Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 22.06
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Воспитание личности с ОВЗ на уроках английского языка с помощью арт-технологий | Дворникова Марина Георгиевна. Работа №289353

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Автор: Дворникова Марина Георгиевна
Воспитание волевых и нравственных качеств обучающихся с ОВЗ на уроках английского языка в 8 классах с помощью арт-технологий является педагогическим воздействием средствами разных видов искусств, взаимодополняющих друг друга на учебных занятиях с целью создания гармоничного развития личности посредством формирования способностей самовыражения и познания. Многими учеными исследуется проблема использования искусства в процессе воспитания и развития детей с ограниченными возможностями здоровья. Экспериментально подтверждено положительное влияние арт-работы на детей и подростков с ОВЗ. В статье рассматривается этот вопрос в аспекте преподавания английского языка в 8-х классах, в которых обучаются подростки с особыми образовательными потребностями. В последнее время количество таких детей неуклонно растет. Соматические расстройства бывают разного спектра и в зависимости от этого индивидуально подбираются технологии, методы и приемы работы с конкретным учеником. 

Воспитание волевых и нравственных качеств обучающихся с ОВЗ на уроках английского языка в 8 классах с помощью арт-технологий

Дворникова Марина Георгиевна, учитель английского языка МАОУ г. Иркутска СОШ №63

Воспитание волевых и нравственных качеств обучающихся с ОВЗ на уроках английского языка в 8 классах с помощью арт-технологий является педагогическим воздействием средствами разных видов искусств, взаимодополняющих друг друга на учебных занятиях с целью создания гармоничного развития личности посредством формирования способностей самовыражения и познания. Многими учеными исследуется проблема использования искусства в процессе воспитания и развития детей с ограниченными возможностями здоровья. Экспериментально подтверждено положительное влияние арт-работы на детей и подростков с ОВЗ.

Разберем этот вопрос поподробней в аспекте преподавания английского языка в 8-х классах, в которых обучаются подростки с особыми образовательными потребностями. В последнее время количество таких детей неуклонно растет. Соматические расстройства бывают разного спектра и в зависимости от этого индивидуально подбираются технологии, методы и приемы работы с конкретным учеником.

С помощью арт-технологий можно создать благоприятный эмоциональный фон и на чувственном уровне донести до ученика те знания, которые требуются по программе. Преимущества арт-технологий перед другими методиками в следующем.

- во-первых, они не имеют ограничений в использовании (любой ученик не зависимо от возраста, в т.ч. имеющий разные нарушения) может участвовать в творческой деятельности.

- во-вторых, арт-технологии вызывают положительные эмоции, помогают ученикам преодолеть апатию, сблизиться с окружающими, стимулируют самопознание и самовыражение, мобилизуют творческий потенциал.

- в-третьих, арт-работа обращена к обучающимся с любой модальностью восприятия и, тем самым, процесс усвоения знаний происходит на качественном уровне.

- и, наконец, арт-работа не ставит своей целью создание «высокохудожественных произведений», она делает акцент на свободном самовыражении ученика и предоставляет ему возможность изготовления творческого продукта на заданную тему. И так как этот результат непосредственно связан с особенностями мировосприятия учащегося, его эмоциями, переживаниями, волнениями, то позволяет получить дополнительную информацию для учителя о наличии и качестве проблем обучающегося. Кроме того, применение арт-приёмов позволяет учителю вовремя скорректировать содержание учебного материала (изменить количество времени на изучение определённой темы, вызывающей агрессию у обучающегося или переформулировать её содержание), выступая в качестве диагностического средства. Это крайне важно для ребят с ОВЗ, особенности которых к восьмому году обучения для них самих уже являются предметом осмысления.

Выделяют две основные методики арт-технологии: пассивную и активную. Пассивная методика заключается в потреблении творческих произведений, созданных другими. Например, на уроках английского языка в 8-х классах, рассматриваются изображения, читают тексты, прослушиваются музыкальные фрагменты и т.д.

