ВОСПИТАНИЕ ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ У УЧАЩИХСЯ ЧЕРЕЗ ВНЕКЛАССНУЮ РАБОТУ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ.

Автор: Шевцова Людмила Газизовна

В современном обществе понятие культурной личности подразумевает не только образованность и широту взглядов, но и культуру поведения, твердые  морально-нравственные принципы, глубокий патриотизм. В эпоху перемен именно на школу главным образом возложена трудная и благородная миссия воспитания высоконравственного человека-патриота.

В условиях большого города все человеческие проблемы проявляются острее  и ярче,  а  значит, детям приходится раньше приобретать нравственный иммунитет. Однако помощь педагогов не должна сводиться только к прививкам от таких болезней цивилизации, как алкоголизм, наркомания, сексуальная распущенность. Еще одной опасной болезнью общества стало отношение к родному языку. А воспитание настоящего патриота без уважительного отношения к родной речи невозможно.

Внеклассная работа, способствующая формированию вкуса к языку, должна стать системой и включать такие формы работы, которые были бы наглядными, яркими, интересными для современного подростка. Как показывает мой педагогический опыт, такими формами могут быть газеты, филологические календари, встречи-размышления о состоянии языка, о его употреблении в молодежной среде.

Филологический календарь-это календарь знаменательных дат месяца. Каждый день рассказывает либо об ученом-лингвисте, либо об истории слова, либо знакомит с научным миром языкознания. Возможности этой формы безграничны. К работе привлекаются все учащиеся. Выпуск месяца готовит определенная группа, используя средства массовой информации, литературу, интернет. Материалы филологического календаря служат вспомогательными наглядными пособиями для уроков, занимают внимание  учащихся на переменах, постоянно поддерживают интерес к русскому языку. Отдельные страницы календаря, вызывающие наибольший интерес у учащихся, превращаются в тематические газеты, всегда яркие, эмоциональные, занимательные и актуальные в плане пропаганды культуры речи.

Естественным продолжением такой работы становятся встречи-размышления, включающие инсценированные языковые ситуации из мира современных подростков, где учащиеся видят себя со стороны, слышат свои ошибки, анализируют уровень своей речевой культуры, а также культуру радио- и тележурналистов, бизнесменов, политиков, музыкантов. Так, например, итогом одной такой встречи стала карта, наглядно показавшая агрессивное окружение русского языка (варваризмы, сленг, неоправданное употребление иностранных слов, бедность словаря, канцеляризмы).

А во время самого мероприятия в оригинальной форме были определены признаки «агрессоров». Прозвучал вывод о необходимости защиты родной речи.

В финале встречи, отдавая дань современным вкусам, участники прорекламировали словари русского языка.

Таким образом, подобные формы работы настойчиво и сжато воздействуют на сознание подростка, формируя его гражданскую позицию по отношению к родному языку. А именно твердая гражданская позиция в сочетании с подлинной культурой позволяет достичь того масштаба личности, которая приобретает социальную значимость

 

comments powered by HyperComments
Пожалуйста, подождите.
x