Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 26.04
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Воспитание сознательного отношения к ЗОЖ у детей | Жанна Викторовна Гома. Работа №235033

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Автор: Жанна Викторовна Гома
Воспитание здорового образа жизни у детей занимает одно из центральных мест в разработке научных основ детской практической психологии и педагогики, выдвигаются требования пересмотра и коренного изменения программ, средств и методов гигиенического обучения и воспитания детей, внедрения принципов культуры здорового образа жизни, приведения их в соответствие с изменившимися социально-экономическими условиями жизни населения. В качестве основной выдвигается задача выработать и закрепить у детей целесообразные для их возраста гигиенические навыки и привычки, осознанное отношение к здоровью, личной и общественной безопасности.

План работы по самообразованию

педагога дополнительного образования

Гома Жанны Викторовны

«Воспитание сознательного отношения к ЗОЖ у детей»

 

Тема: «ВОСПИТАНИЕ СОЗНАТЕЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ К ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ У ДЕТЕЙ

Проблемавоспитания здорового образа жизни у детей занимает одно из центральных мест в разработке научных основ детской практической психологии и педагогики, выдвигаются требования пересмотра и коренного изменения программ, средств и методов гигиенического обучения и воспитания детей, внедрения принципов культуры здорового образа жизни, приведения их в соответствие с изменившимися социально-экономическими условиями жизни населения. В качестве основной выдвигается задача выработать и закрепить у детей целесообразные для их возраста гигиенические навыки и привычки, осознанное отношение к здоровью, личной и общественной безопасности.

Цель: теоретически обосновать и практически проверить эффективность системы работы по воспитанию сознательного отношения к здоровому образу жизни у детей

Задачи:

1. Изучить психолого-педагогическую литературу по теме исследования.

2. Выявить сущность понятия «здоровый образ жизни».

3. Изучить особенности развития физической культуры детей как одного из оптимальных способов формирования навыков здорового образа жизни.

4. Разработать и апробировать программу по воспитанию у детей навыков здорового образа жизни.

 

План самообразования Гома Жанны Викторовны

Год Проблема Тема Этап Содержание работы Результат

2019-2020гг. Выработать и закрепить у детей в период их пребывания в МБУ ДО ДЮЦ «Клуб» (далее – «Учреждение») целесообразные для их возраста гигиенические навыки и привычки, осознанное отношение к здоровью, личной и общественной безопасности. Исследовать понятие здоровый образ жизни.

Воспитание у детей сознательного отношения к здоровому образу жизни:

1. Изучение. Чтение литературы. Составление перспективного плана по ЗОЖ. Изучение материалов, подготовка праздников, экскурсий, прогулок, бесед.

2019-2020гг. Воспитание у детей сознательного отношения к здоровому образу жизни.

2. Проведение занятий по плану, организация открытых занятий, праздников, организация с детьми работы по физическому воспитанию. Проведение открытых занятий, участие в конкурсе рисунков, поделок из природного материала совместно с родителями. Показ развлечений с участием детей и их родителей. Проведение дидактических, подвижных игр, бесед, наблюдений.

2019-2020гг. Воспитание у детей сознательного отношения к здоровому образу жизни. 3.1. Изучить сформированность, КГН у детей.

2. Разработать мероприятия по формированию навыков здорового образа жизни детей.

3. Проверить эффективность разработанных мероприятий Обобщение опыта работы, оценка эффективности, диагностика.

Перспективный план

№ Тема Задачи Форма

1. Сентябрь

Правила здоровья и здоровая жизнь. Воспитание культуры тела, чувств, социального отношения к здоровью, желание систематически заниматься физкультурой, спортом, закаливать свой организм; учить детей как вести себя при различных обстоятельствах, чтобы не навредить своему здоровью. Экскурсия в медицинский кабинет

Тематическое занятие: «Из чего состоит тело человека?»

Беседы: «Важные помощники человека»«Что и как мы едим»«Чем опасны грязные руки»«Движение – это жизнь».

Дидактические игры: «Волшебный лес»«Части тела»«Скажи наоборот»«Оцени ситуацию».

