Воспитание нравственности умственно отсталого школьника в обучении физкультуре как одно из направлений формирования гармонически развитой личности общества в урочной, неурочной, и внешкольной деятельности.

Автор: Морозова Галина Ивановна

Воспитание нравственности умственно отсталого школьника в обучении физкультуре как одно из направлений формирования гармонически развитой личности общества в урочной, неурочной, и внешкольной деятельности.

                                                                                             « В здоровом теле –

здоровый дух».

Нравственное воспитание, как и здоровье ребенка, великое благо, но воспитать высоконравственного полноценного для общества человека столь же сложно, как и  сохранить его здоровье. Федеральный государственный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью предусматривает основные задачи нравственного воспитания, которые включают в себя здоровьесбережение и укрепление здоровья умственно отсталых детей. Жизнь, однако, требует от человека двигательной культуры и подготовленности более высокой, чем та, которая была сформирована на начальном этапе (семья, детский сад). Здесь необходимо заметить, что условия, в которых он живет, чем занимается, с кем общается, с кого берет пример, крайне важны как для физического развития,  так и для воспитания нравственных качеств. Научить ребенка использовать свой двигательный опыт, для быстрого уверенного усвоения новых действий, воспитывать силу, выносливость, ловкость, быстроту так же крайне важно,  как и мотивировать школьника на уроках физической культуры или во внеурочной деятельности на формирование универсальной нравственной компетенции. Моя работа, по формированию данной компетенции, включает в себя следующие задачи:  нравственных представлений о том, что такое «хорошо» и что такое «плохо», учить «становиться лучше»,   а также внутренней установки в сознании обучающегося поступать «хорошо»; развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей, настойчивости в достижении результата, а так же давать нравственную оценку своим и чужим поступкам.

В основу Федерального государственного стандарта положено  развитие личности обучающихся с УО в соответствии с требованиями современного общества путем создания условий для  успешной адаптации и социализации в изменяющемся мире.

Разработка содержания  моего курса по воспитанию нравственных качеств,  через уроки физкультуры, для УО детей определяет пути и способы достижения ими социально желаемого уровня с учетом их возможностей, которые   ориентированы на  результаты, где общекультурные и личностные качества являются одним из важнейших направлений в обучении и воспитании урочной и внеурочной деятельности умственно отсталого обучающегося. Подтверждением этому являются выездные соревнования на уровне округа и области, где обучающие, проявляют свою воспитанность, в доброжелательных отношениях к своим соперникам по соревнованиям общаясь, сопереживая, радуясь успехам не только своей команды, но и успехам других участников. При выезде, например, в другой город, я не переживаю за поведение моих «спортсменов». Просто уверена в адекватном восприятии результата соревнований не зависимо от того,  насколько положительны они будут по окончанию соревнований для нашей команды.                     

Разнообразие физкультурных мероприятий заключается в том, что работа ведется в разных направлениях это: урочная, внеурочная, внешкольная деятельность и дополнительное образование. Урочная деятельность включает в себя: уроки физической культуры и уроки АФК, на которых обучающие имеют возможность познать уроки физической культуры с другой стороны, где присутствуют нетрадиционные формы обучения: игры, кроссворды, загадки, разноплановые видеоролики, беседы, нетрадиционные виды гимнастики с использованием опыта оздоровления организма разных техник. Например: древний способ оздоровления, воздействием на участки тела, путем надавливания на определенные точки; дыхательная гимнастика – дыхание по Стрельниковой, рыдающее дыхание, бодифлекс, а так же восточная гимнастика йогов и пилатес. Для более глубокого изучения системы нравственного воспитания  я остановилась на формировании толерантности. В связи с этим мною составлена программа по игровой деятельности, которая называется «Народные игры народов населяющих северный Урал». Подготовка реализации данной программы проводилась в несколько этапов:

·       подбор игр учителем с учетом приемлемых по содержанию и нагрузке,

·       изучение вместе с детьми традиций, праздников, фольклора, костюмов этих народов,

·       преемственность игр подобранных учителем по интересу для обучающихся,

·       изучение правил и апробирование на практике,

·       и как заключительный этап – использование данных игр на уроках.

Реализация данной программы началась, 3 года назад и в основном,  апробирование игр, проходило на детях начиная с 1 класса. Дети приходят в школу, как правило, разного возраста, с плохой речью, не умением и желанием  заниматься, взаимодействовать друг с другом подчиняться правилам а так же и с не сформированными двигательными и культурно-гигиеническими  навыками. При помощи народных игр дети смогли безболезненно пройти период адаптации в школе, научились вести себя друг с другом, вежливо предлагая свою помощь. Например: Алексей стал подчинять свои интересы правилам игры, понимая что без выполнения определенных правил игра не сможет быть интересной; проговаривать считалки и стихи вместе со всеми четко произнося сложные звуки тем самым развивая и обогащая свою речь. Вика Л. Занимаясь второй год научилась сочетать слова, песенки или стихов предложенных в игре, одновременно выполняя действия, что довольно сложно в начальной школе.           Таким образом, наряду с задачами по развития двигательной активности, решались задачи речевого характера. Это сопровождение действий оречевлением. Например, в русской народной игре «Пчела и ласточки»- помимо развития скоростных качеств, на своих занятиях используя консультацию логопеда нашей школы и учителя имела  возможность поработать над закреплением звука -З- у детей 1 класса - « Пчелки летают, медок собирают! ЗУМ, ЗУМ, ЗУМ! ЗУ, ЗУ, Зу!», а в белоруской игре « Перепелочка» припевая слова народной песни « Ой, у перепелочки да головка болит» дети имеют возможность почувствовать красоту и мелодичность народных песен сочетая радость движения с духовным обогащением. К концу первой половины учебного года, если анализировать 1 класс, можно отметить, что дети научились взаимодействовать в коллективе, научились доброжелательно относиться друг к другу, научились получать удовольствие в совместном времяпровождении потому что игровая ситуация увлекает и воспитывает каждого ребенка.

