Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста

Автор: Коренева Ирина Гаврииловна

Воспитание
нравственно-патриотических чувств

 у детей дошкольного возраста

«… наши дети – это наша старость.

Правильное воспитание – это наша счастливая старость,

плохое воспитание – это наше будущее горе,

это наша вина перед другими людьми, перед всей страной»

А.С. Макаренко

Дошкольное воспитание,
как и вся Россия, начиная с 90-х гг. ХХ в., вошло в полосу преобразований.
Главным фактором перемен стали изменения не только на внешнем уровне, но и в
нас самих: взрослых и детях. К сожалению, для нашего времени оказались
характерными такие деформации личности, как эгоцентризм, агрессивность,
замыкание на материальных ценностях. Всему мировому сообществу, включая и
Россию, в качестве универсального образца устроения государства и личности
предлагается деидеологизированный стандарт, сущность которого заключается в
приоритете материальных ценностей над духовными и нравственными.
Резко снижается воспитательное
воздействие семьи и российской национальной культуры в сфере воспитания.
Отечественные традиции воспитания подменяются так называемыми «более
современными» западными образцами. В общественном сознании получили широкое
распространение равнодушие, индивидуализм, цинизм, немотивированная
агрессивность, пренебрежительное отношение к гражданскому долгу и служению Родине
.

 

Системе образования принадлежит ведущая роль в гражданском
становлении подрастающего поколения, воспитании у молодёжи любви к родине,
преданности своему Отечеству.

Учреждения
дошкольного образования, являясь начальным звеном системы образования в нашей
стране, призваны формировать у детей первичные представления об окружающем
мире, отношение к действительности, дать возможность им почувствовать себя с
самых ранних лет гражданами своего Отечества.

Понятие патриотизм (греч. patris -
отечество) – это нравственный и политический принцип, социальное чувство,
содержанием которого является любовь и преданность Отечеству, гордость за его
прошлое и настоящее, стремление защищать интересы Родины.                
Но патриотическое
чувство не возникает у людей само по себе. Это результат длительного
целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с раннего
возраста, который формируется под влиянием образа жизни, воспитательной работы
в семье и дошкольном учреждении, в школе, в трудовом коллективе.

По
мнению доктора педагогических наук Светланы Акимовны Козловой, патриотическое
воспитание детей дошкольного возраста – это целенаправленный процесс
педагогического воздействия на личность ребенка с целью обогащения его знаний о
Родине, воспитание патриотических чувств, формирование умений и навыков
нравственного поведения, развитие потребности в деятельности на общую пользу.

В.А. Сухомлинский утверждал, что детство –
каждодневное открытие мира и поэтому надо сделать так, чтоб оно стало, прежде
всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия. Базовым этапом
формирования у детей любви к Родине следует считать накопление ими социального
опыта жизни в своем городе (селе, поселке), усвоение принятых в нем норм
поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры. Любовь к Отчизне
начинается с любви к своей малой родине – месту, где родился человек. Сегодня
как никогда становится ясно, что без воспитания патриотизма у подрастающего
поколения ни в экономике, ни в культуре, ни в образовании нельзя уверенно
двигаться вперед, так как наше будущее должно иметь свою духовно-нравственную
основу, свой духовно-нравственный стержень – Любовь к Отечеству, к своей Родине.
С раннего возраста человек начинает осознавать себя частицей своей семьи, своей
нации, своей Родины. Поэтому именно с дошкольного возраста следует воспитывать
в детях чувство достоинства и гордости, ответственности и надежды, раскрыть им
истинные ценности семьи, нации, Родины.

Нужно понимать, что в дошкольном возрасте ни одно нравственное
качество не может быть сформировано окончательно – все лишь зарождается: и
гуманизм, и коллективизм, и трудолюбие, и чувство собственного достоинства, и
патриотизм. Тем не менее, практически все нравственные качества берут свое
начало в дошкольном возрасте.

В связи с этим в Концепции дошкольного образования подчеркивается необходимость
организации в дошкольном учреждении специальной работы по патриотическому
воспитанию детей с учетом их возрастных особенностей, национальной культуры и
традиций народа
.

Воспитанию
нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста мы уделяем особое внимание не случайно,
так как считаем, что на сегодняшний день это одно из самых важнейших
направлений образовательной политики, что и подтверждает государственная программа
«Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации», ориентированная на
все социальные слои и возрастные группы граждан России,  поэтому, начиная с 2010 года, мы углубленно
работаем над этой темой.

Изучая тему
нравственно-патриотического воспитания, мы отметили что, социально-экономические
преобразования в обществе диктуют необходимость формирования в личности эмоционального
стержня, способного выдержать политические, экономические, социальные и другие
изменения в стране и не только не сломаться, а обладать способностью эффективно
и нестандартно решать новые жизненные проблемы.

Проблема нашей профессиональной деятельности, с
которой мы столкнулись в процессе работы, заключается в том,
что дети зачастую равнодушны к близким людям, в том числе
к товарищам по группе, редко сострадают чужому горю, практически не проявляют
интерес к истории  Родины, её традициям и
обычаям, у детей недостаточный запас
 природоведческих и
географических, социальных  сведений
.

