно и др. Ребята рисовали «генеалогическое древо» с помощью родителей. Объяснила детям, что «семейное древо» показывает связь поколений в семье. Что, если вы будете друг друга любить, уважать беречь, ваше родословное древо будет всегда живым, крепким и здоровым. Дети рассказывали о своей родословной, смогли назвать всех членов семьи и правильно назвать себя по отношению к своим родственникам. Разучили пословицы: «В семье лад – не надо и клад», «Жалей отца с матерью- других не найдешь», «Вся семья вместе – душа на месте» и т. д.

На третьем этапе – познакомила детей с «Конвенцией о правах ребенка», объяснила детям, что Конвенция – это международный договор, соглашение, обеспечивающий правовую защиту детей, что Конвенция о правах ребенка имеет равное значение для всех стран мира.

После того, как дети усвоили основные положения Конвенции, вновь подвела их к размышлениям. На занятиях «Калейдоскоп сказок», «Мой дом – моя крепость», «Я – самый, самый!», «Грамоте учиться – всегда пригодится», «Я- гражданин России», ребята ставят себя в воображаемую ситуацию, на место обижаемого и «проигрывают» возможные варианты поиска и самозащиты.

Все этапы работы взаимосвязаны и дополняют друг друга, хотя каждый из них имеет свою специфическую воспитательно-образовательную ценность и цель.

Таким образом, система и последовательность работы помогает сформировать у дошкольников знания о правах человека, навыков общения, возможности саморегуляции, уважительного отношения к окружающим, приобщения к общечеловеческим ценностям.

 

Литература:

Козлова С. Мы имеем право. М., 2010г.

Жукова Р.А. Правовое воспитание. Старшая и подготовительная группы. М., ИТД «Корифей», 2007г.

Мячина Л.К. Маленьким детям – больше права. СПб., 2007г.

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×