Воспитание толерантного мироотношения старшего дошкольного возраста средствами фольклора.

Автор: Гатауллина Сария Файзерахмановна

Воспитание толерантного мироотношения старшего дошкольного возраста

 средствами фольклора.

 

 

 Современный мир отличается политическим, социокультурным, аксиологическим разнообразием, в котором потенциально присутствуют возможности и для позитивного развития отношений, и для конфликтности. Увеличение количества конфликтов, участившиеся акты насилия и терроризма вызвали принятие международных документов в области воспитания толерантности подрастающих поколений. Так, осознание объективно сложившейся ситуации привело государства — члены Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры к принятию Декларации принципов толерантности (1995 г.). В преамбуле характеризуется современная социокультурная ситуация в мире, где участились акты нетерпимости, насилия, терроризма, ксенофобии, запугивания в отношении отдельных лиц, осуществляющих право на свободу мнений и выражение убеждений, представляющими угрозу делу укреплению мира и демократии на национальном и международном уровнях и являющимися препятствиями на пути развития. Значимость толерантности каждого человека и государств заявлена как важнейший принцип и необходимое условие мира и социально-экономического развития всех народов.

Необходимым условием регулирования отношений человека с миром является его воспитание в духе самоуважения, миролюбия, признания возможности существования иных точек зрения, позиций, мнений и культурных приоритетов.

Актуальность воспитания толерантного мироотношения у подрастающего поколения обусловлена спецификой современной ситуации, которая характеризуется динамичным развитием, лавинообразными темпами нарастания информации, противоречивостью точек зрения на одно и то же явление. В зависимости от мотивов, установок, представлений личности, поставленных целей, избранных способов взаимодействия и поведения конкретная ситуация может приобрести и конструктивный, и деструктивный характер.

 Данные психолого-педагогических исследований показывают, что шестой год жизни является сензитивным для формирования нравственных ориентиров ребёнка. Именно в этом возрасте осмысливаются и усваиваются моральные установки, идеалы нравственного поведения, развиваются способы отношения к себе, другим людям, природе и культуре. Л.С.Выготский доказал, что основные факторы психического развития ребёнка связаны с его социальными отношениями, характер которых определяет протекание его индивидуальной или совместной деятельности. У ребёнка 6-го года жизни формируется опыт выражения отношения к миру, которое может иметь различную модальность, поэтому воспитание толерантного мироотношения у детей дошкольного возраста является актуальной проблемой.

 

Старший дошкольный возраст характеризуется развитием основных познавательных процессов, таких как, восприятие, внимание, память, воображение, мышление и речь. Эти процессы определяют восприятие и познание ребенком окружающей действительности и становлением у него картины мира, как системообразующем компоненте личности, обеспечивающим формирование толерантности.  .

Именно в   дошкольном возрасте происходит формирование у детей навыков уважительного и доброжелательного поведения во время взаимоотношений с представителями разных культур, умение воспринимать окружающее как результат сотрудничества людей разных национальностей, разного этнического происхождения. Они положительно влияют на человека, преображают его, возвышают, возвращают в более гармоничное состояние.

Одним из ведущих приоритетов воспитания ребёнка является обращение к фольклору, который содержит знания о мире и способы отношения к нему, сложившиеся в культурно-историческом процессе и представленные в образной, метафоричной форме, доступной для восприятия дошкольников. Содержанием пословиц, поговорок, сказок являются устойчивые образы, имеющие определённые качественные характеристики, вызывающие симпатию или антипатию, а, следовательно, толерантное или интолерантное отношение к их носителю. Подчёркнутое внимание к специфическим связям мира, обращение к ценностям культуры обусловливает становление толерантного мироотношения ребёнка. Воспитательный потенциал фольклора заключён в глубинных процессах пробуждения позитивного отношения к миру, зафиксированного в лаконичной форме пословиц, поговорок, сказок. Устное народное творчество раскрывает целесообразную гармонию и красоту окружающего мира, те правила поведения, которые способствуют его сохранению. Толерантность  мироотношения возникает как результат понимания и принятия многообразия взаимосвязей, ценностей, которые ярко и образно представлены в произведениях фольклора. В нём отражены актуальные связи человека с целостным Мирозданием, благодаря чему возникает общая ценностно-смысловая направленность мироотношения. Фольклор как «кладезь народной мудрости» в силу своей глубокой эмоциональной насыщенности может оказать комплексное воздействие на картину мира ребёнка, определяя толерантность или интолерантность его мироотношения, а следовательно, и стиль поведения. Особое внимание в процессе воспитания толерантного мироотношения детей было уделено образовательному потенциалу фольклора. Определены его онтологические характеристики: символизм, формульность, бриколаж. Ценностный фонд фольклора включает мировоззренческие, этические, художественные, семейные, познавательные и другие ценности, которые могут быть не только услышаны детьми как рациональная информация, но и личностно восприняты ими в той или иной мере. Правильно содержательно и методически поставленное ознакомление с фольклором способствует расширению культурного кругозора детей, обогащает их сознание ценностями и смыслами, значимыми в культуре. Знакомясь с фольклором, они, прежде всего, через переживания познают общественную ценность и значимость нравственных качеств народов. В то же время воспитательный эффект такого познания в поликультурном пространстве может быть реализован только через осмысление ребенком факта, что, по убеждению всех народов, есть человеческие качества святые и важные для всех и национальное при этом не столько в их сущности, сколько в форме передачи, оформления, средствах выражения.

