Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 26.04
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

«Воспитание любознательности у старших дошкольников в игровой деятельности» | Баляева Дания Няимовна. Работа №273952

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Автор: Баляева Дания Няимовна
Данная статья посвящена проблеме воспитания любознательности у старших дошкольников в игровой деятельности. В педагогической литературе приводятся различные методы и приемы развития любознательности у дошкольников. В данной статье нам бы хотелось рассмотреть, как игровая деятельность старших дошкольников позволяет развивать любознательность.

Статья о результатах проведенной исследовательской деятельности для публикации в сборнике научных работ по теме «Воспитание любознательности

у старших дошкольников в игровой деятельности»

Аннотация

Данная статья посвящена проблеме воспитания любознательности у старших дошкольников в игровой деятельности. В педагогической литературе приводятся различные методы и приемы развития любознательности у дошкольников. В данной статье нам бы хотелось рассмотреть, как игровая деятельность старших дошкольников позволяет развивать любознательность.

Ключевые слова

Игровая деятельность, любознательность, познавательная активность, интерес, любознательная активность, игра.

Введение

Любознательность присуща ребенку от рождения. Она является важнейшим фактором формирования личности ребенка, т. к. стимулирует интерес к окружающему миру, является залогом адаптации и развития мыслительных операций. С точки зрения педагогики, очень важно сделать любознательность ребенка управляемым процессом, направить ее в русло познавательного, нравственного, эстетического развития.

Самым важным фактором в формировании любознательности является процесс воспитания и обучения. На основе любознательности с течением времени формируется познавательный интерес. Если познавательный интерес является устойчивым, то можно говорить о готовности ребенка к школьному обучению. Вся воспитательная работа с детьми в период подготовки к школе строится на том, что любознательность и познавательные процессы пробуждаются вместе с интересом ребенка к миру, который он видит вокруг.

Поскольку любознательность начинает формироваться довольно рано, на значимых взрослых ложится ответственность за воспитание тех качеств личности дошкольника, которые впоследствии станут основой для познавательного интереса. Большую роль здесь играет личный пример, стремление самого взрослого расширить границы познания и его готовность учиться.

Важным фактором воспитания любознательности играет создание эмоционального фона, который возникает в общении между ребенком и взрослым. Взаимодействие со взрослыми необходимо для воспитания любознательности дошкольника, именно от этого в раннем возрасте зависит, закрепится ли любознательность как черта характера.

Актуальность исследования состоит в том, что развитие современного общества связано с возникновением новых социокультурных условий, которые влияют на процессы воспитания и образования. Вопрос о воспитании активной личности, познавательная деятельность которой основывается на собственной активности в поиске и освоении информации, остается актуальным всегда, но осложнятся в настоящий момент развития общества из-за меняющихся социальных факторов. Поэтому воспитание любознательности как свойства личности является ключевым компонентом деятельности педагогов.

Цель работы: выявить особенности процесса формирования любознательности у старших дошкольников и определить педагогические условия ее развития в игровой деятельности.

Для достижения поставленной цели, нами выделены следующие задачи:

1) провести анализ научной литературы по формированию любознательности старших дошкольников в игровой деятельности;

2) определить факторы, которые влияют на процесс воспитания любознательности у старших дошкольников;

3) выявить социально-педагогические и психологические условия развития любознательности старших дошкольников с помощью планирования их игровой деятельности;

4) разработать программу, включающую специально подобранные упражнения и игры, проведение которой положительно повлияет на динамику развития любознательности у детей этого возраста;

5) оценить динамику развития любознательности у выбранной группы испытуемых в результате проведения вышеупомянутой программы.

Основная часть

Предметом нашего исследования стала теория и практика воспитания любознательности у старших дошкольников в игровой деятельности. В качестве методов исследования использовались: сбор теоретической информации: анализ, синтез, обобщение и систематизация психологических исследований по проблеме исследования, сбор эмпирической информации: проведение тестов и опросов, обработка результатов исследования: качественный и количественный, объективность, адекватность, нейтральность и полнота получаемых данных являлись теми критериями, которые соблюдались при выполнении работы.

