Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 26.04
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

ВОСПИТАНИЕ У ДЕТЕЙ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ТОМ, ЧТО ЛЮДИ НА ЗЕМЛЕ ДОЛЖНЫ ЖИТЬ В МИРЕ И ДРУЖБЕ ☼

Дата публикации:
Описание:

Автор: Касимова Галина Александровна

 

 

 

 

 

Дружба - самое необходимое для жизни, так как никто не пожелает себе жизни без друзей, даже если б он имел все остальные блага.

 

                                                                                                      Аристотель

 

Первые впечатления о взаимоотношениях между людьми ребенок получает в раннем возрасте в семье. И от того, какими они будут, зависит последующее отношение ребенка к самому себе и к окружающим.

 

С первых дней пребывания в детском саду воспитатель стремится придать отношениям детей с взрослыми и сверстниками положитель­ную направленность. Необходимо, чтобы каждый ребенок чувствовал себя комфортно в теплой, доброжелательной атмосфере детского сада, нужно поддерживать и развивать стремление ребенка к общению, обо­гащению личного практического опыта.

 

Для воспитание у детей представления о том, что люди на Земле должны жить в мире и дружбе, программой «Детство» предусмотрен раздел «Развитие социальных представлений о мире людей, нормах взаимоотношений со взрослыми и сверстниками, эмоций и самосознания»,  а также программно - методический комплекс. Для детей 2 младшей группы мы выделили источники воспитания у детей представления о том, что люди на Земле должны жить в мире и дружбе:

 

  1. Взаимодействие ребенка и семьи

  2. Взаимодействие ребенок – воспитатель – сверстники.

    Задачи воспитания и развития детей.

 

  1. Способствовать установлению добрых отношений между детьми; помогать дошкольникам лучше узнать друг друга, налаживать контакты, основываясь на общих интересах к действиям с предпочитаемыми иг­рушками, предметами и возникающей взаимной симпатии.

  2. Развивать доброжелательное отношение детей к близким лю­дям — любовь к родителям, привязанность и доверие к воспитателю.

  3. Пробуждать эмоциональную отзывчивость детей на состояние близких людей, сверстников, а также героев сказок, животных.

  4. Развивать умение передавать эмоциональные состояния в ими­тационно-образных играх, сопереживать настроению сверстников в общих делах, играх, совместных праздниках.

  5. Помогать детям в освоении способов взаимодействия со сверст­никами в игре, в повседневном общении и бытовой деятельности (спокойно играть рядом, обмениваться игрушками, объединяться в парной игре, вместе рассматривать картинки, наблюдать за домашни­ми животными и прочее).

  6. Постепенно приучать детей к выполнению элементарных правил культуры поведения в детском саду.

  7. Формировать представления детей о людях (взрослых и сверст­никах), об особенностях их внешнего вида, об отдельных, ярко выра­женных эмоциональных состояниях, о делах и добрых поступках людей, о семье и родственных отношениях.

  8. Расширять представления детей о детском саде и его ближайшем окружении.

    Главное в решении этих задач состоит в организации воспитателем личного опыта ребенка, в постоянном приучении его к положитель­ным поступкам.

                      Значение семьи в формировании толерантного сознания и поведения ребенка трудно переоценить. Родители являются первыми и основными воспитателями детей, и невозможно сформировать толерантность у ребенка, как и любое другое качество, если они не являются союзниками педагогов в решении этой проблемы. Атмосфера отношений в семье, стиль взаимодействия между родителями, между родственниками, детьми существенно влияет на формирование толерантности у ребенка.

                      В современном обществе при наличии большого количества развивающих центров для детей, открытым доступом к образовательным услугам педагогов, психологов с одной стороны, и занятостью родителей, дефицитом времени для воспитания ребенка, потерей значимости института семейного воспитания с другой, остро стоит проблема ответственности родителя. Часто современные родители, желая для ребенка разностороннего развития, раннего обучения для его дальнейшей успешности в жизни, с самого раннего детства насыщают будни ребенка многочисленными занятиями, посещением школ раннего развития, занятиями со специалистами, тем самым, ограничивая ребенка в общении с ними. С самого раннего детства, приводя ребенка в подобные центры, родители обращаются к специалистам с запросом изменения нежелательных качеств и формирования желательных, сами же нивелируют собственную значимость в подобных вопросах, ссылаясь на отсутствие психологического, педагогического образования.

    А ведь именно родители составляют первую общественную среду ребенка, являются основными воспитателями, от позиции которых во многом зависит развитие ребенка.