Ознакомление детей с народным наследием в виде фольклора позволяет формировать у них толерантное мироотношение на основе тех знаний и умений, которые необходимы для взаимоотношений и социокультурной сфере общения. Фольклор как плод народного осмысления жизни в концентрированном виде выражает правила отношения к миру. В воспитании детей фольклор играет важную роль. Деление его на жанры позволяет в определённом возрасте ребёнка обогащать его духовный мир, развивать патриотизм, уважение к прошлому своего народа, изучение его традиций, усвоение морально-нравственных норм поведения в обществе. Фольклор влияет на духовно-нравственное развитие ребёнка. Каждый жанр детского фольклора учит определённым нравственным нормам. Так, например, сказка, путём уподобления животных людям, показывает ребёнку нормы поведения в обществе, а волшебные сказки развивают не только фантазию, но и смекалку. Пословицы, поговорки учат детей народной мудрости, испытанной веками и не потерявшей своей актуальности в наше время. Былинный эпос -это героическое повествование о событиях, которые происходили в древности. И хотя былины не так просты для восприятия детей, всё же они направлены на воспитание уважения прошлого народа, на изучение традиций и поведения людей, на патриотизм народов.

Сейчас к нам постепенно возвращается национальная  память, и по- новому начинаем относиться к старинным праздникам, главное место где уделяется песне. В народной песне отражена жизнь человека, стремление к добру, к счастью.

   Колыбельные песни  внушают чувство уверенности, защищённости от беды, ребёнок как бы купается в ласке. Помимо убаюкивания, они несут богатейшую информацию, которая нужна на протяжении всей сознательной жизни.

    Потешки, пестушки, считалки, перевёртыши – это школа игры. Главное назначение забавы – приготовить ребёнка к познанию окружающего мира в процессе игры, которая скоро станет незаменимой школой физической и умственной подготовки, нравственного и эстетического воспитания.  Фольклор является уникальным средством для передачи народной мудрости и воспитании толерантного  мироотношений детей уже в дошкольном возрасте.

Опыт народного воспитания у всех этносов, наций и народов очень богат. Как показал анализ традиционной культуры воспитания, этот опыт характеризуется почти одинаковыми требованиями к качествам формируемой личности и системе средств ее воспитания и обучения. Он представляет собой своеобразную (общую для всего человечества) народную мудрость, систему общечеловеческих ценностей, проверенных веками. Но это не означает, что надо использовать весь арсенал народных средств и факторов воспитания без изменений и критической оценки. Необходимо брать те из них, которые работают сегодня и соотносятся с нашими представлениями о гуманизме и общечеловеческих ценностях.

Напрасно думать, что устное народное творчество было лишь плодом народного досуга. Оно была достоинством и умом народа. Оно становило и укрепляло его нравственный облик, было его исторической памятью, праздничными одеждами его души и наполняло глубоким содержанием всю его размеренную жизнь, текущую по обычаям и обрядам, связанным с его трудом, природой и почитанием отцов и дедов.

Фольклор в воспитании детей играет важную роль. Деление его на жанры позволяет в определённом возрасте ребёнка обогащать его духовный мир, развивать патриотизм, уважение к прошлому своего народа, изучение его традиций, усвоение морально-нравственных норм поведения в обществе.

Список литературы

1.Асмолов А.Г. Мы обречены на толерантность. // Семья и школа. – № 1

2. Асташов Н.А. Проблема воспитания толерантности в образовательных учреждениях//Толерантное сознание и создание толерантных отношений.- М, 2003.

3. Абрамова Г.С. Возрастная психология: учебник для студентов вузов. - М.: Аспект пресс, 2002.

4. Асмолов А. Г. Толерантность : различные парадигмы анализа / А. Г. Асмолов // Толерантность в общественном сознании России.- М., 1998.

5.Декларация принципов толерантности: утв.Резолюцией 5.61 Генеральной конференции ЮНЕСКО от 16 ноября 1995г.// Защити меня! – 2004.- № 4.

 




comments powered by HyperComments
Пожалуйста, подождите.
x