Теоретическую основу исследования составили работы, посвященные изучению особенностей развития любознательности и способам ее развития, таких исследователей как Б. Г. Ананьев, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев,

С. Л. Рубинштейн, Л. А. Венгер, А. П. Усова, В. Н. Аванесова, Н.Г. Белоус, Л. И. Божович, Н. И. Непомнящая, Л. С. Славина, А. А. Смоленцева,

А. А. Столяр, Т. В. Тарунтаева, Г. И. Щукина и другие.

Опытно–экспериментальная работа осуществлялась на базе МБДОУ «Детский сад 124 комбинированного вида» г. о. Саранска Республика Мордовия.

В эксперименте участвовали воспитанники детского дошкольного учреждения (38 человек в возрасте 6-7 лет человек).

Исследование проводилось в три этапа:

1) анализ литературных источников по проблеме исследования, определение категориального аппарата, изучение и систематизация данных, полученных из теоретических источников, содержащих информацию по проблеме исследования;

2) обобщение теоретических материалов по теме исследования, выдвижение гипотезы, составление программы опытно-экспериментального исследования, подбор картотеки методик, необходимых для получения данных по теме исследования.

3) проведение разработки и непосредственно проведение опытно-экспериментального исследования, обработка и анализ полученных данных, формирование перечня психолого-педагогические рекомендации, оформление выводов.

С целью выявления уровня любознательности и уровня познавательной активности была использована методика «Природа России»,

В результате исследования были выделены следующие уровни представлений о животном мире России:

Первый уровень (22-27 баллов) подразумевает большое количество знаний об особенностях природы родной страны. Дети – участники опроса - понимают, что образ жизни и потребности живых существ обусловлены средой обитания, понимают, как разделить животных на группы по существенным родовидовым признакам. У детей этого уровня эмоциональный интерес к жизни и поведению животных в природе носит положительный характер. Им интересно наблюдать за животными и есть желание о них заботиться. Первый (высокий) уровень знаний о живой природе определен у 10 детей из группы испытуемых 38 человек.

Второй уровень (15-21 балл) был определен у тех детей, называли меньшее количество животных (3-4) разных классов (млекопитающие, птицы, рыбы), по сравнению с первой группой. Они знали обитателей водоема, понимали, что некоторые особенности строения тела животных и их повадки - это способ адаптироваться к среде обитания. Дети могли улавливать закономерности в поведения животных от их потребностей, от необходимости обитать рядом, однако не всегда могли объяснить их. Дети со вторым уровнем знаний называли и комментировали знакомые способы ухода за животными, которые наблюдали в «живом уголке», на дачном участке, а также приводили примеры, когда человек наносил вред природе. Второй (средний) уровень любознательности был зафиксирован у 20 детей.

Третий уровень был определен у тех детей, кто набрал в сумме от 9 до 14 баллов. Они мало знают о животном мире, их сведения часто ошибочны. Отвечают они неуверенно, долго думают, прежде чем ответить. Они способны дать неполные ответы с помощью подсказки или наводящих вопросов, перечисляя отдельные признаки объектов уголка природы, которых видели каждый день в группе детского сада.

Дети затрудняются в определении того, какие объекты природы являются живыми, а какие и неживыми, узнали и назвали 1-2 животных (представителей разных классов). Они смогли назвать некоторые органы знакомых животных (клюв, крылья, жабры), описать их назначение. У детей данного уровня нет умения классифицировать животных на основании определения родовидовых оснований, нет и понимания необходимости приспособления животных к среде обитания. Отмечается неустойчивое эмоционально-положительное отношение к животным, оно ситуативно и неустойчиво, они проявляют отрицательные эмоции по отношению к животным, которые кажутся им опасными или некрасивыми. Низкий уровень знаний о живой природе был зафиксирован у 9 детей из всей группы опрошенных.

Для изучения уровня любознательности также применялась дидактическая игры «Да-нет» (автор Н. Р. Климова) Методика проводилась в виде опроса на соответствующую тему. Цель игры - изучение умения видеть проблемы, задавать вопросы познавательного характера об же известном или обычном, тем самым находя новое и неизученное. Процедура диагностики состояла в том, чтобы ребенок задавал вопросы таким образом, чтобы отгадать, что спрятано в коробке.

В результате определяются три уровня любознательности и познавательной активности.