Актуальность темы заключается в  воспитательной
значимости, в ходе работы над которой, происходит формирование глубоко
нравственной личности, воспитанной на общечеловеческих ценностях, национальных
традициях, гражданственности, любви к своей семье, Родине, толерантном
отношении к людям разных национальных принадлежностей.

Объект исследования - нравственно-патриотическое
воспитание и образование  детей старшего
дошкольного возраста (5-6; 6-7 лет) как одно из направлений в преодолении
бездуховности части общества.

Предмет исследования -
 процесс нравственно-патриотического
воспитания детей старшего дошкольного возраста (5-6; 6-7 лет) на основе
созданной Модели воспитания и обучения.

Цель работы в этом направлении: создание условий
для формирования у ребенка активной социальной позиции, воспитание гуманной,
самостоятельной, интеллектуально развитой творческой личности.

Достижение
цели осуществляется посредством последовательного решения следующих задач для
детей старшего дошкольного возраста (5-6, 6-7 лет):

         1. Воспитание у дошкольников интереса к
окружающему миру, эмоциональной отзывчивости на события общественной жизни (предполагает
активизацию эмоциональной сферы личности, воспитание таких чувств, как любовь к
родным и близким людям, родному городу, уважение к истории народа, восхищение
произведениями народного творчества, любви к природе)

         2. Включение детей в практическую
деятельность по применению полученных знаний. Предполагает формирование у детей
определенных навыков и умений: умение отразить накопленные знания в игре,
художественной и трудовой деятельности, умение принять участие в общественно
направленном труде, умение бережно относится к природе, результатам труда
других, умение отразить знания в речи, общении со взрослыми и сверстниками.

         3. Продолжать углубленную работу по  формированию у детей системы знаний о своей
Родине, которая представлена следующим образом: природоведческие и
географические сведения, сведения о жизни своего народа, социальные, некоторые
исторические сведения.

         4. Знакомить
детей с элементарными правовыми нормами с целью формирования жизненной
активности дошкольников.

         5. Приобщать к
общечеловеческим ценностям и культурному наследию «близких» и «дальних»
этносов, знакомство с их культурными особенностями.

6.
Формировать позитивное, ответственное отношение к себе.

Для
эффективного решения задач нравственно-патриотического воспитания, строили свою
работу в соответствии с возрастными особенностями детей, учитывая следующие
принципы:

ü  
Гуманизацииличностно-ориентированный
подход в воспитании, учет возрастных и индивидуальных особенностей, атмосфера
доброжелательности и взаимопонимания;

ü  
Деятельного подхода – любые знания приобретаются
ребенком во время активной деятельности;

ü  
Интеграции – этот принцип позволяет совместить в
одной работе аспекты таких научных и общечеловеческих знаний, как музыка,
рисование и др.;

ü  
Культуросообразности – основывается на ценностях
региональной, национальной и мировой культуры, технологически реализуется
посредством культурно-средового подхода к организации деятельности в детском
объединении;

ü  
Возрастного и индивидуального подхода – предполагающий
выбор тематики, приемов работы в соответствии с субъективным опытом и возрастом
детей.

Для решения проблем и задач
нравственно-патриотического воспитания, мы углубленно изучили методическую
литературу, и на ее основе выстроили Модель системы нравственно-патриотического
воспитания дошкольников. Данная Модель создана на основе многоаспектного
подхода в воспитании.  Для реализации Модели
использовали интегративный подход:

ü    Включение форм работы во все виды детской деятельности: познавательную,
продуктивную, игровую.

ü    Использование регионального компонента.

ü    Работу планировала  в тесном
сотрудничестве с семьей.

ü    Составила перспективно-тематический план.

Созданная Модель системы
нравственно-патриотического воспитания построена по принципам развивающего
обучения, основана на позитивной Я – концепции, и  состоит из нескольких направлений:

Первое
направление: Я и моя семья.

Второе
направление: Мир людей.

Третье
направление: Человек   -   труженик.

Четвертое
направление: Экология.

Пятое
направление: «Родина моя – бескрайняя Россия».

Шестое
направление: История.

Седьмое
направление: Культура
.

Используя данную Модель системы
нравственно-патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста
(5-6; 6-7 лет) в своей работе, наблюдаем положительную динамику. Наблюдая
за  детьми, подготовительной к школе
группы, по данному направлению показывает: 

Ø   Дети
овладели краткими  сведениями об истории
города, округа, страны;

Ø   Различают
символику города, округа, страны;

Ø   Имеют
элементарные представления о жизни, быте, культуре народов ханты;

Ø   Различают
и называют национальные костюмы имеющихся в группе национальностей, умеют
играть в их подвижные игры;

Ø   Знают
правила безопасного  поведения в природе
и на улицах города;

Ø   Понимают
сопричастность к социальной и окружающей среде, осознают себя полноправными
членами общества.

