Воспитание нравственности умственно отсталого школьника в обучении физкультуре как одно из направлений формирования гармонически развитой личности общества в урочной, неурочной, и внешкольной деятельности.

Автор: Морозова Галина Ивановна

Воспитание нравственности умственно отсталого
школьника в обучении физкультуре как одно из направлений формирования
гармонически развитой личности общества в урочной, неурочной, и внешкольной
деятельности.

                                                 
                                           « В
здоровом теле –

здоровый дух».

Нравственное
воспитание, как и здоровье ребенка, великое благо, но воспитать
высоконравственного полноценного для общества человека столь же сложно, как
и  сохранить его здоровье. Федеральный
государственный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью
предусматривает основные задачи нравственного воспитания, которые включают в
себя здоровьесбережение и укрепление здоровья умственно отсталых детей.
Жизнь, однако, требует
от человека двигательной культуры и подготовленности более высокой, чем та,
которая была сформирована на начальном этапе (семья, детский сад). Здесь
необходимо заметить, что условия, в которых он живет, чем занимается, с кем
общается, с кого берет пример, крайне важны как для физического развития,  так и для воспитания нравственных качеств. Научить
ребенка использовать свой двигательный опыт, для быстрого уверенного усвоения
новых действий, воспитывать силу, выносливость, ловкость, быстроту так же крайне
важно,  как и мотивировать школьника на
уроках физической культуры или во внеурочной деятельности
на формирование
универсальной нравственной компетенции. Моя работа, по формированию данной
компетенции, включает в себя следующие задачи:  нравственных представлений о том, что такое
«хорошо» и что такое «плохо», учить «становиться лучше»,   а также внутренней установки в сознании
обучающегося поступать «хорошо»; развитие трудолюбия, способности к преодолению
трудностей, настойчивости в достижении результата, а так же давать нравственную
оценку своим и чужим поступкам.

В основу Федерального
государственного стандарта
положено  развитие личности
обучающихся с УО в соответствии с требованиями современного общества путем
создания условий для  успешной адаптации и
социализации в изменяющемся мире.

Разработка
содержания  моего курса по воспитанию
нравственных качеств,  через уроки
физкультуры, для УО детей определяет пути и способы достижения ими социально
желаемого уровня с учетом их возможностей, которые   ориентированы на  результаты, где общекультурные и личностные
качества являются одним из важнейших направлений в обучении и воспитании
урочной и внеурочной деятельности умственно отсталого обучающегося.
Подтверждением этому являются выездные соревнования на уровне округа и области,
где обучающие, проявляют свою воспитанность, в доброжелательных отношениях к
своим соперникам по соревнованиям общаясь, сопереживая, радуясь успехам не
только своей команды, но и успехам других участников. При выезде, например, в
другой город, я не переживаю за поведение моих «спортсменов». Просто уверена в
адекватном восприятии результата соревнований не зависимо от того,  насколько положительны они будут по окончанию
соревнований для нашей команды.                     

Разнообразие
физкультурных мероприятий заключается в том, что работа ведется в разных
направлениях это: урочная, внеурочная, внешкольная деятельность и
дополнительное образование. Урочная
деятельность включает в себя
: уроки физической культуры и уроки АФК, на
которых обучающие имеют возможность познать уроки физической культуры с другой
стороны, где присутствуют нетрадиционные формы обучения: игры, кроссворды,
загадки, разноплановые видеоролики, беседы, нетрадиционные виды гимнастики с
использованием опыта оздоровления организма разных техник. Например: древний
способ оздоровления, воздействием на участки тела, путем надавливания на
определенные точки; дыхательная гимнастика – дыхание по Стрельниковой, рыдающее
дыхание, бодифлекс, а так же восточная гимнастика йогов и пилатес. Для более
глубокого изучения системы нравственного воспитания  я остановилась на формировании толерантности.
В связи с этим мною составлена программа по игровой деятельности, которая
называется «Народные игры народов
населяющих северный Урал».
Подготовка реализации данной программы
проводилась в несколько этапов:

·       подбор
игр учителем с учетом приемлемых по содержанию и нагрузке,

·       изучение
вместе с детьми традиций, праздников, фольклора, костюмов этих народов,

·       преемственность
игр подобранных учителем по интересу для обучающихся,

·       изучение
правил и апробирование на практике,

·       и
как заключительный этап – использование данных игр на уроках.

Реализация данной
программы началась, 3 года назад и в основном, 
апробирование игр, проходило на детях начиная с 1 класса. Дети приходят
в школу, как правило, разного возраста, с плохой речью, не умением и
желанием  заниматься, взаимодействовать
друг с другом подчиняться правилам а так же и с не сформированными
двигательными и культурно-гигиеническими 
навыками. При помощи народных игр дети смогли безболезненно пройти
период адаптации в школе, научились вести себя друг с другом, вежливо предлагая
свою помощь. Например: Алексей стал подчинять свои интересы правилам игры,
понимая что без выполнения определенных правил игра не сможет быть интересной;
проговаривать считалки и стихи вместе со всеми четко произнося сложные звуки
тем самым развивая и обогащая свою речь. Вика Л. Занимаясь второй год научилась
сочетать слова, песенки или стихов предложенных в игре, одновременно выполняя
действия, что довольно сложно в начальной школе.           Таким образом, наряду с задачами по
развития двигательной активности, решались задачи речевого характера. Это
сопровождение действий оречевлением. Например, в русской народной игре «Пчела и
ласточки»- помимо развития скоростных качеств, на своих занятиях используя
консультацию логопеда нашей школы и учителя имела  возможность поработать над закреплением звука
-З- у детей 1 класса - « Пчелки летают, медок собирают! ЗУМ, ЗУМ, ЗУМ! ЗУ, ЗУ,
Зу!», а в белоруской игре « Перепелочка» припевая слова народной песни « Ой, у перепелочки да головка болит»
дети имеют возможность почувствовать красоту и мелодичность народных песен
сочетая радость движения с духовным обогащением. К концу первой половины
учебного года, если анализировать 1 класс, можно отметить, что дети научились
взаимодействовать в коллективе, научились доброжелательно относиться друг к
другу, научились получать удовольствие в совместном времяпровождении потому что
игровая ситуация увлекает и воспитывает каждого ребенка.