Высокий (первый) уровень установлен у тех детей, кто проявлял интерес к новым объектам ближайшего окружения к познанию животного мира России, его обитателям. Такой ребенок активно наблюдал под руководством взрослого и самостоятельно за состоянием воды, песка, растений. В ходе эксперимента заметно чувство удовольствия от процесса познания, от получения новых знаний о природе родного края.

Средний (второй) уровень характерен для тех детей, кто проявлял интерес к новым объектам ближайшего окружения, активно наблюдал под руководством взрослого, но самостоятельные наблюдения для них не характерны. Испытывали затруднения в назывании природных объектов России (лес, река, поле и т.д.). Участвовали в несложных экспериментах, организуемых взрослым, не проявляя яркого интереса.

Низкий (третий) уровень был определен у тех дошкольников, кто фрагментарно проявлял интерес к новым объектам природы, в экспериментах вместе со взрослым участвовал без желания. Представления детей о природе России, о ее представителях не адекватны. Дошкольники не проявляли стремления экспериментировать, затруднения сопровождались проявлением негативных эмоций.

На основании данных результатов мы разработали систему работы по развитию любознательности старших дошкольников посредством игровой деятельности.

Для эффективности процесса воспитания любознательности нужно соблюдать следующие правила:

- важно помнить, что одним из ведущих компонентов деятельности

ребенка является эмоциональная окрашенность его реакций. Процесс воспитания любознательности должен сопровождаться у ребенка положительными эмоциями: удивлением, радостью, удовольствием.

- нужно проявлять искренний интерес к его исследованиям, присоединяться к его исследовательской деятельности. Для ребенка важно чувство причастности к миру взрослых и осознание важности того, что он делает, в глазах значимых взрослых. Поэтому желание принять участие в каком-либо исследовании даст ребенку уверенность, что он совершает одобряемые действия;

- одно из проявлений любознательности у дошкольника – это большое количество вопросов, которые он задает. Уважение и внимание к таки вопросам, даже если они наивные и смешные, - один из важных моментов воспитания любознательности. Для того чтобы ответы на вопросы детей были педагогически верными, следует самому обладать довольно широкими знаниями, подстраиваться под детский уровень восприятия информации, роме прямых ответов на вопросы использовать вопросы открытого типа, чтобы у ребенка оставалась возможность самому найти правильный ответ с помощью дополнительных вопросов и самостоятельных размышлений;

- личный пример лежит в основе викарного наущения, чтобы ребенок рос любознательным, взрослому нужно самому проявлять желание узнать что-то новое или разобраться в сути уже известных предметов и явлений;

- важно подчеркивать ценность стремления к познанию и открытию. Поэтому ребенку нужно рассказывать и тех, кто совершил открытия или ввел какие-то новшества.

- Следует показать ребенку источники информации, которыми он смог бы воспользоваться самостоятельно: книги, детские энциклопедии и пр. Надо помнить, что сеть Интернет хотя и может предоставить большое количество самой разнообразной информации, однако допускать, чтоб дошкольник самостоятельно, без контроля взрослых посещал какие - либо сайты – нельзя.

Для того чтобы воспитать в ребенке любознательность, можно провести дома или в детском саду несколько дидактических игр.

«Интересное вокруг нас»

Родитель или воспитатель рассказывает о каком-то предмете, который есть в окружающей обстановке, о его изобретении и пользе, но прямо предмет не называет. Детям предлагается угадать, о каком предмете идет речь. Ели сразу никто не угадал, им сообщаются еще какие-подробности. В писании предмета упор делается на то, что изобретатель увидел новое и необычное там, где другим это не удавалось.

Примеры возможных открытий: велосипед, холодильник и пр.

«Мои изобретения и открытия»

Детям предлагается рассказать о своем открытии. Обсуждается вопрос, с какого возраста человек может быть исследователем и изобретателем? Подчеркивается, что исследователем человек может стать в любом возрасте, надо только любознательным.

Примеры возможных открытий:

1.Научились готовить какое-то блюдо.

2.Смастерили необычную поделку из подручного материала.

3.Придумали свой танец, стих, песенку.

После проведения авторской программы по воспитанию любознательности у старших дошкольников, при содействии воспитателей детского сада, был проведен повторный опрос c применением методики Н. Р. Климовой «Да-нет». Был приготовлен другой стимульный материал, который включал в себя не объекты природы, а картинки с предметами из рукотворного мира людей - морозилка, компьютер, мобильный телефон, грузовой автомобиль, легковой автомобиль. Эти предметы хорошо знакомы детям, поэтому можно было ожидать, что описание этих изображений не составит для детей большого труда.