Ø  
Дети стали более отзывчивы друг к другу,
сопереживают чужому горю

Успех патриотического
воспитания в большой мере зависит от правильного определения возрастной
ступени, на которой возможно и следует активизировать  формирование патриотических чувств.  Анализируя данные по развитию ребенка в
первые четыре года жизни, следует отметить, что это годы активного вхождения ребенка
в социальный мир, формирования первоначальных представлений об  окружающей жизни, о правилах человеческого
общения. К 5 годам происходит  отмечаемая
Л. С. Выготским,  «интеллектуализация
чувств». Среди мотивов деятельности  и
поведения начинают доминировать общественные мотивы, зарождается общественная
направленность личности, все эти объективные данные позволили исследователям
считать, что наиболее благоприятным возрастом для начала патриотического
воспитания является средний дошкольный возраст (с 5 лет).

Проведя
мониторинг в начале 2014-2015 уч. года  по
данному направлению, выявили,
что у детей сформированы умения ориентироваться в
помещении и на участке детского сада, умения видеть окружающие
детский сад здания, дорогу; умение правильно называть свой город, рассказывать о том, где гуляли в выходные дни (в
детском парке, детском городке). У детей сформирован интерес к окружающему миру
бережное отношение к природе родного края. Одновременно проявились и низкие
способности, а именно неуверенность и скованность в ответах, не умение детей
целенаправленно владеть волевыми усилиями,
устанавливать правильные отношения со сверстниками и взрослыми, видеть себя
глазами окружающих.

К сожелению приходилось наблюдать и то, что дети зачастую
равнодушны к близким людям, в том числе к товарищам по группе, редко сострадают
чужому горю.
Проанализировав полученный результат,
пришла к выводу, что   нравственно - патриотическое воспитание
многогранно по своему содержанию, и подходить 
к проблеме нравственно-патриотического воспитания дошкольников необходимо
многоаспектно. 

На основе
изученной научно-методической литературы создали  Модель системы нравственно-патриотического
воспитания дошкольников, состоящую из семи направлений.

Вкратце хотим остановиться на каждом:

Первое
направление: Я и моя семья
.

Работа в целях реализации которого
заключается в формировании духовно-нравственного отношения и чувства
сопричастности к родному дому, семье, прежде всего к матери и детскому саду.

Все начинается с родного дома и матери —
хранительницы семейного очага. Эта задача традиционно решалась в дошкольных
учреждениях, но сегодня ощущается необходимость усилить работу в этом
направлении, сделать ее более содержательной. Семья переживает не лучшие
времена. Стремясь заработать на хлеб насущный, родители все меньше уделяют
внимание детям и их воспитанию, растет число неполных семей. Мы горим желанием
воспитать любовь к Родине, а оказываемся не в состоянии воспитать у ребенка
любовь к самому близкому — к родному дому и детскому саду, а ведь это основа
основ патриотического воспитания, его первая и самая важная ступень.

Работая в этом направлении, нами был
разработан краткосрочный (1 месяц) образовательный проект «Семейный альбом»,
цель которого заключалась в укреплении связи поколений в семье, уважения к
представителям старшего поколения.

Метод проектов - один из наиболее
эффективных методов нравственно-патриотического воспитания – позволяющий
создать естественную ситуацию общения и практического взаимодействия детей и
взрослых. Проектирование, как творческий вид деятельности педагогов позволяет
достаточно (в соответствии с федеральными государственными требованиями)
сформулировать цели, задачи предстоящей деятельности, проанализировать и
систематизировать совокупность наличных и необходимых средств, обеспечивающих
оптимальные пути достижения ожидаемого результата, а самое главное – раскрывает
возможности для педагогического творчества. Реализация проектов позволяет
задействовать различные виды детской деятельности, способствует развитию
собственной познавательной активности, творческих способностей, мышления,
воображения, фантазии, коммуникативных навыков; стимулирует развитие самостоятельности
и ответственности.

Данный
проект состоял из 6 этапов
:

1              
Этап.  Выставка фотографий детей всей группы «Такие
разные и такие похожие»

(Дети рассматривали фотографии,
узнавали себя и других на фотографиях, проводилась беседа о том, что дети
делятся на мальчиков и девочек, они во многом похожи, но в то же время и
отличаются друг от друга. Когда дети вырастут, мальчики станут мужчинами,
девочки - женщинами. Быть настоящими мужчинам и женщинами не просто, готовится
к этому нужно с детства).

2              
Этап. 
«Мой младший/старший брат, сестра».

(На этом этапе дети рассматривали  фотографии, находили внешние сходства и
различия детей, их братьев и сестер, рассказывали о своем отношении к младшим,
старшим.

3              
Этап. «Моя семья».

(Дети рассматривали семейные фотографии,
беседовали о взаимоотношениях в семье. Родители воспитанников составили
генеалогического древо, совместно изготовили 
семейный  альбом «Вместе – дружная
семья!» провели развлечение «Мамины сказки» и т.д.)

4              
Этап. «Мои друзья».

(На данном этапе дети
рассказывали о своих друзьях, читали художественную литературу, пословицы о
дружбе)

5              
Этап. «Наш детский сад».

(Проводились беседы с детьми,
ситуативные разговоры  о профессиях детского
сада, экскурсии в медицинский кабинет, кухню, методический кабинет и т.д.
Совместно с родителями изготовили альбом «Детский сад у нас хорош, лучше сада
не найдешь!»)

