«Воспитание и обучение детей, формируя основы безопасности их собственной жизнедеятельности» | Абдулина Елена Александровна. Работа №205671
Автор: Абдулина Елена Александровна
Воспитание и обучение детей, формируя основы безопасности
их собственной жизнедеятельности
«Воспитание и обучение детей, формируя основы безопасности
их собственной жизнедеятельности»
«Взрослым кажется, что дети не заботятся о своём здоровье.… Нет. Детям совершенно так же, как и взрослым, хочется быть здоровыми и сильными, только дети не знают, что для этого надо делать. Объясни им, и они будут беречься»
Януш Корчак
Безопасность – это « ... состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз» (Ст. 1 Закона Российской Федерации от 5 марта 1992 г. № 2446—I «О безопасности»).
Проблема защиты от опасностей возникла одновременно с появлением человека на земле. Многие правила безопасности формировались, когда люди пытались защититься от диких зверей и природных явлений. Со временем изменились условия жизни человека, изменились и правила безопасности жизнедеятельности. Теперь они связаны с интенсивным движением транспорта на городских улицах, развитой сетью коммуникаций, большим скоплением людей.
Безопасность жизнедеятельности человека представляет серьезную проблему современности. Формула безопасности гласит: предвидеть опасность, при возможности избегать; при необходимости действовать.
Для детей она зарифмована в стихах:
Надо видеть, предвидеть, учесть.
По возможности - всё избежать,
А где надо - на помощь позвать.
У дошкольников часто наблюдается слабое развитие умений и навыков анализа обстановки, прогнозирования последствий своих действий. Таким образом, возникает необходимость уберечь детей от опасностей, не подавив их естественную любознательность, открытость и доверие к миру, не напугать их и подготовить к полноценной жизни. В связи с этим необходим поиск педагогических условий обеспечения социальной безопасности ребёнка.
Задача педагогов и родителей состоит не только в том, чтобы оберегать и защищать ребенка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями.
В соответствии с ФГОС дошкольную образовательную деятельность, направленную на формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе включает в себя образовательная область «Социально-коммуникативное развитие».
Работа с детьми включает в себя формирование у детей представлений об опасных и вредных факторах, чрезвычайных ситуациях и воспитание навыков адекватного поведения в различных неординарных ситуациях.
Направления работы по ОБЖ:
- ребенок на улицах города;
- противопожарная безопасность;
- ребенок дома;
- ребенок и другие люди;
- ребенок и природа.
Задачи ОБЖ по всем возрастным группам:
Задачи работы с детьми 2-3 лет
- Знакомить с элементарными правилами поведения в детском саду.
(играть с детьми, не мешая им и не причиняя боль; уходить из детского сада только с родителями; не разговаривать и не брать предметы и угощение у незнакомых людей)
- объяснять детям, что нельзя брать в рот несъедобные предметы, никакие предметы нельзя засовывать в ухо или в нос – это опасно!
- учить детей правилам безопасного передвижения в помещении.
(быть осторожным при спуске и подъеме по лестнице, держаться за перила)
- дать детям элементарные представления о правилах дорожного движения
(автомобили ездят по дороге; светофор регулирует движение транспорта и пешеходов; на красный цвет нужно стоять, на зеленый – двигаться; переходить улицу можно только со взрослым, крепко держась за руку)
- читать детям рассказы, стихи, сказки по теме.
Задачи работы с детьми 3-4 лет
- продолжать знакомить с элементарными правилами поведения в детском саду.
(уходить из детского сада только с родителями; не разговаривать с незнакомыми людьми и не брать у них угощения и предметы, сообщать воспитателю о появлении на участке незнакомого человека)
- расширять представления о правилах дорожного движения.
(автомобили ездят по дороге; светофор регулирует движение транспорта и пешеходов, имеет три световых сигнала (красный, желтый, зеленый), напоминать, что переходить дорогу можно только со взрослыми на зеленый сигнал светофора или по пешеходному переход)
- формировать умение различать проезжую часть дороги, тротуар, обочину.
(напоминать детям о том, что необходимо останавливаться, подходя к проезжей части дороги; переходя дорогу, нужно крепко держать взрослых за руку)
- знакомить детей со специальными видами транспорта:
«скорая помощь» (едет к больным по вызову), пожарная машина (едет тушить пожар).
Задачи работы с детьми 4-5 лет.
Активизировать знания детей, приобретенные при изучении основ безопасной жизнедеятельности:
Знать о том, какую опасность таят в себе спички, об опасности шалостей с огнем, о последствиях пожаров.
- учить правильно, пользоваться ножницами (в присутствии взрослых).
Активизировать знания о:
Сигналах светофора, о правилах перехода улицы, о правилах поведения в транспорте и на проезжей части.
(познакомить с дорожными знаками «Пешеходный переход», «Дети», «Остановка общественного транспорта»)
- Об опасностях при контактах с животными;
- Об осторожном поведении при контактах с незнакомыми людьми;
- О бытовых опасностях;
- О взаимосвязи и взаимодействии в природе;
Задачи работы с детьми старшего дошкольного возраста.
- Формирование у детей представлений об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них;
- Об осторожном поведении при контактах с незнакомыми людьми, о конфликтных ситуациях со сверстниками;
- О безопасном поведении в помещении, во дворе, на улице, дороге, о правилах дорожного движения;
- О бережном отношении к природе, о правилах безопасного поведения на природе, о функциях организма человека, о личной гигиене, микробах и вирусах, здоровье и болезнях;
- Развитие способности к предвиденью возможной опасности в конкретно меняющейся ситуации и построению адекватного, безопасного поведения;
Для полноценной и эффективной работы мы должны применять различные формы работы по ОБЖ:
-занятия;
- праздники, развлечения;
- беседы;
- дидактические игры, подвижные игры, сюжетно-ролевые игры;
- наблюдения, экскурсии, целевые прогулки,
- заучивание стихов по ОБЖ, стихотворения;
- отгадывание загадок, кроссвордов;
- чтение художественной литературы,
- рассматривание иллюстраций по теме, альбомов;
- сбор фотоматериалов, просмотр видео фильмов;
- театрализованные представления;
- обыгрывание ситуаций (правильного и не правильного поведения) ;
- встреча с интересными людьми (сотрудниками ГИБДД, МЧС;
- участие в конкурсах разного уровня прямых и дистанционных, как детей, так и педагогов;
- мультимедийные презентации (когда нельзя рассказать, а только показать).
Только глядя на мир детскими глазами, понимая окружающее через их внутреннее мироощущение, мы сможем научить ребенка правильно вести себя на проезжей части, с незнакомцами и избегать ситуаций, опасных для его жизни и здоровья.
«Если предупрежден, значит вооружен!».
Так давайте вооружимся мы, вооружим наших детей знаниями по безопасности жизнедеятельности и будем соблюдать их!