Активная методика проведения занятий основана на создании учащимися творческих продуктов самостоятельно и состоит из двух частей. В первой части основной является творческая деятельность, например, рисование. Во второй части главенствуют вербальные механизмы, и заключается она в словесном активном обсуждении плодов творческой деятельности, в котором происходит закрепление и практическое применение лексики иностранного языка на более высоком, продуктивном уровне его усвоения, что помогает решать задачу обучения учебному предмету. При этом эстетическая ценность и красота творений хотя и не оценивается, но в процессе обсуждения эстетических достоинств представленной работы, формируется чувство прекрасного.

В настоящее время можно выделить несколько видов творчества, применяемых в арт-технологии в процессе профессиональной деятельности учителя английского языка, которые помогают в работе с подростками, имеющими задержку психического развития, речевые расстройства, нарушения познавательной деятельности, отсутствие уверенности в себе, нарушение общения с окружающими, эмоциональные расстройства. Разновидности арт-технологии одновременно являются и ее методиками. Они постоянно пополняются с расширением творческих возможностей современного социума.

 

 

Вид арт-работы

Содержание

Результаты

Сказка

Сочиняя сказки и истории с примерами, иллюстрирующими моральные ценности.

Применяется в основном для развития фантазии, поддержания эмоционального состояния обучающихся

Музыкальная

Прослушивание музыки благоприятно воздействует на психику и самочувствие человека.

Мотивирует на выполнение конкретной учебной задачи.

Театральная

Исполнение различных ролей

Но: эффективна для людей, чьи проблемы не связаны с заниженной самооценкой.

Позволяет улучшить мыслительные процессы

Игровая

С помощью манипуляций происходит усвоение учебного материала. Подходит для различных возрастных категорий, обучающихся.

Способствует развитию фантазии, воображения и самоактуализации.

Художественная (рисование)

Сотворение визуальных образов на бумаге. Особенно актуально для обучающихся с ОВЗ.

Этот вид арт-работы повышает самооценку, развивает творческие способности.

Фото

Создание фотоснимков и их дальнейшее обсуждении и описание, как средство развития иноязычной речи.

оказывает положительное влияние на личность обучающегося и ее взаимоотношения с окружающей средой

Коллаж

Создание объемной картины.

Развивает эстетические чувства, развивает логическое мышление, позволяет раскрыть творческий потенциал. При групповой работе позволяет сплотить участников.

Бетховен относился к музыке, как к откровению более высокому, чем мудрость или любая другая философия. В процессе прослушивания музыкальных произведений внутреннее состояние индивида видоизменяется. Человек, слушая музыку, подстраивается под ритм мотива, впитывает позитивные вибрации. Введение каждой новой темы изучаемого модуля предваряется работой с музыкальной иллюстрацией, прослушивание и обсуждение которой создаёт благотворный эффект и позитивный настрой к дальнейшей учебной работе. Во время звучания музыкального отрывка учащиеся восьмых классах стараются подпевать, танцевать и демонстрировать жестами и мимикой все, о чем поется. Таким образом укрепляется эмоциональная сфера, развиваются коммуникативные и творческие навыки, способности адекватно реагировать на события в жизни.

Игровая деятельность на занятии английского языка также оказывает положительный эффект на формирование личности подростка. В процессе театрализации учебного материала активизируется память, улучшается внимание, повышается воля, ярче становится воображение и совершенствуется способность владеть своим телом. Однако это возможно далеко не всегда в силу индивидуальных особенностей данной категории обучающихся и на занятиях иностранного языка в 8 классе реализуется в основном через участие в ролевых играх, создание и исполнение учебных диалогов, чтение текстов наизусть, при работе над интонацией.