6              
Этап. «Каким я был, каким я стану».

(Проводились беседы,
ситуативные разговоры с детьми о том, каким я стану в будущем).

На каждом этапе проводились различные
формы работы: беседы, игры, наблюдения, совместная деятельность в режимных
моментах, развлечения с активным участием детей и родителей.

В результате проект поспособствовал
укреплению семейных традиций, установлению контакта со старшими членами семьи,
были совместно созданы альбомы «Вместе - дружная семья!», «Детский сад у нас
хорош, лучше сада не найдешь!».

Второе
направление: Мир людей
.

Это направление работы мы определяем
следующим содержанием:

1.            
Родившись, человек становиться частью
общества. Сначала — это семья, группа детского сада, соседи, но уже в этих
маленьких сообществах действуют разные правила и традиции, которые выполняют
все члены этого сообщества.

Воспитанников
группы мы знакомили с правилами дорожного движения, правилами безопасности,
правилами гигиены, правилами поведения в общественных местах. Рассказывали  детям и том, что в обществе взрослых, помимо
правил, действуют законы. Выполнение которых, обязательно для всех в равной
степени.

2.            
В основе работы по социальному развитию ставили
перед собой  задачи воспитания гуманных
отношений, эмоциональной привязанности и доверие к близким взрослым и
сверстникам, стремление к взаимопониманию.

Здесь мы использовали  систему игр для детей дошкольного возраста, главной
задачей которых являлось привлечение внимания ребенка к другому и его различным
проявлениям: внешности, настроениям, движениям, действиям и поступкам. Используемые
игры помогли детям пережить чувство общности друг с другом, научили замечать
достоинства и переживания сверстника и помогать ему в игровом и реальном
взаимодействии. Например, такие игры, как «Зеркало», «Испорченный телефон»,
«Эхо», формировали внимание к сверстнику, дети повторяли действия или слова
партнера. Подстраиваясь к другому и уподобляясь ему в своих действиях, они
учились замечать самые мелкие детали движений, мимики, интонаций своих
ровесников.

В такой игре как «Сороконожка»
(дети вместе изображают сороконожку) дети действовали с максимальной согласованностью.
Это требовало от них, во-первых, большого внимания к сверстникам и, во-вторых,
умения действовать с учетом потребностей, интересов и поведения других детей.
Такая согласованность способствовала направлению внимания на другого,
сплоченности действий и возникновению чувства общности.

Ролевые игры, в которых дети оказывали
друг другу помощь и поддержку в «трудных» игровых ситуациях (например, в игре
нужно помочь перейти улицу старенькой бабушке, или спасти кого-то от дракона,
или вылечить ребенка и пр.).

Игры по правилам в которых,  дети вербально выражали свое отношение положительного
характера к сверстнику, (комплименты, добрые пожелания, подчеркивание достоинств
другого и т.д.)  например «Похвали своего
соседа». Делая сверстнику комплименты, говоря ему свои пожелания, дети не
только доставляли ему удовольствие, но и радовались вместе с ним.

Игры, в которых дети оказывали
друг другу реальную помощь в совместной деятельности (изготовление общих
рисунков, поделок, подарков).

В процессе проведения подобных
игр дошкольники стали более внимательными друг к другу, стали замечать действия
и настроения других, стремятся помочь и поддержать партнеров. Кроме того,
заметно снизилась агрессивность многих проблемных детей, уменьшилось число
демонстративных реакций, замкнутые, застенчивые дети чаще принимали участие в
совместной игре. После проведения данных игр дети стали  больше и лучше играть вместе и самостоятельно
разрешать конфликты.

3.            
Чтобы дать ребенку возможность поближе
узнать «мир людей» - взрослых и сверстников:

ü   Необходимо
эмоциональное насыщение, для этого создавали условия для содержательного
общения взрослого с ребенком.

ü   Создавали
 проблемные ситуации, направленные на
развитие гибкого
социального поведения.

4.            
Для развития интереса к «миру людей» и обогащения
их представлений о социальной действительности воспитанники нашей группы
посещали музеи, выставки, совместно с родителями проводили экскурсии и
прогулки, демонстрировали фильмы.

5.            
Межнациональные конфликты как следствие
отсутствия культуры    межнациональных
отношений — печальная реалия сегодняшнего дня. Один из путей выхода из
кризисных ситуаций в межнациональных отношениях — этическое воспитание, сориентированное
на межнациональное общение.

Воспитание этики
межнационального общения, толерантности у детей дошкольного возраста
осуществляли следующим образом: знакомили  детей с традициями, обычаями  других народов, национальными костюмами,
танцами и песнями, национальными куклами, знакомили с пословицами и поговорками,  художественной литературой, произведениями
искусства, использовала подвижные игры народов мира  и т.д.

6. Знакомили  детей с отдельными зарубежными странами и
элементами их культуры, расширяя в их сознании границы мира.

7.  
Правовое воспитание — еще один путь воспитания личности ребенка. Дети
должны знать о своих правах, уважать права других людей. Работая в этом направлении, нами был разработан  долгосрочный  проект «Правовая азбука».