Таким образом, осуществляемая работа дала возможность, без особого труда и не заметно для самих обучающихся, подвести к пониманию толерантного отношения детей к разным народам, принимая их традиции, быт, игры и праздники такими, какими они есть.

Внеурочная деятельность позволяет знания,  полученные на уроках закрепить, расширить и  углубить. Это можно проследить на примере: изучения материала раздела «Мышцы и ткани» на уроках АФК. Прежде всего, я стараюсь показать красоту человеческого тела, но отмечаю насколько важно правильно тренироваться и питаться для достижения идеального тела. Изучив основные мышцы человеческого тела  например с 5,6,7 классами мы закрепляем теоретические знания практической  деятельностью в тренажерном зале, на уроках,  давая нагрузку на определенную мышцу и спрашивая у детей, после выполнения упражнения:«На какую мышцу было выполнено упражнения?» и дети отвечают : «Какая мышца устала и болит, та и была задействована в работе». Результатом проделанной работы является проявления интереса и заботы учащихся о своем теле. Ребята стали чаще заниматься в тренажерном зале, а так же интересоваться упражнениями которые позволяют поддерживать хорошую фигуру, некоторые пытались бросить курить. Выпускник школы должен знать и соблюдать правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни. В нашей школе с 2011 года в рамках внеурочной деятельности реализуется программа здоровьесберегающего направления под названием «Тропа здоровья». Программа направлена на формирование здорового и безопасного образа жизни школьников на территории школы в осеннее весенний период с использованием спортивных сооружений и нестандартного оборудования на территории спортивной площадки школы. Пытаясь объяснить важность «Тропы здоровья» а именно  преодоления препятствий и ходьбы для каждого человека, я обсуждаю их будущую жизнь, профессию связывая ее с необходимостью иметь хорошее здоровье, правильную осанку, красивую фигуру.

 Дополнительное образование имеет широкий спектр проведения мероприятий в нашей школе это и совместные мероприятия « Папа, мама, я – спортивная семя», «Хочется мальчишкам в армии служить», где обучающиеся  вместе со своими родителями проводят интересно время в стенах школы, соревнуясь, проявляя свои спортивные способности; дружеские встречи по игровым видам деятельности учащихся школы и команды ЛДПР, 32 общеобразовательной школы, игровые программы с участием сотрудников школы,  с пожарной частью города, а так же с поселковыми ребятами. Добрыми традициями стали встречи с военно-патриотическим клубом «Тигр» и ребятами детского дома города Карпинска, проведение игр военной тематики, походов, спортивных программ с волонтёрами завода БАЗ СУАЛ. К 70-летию Великой Победы в нашей школе проведена огромная работа  с учащимися по воспитанию патриотических чувств. Это и военно-патриотическая игра «Зарница», «Я буду как брат – солдат»,  и просмотр документальных фактов, значительных битв и событий Великой Отечественной войны, художественного фильма «Сын полка» после просмотра, которого дети задавали много вопросов связанных с поведением героев фильма. Дети даже переносили действия фильма, в повседневную жизнь, отображая события и поступки героев в своих играх на улице и в своих рисунках, выставка которых будет проведена в мае месяце. И заключительным этапом спланированных мероприятий будет предварительная сдача норм ГТО с детьми, которые,  входят в основную физкультурную группу, для  того чтобы выявить реальных кандидатов на сдачу норм, а так же повысить значимость ГТО для всех участников образовательного процесса.

           Таким образом, все вышесказанное только подтверждает то, что условия, которые были созданы общими усилиями педагогического коллектива и моими в частности позволяют:

·       формировать в УО детей в области социальной культуры:  патриотизм и чувство причастности к коллективным делам;

·       развивать навыки сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем и  укреплять доверие к другим людям; 

·       развивать доброжелательность и эмоциональную  отзывчивость, понимания других людей и сопереживания, пробуждая чувства личной ответственности за свои дела и поступки; 

·        в области формирования семейной культуры – формировать уважительное отношения к родителям, осознанно и заботливо относиться к старшим и младшим; формировать отношение к семье как к основе российского общества.

 

Подведя итог проделанной работы по нравственному воспитания с УО детьми, можно с уверенностью сказать, что выбранные пути, приемы и виды деятельности  эффективны, действенны для успешной адаптации и социализации ребенка в  обществе. 

comments powered by HyperComments
Пожалуйста, подождите.
x