Статья Воспитание нравственно - патриотических качеств ребенка, через казачьи традиции и обычаи". Автор: Вербина Людмила Анатольевна

Автор: Вербина Людмила Анатольевна
Данный материал предназначен для воспитателей жетских садов.


Автор: Вербина Людмила Анатольевна

Родительского собрания на тему: "Воспитание нравственно - патриотических качеств ребенка, через казачьи традиции и обычаи"

Воспитатель дошкольной группы: Вербина Людмила Анатольевна

 

 

Время проведения: 26 октября 2018 г.

Форма проведения: круглый стол

Продолжительность:1- 1,5 час.

Цель: совместно с родителями осмыслить основные нравственно - патриотические ценности; поиск новых форм взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьей; повышение педагогической культуры родителей.

План проведения:

1. Вступительное слово ведущего. Обозначение проблемы.

2. Педагогический всеобуч.

а) Суть и цель патриотического воспитания

б) Проблемы патриотического воспитания

в) Народная педагогика и казачество– неотделимы.

3. Анализ результатов анкетирование родителей

4. Показ презентации " Казачьи традиции и обычаи в воспитании детей"

5. Практическая часть.

6. Подведение итогов собрания. Принятие решения.

Ход мероприятия

I. Подготовительный этап

1. Провести анкетирование родителей по теме собрания

2. Подготовить буклеты

3. Создать презентацию на тему: "Казачьи традиции и обычаи в воспитании детей"

II.Вступительное слово ведущего

- Добрый вечер, уважаемые родители. Мы рады приветствовать вас на очередном родительском собрании. Сегодня вашему вниманию мы предлагаем круглый стол с элементами игры и продуктивной деятельности.

-Хотим попросить Вас быть активными, инициативными, придерживаться следующих

правил:

1. Время свято– говори ясно и сжато.

2. Закон один: все слушают, когда говорит один.

3. Не согласен – возражай, возражаешь – предлагай, предлагаешь – действуй.

- Итак, мы начинаем. Чтобы было ясно, какая сегодня тема нашего круглого стола, надо собрать из фрагментов пословицы. На трех столах разложены фрагменты пословиц. Родители делятся на группы и собирают пословицы. Звучит тихо в грамзаписи музыка «Родительский дом».

Зачитываются родителями пословицы:

аодительское слово мимо не молвится (семейное

воспитание).

бобрый человек добру и учит (нравственное

воспитание).

в) Родной край – сердцу рай (патриотическое

воспитание).

Итог разминки.

- Уважаемые родители. Теперь можно сделать вывод, о чем мы сегодня будем с вами говорить. Тема нашего собрания: "Воспитание нравственно – патриотических качеств

ребенка, через казачьи традиции и обычаи"

III. Этап педагогического всеобуча.

2. а) Суть патриотического воспитания состоит в том, чтобы посеять, взрастить в детской душе семена любви к своей малой Родине, ее природе, родному дому, семье, истории и культуре своего города, страны. Наследование нравственных и эстетических ценностей родной культуры в детском возрасте – это и есть самый естественный, а потому и верный способ патриотического воспитания, воспитания чувства любви к Отечеству.

Современные дети мало знают о культурных традициях своего народа, города, поселка, станицы часто проявляют равнодушие к близким людям, сверстникам. Чтобы человек действительно чтил память предков, уважал Отечество, его надо таким воспитать. Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал.

В системе дошкольного образования проблема нравственно-патриотического воспитания обозначена как никогда остро. Концепция дошкольного воспитания, Федеральный государственный образовательный стандарт, определили основные принципы этого направления – «Приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства»

Сущность и содержание патриотического воспитания определяется и в Государственной программе патриотического воспитания граждан Российской Федерации до 2015 г. В связи с этим огромное значение имеет помощь ребенку в формировании первичных представлений о малой Родине. Дошкольный возраст – это период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, развивается представление детей о человеке, обществе, культуре. В детском саду ознакомление с окружающим миром осуществляется через традиции своей социо-культурной среды: местные историко-культурные, национальные, географические, климатические особенности региона.

2. б) Проблема патриотического воспитания в условиях модернизации системы дошкольного образования направила нас на поиск современных подходов в решении данного вопроса. Ведь чтобы понятие «Родина» не стало абстрактным для детей, необходимо тщательно продумать процесс их ознакомления с историческим, культурным прошлым и настоящим своей страны, родного города.