Здесь мы использовали
следующие формы и методы работы с детьми:

ü     
Ролевые, театрализованные и
дидактические игры.

ü     
Игры и упражнения на развитие
эмоциональной сферы, эмпатии, коммуникативных умений и навыков

ü     
Использовали сюжеты хорошо
известных сказок (иллюстрации, видео, аудиокассеты, презентации), беседы о
прочитанном и просмотренном.

ü     
Предлагали  детям решение проблемных задач, поиск решений
от своего имени или имени героя: если бы я был гадким утенком:, если бы я
поймал золотую рыбку:, если бы я вдруг превратился в: … и т.д.

ü     
Дидактические игры: «Я имею
право», «Чьи права нарушены?», «Назови права героев», «Выбери право».

ü     
Наблюдение. Например,
предлагали  детям понаблюдать, как
относятся близкие люди друг к другу, прощают ли они обиды, как их друзья
относятся к обидчикам, что радует и что огорчает друзей и близких. Этот прием
способствовал  развитию эмпатии и
эмоциональной отзывчивости у детей, а значит, и реализации права на дружбу,
внимание, заботу.

ü     
Прием визуализации. Позволил  научить детей тонко ощущать изменение
окружающего мира. Так, закрыв глаза, дети представляли, что они уменьшились в
размерах до муравья и ползут по камню. Ощущая себя маленьким беззащитным муравьишкой,
ребенок пытался  поделиться своими
впечатлениями. Дошкольники тонко воспринимали, что все живое нуждается в
защите, а значит и люди, окружающие тебя, тоже требуют сочувствия, тепла, помощи.

ü     
Метод драматизации упражнял
детей в умении «вчувствоваться» в другого, войти в его положение. Каждому
ребенку присуще «театральный инстинкт» - стремление посредством игры побывать в
роли другого, расширив тем самым границы своего бытия. Это помогло острее
реагировать на поведение окружающих людей и животных.

ü     
Проблемно-поисковые методы:
отгадывали загадки, разгадывали ребусы, решали кроссворды.

ü     
Продуктивная деятельность:
создавали  альбомы, символы,
изготавливали плакаты, эмблемы.

Третье
направление: Человек   -   труженик
.

Работа в целях реализации которого
заключается в воспитании уважительного отношения к Человеку - труженику и
результатам его труда.

1.
В первую очередь знакомили детей с трудом
людей своего края, города.

Воспитывали
гордость за результаты их труда.

2.
Приобщали дошкольников к трудовой
деятельности. Труд ребенка-дошкольника невелик и несложен. Однако он необходим
для формирования его личности. Способствовали  трудовой деятельности детей, в основе которой
лежало желание сделать что-то для друга, для воспитателя, для группы, для
детского сада и т.д. Приучали детей добросовестно относиться к любой работе,
добиваться поставленной цели.

3.
Также систематически организовывали и в
детском саду и дома труд с общественной мотивацией, направленного на общую
пользу. Например, природоохранительную акцию «Чистый город» уборка территории
детского сада, День взаимопомощи «Зеленая улица» озеленение территории детского
сада;  День взаимопомощи «Снежный
городок» постройка зимнего городка; природоохранительную акцию «Берегите птиц»
изготовление кормушек для птиц;  и т.д.

Четвертое
направление: Экология
.

Истинный патриотизм гораздо глубже, нежели
любовь к определенной природной зоне. Законы природы не зависят от законов
государства, от традиций народа, от его истории. Наша задача в этом направлении
заключалось в формировании у детей представлений о природе и ее законах, и
научить детей видеть ее красоту, жить с
ней в мире и добрососедстве, жить в ней, не нарушая ее ритма, защищать ее.  

Воспитанникам группы давала  представления:  

ü   о многообразии живых организмов, взаимосвязях растительных и
животных организмов в процессе роста и развития со средой обитания,

ü   о взаимосвязях и взаимозависимостях их с неживой природой в экосистеме;

ü   о человеке как живом существе, как части природы, среде его жизни,
обеспечивающей здоровье и нормальную жизнедеятельность;

ü   об использовании природных ресурсов в хозяйственной деятельности
человека, недопустимости загрязнения окружающей среды, охране и восстановлении
природных богатств.

ü   о самоценности жизни во всех ее проявлениях, природы и человека
как части природы;

ü   об универсальной ценности природы для жизни и деятельности
человека (познавательной, эстетической, практической и т.д.);

ü   о нормах и правилах поведения в общественных местах и природе;

ü   о необходимости и способах проявления личного участия отношений к
окружающим людям и природе.

В группе была создана природная зона. В
этой зоне разместила  природные объекты для
ухода и наблюдений (цветы), календарь природы, где дети ежедневно вели
наблюдения. В зоне библиотеки были собраны красочные книги, энциклопедии для детей
о жизни растений и животных и т.д. Был создан центр экспериментирования, где
дети проводили  исследования,
экспериментирования, наблюдения.  На
участке была сделана экологическая тропа, на которой были посажены таежные
растения – сосна, папоротник, лечебные травы.

