Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 20.04
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

"Воспитание познавательных интересов и любознательности у младших дошкольников в условиях введения ФГОС ДО" ☼

Дата публикации:
Описание:

Автор: Оплачко Елена Алексеевна

Normal

0

false

false

false

MicrosoftInternetExplorer4

/* Style Definitions */

table.MsoNormalTable

{mso-style-name:"Обычная таблица";

mso-tstyle-rowband-size:0;

mso-tstyle-colband-size:0;

mso-style-noshow:yes;

mso-style-parent:"";

mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt;

mso-para-margin:0cm;

mso-para-margin-bottom:.0001pt;

mso-pagination:widow-orphan;

font-size:10.0pt;

font-family:"Times New Roman";

mso-ansi-language:#0400;

mso-fareast-language:#0400;

mso-bidi-language:#0400;}

Требования ФГОС ДО к результатам освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребёнка на этапе завершения уровня дошкольного образования.

Один из целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования звучит так:

- ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать.

Любознательность – склонность к приобретению новых знаний, пытливость; живой интерес ко всему тому, что может обогатить жизненный опыт, дать новые впечатления.

Познавательный интерес проявляется в стремлении ребенка познавать новое, выявить непонятное о качествах, свойствах предметов, явлений действительности, в желании вникнуть в их сущность, найти между ними связи и отношения. Познавательный интерес отличается от любознательности широтой захвата объектов, глубиной, избирательностью. Основа познавательного интереса - активная мыслительная деятельность, и этому направлению я уделяю большое внимание.

Всем знакомы слова Василия Александровича Сухомлинского: «Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги».

Известно, что истоки любознательности и познавательных интересов заложены в окружающей действительности, но решающим в их формировании является процесс воспитания и обучения.

Воспитание любознательности и познавательных интересов в ДОУ осуществляется в общей системе умственного воспитания на занятиях, в игре, в труде, в общении и не требует каких-либо специальных занятий. Основное условие развития любознательности – широкое ознакомление детей с явлениями окружающей жизни и воспитание активного, заинтересованного отношения к ним. Использую формы работы, которые вы видите на слайде.

Ребёнок очень любознателен по своей натуре. Его интересует всё новое. Мир открывается ребенку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. Ежедневно дети познают всё новые и новые предметы и явления, стремятся узнать не только их названия, но и черты сходства, задумываются над простейшими причинами наблюдаемых явлений. С познанием окружающего мира возрастает его любознательность, интерес к незнакомому, и от нас, взрослых, зависит, насколько будут развиты у ребенка познавательный интерес и познавательные навыки, от этого зависит успех его обучения в школе и успех его развития в целом.

Каждый ребёнок по своей природе исследователь. Ребенок старается всё увидеть, хочет многое узнать, понять. Мои дошкольники задают массу вопросов, их интересует всё; не уйти от ответа на вопросы: «Где ночует солнышко?», «О чем думает деревце?». Умение толково ответить на вопрос ребенка — большое искусство. Взрослый должен быть внимательным к детским вопросам и использовать их для лучшего и правильного понимания ребенком окружающего. Необходимо удовлетворить возникший у ребенка интерес, объяснить всё в доступной форме, чтобы затем ребенок использовал полученные знания в разных видах деятельности. Отвечая на вопросы, придерживаюсь следующих принципов — уважительное, бережное отношение к ним, стремление понять, что побудило ребенка спросить. Следующее требование — краткость, ясность, доступность ответа. При этом необходимо учитывать уровень умственного развития дошкольника, опираться на его жизненный опыт, помнить слова Антона Семёновича Макаренко: «Для всякого знания приходит свое время». Можно просто сказать: «Пока ты мал, чтобы понять это. Скоро будешь учиться в школе, тогда многое узнаешь, и сумеешь сам ответить на свой вопрос». Отвечая на вопрос ребенка, мы побуждаем его к новым размышлениям, наблюдениям. Иногда вместо ответа предлагаю ребенку встречный вопрос: «А ты как думаешь сам?» Не всегда дошкольник выскажет правильное предположение, но то, что он задумается, будет искать ответ самостоятельно, благоприятно скажется на развитии его любознательности.