Повторный опрос позволил определить динамику любознательности у детей старшего дошкольного возраста в экспериментальной группе. В результате опроса детей были определены три уровня представлений о предметах рукотворного мира.

Первый (высокий) уровень (8-10 баллов) показали дети с достаточно широким кругом знаний о бытовых приборах и транспорте. Дети данного уровня называли главные, характерные признаки загаданных предметов (морозилки, мобильного телефона, грузовика и т.д.), знали основные потребности человека, которые удовлетворяют данные предметы, могли распределять предметы на группы с учетом области их применения. Для детей с первым уровнем характерно положительно-устойчивое отношение к умению человека создавать необходимые устройства, они по собственной инициативе пользуются ими или наблюдают, как это делают взрослые. У них проявляется бережное отношение к бытовым приборам с мотивацией понимания их полезной ценности в жизни человека. У детей с первым уровнем развития любознательности сформирована разумная позиция к использованию описываемых предметов: они служат для удобства, их собственная стоимость важна гораздо меньше. Первый (высокий) уровень знаний о загаданных экспериментатором предметах определен у 12 детей экспериментальной группы.

Второй (средний) уровень (4-7 баллов) развития любознательности характерен для тех детей, у которых степень интереса к миру рукотворных предметов была ниже, чем у детей в предыдущей группе. Они знали некоторые функции загаданных предметов, их назначение в общих чертах, смогли выделить их существенные признаки (в основном отдельные части, например, колеса или клавиатуру).

Установление связей и зависимостей между, например, назначением предмета и желанием человека этот предмет приобрести или зависимость между правильным использованием предмета и его исправностью, для детей из этой группы представляло некоторое затруднение, они не всегда могли объяснить эти факты. При этом испытуемые умеют анализировать предметы и их функции, выделяют в них существенное, но опираясь на подсказку воспитателя.

Дети, для которых характерно проявление среднего уровня любознательности чаще описывали только признаки предметов, которые видели сами («холодильник – он большой, почти до потолка, как у нас дома»), а также замечали негативное влияние на человека отдельных свойств загаданных предметов («за телефон всегда ругают, говорят, нельзя играть»). Средний уровень знаний о предложенных для рассуждения предметах был зафиксирован у 23 опрошенных детей.

Третий (низкий) уровень был определен у тех детей, кто набрал в сумме от 2 до 3 баллов. Их представления о мире рукотворных предметов часто неверны. Отвечали неуверенно, подолгу задумывались. С помощью подсказки или наводящих вопросов давали неполные ответы, перечисляя отдельные, часто не главные признаки загаданных объектов.

Дети перемежали рассуждения о загаданных предметах с рассказом об их владельцах («у папы есть телефон, он у меня работает водителем, он добрый и приносит мне игрушки»), узнали и назвали 1-2 признака (чаще не общих для всех предметов данного класса, а только свойственных виденным ими). У детей данного уровня отсутствует умение классифицировать предметы по родовидовым основаниям, они не осознают связи предметов с их реальным назначением.

Эмоционально-положительная направленность на существование и использование обозначенных предметов ситуативная, имеет место негативное отношение к тем предметам, с которыми у детей связаны неприятные воспоминания («пусть лучше не будет никаких холодильников, потому что мама всегда прячет там торт и говорит, что это после обеда»). Низкий уровень знаний о бытовой технике и транспорте был зафиксирован у 3 детей.

Таким образом, результаты первичного опроса несколько отличаются от результатов вторичного опроса, проведенного в группе. Это говорит о том, что даже кратковременная, но целенаправленно организованная программа по воспитанию любознательности приносит пользу дошкольникам. Нужно отметить, что качество ответов воспитанников, участвовавших в развивающих занятиях, несколько изменился. Они стали более эмоционально реагировать на задания, соревноваться между собой, стараясь предъявить сведений.

Поскольку любознательность является важным качеством личности человека, необходимо с раннего возраста воспитывать любознательность как черту характера. Лучше это делать, опираясь на потребности ребенка, на его природные склонности. В этом ракурсе игра становится одним из мощных средств воспитания любознательности у детей.