Проводили с детьми:

ü      экологические
фольклорные праздники;

ü      кукольные
спектакли экологического содержания;

ü      инсценировки,
с участием детей;

ü      экскурсии
в «Зеленую комнату» ДОУ;  

ü      природоохранительные
акции «Не рубите елочку», «Чистый город», «Берегите птиц».

Пятое
направление
: «Родина
моя – бескрайняя Россия».

Дошкольник, прежде всего, должен осознать
себя неотъемлемой частью своей малой Родины, потом гражданином России, и только
потом жителем планеты Земля. Нужно постепенно подводить ребенка к пониманию
того, что у каждого россиянина есть своя малая Родина — город, привязанность к которому он испытывает с
детства, и вместе с ним — большая Родина Российская Федерация.

 Работая
в этом направлении мы знакомили  детей со
своей страной, и прежде всего, со своим родным краем, чтобы они полюбили свою
землю, и стали ей полезными, а для этого надо многое знать, уметь с детства
совершать такие дела, которые были бы на благо своего, дома, детского сада,
города, а в дальнейшем и всей страны.

Неоспоримо и значение правильно организованной предметно –
развивающей среды, в группе она построена согласно следующим принципам:  

ü  
Информативности,
предусматривающего разнообразие тематики материалов и оборудования и активности
воспитанников  во взаимодействии с
предметным окружением;

ü  
Вариативности,
определяющееся содержанием воспитания, культурными и художественными
традициями, климатогеографическими особенностями;

ü  
Полифункциональности,
предусматривающего обеспечение всех составляющих образовательного процесса и
возможность разнообразного использования различных составляющих
предметно-развивающей среды;

ü  
Педагогической
целесообразности, позволяющей предусмотреть необходимость и достаточность наполнения
предметно-развивающей среды, а также обеспечить возможность самовыражения
воспитанников, индивидуальную комфортность и эмоциональное благополучие каждого
ребенка;

ü  
Трансформируемости,
обеспечивающего возможность изменений предметно-развивающей среды, позволяющих,
по ситуации, вынести на первый план ту или иную функцию пространства.

Создана зона нравственно – патриотического воспитания «Мы -
патриоты», где дети могли в условиях ежедневного свободного доступа пополнять
знания о родном городе, округе, стране. В уголке имелся широкий спектр
иллюстраций, фотографий с видами малой родины, родной страны, климатических зон
России, карты мира, России, Иркутской области и г. Усолье-Сибирского, панорамные
снимки достопримечательностей, картины с изображением родных пейзажей,
иллюстрации народных промыслов, произведения устного народного творчества,
образцы российского герба и флага, символика Иркутской области и города
Усолье-Сибирского. Предлагаемый детям материал менялся в зависимости от изучаемых
тематических блоков.

Шестое
направление: История.  

Как научить детей любить не придуманную
нами Родину, а такую, какая она есть. Любить и беречь можно только то, что
чувствуешь, знаешь, понимаешь. Что может заинтересовать ребенка чистотой,
искренностью, красотой, глубоким содержанием? Это наша многовековая история.
Чем нам можно гордиться, так это своей историей. Мы старались пробудить в детях
чувство гордости за русских людей, давших миру великих полководцев и
мыслителей, освободителей мира от фашизма, и первопроходцев космоса.

Седьмое
направление: Культура
.

Патриотическое воспитание в детском саду —
это процесс освоения, наследования традиционной отечественной культуры.
Сохранение Российской культуры во всем многообразии ее проявлений,
национального колорита оказывает непосредственное влияние на развитие личности
ребенка. Раздел «Культура» — еще одно направление в нашей работе. В содержание
этого раздела включали:

1. Праздники: народные, обрядовые,
посвященные памятным датам.

2.  Развлечения.

3.  Знакомство
с местным народным промыслом.

4.  Одинаково
интересным и важным для детей было знакомство с жизнью и творчеством
отечественных художников, военно-начальников, писателей, композиторов и многих
других достойных сынов и дочерей России. Дополнительно делали акцент на знакомстве
с судьбой и творческим вкладом наших земляков в историю и  культуру всей страны.

5. Приобщали  детей к богатствам русской литературы.

По разработанной
методике нами проведен сбор и анализ информации об оценке эффективности
процесса патриотического воспитания.
С целью анализа уровня
развития патриотизма как нравственного качества у старшего дошкольного возраста
(5-6, 6-7 лет) применялись следующие методы: наблюдение, анализ содержания
вопросов детей воспитателю, анализ детских рисунков, беседа с детьми,
практические задания.

При разработке методики и
инструментария исследования знаний и интересов детей с целью получения более
достоверной информации старались учитывать такие психологические особенности
дошкольников, как внушаемость, подражательность, наглядно-действенный и
наглядно-образный характер мышления, невысокая устойчивость и сосредоточенность
внимания, быстрая утомляемость и др.

В обследовании были
использованы:

1. Индивидуальные беседы
по вопросам (о названии страны, её столицы, округе, родного города).

2. Практические задания
(например: игры «Где находится памятник?», «Найди свой флаг» и «Сложи герб»).