Малой родиной для наших детей является хутор Крюков Тацинский район, микрорайон, где расположен детский сад, улица, на которой они живут. Успешность развития дошкольников при знакомстве с родным краем возможна только при условии активного взаимодействия с окружающим миром эмоционально-практическим путем, то есть через игру, опытно-экспериментальную деятельность, общение, труд.

Так как развитие представления дошкольников о своей малой родине, воспитания интереса к ней происходит под влиянием близкого окружения – не только педагогов, но и родителей. И ведущая роль в воспитании нравственно-патриотических качеств у ребёнка принадлежит семье.

Всё начинается с семьи, с её традиций. Папа и мама – самые близкие и самые убедительные «образцы», с которых ребёнок берёт пример, которым подражает, по которым он строит своё поведение. Именно в любви ребёнка к своей маме и своему папе заложено его будущее чувство семейного воспитания.

Помочь ребёнку разобраться что есть зло, добро, не оставить его равнодушным ко всему живому, к своему городу, народу – вот та цель, которая должна стоять перед нами, взрослыми. Цель патриотического воспитания детей дошкольного возраста состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками.

Любой край, область, даже небольшая деревня неповторимы. В каждом месте своя природа, свои традиции и свой быт. Отбор соответствующего материала позволяет

формировать у дошкольников представление о том, чем славен родной край, родной

поселок. Надо показать ребенку, что родной поселок славен своей историей,

традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми.

Какие сведения и понятия о родном поселке способны усвоить дети?

Внимание детей постарше нужно привлечь к объектам, которые расположены на ближайших улицах: школа, кинотеатр, почта, аптека и т. д., рассказать об их назначении, подчеркнуть, что все это создано для удобства людей.

Диапазон объектов, с которыми знакомят старших дошкольников, расширяется

— это район и поселок в целом, его достопримечательности, исторические места и

памятники. Детям объясняют, в честь кого они воздвигнуты. Старший дошкольник

должен знать название своего поселка, своей улицы, прилегающих к ней улиц, а

также почему так они названы. Ему объясняют, что у каждого человека есть родной дом и поселок, город, где он родился и живет. Для этого необходимы экскурсии по поселку, на природу, наблюдения за трудом взрослых, где каждый ребенок начинает осознавать, что труд объединяет людей, требует от них слаженности, взаимопомощи, знания своего дела. И здесь большое значение приобретает знакомство детей с народными промыслами края, народными умельцами.

В нравственно-патриотическом воспитании огромное значение имеет пример взрослых, в особенности же близких людей. На конкретных фактах из жизни старших членов семьи (дедушек и бабушек, участников Великой Отечественной войны, их фронтовых и трудовых подвигов) необходимо привить детям такие важные понятия, как

"долг перед Родиной", "любовь к Отечеству", "ненависть к врагу", "трудовой подвиг" и т. д.

2. в) Уважаемые родители! В настоящее время в жизни общества происходят глубочайшие изменения. Утрачиваются народные традиции: любовь к Родине, уважение к старшим, любовь к ближним. Потеря народных корней приводит к появлению бездуховности, черствости у подрастающего поколения. Радует то, что в последнее время вырос интерес к истории нашей страны, нашего края. Мы чаще стали возвращаться к лучшим традициям нашего народа. С целью изучения, сохранения и возрождения традиций необходимо уделять внимание нашим детям. Необходимо развивать в них интерес к истории своего народа, дать побольше информации о жизни, обрядах, привить чувство глубокой любви и привязанности к своему краю, своей Родине. Справиться с этими задачами мы сможем лишь сообща, помогая друг другу. Начиная эту работу в комплексе, необходимо обратить внимание на воспитание умения слушать, развитие памяти, познавательного интереса.

Дошкольное детство – начало жизни, когда закладываются предпосылки высоких человеческих начал личности. Л. Н. Толстой сказал: «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома». Патриотические чувства закладываются в процессе жизни и бытия человека, находящегося в рамках конкретной социокультурной среды. Ребенок с момента рождения инстинктивно и естественно привыкает к окружающей его среде, природе и культуре. Таким образом, формирование у дошкольников любви к Родине с раннего периода следует считать этапом накопления ими социального опыта жизни в условиях малой родины, усвоения принятых норм поведения, взаимоотношений, приобщения к миру родной культуры. Ставрополье – благодатный регион для воспитания лучших человеческих качеств посредством казачьих традиций и культуры, многовекового опыта мужественного, трудолюбивого и творческого народа.