Сюжетно – ролевая игра «На приеме у врача»«Служба спасения 911»

2. Октябрь

Занятия с родителями. Обеспечить участие родителей в реализации программы «Основы здорового образа жизни»; улучшить детско – родительские отношения; консультировать родителей по частным проблемам семейных взаимоотношений. Родительское собрание «Возрастные особенности развития ребенка», консультирование родителей по вопросам воспитания и обучения детей.

3. Ноябрь

Мой – до – дыр! Гигиена тела, правила личной гигиены. Познакомить детей со строением человеческого тела, правилами личной гигиены. Сформировать понятие о значении зубов, правильного ухода за ними, формировать о важности правильного питания и сохранения здоровья зубов. Беседы: «Важные помощники человека»«Есть у фруктов кожура, у человека кожа»«Чем опасны грязные руки»«Советы тетушки зубной щетки».

Дидактические игры: «Части тела»«Вижу, нюхаю, слушаю, трогаю, пробую».

Сюжетно – ролевая игра «В поликлинике»

Рисование человечка.

Занятие «Тело человека».

4. Декабрь

Как живет мое тело. Познакомить детей с огромными возможностями человеческого организма. Дать представление об основных структурах человеческого организма: тело человека, органы чувств, нервная система, пищеварительная, кровеносная, дыхательная система.

Учить детей беречь свое тело, наблюдать за собой. Обучить основным анатомическим и гигиеническим правилам как основе здорового образа жизни. Беседы «Маленькая царапина – большая беда»«Великий труженик - сердце»«Царственная осанка – залог здоровья»«Движение – это жизнь».

Дидактические игры «Части тела»«Волшебный лес»«Оцени ситуацию».

Сюжетно – ролевая игра «На приеме у врача»«Служба спасения 911»

Занятие: «Из чего состоит тело человека

Режимные моменты

Беседы: «Наша спасительница - боль»«Зачем мы дышим»

Дидактическая игра: «Скажи наоборот»

Занятие: «Витамины и здоровый организм», «Личная гигиена».

5. Январь

Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья. Закрепить знания детей о пользе воздушных, солнечных, водных ванн. Формировать представления о закаливании организма, познакомить с правилами и способами закаливания. Проведения «Дня здоровья».

Спортивные мероприятия. Физминутки на занятиях. Дыхательная гимнастика, психогимнастика.

6. Февраль

Моя семья. Расширить и обобщить имеющиеся знания детей о семьеВоспитывать уважение и дружелюбие к членам семьи, желание заботиться друг о друге, показать основные формы заботливого отношения взрослых к детям.

Беседы: «Моя семья»«Кто научил родителей быть главными?»«Взрослые спешат на помощь».

Рисование «Рисую свою семью». Рассказ о семье. Рассматривание семейных фотографий.

Дидактические игры «Чтобы ты хотел подарить своим близким?» Сюжетно – ролевая игра «Семья».

7 Март

Правила безопасного поведения на улице, дома, в школе. В игровой форме подвести детей к составлению кодекса – азбуки детской безопасности, научить детей правильно оказывать первую помощь при ушибах, порезах, ссадинах. Обобщить правила поведения на игровой площадке, во дворе, на улице. Учить принимать самостоятельные решения и отвечать за свои поступки. Беседы: «Один дома»«Безопасность на улице»«Наша любимая школа».

Дидактические игры: «А как бы ты поступил»«Безопасное лото»«Что здесь лишнее?».

Занятие: «Опасные предметы».

8 Апрель

Различие между девочками и мальчиками. Формировать у детей представления о мужественности и женственности.

Оказать помощь родителям в вопросах воспитания.

Воспитывать дружеские отношения между детьмиотношения друг к другуБеседа«Чем отличаются девочки и мальчики»

Дидактическая игра:

«Мальчик или девочка»«Оденемся правильно»

9 Май

Закаливание. Закреплять действия, направленные на охрану здоровья окружающих и своего здоровья (закрывать носовым платком рот, когда чихаешь, кашляешь и т. д.)

Познакомить со средствами закаливания, сформировать понятия, что закаливание – это важнейший компонент здоровья и здорового образа жизни. Использование игровых приемов обучения для усвоения режимных моментов в школе МБУ ДО.

