Воспитание сказкой ☼ | Жилова Алена Сергеевна. Работа №266424
Автор: Жилова Алена Сергеевна
Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста,сопровождает на протяжениии всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Через сказку малыш получает свои первые представления о добре и зле, дружбе и предательстве, отваге и трусости. Сказки помогают узнать ребенку, что такое хорошо и плохо.Сказкотерапия- это один из способов скорректировать поведение ребенка, чему-то научить, избавить от страхов, внутренних переживаний. Сказка -это замечательное средство общения и развития ребенка. Можно читать, придумывать сказки, создавать сказки про ребенка.
Сказка, рассказанная перед сном, создает добрую и теплую атмосферу.
ВОСПИТАНИЕ СКАЗКОЙ.
«Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество – верная дорога к сердцу ребенка. Сказка, фантазия – это ключик, с помощью которого можно открыть эти истоки, и они забьют животворными ключами» - так писал В. Сухомлинский.
Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Но самое главное сказки нужны не только для развлечения, но и для развития и обучения ребенка. Именно со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом. Через сказку малыш получает свои первые представления о добре и зле, дружбе и предательстве, отваге и трусости. Именно сказки в доступной форме объясняют малышу, что такое хорошо и плохо. Сказка-это наиболее понятный для ребёнка способ передачи и получения информации.
Сказкотерапия- это способ скорректировать поведение малыша, чему-то научить, избавить от страхов, внутренних переживаний, показать как вести себя в той или иной жизненной ситуации.
Привлекательность сказок в процессе развития личности ребенка можно объяснить следующими достоинствами:
в сказках нет обучения и нравоучений;
главный герой сказки не имеет определенного места действия, а значит, может быть везде;
дети чувствуют себя защищенными, так как всегда добро побеждает зло;
тайна и волшебство сказки расширяют границы возможного и реального.
Любая сказка выполняет в развитии ребенка ряд функций -ознакомительную, коррекционно-развивающую (развивается мышление, воображение, память, внимание ребенка, мелкая моторика и координация движений рук; развивается речь); интеграционную (ребенок включается в социальную среду); логопедическую (развивается фонематический слух, артикуляция моторики). Например, при чтении сказки можно спросить у ребенка: Как дует ветерок? (вью-вью). Как дует ветер? (у-у-у). Как дрожат от холода? (в-в-в). Как жужжит шмель? (ж-ж-ж). Как рычит собака? (р-р-р).
С помощью сказки можно развить у ребенка:
умение слушать;
умение познавать;
умение сравнивать, сопоставлять;
умение мыслить словами;
связную речь;
интерес к учебе;
внимание;
память;
воображение;
эстетические чувства;
чувство юмора.
Но такой эффект возможен лишь в случае, когда малыш заинтересован и увлечен, поэтому выбирайте сказочные темы, подходящие для определенного возраста.
Детям 3-5 лет наиболее понятны и близки сказки о животных, о взаимодействии людей и животных. В данном возрасте дети идентифицируют себя с животными и могут легко перевоплощаться в них, копируя их манеру поведения. С 5 лет, ребенок начинает идентифицировать себя с человеческими персонажами – принцами, царевнами, богатырями, солдатами и т.д. С 5-6 лет дети предпочитают слушать и читать волшебные сказки.
Читающий или рассказывающий родитель, должен помнить некоторые правила:
При рассказывании стараться использовать слова и жесты, которые вы должны запомнить и повторять при каждом новом пересказе. У детей хорошо развита непроизвольная память, и они часто требуют создать ту же обстановку, что в и первый раз.
Разными интонациями и жестами окрашивайте положительные и отрицательные поступки участников рассказа, сказки.
Рассказывая историю, делайте вид, что сами верите в неё.
Один и тот же герой в разных рассказах и сказках должен иметь одни и те же качества. Так, кот не может быть сегодня храбрецом, а завтра – трусом. Лиса в сказках всегда хитрая.
В сказках и рассказах должен быть смешной персонаж.
Дети обожают победу слабого, но хорошего человека, животного над плохими силачами.
Сказка – это замечательное средство общения и развития ребенка.
Она помогает установить доверительные отношения, развить речь ребенка и его фантазию, познакомить с окружающим миром и научить общаться.
Язык сказок гораздо ближе и понятнее ребёнку. Слушая сказку, малыш видит её героев, сопереживает им, радуется вместе с ними, учится у них, желает быть похожим на них или наоборот даёт слово никогда так не поступать. Сказка трогает душу малыша, заставляет задуматься, что-то поменять в себе, помогает найти выход из сложной ситуации.
Через сказку ребёнку можно преподнести любую информацию, даже ту, которую он отказывается слушать. Сказка способна вселить в ребёнка надежду.
Можно читать и рассказывать сказки из книг, а можно придумывать самим. Подойдут простые незамысловатые истории про белочек и зайчиков или детишках.
Можно создавать книги-сказки про ребёнка, используя картинки, фотографии и придумывая ситуации.
Сказка, рассказанная перед сном, создаёт тёплую, добрую атмосферу. Действует успокоительно как для читающего так и для ребёнка.
Читайте с детьми как можно больше, а главное поговорите, о чем прочитали!
Литература:
1. И. Маниченко. 10 секретов воспитания ребёнка , Челябинск ООО «Умница», 2010
2. «Воспитание сказкой или влияние сказки на развитие ребёнка»
3. Статья социального педагога А.С. Авдуевской.
4. Использованы материалы Л.Б. Фесюковой.
Выполнила: Жилова А.С.
МДОУ 48 д.Бутаки
2021год.