Как показывает опыт моей работы, не только беседы важны для познавательного развития и любознательности. Это и способность к наблюдению. Организую наблюдение живых объектов и практические экспериментирования с ними; самостоятельные наблюдения повышают интерес к окружающему миру, стимулируют развитие наблюдательности и познавательной активности детей. Происходит знакомство детей с животными ближайшего окружения: кошка, собака, корова, курица. Дети учатся узнавать и называть животных по ярким признакам внешнего вида (цвету шерсти, форме и размеру ушей, хвоста, длине передних и задних лап, характеру передвижений (кролик прыгает, птица летает, издаваемым звукам (кошка мяукает, петух кукарекает). Дети узнают и называют растения ближайшего окружения - дерево, куст, трава, комнатные цветы.

Мир природы является неисчерпаемым источником знаний, благодаря тому, что знания поступают в детскую голову очень сложным путем: через руки, через глаза, через труд, взаимоотношения с другими людьми, через чувства, через переживания. Так, следующий способ развития познавательных интересов и любознательности – передача ребенку своего интереса, удивления и радости от соприкосновения с природой во время проведения прогулок, экскурсий по экологической тропе, в ходе исследований, опытов и т.д.

Знакомя детей с окружающим миром, часто прибегаем к приему сравнения. Благодаря сравнению предметов, явлений действительности, ребенок глубже познает их, выделяет в них новые качества, свойства, что дает возможность по-иному взглянуть на то, что казалось ему хорошо знакомым (как изменились деревья, листья, какие машины на улицах посёлка и т.д.) Побуждая ребенка к сравнению, мы повышаем его наблюдательность, обеспечиваем более активное и сознательное усвоение знаний, т.е. развиваем познавательные способности и познавательные навыки детей.

Большое значение имеет также экспериментирование детей с разным, в том числе и с природным материалом. Проведение опытов – увлекательное занятие для малыша, в процессе которого они высказывают свои предположения, используют разные способы проверки, делают выводы, у них развивается самостоятельность мышления и поддерживается познавательный интерес к миру. Китайская пословица гласит: «Расскажи — и я забуду, покажи — и я запомню, дай попробовать — и я пойму». Усваивается всё прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам, т.е. через познавательные навыки.

 «В дошкольном возрасте экспериментирование является ведущим, а в первые три года – практически единственным способом познания мира, уходя своими корнями в манипулирование предметами» – неоднократно говорил Лев Семёнович Выгодский. Мои воспитанники любят экспериментировать.

В группе специально для экспериментирования создана лаборатория «Почемучки», которая содержит большое количество разнообразных предметов: предметов-помощников (лупа, микроскоп, весы, разнообразные средства измерения); разнообразные сосуды; природный материал; утилизированный материал (пробки, кусочки меха, воск, зеркала); разные виды бумаги; разнообразные коллекции; прочие (мука, соль, цветные стеклышки, воздушные шары, ароматические масла).

В ходе проведения экспериментов с неживой природой дети удовлетворяют свою любознательность и открывают для себя то, что взрослым давно известно: «Как исчезает вода?», «Почему лёд тает?», «Можно ли есть снег?» и др.

Благодаря опытам дети испытывают большую радость, удивление от своих маленьких и больших открытий, которые вызывают у детей чувство удовлетворения от проделанной работы.

В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, найти ответ на множество интересующих вопросов: «Почему?», «Зачем?», «Как?», «Что будет, если?», почувствовать себя учёным, исследователем, первооткрывателем. При этом я стараюсь выступать в роли не учителя-наставника, а равноправным партнёром, соучастником; быть внимательным, благодарным, заинтересованным слушателем; поддерживать самооценку малыша; радоваться вместе с ним.

Важно для развития мыслительных и речевых способностей чтение детской художественной литературы, которая воздействует как на сознание ребенка, так и на его чувства, помогает присматриваться к природе и учит правильно ее воспринимать. Самое главное в книге – это содержание. В библиотеке нашей группы мы имеем разные книги: рассказы, литературные сказки, народные сказки, стихи, фольклор. Одним из видов деятельности, влияющей на развитие любознательности дошкольников является работа с познавательными сказками. Важно, чтобы герой был наделен положительными чертами и вызывал желание ему помочь (переправиться через озеро, перелететь через гору на воздушном шаре и т.д.)

Очень эффективно любознательность развивается с помощью загадок, которые учат многогранно и образно воспринимать мир. Главная особенность загадки состоит в том, что она представляет собой логическую задачу, отгадать ее – значит найти решение задачи, совершить мыслительную операцию. Замок похож на маленькую собачку, потому что не пускает в дом. Луковица напоминает деда, одетого в сто шуб.