Подвижные игры, упражнения для закаливания. Консультации родителей об основных средствах закаливания.

Программа исследования Сроки исследования Этап исследования Содержание этапа

Сентябрь - констатирующий

Изучение навыков по здоровому образу жизни на момент поступления в МБУ ДО.

Октябрь – апрельформирующий.

 Разработать программу мероприятий по формированию здорового образа жизни у детей.

май - контрольный

Проверка эффективности формирования навыков здорового образа жизни

Интерпретация полученных результатов:

Анкета

«Расти здоровым», в которую были включены следующие вопросы:

1. Имеешь ли ты представление о понятии «здоровье»?

2. Как ты понимаешь словосочетание «здоровый образ жизни»?

3. Ведешь ли ты здоровый образ жизни?

4. Что ты делаешь для того, чтобы быть здоровым?

5. Делаешь ли ты утреннюю зарядку?

6. Выполняешь ли ты утренние водные процедуры?

7. Умеешь ли ты плавать?

8. Умеешь ли ты кататься на лыжах и коньках?

9. Что такое труд?

10. Любишь ли ты трудиться?

11. Входит ли в понятие здорового образа жизни трудовая деятельность?

12. Как ты трудишься?

13. Знаешь ли ты, что такое «вредные привычки»?

14. Знаешь ли ты о последствиях вредных привычек?

15. Почему нужно соблюдать здоровый образ жизни?

Анкета

Определения уровня просвещенности педагогов в вопросах особенностей развития и здоровья детей.

1. Что, по Вашему мнению выступает ведущим фактором успешного обучения и воспитания детей в МБУ ДО?

2. Что может являться причиной медленного темпа работы некоторых детей?

3. Что выступает причиной трудного усвоения программы некоторыми детьми?

4. Знаете ли Вы заболевания своих воспитанников? Назовите.

Спасибо!

Анкета для родителей

1. В чем сущность понятия «здоровье»?

2. Назовите используемые Вами оздоровительные средства ребенка?

3. Страдаете ли Вы каким-либо заболеванием?

4. На что в первую очередь влияет болезнь ребенка?

5. В каких случаях Вы обращаетесь за медицинской помощью?

6. Как вы оцениваете своё состояние здоровья?

7. Чем Вы занимаетесь в свободное время?

Спасибо!

Вопросы для детей: «Отношение к своему здоровью».

1. Приходилось ли тебе идти в школу, когда ты плохо себя чувствовал (болела голова, был насморк и т. д.?

2. Бывают ли у тебя головные боли?

3. Как долго ты играешь на свежем воздухе?

4. Всегда ли ты ложишься спать в одно и то же время?

Тестирование по валеологическим ситуациям, которые помогают детям овладеть нормами и правилами здорового образа жизни.

Ситуация 1. На берегу реки Волга рыбаки продают карасей. Что ты посоветуешь маме?

1. Купить вкусную рыбу.

2. Лучше купить в магазине проверенную рыбу.

3. Не есть рыбу, выловленную на Волге.

Ситуация 2. В мусорном бачке горит мусор. Что ты будешь делать?

1. Вызовешь службу пожарной охраны по телефону «01».

2. Попытаешься сам/а погасить огонь в бачке.

3. Позовешь взрослых.

Ситуация 3. Ты увидел/а незнакомое растение с аппетитными плодами. Тебе кажется, что ты когда-то ел/а подобные ягоды. Твои действия?

1. Попробуешь 1-2 ягоды, проверяя, знаком ли этот вкус.

2. Проявишь осторожность и пройдешь мимо.

3. Соберешь горсть ягод, чтобы показать взрослым.

Ситуация 4. Твой лучший друг предложил попробовать выкурить сигарету. Твои действия?

1. Объяснишь ему, что курение опасно для здоровья и откажешься.

2. Попробуешь покурить, чтобы не обижать друга.

3. Откажешься.