    Фигура взрослого имеет решающее значение в психическом развитии ребенка. Только взрослый для маленького ребенка является носителем человеческой культуры, и только он может передать ее ребенку. Очень важно заложить основу доверительных отношений между ребенком и взрослым, обеспечив эмоционально и психологически благоприятные условия для гармоничного развития ребенка.

    В общении взрослый проявляет любовь и заботу, тем самым, демонстрируя принятие ребенка, а это основное условие формирования базового доверия к миру. Необходимым условием развивающего общения является взаимодействие взрослого и ребенка. Именно в ситуации взаимодействия, когда родитель ориентирован на удовлетворение потребностей ребенка, поддержание его интереса, ребенок ощущает собственную значимость, осознает свои возможности. Организуя взаимодействие с ребенком, взрослый берет на себя ответственность за его воспитание, развитие, дальнейшее будущее

    Важной частью нравственного воспитания является приобщение ребенка к культуре своего народа, поскольку раскрытие личности в ребенке полностью возможно только через включение его в культуру собственного народа.

    Большую роль в воспитании у ребенка представления о том, что люди на земле должны жить в мире и дружбе играет коллектив детского сада, т.к. именно через общение со сверстниками ребенок познает себя.

     

     Непосредственное участие воспитателя в детских иг­рах, в общении и практических делах позволяет младшим дошкольни­кам увидеть, повторить и затем самостоятельно воспроизвести новые игровые умения, способы общения и действия с предметами. Обяза­тельным условием организации педагогического процесса является ежедневное общение с каждым ребенком — индивидуально или в ма­ленькой подгруппе детей.

    Основными методами выступают:

 

  1. Организация жизненных и игровых развивающих ситуаций, обес­печивающих детям возможность осваивать опыт поведения и доброжелательного отношения к сверстникам и близким взрослым;

  2. Инсценировки с игрушками, демонстрирующие детям образцы пра­вильного поведения и взаимоотношений в детском саду и в семье;

  3. Общение и совместная деятельность с воспитателем как средство установления доверия, обогащения социальных представлений и опыта взаимодействия;

  4. Наблюдение за действиями и отношениями взрослых в детском саду (повар, няня, врач, дворник, воспитатель);

  5. Образные игры-имитации, хороводные, театрализованные игры для развития эмоциональной отзывчивости и радости общения со сверстниками;

  6. Чтение стихов, потешек, сказок на темы доброты, любви к роди­телям, заботы о животных и прочее;

  7. Рассматривание сюжетных картинок, иллюстраций в целях обога­щения социальных представлений о людях (взрослых и детях), ори­ентировки в ближайшем окружении (в группе ДОУ и в семье);

  8. Сюжетные игры, объединяющие детей общим смыслом, игровыми действиями, радостью отражения ролей взрослых (врач, продавец, парикмахер, моряк.

    В своей работе мы придерживаемся следующих принципов взаимодействия с ребенком:

 

  1. Четко продумывайте организацию жизни в группе, ус­тановите общие для всех детей понятные правила поведения.

  2. Не создавайте ситуаций, в которых ребенок может про­являть негативное поведение (долгое ожидание, неорганизо­ванность, столкновение интересов и т. п.).

  3. Одобряйте не только правильные поступки, но и попыт­ки ребенка самостоятельно сделать что-то хорошее и полез­ное. Выражайте доверие к детям.

  4. Давайте понять каждому ребенку, что он для вас дорог и интересен.

  5. Проявляйте интерес к внутреннему миру и переживани­ям детей. Не забывайте периодически разговаривать с каждым ребенком о его личных проблемах, интересах, достижениях.

  6. Не провоцируйте своими оценками или словами отри­цательные действия ребенка. Например: «Смотри не вздумай опять девочек толкать на горке!»

  7. Не будьте резки и несдержанны по отношению к другим людям в присутствии детей. Подавайте своим поведением только положительные примеры.

  8. Если ребенок обижает сверстников, нарушает своими действиями порядок или покой других, спокойно и убедитель­но объясните, почему это нельзя делать. Выразите уверен­ность, что больше это не повторится. Найдите причины такого поведения.

  9. Проявляйте терпение. Не ждите мгновенных результа­тов. Помогайте детям совершать добрые поступки.

  10. Активно подключайте детей к общим делам: уборка игрушек, украшение группы, выставки, конкурсы рисунков и пр. Поддерживайте положительную детскую инициативу.

    Взаимодействие ребенка и коллектива детей.

                    В дошкольном возрасте в жизни ребенка все большее место начинают занимать другие дети. Если в конце раннего возраста потребность в общении со сверстниками только оформляется, то в дошкольном она уже становится одной из главных. Ребенок уже точно знает, что ему нужны другие дети, и явно предпочитает общество сверстников, оно становится важной составной частью жизни ребенка.

