"Воспитание милосердия | Постникова Екатерна Ивановна. Работа №210659
Автор: Постникова Екатерна Ивановна
статья о духовно-нравственном воспитании дошкольников в современном мире, о о методах и формах работы по формированию у дошкольников морально-нравственных качеств и добродетелей.
Воспитание милосердия у детей средствами природы.
Не будем заботиться о том, чтобы собирать богатство и оставлять его детям; будем научать их добродетели и испрашивать им благословение от Бога; вот это, именно это — величайшее сокровище неизреченное, неоскудевающее богатство, с каждым днем приносящее все больше даров.
Святитель Иоанн Златоуст
Перед обществом возникла потребность в личности, способной сделать самостоятельный нравственный выбор, которая умеет отстаивать свои убеждения и идеалы. Воспитание настоящего гражданина нашего государства неразрывно связано с развитием сознательного стремления ребенка к добру, пробуждение в нем любви, сострадания, сочувствия. Ребенок не может стать личностью и гражданином без освоения современных цивилизованных форм взаимодействия, без умения сопереживать, проявлять действенное участие, милосердие и заботу об окружающих.
Милосердие, возможно, самое древнее человеческое чувство. Человек стал человеком не тогда, когда взял в руки палку и пристроил к ней камень, а когда почувствовал хорошие чувства не только по отношению к своему, но и к чужому - из чужого племени, из чужой семьи, когда он пожалел такого же человека не за то, что он свой, а за то, что он человек.
Долгое время слово «милосердие» в нашем обществе считалось каким-то старорежимным, таким, что унижает человеческое достоинство. Будто нуждаются в милосердии и сострадании слабые и униженные, тогда как мы - сильные и всемогущие. Что означает это слово, это понятие - милосердие? И, главное, как воспитывать милосердие в детях? Можно ли и нужно воспитывать милосердными детей в наше трудное и все еще недоброе время?
Если взглянуть на историчность воспитания милосердия в семье, то в крестьянской семье детей пытались обучать милосердию, состраданию и сочувствию к людям, которые потерпели бедствие: несчастных, убогих и нищих. Обычай обязывал крестьян принимать в своем доме усталого путника: обогреть его, накормить и утешить, если он в печали. Нищих и убогих брали в дом с той же доброжелательностью, что и путников. Считалось, что подать милостыню, пожалеть, помочь больному и бедному - дело необходимое и богоугодное. Помощь, объяснялось детям, необходимо оказывать всем, кто нуждается: людям, пострадавшим от пожара или стихийного бедствия, потерявшим кормильца, многодетным семьям, которые были в нищете. Воспитательное слово поддерживалось и делом: люди помогали погорельцам, делились с ними последним куском хлеба, пытались их утешить, приютить. Семья, в которой заболел кормилец, могла рассчитывать на помощь односельчан, которые приходили топить печь, готовить еду, ухаживать скот. Вдовам и сиротам люди помогали вспахать огород, засеять и собрать урожай.
В наше время многие родители боятся воспитывать детей добрыми и милосердными. Им кажется, что когда дети вырастут, им будет трудно, они не смогут постоять за себя. Но нужно помнить, что добрым и милосердным легче жить, потому, что их все любят. Злость сжигает сердце, злобный человек чаще болеет и раньше умирает. Кроме того, какова будет будущая семья, будущий отец, будущая мать, их дети? Эстафета добра и зла бесконечна, и в нашем доме на смену злым детям могут прийти злые внуки. Милосердие - это милость сердца. Милость, любовь, нежность, мягкость. Немилосердный - жестокий, яростный, не чувствует боли другого, не замечает его, презирает его. Чужая боль, несчастье, потеря, падение - вот на что обращено милосердие. Поэтому, учите ребенка чувствовать чужую боль, переживать чужую болью и быть снисходительным.
Природа планеты - уникальная ценность для всего человечества. Материальная ценность, потому что в комплексе всех своих компонентов составляет среду обитания человека и основу его производственной деятельности. Духовная ценность, потому что вдохновляет и стимулирует творческую деятельность. Природа, отраженная в различных произведениях искусства, составляет ценности рукотворного мира.
Формирование начал экологической культуры, воспитание нравственных качеств (доброты, милосердия и внимательности)- это становление осознанно – правильного отношения непосредственно к самой природе во всем ее многообразии, к людям, охраняющим и создающим на ее основе материальные богатства или духовные ценности.