 

Изобразительная деятельность, как всякая познавательная деятельность имеет большое значение для духовно-нравственного воспитания и заключается также в том, что в процессе выполнения этих заданий у подростков воспитываются нравственно-волевые качества: умение и потребность доводить начатое до конца, сосредоточенно и целенаправленно заниматься, помогать другим членам учебной группы, преодолевать трудности. Изобразительная деятельность способствует воспитанию у подростков любви ко всему лучшему, справедливому, углублению тех благородных чувств, которые у них возникают. Это прекрасный способ сбросить свои эмоциональные переживания на лист бумаги. И степень владения изобразительными навыками здесь не имеет никакого значения. Важен процесс, эмоции, чувства. Сотворение визуальных образов на бумаге считается важнейшим средством межличностных коммуникаций. На уроках английского языка это находит применение в виде создания иллюстраций к изучаемой теме, коллажей, ментальных карт (mind map). Так, при изучении темы фразового глагола, одной из самых сложных в 7-8-х классах, возможно создание рисунков, иллюстрирующих каждый из них. Происходит не только запоминание учебного материала в краткосрочной перспективе, но и сохранение его образа и узнавание в будущем, а также рисунок может служит опорой для инсценирования-театрализации сюжета рисунка на уроке.

 

Работа с фотографией, так популярная сегодня у подростков благодаря наличию технических возможностей и модой на селфи, может быть также использована в качестве продуктивного развивающего и здоровье сохраняющего средства. Доступность фотографии позволяет использовать данную методику вне зависимости от уровня развития и потребностей обучающихся. Фотография оказывает положительное влияние на личность обучающегося и ее взаимоотношения с окружающей средой. Такой эффект проявляется и в ходе создания фотоснимков и при их дальнейшем обсуждении и описании, как средстве развития иноязычной речи.

Чтобы сохранить значимость и созданного продукта, и произведённых усилий учащимся, фотографии в дальнейшем применяются в дополнительных изобразительных методиках, например, коллажах. Представление созданной презентации с использованием собственных фотоснимков или найденных в интернет для восьмиклассника с ОВЗ не только возможно, но и приобщает к использованию интернет-технологий, а также воспитывает ответственность, ведь обязательным условием является наличие ссылки на использованный ресурс. Учебные кабинеты английского языка являются примером инсталляции готовых фотоснимков в интерьер, побуждая учащихся к творчеству.

Для подростков весьма актуальной является проблема внутриличностного конфликта. Вдвойне актуально это для обучающихся с ОВЗ. Показателями такого состояния являются психоэмоциональное напряжение и снижение самооценки подростков. Именно поэтому на занятиях английского языка так эффективна становится организация групповой работы. Именно выполнение заданий в группе помогает налаживанию межличностного общения, прививает навыки взаимодействия со сверстниками, способствует социально приемлемому самовыражению. Выполнение заданий в микро группах или работа в парах содействуют воспитанию общительности и дружеских взаимоотношений. В процессе создания коллективных работ у подростков воспитываются умения объединяться, договариваться о выполнении общей работы, стремление помочь друг другу.

Групповыми упражнениями для восьмиклассников выступают совместные задания-презентации страноведческого характера – представление культуры, истории, современности страны изучаемого языка в неразрывной связи с обращением к собственной национальной традиции. После этого проводится презентация подготовленных работ. Далее идет совместное обсуждение и нахождение общих и отличительных черт во всех представленных вариантах. Возможность творческого самовыражения позволяет расширить границы мышления, убрать внутреннюю зажатость.

Арт-работа с обучающимися и упражнения направлены на увеличение работоспособности, снятия напряжения, развитие творческих способностей. Творчество обращено к лучшим сторонам людской души, к ее самым светлым и искренним аспектам. Когда человек рисует, поет, музицирует или находит самовыражение в других видах творчества, это помогает ему расслабиться, успокоиться, раскрыться и оказаться в гармонии с собственной душой. Арт-технологии позволяют оптимально объединить в себе и индивидуальный подход и групповые формы работы, которые, как правило, присутствуют в той или иной степени на всех учебных занятиях при этом, дополняя и обогащая их. Упражнения в арт-технологической практике являются своеобразным инструментом, позволяющим развивать межличностные отношения, умения и навыки, повышать самооценку и уверенность в силах, создавать новый, более успешный образа собственного «Я» подростка, преодолевая в определенной степени личностные затруднения, связанные с ОВЗ.

Благодаря искусству происходит адаптация обучающихся с ОВЗ в коллективе сверстников, обогащение и расширение их социальных связей, воспитании нравственных и волевых качеств обучающихся, что в конечном счёте решает главную образовательную задачу – помощь ребёнку в адаптация к жизни.

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×