3. Словесные задания (индивидуальные
вопросы по теме: «Мой любимый город Усолье-Сибирское»).

4. Беседы по картинкам,
изображающим достопримечательные места родного города, посещение
патриотического уголка, конкурс рисунков.

5. Анализ детских
рисунков.

Аналогичная работа была
проведена по 7 направлениям:

ü   «Я
и моя семья».

ü   «Мир
людей».

ü   «Человек-труженик».

ü   «Родина
моя - бескрайняя Россия».

ü   «История»

ü   «Культура»

ü   «Экология»

Владение технологиями анализа воспитательно–образовательной
деятельности позволили  в соответствии с полученными
данными  в зависимости от состояния
здоровья ребенка  отбирать содержание,
формы и методы работы с детьми, обеспечивающие развитие личности ребенка, его
творчества, инициативы.

Используя Модель системы
нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста в нашей
работе, мы, наблюдаем положительную динамику.
Такое построение
воспитательно-образовательного процесса способствовало  тому, что ребенок из пассивного,
бездеятельного наблюдателя превратился в активного участника, что привело к
осознанию и накапливанию своего жизненного опыта. Дети стали более отзывчивы
друг к другу, научились сопереживать, понимать сопричастность к социальной и
окружающей среде, осознавать себя полноправными членами общества.

В процессе работы над
данной темой, мы столкнулись с такой проблемой: с одной стороны дети - с
удовольствием включались в процесс обучения, с другой, в домашних условиях  дети получали через средства массовой
информации неверные представления о нормах поведения в обществе, о том кого и в
каких случаях можно назвать героем (например, просмотр сериалов, реалити - шоу
и т.п.).

Для решения возникшей
проблемы, мы вели активную пропаганду среди родителей о том, какие телепередачи
носят познавательный характер, что они должны соответствовать возрасту детей,  какими должны быть темы для просмотра,
необходимо обращать внимание на то, что смотрит ребёнок по телевизору, в какие
компьютерные игры играет. Хочется отметить что, родители воспитанников поддержали
нас в данном вопросе, и  помогли нам в
достижении поставленных задач.

В рамках реализации Модели системы
нравственно-патриотического воспитания воспитанники с удовольствием
принимали  участие в конкурсах разного
уровня.

Плодотворная работа по
нравственно-патриотическому воспитанию детей не могла бы осуществляться в
полной мере без налаженной структуры взаимодействия с социальными институтами
города, организующими выставки детского творчества, оказывающими помощь в
проведении совместных мероприятий и без тесного сотрудничества с родителями.

Ведь от того, насколько
патриотично настроены отец и мать, во многом зависит, каким будет их ребенок.
Ребенок чрезвычайно подражателен. Дети слышат, что и как говорят родители в
адрес своей страны, отдельных национальностей, и как губка впитывают эти
суждения. Вскоре мнение взрослых станет их собственным мнением и изменить его
не так-то просто, а порой просто невозможно.

Далеко не все семьи в
полной мере реализуют весь комплекс возможностей воздействия на ребенка.
Причины разные: одни семьи не хотят воспитывать ребенка,  другие - не умеют это делать, третьи - не
понимают, зачем это нужно. Во всех случаях необходима квалифицированная помощь
дошкольного учреждения.

Взаимодействие с родителями
воспитанников осуществляли  посредством использования
следующих форм и методов:

1.           
Собирали наглядный материал о городе
Усолье-Сибирское;

2.           
Проводились конкурсы детского рисунка на
тему: «Улица, на которой я живу», «Город моей мечты»

3.           
Для укрепления связи поколений в семье,
уважения к представителям старшего поколения был реализован проект «Семейный
альбом»;

4.           
Организовывались прогулки  по памятным местам;

5.           
Посещали краеведческий музей.

6.           
Совместно с  детьми и родителями изготавливали сувениры
для ветеранов Великой Отечественной войны;

7.           
Регулярно проводились  природоохранительные акции «Чистый город»,
«Зеленая улица» озеленяли территорию детского сада;  «Берегите птиц» изготавливали кормушки для
птиц;  и т.д.

8.           
Дни открытых дверей «Подвижные игры
русского и бурятского народа», «Семейные реликвии», участие родителей в
групповой совместной деятельности;

9.           
Реализован проект «Юный пешеход»;

10.       
Совместные праздники «Милой мамочке моей
это поздравление…», «Бравые солдаты»,

11.       
Выставки семейных творческих работ
«Простое волшебство», «Таланты наших родителей»

12.       
Мастер-классы «Изготовление поделок из
бросового материала «Мы  живем у Байкала»
и т.д.

На наш взгляд, вопросы
педагогической культуры родителей, повышение квалификации воспитателя, тесно
связаны, потому что отношение педагога к детям, их родителям, уровень его
педагогического мастерства определяют уровень воспитанности ребенка и отношения
родителей к выдвигаемым воспитателем требованиям.

Участие в педагогических
часах, семинарах, городских методических объединениях;  всероссийских, региональных, муниципальных
конкурсах, трансляция опыта работы через СМИ способствовало самообразованию,
самосовершенствованию и, главное, росту авторитета в глазах родителей и коллег.