 

Межличностные отношения детей в отличие от общения не всегда выражают себя во внешних действиях и являются стороной сознания и самосознания ребенка. На протяжении дошкольного возраста отношение ребенка к сверстнику имеет определенную возрастную динамику, которая связана с развитием самосознания ребенка.

 

Для того, чтобы придать положительную динамику отношениям детей в детском саду и воспитывать представление о том, что люди на Земле должны жить в мире и дружбе, воспитатель может использовать следующий  методический инструментарий:

 

  1. Ситуация «Радостная встреча».

    Цель: развивать доброжелательность и внимание детей друг к другу, создавая игровые ситуации.

  2. Игра «Волшебник».

     Цель: создание благоприятной психологической обстановки  в группе, развивать стремление  у детей принимать участие в  играх.

  3. Ситуация «Мы смотрим в зеркало».

    Цель: побуждать  ребенка осознавать особенности  своей внешности и ответить на вопросы: какого цвета у тебя глаза? Волосы? Какой нос, рот, брови? Какая у тебя прическа? Поддерживать  стремление сравнить у зеркала себя со сверстниками: что у нас похожее, а что разное? Чем мы отличаемся друг от друга?

  4. Упражнение «Помиримся».

    Цель: давать знания детям о рациональных способах разрешения конфликтных ситуаций.

    Ход: дети мирятся самым продуктивным способом – «мирилками», и обещают друг другу не обижаться больше.

  5. Игровая ситуации «Мы выбираем подарки».

    Цель: развивать у детей умение учитывать при выборе подарка интересы мальчиков или девочек. Осваивать правила культуры общения, вежливые обороты речи, проявлять добро­желательность.

  6. Игровая ситуация «Почему Маша загрустила?».

    Цель:  пробудить эмоциональную отзывчивость, желание разобраться в трудной ситуации и оказать помощь; вызвать удовлетворение детей от совместного разрешения проблемы.

  7. Имитация «Друзья».

    Цель: побуждать детей замечать эмоциональное состояние сверстника, вызывать желание у детей помочь.

     

    Совместная деятельность воспитателя и детей:

 

  • Трудовая (на улице и в группе)

  • Образовательная

  • Игровая

    Трудовая деятельность (на улице и в группе).

    Цель: вызвать интерес к труду взрослого, желание присоединиться к деятельности, видеть результаты своего труда.  Воспитатель предлагает детям определенные трудовые операции, рассказывая для чего эта деятельность, и какие результаты она принесет. Важна положительная оценка воспитателем деятельности каждого ребенка.

    Образовательная деятельность.

    Цель: вовлекать детей в образовательную деятельность, используя доступные  методы и средства.

    Игровая деятельность.

    Сюжетно – ролевая игра «Семья». Игровой сюжет «Собираемся на прогулку».

    Цель: помочь ребенку в игре освоить принятые обществом правила.

    Ситуация «Угостим воспитателя чаем».

    Цель: Развивать у детей сопереживание, готовность ока­зывать конкретную помощь взрослому. Ориентироваться в вы­боре предметов для удовлетворения потребностей взрослого.

            Т.О.приобщение детей к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Для маленького ребенка Родина начинается с родного дома, улицы, на которой живет он и его семья, в семье начинает «расти» будущий гражданин своей страны.

    Именно семья ребенка является ключевым звеном направления нравственно-патриотического воспитания детей, за воспитание детей несут ответственность родители, а все другие социальные институты призваны помочь, поддержать и дополнить их воспитательную работу. Только через единое взаимодействие родителей, воспитателей и сверстников возможно воспитать у ребенка представление о том, что люди на земле должны жить в мире и дружбе.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    ЛИТЕРАТУРА.

     

 

1.   Кашапов Р.Р. Практическая психология для родителей, или Педагогика взаимности. – М.: АСТ – ПРЕСС КНИГА, 2004.-320 с.  – 261 – 266.

2.   Куценко Т.А., Медянова Т.Ю. 365 веселых игр для дошколят (2-е изд.).-Ростов Н/Д: «Феникс», 2005.- 224 с.

3.   Смирнова Е. О. Психология ребенка: Учебник для педагогических училищ и вузов. — М.: Школа-Пресс, 1997. — 384 с. – 343 – 346.

4.   Детство: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Т.И.Бабаева, А.Г.Гогоберидзе, З.А.Михайлова и др. – СПб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2011.-528 с. С. 47-53

 

 

Пожалуйста, подождите.
x
×