Большая Родина всегда начинается с малой – места, где родился человек, своей семьи, двора, дома, детского сада и школы, поля подсолнечника, расположенных рядом. Дом или детский сад, родной край и поселок имеют свою историю, особенности природы, свои традиции. А поможет приблизить дошкольников к истории своего родного края – казачья культура, местный материал, живое общение с природой и земляками – всё, что в дальнейшем призвано обеспечить успешную социализацию личности, пригодиться на той земле, где родился.

Во все времена семья считалась основой

общества. В семье закладываются основные качества личности, воспитывается

характер человека. За эталон воспитания можно принять педагогическую культуру

казаков, нашедшую отражение в их многовековом опыте и раскрытую в обычаях,

традициях, фольклорных произведениях. Казачеству удалось создать самобытную

культуру, бережно сохранить и передавать из поколения в поколение традиционные

черты воспитания и глубокую веру в силу своего народа.

Деды и прадеды казаков считали, что наилучший возраст для развития человеческих способностей - это раннее детство, когда интенсивно формируются способности у детей, когда ребенок быстро развивается физически, умственно, нравственно. Воспитывая детей, родители стремились следовать заветам старины, в основе которых лежали вековые идеалы строгой доброты и послушания, взыскательного доверия, совестливой справедливости, нравственного достоинства и прилежания к труду.

Казачья семья и казачье общество являлись основой для формирования подрастающего поколения. Воспитание в казачьих семьях строилось в основном на принципах «Домостроя». Глава в семье - самый опытный и старый казак. Слушать его и почитать - первая заповедь.

Гуманное и заботливое отношение к детям - одна из отличительных черт казачьей семьи и общины. В воспитании родители всегда стремились соблюдать дифференцированный подход к детям, создавая условия для самовыражения личности. Старшие стремились научить детей приносить пользу не только семье, но и окружающим. Совместный организованный труд был радостным и приучал ребенка видеть свой вклад в общем деле.

Немаловажным в семейном воспитании было стремление старших прививать детям чувство доброты и благожелательности. Казаки справедливо считали главными богатствами человека доброту и щедрость. Отец и мать, дед и бабка внушали детям, что быть добрым - значит соблюдать Божьи заповеди: не убий, не укради, не лги, почитай родителей, люби ближнего, как самого себя. Быть добрыми - всегда поступать по совести и защищать справедливость, стремясь к истине.

Родители внушали детям: будьте милосердны, живите своим умом и чужими чувствами. А жить чужими чувствами - значит чувствовать боль рядом живущего, переживать его судьбу, проявлять заботу о нем. Жить только для себя недостойно для казака. Настоящая жизнь тогда, когда живешь для других.

Родители старались привить детям навыки почитания корней родства. Близкое родство почиталось до пятого колена. Уже к шести годам ребенок знал почти всех своих близких родственников проживающих в селе. Посещения родственников в праздники, помощь им в трудностях закрепляли у детей не только родственные узы, но и воспитывали их в требованиях традиций, обычаев, нравов, трудовых навыков и т. д.

Давайте возьмем в наши семьи все самое лучшее от старинных традиций воспитания!

Без памяти – нет традиций,

Без традиций – нет культуры,

Без культуры – нет воспитания,

Без воспитания – нет духовности,

Без духовности – нет личности,

Без личности – нет народа.

IV. Показ презентации на тему: "" Казачьи традиции и обычаи в

воспитании детей".

V. Практическая часть

Уважаемые родители! Возьмите заготовки, которые лежат перед Вами (бумажные сердечки, в котором 6 дырочек).

В дырочки мы будем завязывать ленточки, при этом приговаривать:

1. «Привязываем красную ленточку, чтобы дети были здоровыми»

2. «Привязываем синюю ленточку, чтобы были умными»

3. «Зелёную ленточку чтобы были жизнерадостными»

4. Оранжевую ленточку обродушными»

5. «Жёлтую ленточку ласковыми»

6. «Розовую -послушными».

Любите своих детей ВСЕГДА, уважайте своих детей ВСЕГДА, и никогда не забывайте, что даже совсем маленький малыш – это уже ЧЕЛОВЕК! Принимайте и цените его таким, какой он есть. Пусть ваш ребёнок, ваше солнышко всегда согревает вас, дарит вам только тепло, свет, ласку и радость!

VI. Принятия решения собрания

1. Воспитывать интерес к культуре своего народа, поддерживать проявление потребности в получении и потребности в практическом применении сведений о русской и культуре казаков.

2. Способствовать формированию понятий о Родинеодном крае, поселке.

 

Скачать работу
comments powered by HyperComments
Пожалуйста, подождите.
x