Таким
образом, осуществляемая работа дала возможность, без особого труда и не заметно
для самих обучающихся, подвести к пониманию толерантного отношения детей к
разным народам, принимая их традиции, быт, игры и праздники такими, какими они
есть.

Внеурочная деятельность позволяет
знания,  полученные на уроках закрепить,
расширить и  углубить. Это можно
проследить на примере: изучения материала раздела «Мышцы и ткани» на уроках
АФК. Прежде всего, я стараюсь показать красоту человеческого тела, но отмечаю
насколько важно правильно тренироваться и питаться для достижения идеального
тела. Изучив основные мышцы человеческого тела 
например с 5,6,7 классами мы закрепляем теоретические знания
практической  деятельностью в тренажерном
зале, на уроках,  давая нагрузку на
определенную мышцу и спрашивая у детей, после выполнения упражнения:«На какую
мышцу было выполнено упражнения?» и дети отвечают : «Какая мышца устала и
болит, та и была задействована в работе». Результатом проделанной работы
является проявления интереса и заботы учащихся о своем теле. Ребята стали чаще
заниматься в тренажерном зале, а так же интересоваться упражнениями которые
позволяют поддерживать хорошую фигуру, некоторые пытались бросить курить. Выпускник
школы должен знать и соблюдать правила здорового и безопасного для себя и окружающих
образа жизни. В нашей школе с 2011 года в рамках внеурочной деятельности
реализуется программа здоровьесберегающего направления под названием «Тропа
здоровья». Программа направлена на формирование здорового и безопасного образа
жизни школьников на территории школы в осеннее весенний период с использованием
спортивных сооружений и нестандартного оборудования на территории спортивной
площадки школы. Пытаясь объяснить важность «Тропы здоровья» а именно  преодоления препятствий и ходьбы для каждого
человека, я обсуждаю их будущую жизнь, профессию связывая ее с необходимостью
иметь хорошее здоровье, правильную осанку, красивую фигуру.

 Дополнительное
образование
имеет широкий спектр проведения мероприятий в нашей школе это и
совместные мероприятия « Папа, мама, я – спортивная семя», «Хочется мальчишкам
в армии служить», где обучающиеся  вместе
со своими родителями проводят интересно время в стенах школы, соревнуясь,
проявляя свои спортивные способности; дружеские встречи по игровым видам
деятельности учащихся школы и команды ЛДПР, 32 общеобразовательной школы,
игровые программы с участием сотрудников школы, 
с пожарной частью города, а так же с поселковыми ребятами. Добрыми
традициями стали встречи с военно-патриотическим клубом «Тигр» и ребятами
детского дома города Карпинска, проведение игр военной тематики, походов,
спортивных программ с волонтёрами завода БАЗ СУАЛ. К 70-летию Великой Победы в
нашей школе проведена огромная работа  с
учащимися по воспитанию патриотических чувств. Это и военно-патриотическая игра
«Зарница», «Я буду как брат – солдат»,  и
просмотр документальных фактов, значительных битв и событий Великой
Отечественной войны, художественного фильма «Сын полка» после просмотра,
которого дети задавали много вопросов связанных с поведением героев фильма.
Дети даже переносили действия фильма, в повседневную жизнь, отображая события и
поступки героев в своих играх на улице и в своих рисунках, выставка которых
будет проведена в мае месяце. И заключительным этапом спланированных
мероприятий будет предварительная сдача норм ГТО с детьми, которые,  входят в основную физкультурную группу,
для  того чтобы выявить реальных
кандидатов на сдачу норм, а так же повысить значимость ГТО для всех участников
образовательного процесса.

           Таким образом, все вышесказанное
только подтверждает то, что условия, которые были созданы общими усилиями
педагогического коллектива и моими в частности позволяют:

·       формировать
в УО детей в области социальной
культуры:  патриотизм и чувство
причастности к коллективным делам;

·       развивать
навыки сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в
решении общих проблем и  укреплять
доверие к другим людям; 

·       развивать
доброжелательность и эмоциональную  отзывчивость,
понимания других людей и сопереживания, пробуждая чувства личной
ответственности за свои дела и поступки; 

·        в области формирования семейной культуры – формировать
уважительное отношения к родителям, осознанно и заботливо относиться к старшим
и младшим; формировать отношение к семье как к основе российского общества.

Подведя
итог проделанной работы по нравственному воспитания с УО детьми, можно с
уверенностью сказать, что выбранные пути, приемы и виды деятельности  эффективны, действенны для
успешной адаптации и социализации
ребенка в  обществе. 

comments powered by HyperComments
Пожалуйста, подождите.
x