Каждый ребенок рождается добрым. И для доброй жизни. И то, что он постепенно теряет запас доброты, внимательности виноваты мы, взрослые. Наша задача, как педагогов и взрослых людей не дать иссякнуть этому маленькому источнику тепла, мягкости, терпения и любви. Дети рано начинают чувствовать любовь и справедливость взрослых. Очень важно, чтобы гуманные чувства дети распространяли не только на себя, а еще и умели бы сострадать взрослым, своим сверстникам, и « братьям нашим меньшим»- животным, относиться к другому как к самому себе, понимать и разделять огорчения и радости другого.
Большинство мыслителей и педагогов придавали большое значение природе, как средству воспитания детей: Я.А. Коменский видел в природе источник знаний, средство для развития ума, чувств и воли. К.Д. Ушинский был за то, чтобы « вести детей в природу », чтобы сообщать им всё доступное и полезное для их умственного и словесного развития.
В настоящее время, как никогда остро стоит вопрос экологического воспитания. Поэтому прививать любовь детям к природе нужно с самого раннего возраста. Параллельно воспитывать чувство сострадания, отзывчивость, милосердие средствами природы.
Определить верный путь по воспитанию экологической культуры помогли идеи Л.С. Выготского, В.А. Сухомлинского, Б.Т. Лихачева, которые придавали огромное значение нравственно-экологическому воспитанию, способствующему всестороннему развитию личности ребёнка.
В настоящее время в России создано значительное количество программ, направленных на экологическое воспитание дошкольников, формирование их экологической культуры.
Большое значение в экологическом воспитании дошкольников имеют программа С.Н. Николаевой « Юный эколог», направленная на становление начал экологической культуры и экологического сознания. В программе представлено семь разделов. Данные в программе рекомендации к распределению материала по возрастам позволяют осуществять индивидуальный подход к детям, регулируя на каждом этапе объём и глубину решения поставленных задач. Неоценимую помощь в работе педагогам будут следующие методические пособия: - Н.В. Коломина «Воспитание основ экологической культуры в детском саду»; З.Ф. Аксёновой «Войди в природу другом»; В.Н. Чернякова «Экологическая работа в ДОУ»; Л.Г. Киреева, С.В. Бережнова «Формирование экологической культуры дошкольников»; Е.А. Свешникова «Использование занимательного материала по экологическому воспитанию дошкольников»;
Воспитание доброты, заботы, милосердия помогает чтение художественной литературы , например: произведения таких популярных писателей, как В. Снегирев, И. Сладков, В. Бианки и экологических сказок Н. Рыжовой.
Работа по формированию гуманного отношения к природе и воспитанию доброты, внимательности и милосердия должна строится с учетом интересов и потребностей детей, пожеланий родителей; с учетом возрастных и индивидуальных особенностей; с учетом принципа интеграции образовательных областей, на принципе комплексно-тематического построения образовательного процесса, проектном методе- все это позволяет решать задачи совместной деятельности взрослого и детей, а также самостоятельной деятельности детей, не только в образовательной работе, но и в режимных моментах. Воспитывая доброту, внимательность и милосердие в детях и осознанно- правильного отношения к природе необходимо учитывать следующие принципы содержания: научность, доступность, системность, целостность, регионализм, преемственность и интеграцию.
Принцип систематичности и последовательности – НОД проводится систематически по разработанному плану, используя все виды деятельности, к концу изучения материала проводится итоговое мероприятие.
Принцип доступности. Этот принцип диктует подбор доступного, легковоспринимаемого, интересного для детей материала;
Принцип интеграции – решение поставленных задач через различные виды деятельности и образовательные области «Познание» «Развитие речи» «Художественное творчество» Исходя из всего сказанного, можно сделать выводы, что воспитание доброты, милосердия и внимательности осуществляется через экологическое воспитание , которое интегрировано во все образовательные области и осуществляется через них.
Но самый главный принцип это то , что как известно на Руси воспитание детей осуществлялось не столько словом, сколько делом, и, видя это, дети впитывали добродетели с молоком матери.
Вспоминается случай, рассказанный одной женщиной. Они с маленькой дочкой шли по железнодорожным путям и вдруг увидели между рельсами жалобно скулящего щенка. Дочка посмотрела на этого щенка, потом на маму... И мама поняла, что если они сейчас пройдут мимо, то, сколько бы красивых слов она потом ни сказала о милосердии и сострадании, она никогда не сможет объяснить дочке, что это такое. И они взяли этого щенка. Действительно, один такой поступок имеет более мощное воспитательное воздействие, чем тысячи слов.
.