Разработанная
нами Модель имеет многоаспектный подход к решению проблемы
нравственно-патриотического воспитания, что способствовало положительной
динамике воспитания и обучения  детей по
данному направлению. У воспитанников можно наблюдать такие качества «Гражданина
и патриота своей Родины», как, соблюдение общечеловеческих и духовных и
правовых норм поведения, сформированность знаний  об истории и культуре своей страны.

От
того, какими глазами ребенок увидел окружающее, что поразило его воображение,
какие уроки извлек он из рассказов о событиях современности и историческом
прошлом страны, зависит и становление личности гражданина. Вот почему и в
дальнейшем я намерена помогать  ребенку
открывать историческое прошлое и настоящее нашей Родины. Важно, чтобы у ребенка
проявлялась гражданственность в чувствах, в сознании, в поведении.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

1.            
Александрова. Е.Ю. Система патриотического
воспитания в ДОУ: планирование, педагогические проекты, разработки тематических
занятий и сценарии мероприятий Волгоград: Учитель, 2007.

2.            
Зеленова Н.Г. Осипова Л.Е. Мы живем в
России. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников (старшая,
подготовительная группа)-М.: «Издательство Скрипторий 2003» 2008.

3.            
Оверчук Т.И. Мой родной дом. Программа
нравственно-патриотического воспитания дошкольников. – М., 2004.

4.            
Рыцбалова И. Ознакомление с родным городом
как средство патриотического воспитания / Дошкольное воспитание № 6 2003.

5.            
 Белоногова Г., Хитрова Л. Педагогические
знания - родителям // Дошкольное воспитание. 2003. N 1. С. 82 - 92

6.            
Воспитание нравственных чувств у старших
дошкольников/Под ред. А.М. Виноградовой. М., 1991

7.            
Доронова Т. Н. Взаимодействие дошкольного
учреждения с родителями // Дошкольное воспитание. 2004. N 1. - С. 60 - 68.

8.            
Жариков А.Д. Растите детей патриотами. М.,
1980

9.            
Жуковская Р.И., Виноградова Н.Ф., Козлова
С.А. Родной край, М., 1990

10.        
Полякова Т. В.  Знакомим детей с малой Родиной. ap2004.alledu/document/380/839

11.        
Козлова А. В., Дешеулина Р. П. Работа ДОУ
с семьей. - М.: Сфера, 2004 - 112 с.

12.        
Комратова Н.Г., Грибова Л.Ф.,
Патриотическое воспитание детей 4-6 лет: Методическое пособие, М., 2007

13.        
Нравственно-патриотическое воспитание
дошкольников: Методические рекомендации. Маханева М. Д. portal-slovo

14.        
Павлова Л. О взаимодействии семейного и
общественного воспитания детей // Дошкольное воспитание. 2002. N 8. - С. 8 -
13.

15.        
Ватаман В. П., Воспитание детей на
традициях народной культуры / - Волгоград, 2008.

16.        
Лунина Г. В., Воспитание детей на
традициях русской культуры / - М. , 2005.

17.        
Казаков А. П., Шорыгина Т. А., Детям о
Великой Победе / - М., 2007.

18.        
Зацепина М. Б., М., Дни воинской славы / -
2008.

19.        
Кондрыкинская Л. А.Дошкольникам о
защитниках отечества / - М., 2006.

20.        
Кондрыкинская Л. А., Дошкольникам о Москве
/ Мерзлякова С. И., М., - 2004.

21.        
Короткова Л. Д., Духовно-нравственное
воспитание средствами авторских сказок / - М., 2006.

22.        
Писарева А. Е., Уткина В. В., Живем в
«Ладу» / М., - 2007.

23.        
Алешина Н. В., Знакомим дошкольников с
родным городом / - М., 1999.

24.        
Губанова Н. Ф.,Игровая деятельность в
детском саду / М., - 2006.

25.        
Антонов Ю. Е., Левина Л. В., Розова О. В.
и др. Как научить детей любить Родину / - М., 2005.

26.        
Под ред. Араповой-Пискаревой Н. А., Мой
родной дом / - М., 2005.

27.        
Лялина Л. А.,Народные игры в детском саду
/ - М., 2008.

28.        
 Зацепина М. Б., Антонова Т. В., М Народные
праздники в детском саду. - 2006.

29.        
Комратова Н. Г., Грибова Л. Ф.,
Патриотическое воспитание детей 4 – 6 лет / - М., 2007.

30.        
Алешина Н. В. Патриотическое воспитание
дошкольников /– М., 2008.

31.        
Гербова В. В., М., Приобщение детей к
художественной литературе / - 2006.

32.        
Жуковская Р. И., Виноградова Н. Ф.,
Козлова С. А Родной край /. - М., 1990.

33.        
Шорыгина Т. А., Родные сказки / - М.,
2003.

34.        
Александрова Е. Ю., Гордеева Е. П.,
Постникова М. П.,Система патриотического воспитания в ДОУ / Волгоград, - 2007.

 

 

 

 

 

 

 

 

                                   

 

 

 

 

 

comments powered by HyperComments
Пожалуйста, подождите.
x