Игра - ведущий тип деятельности на раннем этапе развития личности дошкольника. Она создает условное пространство, позволяет свободно развиваться фантазии. Она же дает возможность игрового, безопасного действия с предметами, позволяет исследовать их функции, что само по себе является прекрасной возможностью воспитывать и направлять природное любопытство ребенка, обеспечивая переход этого качества на более высокую ступень развития, а именно к любознательности - стремлению не только воспринимать и использовать ситуативно раскрывшиеся свойства предметов и явлений, но и исследовать и понимать эти свойства.

Заключение

В целом анализ теоретических сведений позволил сделать некоторые выводы об особенностях воспитания любознательности у детей дошкольного возраста. В связи с этим возможно составить перечень рекомендаций:

1. Любознательность дошкольник проявляет, задавая многочисленные вопросы. С их помощью он получает информацию об окружающем мире и способность ориентироваться в нем. Вопросы задаются, если ребенок сталкивается с чем-то новым, еще неизвестным ему явлением или предметом. Следовательно, взрослые должны быть достаточно эрудированны, чтобы удовлетворять его любопытство и привить ребенку интерес познанию.

2. Если спланировать знакомство ребенка с новой ситуацией или материалом, то количество вопросов в этом случае увеличивается. Следовательно, такая форма работы с детьми способствует развитию практической познавательной активности, а, следовательно, и любознательности.

3. В дошкольном возрасте любознательность возникает в связи с внешними свойствами предметов и явлений. Взрослые могут сами задавать вопросы о том, что ребенок видит и предлагать порассуждать над природой этого явления или над принципом действия того или иного объекта.

4. Проявление любознательности дошкольников сопровождается яркими эмоциями, вызывается именно эмоциональным отношением к предмету или явлению, которое его заинтересовало.

Взрослому при воспитании в ребенке этого качества следует положительно реагировать на факт проявления сначала чувств, а уж потом познавательной активности по отношению к каким-либо объектам.

5. К возрастному рубежу, который определяется как старший дошкольный возраст, познавательная активность у детей заметно усложняется по сравнению с более младшим возрастом: дети хотят устанавливать сходства между предметами, понимать связи между ними. Дети этого периода жизни стремятся понять назначение предметов, смысл их существования и применения, первоисточник наблюдаемых явлений. Это проявляется в вопросах, обращенных к взрослому.

В условиях нашего времени именно взрослый должен быть внимательным воспитателем и достаточно широко эрудированным человеком, который знает возрастные психологические особенности детей и воспитывает в ребенке важные для развития познавательной активности качества, в том числе и любознательность.

 

 

 

 

Список использованных источников

1. Авдулова, Т. П. Психология игры: учебник для вузов / Т. П. Авдулова. - 2-е изд., испр. и доп. - Москва: Издательство Юрайт, 2020. - 232 с. 

2. Алексеева, Е. Е. Психологические проблемы детей дошкольного возраста: учебник и практикум для среднего профессионального образования/ Е. Е. Алексеева. - 2-е изд., испр. и доп. – М . : Издательство Юрайт, 2020. - 195 с. 

3. Болотина, Л. Р. Дошкольная педагогика: учебное пособие для вузов / Л. Р. Болотина, Т. С. Комарова, С. П. Баранов. - 2-е изд., перераб. и доп. – М. : Издательство Юрайт, 2020. - 218 с. 

4. Газина, О. М. Дошкольное образование. Практикум по дисциплинам профессионального учебного цикла: учебное пособие для вузов / О. М. Газина [и др.]; под редакцией О. М. Газиной, В. И. Яшиной. -2-е изд., испр. и доп. – М. : Издательство Юрайт, 2020. - 111 с. 

5. Ежкова, Н. С. Дошкольная педагогика: учебное пособие для вузов / Н. С. Ежкова. – М. : Издательство Юрайт, 2020. - 183 с.

6. Ежкова, Н. С. Теоретические основы дошкольного образования: учебное пособие для среднего профессионального образования / Н. С. Ежкова. – М. : Издательство Юрайт, 2020. - 183 с. 

7. Калитина, Е. С. Развитие любознательности детей старшего дошкольного возраста посредством включения в опытно-экспериментальную деятельность [Текст] / Е. С. Калитина // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. 2014. № 36.