Обязательно, после того, как ребенок предложит свой ответ (пусть даже неправильный), спрашиваю его, почему он так думает, что ему помогло найти ответ? Как правило, мои дошкольники охотно запоминают загадки, чтобы самим загадывать их. Замечательно, когда дети учатся сами придумывать загадки, и мы, взрослые, должны им в этом помочь. Наша задача – не стремиться получить от ребенка предполагаемую отгадку, а поощрять нешаблонные ответы. Важнее, что, задумываясь над отгадкой, ребенок учится наблюдать окружающий мир, выделять существенные признаки предметов, у него развивается любознательность, потребность задавать вопросы.

Следующий способ удовлетворения детской любознательности – дать ребенку свободу для проведения исследований. Необходимо наполнить окружающую ребенка среду разнообразными игрушками: механическими, мягкими, музыкальными и их заместителями. Ребенку необходимо свободно с ними манипулировать. Смотреть, что внутри и снаружи, почему едет, говорит, звенит, и т.д., и самостоятельно отвечать на свои вопросы. Мы постоянно обновляем и модернизируем игровые зоны, вносим полифункциональные предметы, изменяем игровые функции предметов, для того чтобы она была разнообразной, насыщенной, нестандартной, изменчивой.

Несколько слов хочется сказать об игрушке, так как она является элементом среды, воздействующей на развитие ребенка в целом, в том числе и на развитие его познавательных устремлений.

Игрушка – важная составная часть культуры любого народа. Она служит для забавы и развлечений ребенка и вместе с тем является способом его психического развития. Игрушка несет в себе представления о добре и зле, позволительном и непозволительном, прекрасном и безобразном, безопасном и опасном. Но вместе с тем мы продолжаем находить у своих детей самодельные игрушки или предметы-функционеры. Обычно это камешки, палочки, ракушки и т.д. Наделенные особыми свойствами, связанные с глубокими переживаниями, смыслами, они создают психологическую безопасность ребенку, помогают ему жить, познавать окружающий мир. Такие игрушки надо уважать. Ведь не монстр и не трансформер, а найденная ребенком ракушка или перо помогают ему вырасти человеком в таком непростом и противоречивом мире, ощущать причастность к нему.

Дети очень любят играть. Зная, что это ведущий вид деятельности, и что в игре, ребенок лучше воспринимает любую нужную информацию, в своей практике мы широко используем дидактические, настольно-печатные, словесные игры: «Четвертый лишний», «Ботаническое и зоологическое лото», «Путаница», «Запомни пару», «Кто летает, бегает, прыгает», «Подбери слова-сравнения», «Почемучкины вопросы» и др.

В ДОУ создаются условия для формирования у детей любознательности и познавательных интересов. Однако добиться эффективных результатов в воспитании у дошкольников этих ценных качеств личности можно только в тесном сотрудничестве с семьей. Семья обладает большими возможностями для последовательного развития у ребенка интереса к познанию. Родители и старшие члены семьи хорошо знают особенности ребенка, могут воздействовать на его чувства, закладывают основу положительного отношения к тем или иным сторонам действительности. Известна подражательность дошкольников, поэтому они легко «заражаются» теми интересами, которые свойственны родителям. Так, рассказы членов семьи о своей профессии часто служат причиной для возникновения у детей интереса к ней, желания продолжить дело старших. В беседах с детьми часто слышим такие высказывания: «Хочу быть врачом, как моя мама», «Буду, как бабушка, учительницей», «Пойду на завод, как мой старший брат».

Учитывая роль семьи в этом вопросе, мы проводим родительские собрания, консультации, беседы; даём рекомендации «Как организовать познавательную деятельность детей», по организации развивающей среды в семье. Проводим просмотр родителями в детском саду какого-либо занятия или игры детей с тем, чтобы на конкретном примере продемонстрировать методические приемы воспитания познавательных интересов. Занятие, намеченное для просмотра, может быть разным по содержанию: конструирование по заданным условиям, ознакомление с природой с использованием проблемных вопросов и т. д. Организовываем в группе выставки детских работ и приглашаем на них родителей.

Анализируя все вышесказанное, можно сделать вывод, что специально организованная практико-познавательная деятельность в ДОУ позволяет нашим воспитанникам самим добывать информацию об изучаемых объектах или явлениях, а педагогу сделать процесс обучения максимально эффективным и более полно удовлетворяющим естественную любознательность дошкольников, развивая их познавательную активность. Благодаря познавательному интересу и сами знания, и процесс их приобретения могут стать движущей силой развития интеллекта и важным фактором воспитания личности, а также основой подготовки дошкольников к школьному обучению.

Пожалуйста, подождите.
x
×