Результаты тестирования на констатирующем этапе эксперимента

Ф. И. ребенка Номер вопроса, баллы Сумма баллов Уровень представления

1

2

3

4

5

Литература

1. Александрова, Е. Ю. Оздоровительная работа в дошкольных учреждениях по программе "Остров здоровья" / авт. - сост. е. Ю. Александрова. - Волгоград: Учитель, 2007. - 151 с.

2. Алямовская, В. Г. Как воспитать здорового ребенка / В. Г. Алямовская. - М.: Просвещение, 2003. - 243 с.

3. Апанасенко, Г. Л. Медицинская валеология / Г. Л. Апанасенко. - Ростов н/Д.: Феникс, 2000. - 248 с.

4. Ахвердова, О. А. К исследованию феномена "культура здоровья" в области профессионального физкультурного образования / О. А. Ахвердова, В. А. Магин // Теория и практика физической культуры. - 2002. - № 9 - С. 12-18.

6. Воробьева, М. Воспитание здорового образа жизни у дошкольников / М. Воробьева // Дошкольное воспитание. - 2008. - № 7. - С. 5 - 9.

7. Жбанков, Р. Г. Учись быть здоровым / Р. Г. Жбанков. - М.: Просвещение, 2004. - 143 с.

8. Захарова, Т. Н. Формирование здорового образа жизни / Т. Н. Захарова. - Волгоград: Учитель, 2007. - 174 с.

9. Здоровье детей в образовательных учреждениях. Организация и контроль / под ред. М. Ф. Рзяниной, В. Г. Молочного. - Ростов н/Д.: Феникс, 2005. - 376 с.

10. Клименов, М. Ф. Здоровье детей в образовательных учреждениях / М. Ф. Клименов. - Ростов н/Д.: Феникс, 2005. - 376 с.

11. Мартыненко, А. В. Формирование здорового образа жизни молодежи / А. В. Мартыненко, Ю. В. Валентяк, А. В. Мартыненко, В. А. Полесский. - М.: Медицина, 1988. - 224 с.

12. Озеров, В. П. Основы здоровой жизнедеятельности. Активизация психофизической работоспособности человека: Учебное пособие / В. П. Озеров. - М.: Илекса, 2006. - 472 с.

13. Основы безопасности жизнедеятельности и первой медицинской помощи / авт. - сост. Р. И. Айзман, С. Г. Кривощеков, И. В. Омельченко - М.: Медицина, 2004. - 396 с.

14. Пашевский, С. А. Физическое воспитание / С. А. Пашевский. - М.: ВЛАДОС, 2006. - 432 с.

15. Психология здоровья / Г. С. Никифоров, В. А. Ананьев, И. Н. Гурвич и др, Под ред. Г. С. Никифорова. - СПб.: Речь, 2000. - 504 с.

16. Савельева, Н. Ю, Организация оздоровительной работы в ДОУ / Н. Ю. Савельева. - Ростов н/Д: Феникс, 2005. - 464 с.

17. Сазонов, А. Н. Психолого-педагогические принципы и интерактивные методы ЗОЖ / А. Н. Сазонов, В. А. Хриптович // Здаровы лад жыцця. - 2001. - № 3. - С. 4 - 8.

18. Синягина, Н. Ю. Как сохранить и укрепить здоровье детей: психол. установки и упражнения / Н. Ю. Синягина, И. В. Кузнецова. - М.: ВЛАДОС, 2004. - 150 с.

19. Татарникова, Л. Г. Валеология - основа безопасности жизни ребенка. 2-е изд. / Л. Г. Татарникова, Н. Б. Захаревич, Т. О. Калинина. - СПб.: Петроградский и Ко, 1995. - 240 с.

20. Трещева, О. Л. Валеологическое воспитание младших школьников: учебно-методическое пособие / О. Л. Трещева, И. П. Асташина. - М.: АРКТИ, 1999. - 100 с.

21. Юматова, А. В. Формирование здорового образа жизни дошкольников / А. В. Юматова // Дошкольное воспитание. - 1996. - № 3. - С. 12 - 14.

22. Яшин, В. Н. ОБЖ. Здоровый образ жизни / В. Н. Яшин. - 2-е изд., доп. - М.: Айрис-пресс, 2006. - 112 с.

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×