8. Козлова С. А. Теоретические основы дошкольного образования. Образовательные программы для детей дошкольного возраста: учебник и практикум для среднего профессионального образования / С. А. Козлова, Н. П. Флегонтова. - Москва: Издательство Юрайт, 2020. -202 с.

9. Комарова Т. С.  Дошкольная педагогика. Коллективное творчество детей: учебное пособие для среднего профессионального образования / Т. С. Комарова, А. И. Савенков. - 2-е изд., испр. и доп. - Москва: Издательство Юрайт, 2020. - 96 с.

10. Кремлёв, А. Г. Теория игр: основные понятия: учебное пособие для вузов / А. Г. Кремлёв; под научной редакцией А. М. Тарасьева. – М. : Издательство Юрайт, 2020. - 141 с.

11. Кригер Е. Э. Педагогические условия развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста [Текст]: автореф. дис. канд. пед. наук / Е. Э. Кригер. - Барнаул, 2010. -17 с.

12. Купарадзе, Н. Ц. Формирование любознательности у детей старшего дошкольного возраста [Текст] / Н. Ц. Купарадзе. М., 2011. - 121 с.

13. Куприянов, Б. В. Методика организации досуговых мероприятий. Ролевая игра : практическое пособие для среднего профессионального образования / Б. В. Куприянов, О. В. Миновская, Л. С. Ручко. -2-е изд., испр. и доп. – М. : Издательство Юрайт, 2020. - 215 с.

14. Куприянов, Б. В. Организация детского отдыха. Методика организации ролевой игры: практическое пособие для вузов / Б. В. Куприянов, О. В. Миновская, Л. С. Ручко. - 2-е изд., испр. и доп. – М. : Издательство Юрайт, 2020. - 215 с.

15. Микляева, Н. В. Дошкольная педагогика: учебник для вузов / Н. В. Микляева, Ю. В. Микляева, Н. А. Виноградова; под общей редакцией Н. В. Микляевой. - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва: Издательство Юрайт, 2020. - 411 с. 

16. Патрушева И. В. Психология и педагогика игры: учебное пособие для вузов / И. В. Патрушева. – М. : Издательство Юрайт, 2020. -130 с. 

17. Рамонова, К. М. Особенности и пути развития любознательности у детей дошкольного возраста [Текст] / К. М. Рамонова. СПб, 2007. - 187 с.

18. Сигида, Н. В. Развитие познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста в процессе игр-экспериментирований [Текст] / Н. В. Сигида, Н. Д. Середкина // Студенческая наука XXI века: материалы IX Междунар. студенч. науч. - практ. конф. (Чебоксары, 23 апр. 2016 г.). В 2 т. Т. 1 / редкол.: О. Н. Широков [и др.]. - Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016. - № 2 (9). - С. 150–153.

19. Смирнова, Е. О. Дошкольная педагогика: педагогические системы и программы дошкольного воспитания: учебное пособие для вузов / Е. О. Смирнова. - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва: Издательство Юрайт, 2020. - 121 с.

20. Смирнова, Е. О. Психология и педагогика игры: учебник и практикум для вузов / Е. О. Смирнова, И. А. Рябкова. - Москва: Издательство Юрайт, 2020. - 223 с. 

21. Степанова, О. А. Теория и методика игры: учебник и практикум для вузов / О. А. Степанова, М. Э. Вайнер, Н. Я. Чутко; под редакцией Г. Ф. Кумариной, О. А. Степановой. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : Издательство Юрайт, 2020.- 265 с.

22. Танхаева, Е. Р. Развитие любознательности у детей старшего дошкольного возраста / Е. Р. Танхаева. - Текст: непосредственный // Молодой ученый. - 2017. - № 3 (137). - С. 596-599.

23. Челноков, А. Ю. Теория игр: учебник и практикум для вузов / А. Ю. Челноков. – М. : Издательство Юрайт, 2020. - 223 с. 

24. Шумакова, Н. Б. Диалог и развитие творческой активности у детей // Развитие творческой активности дошкольников [Текст] / Н. Б. Шумакова / под ред. А. М. Матюшкина. - М.: Педагогика, 2011. - С. 10–35.

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×