Воспитатель в формировании духовно-нравственного здоровья детей.

Автор: Нестеренко Татьяна Анатольевна

В настоящее время Россия пережива­ет один из непростых историчес­ких периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше обще­ство сегодня, - не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. Ныне материальные ценности доминируют над духов­ными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, вели­кодушии, справедливости, гражданст­венности и патриотизме. Высокий уро­вень детской преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокос­ти в обществе. Детей отличает эмоцио­нальная, волевая и духовная незрелость. Продолжается разрушение института семьи: через телевизионное  «половое просвещение» у детей формируются несупружеские, антиродительские и антисемейные уста­новки. Постепенно утрачиваются формы коллективной деятельности.

Все это свидетельствует о кризисе в отечественном образовании и воспита­нии. Что предпринять в данной ситуа­ции? Как сберечь Человека? «Лепить» личность или «не вмешиваться»? Что в воспитании поставить на первое место: умственное развитие, трудовое, физиче­ское, нравственное, эстетическое?

В настоящее время, отечественная педагогика раз­вивается в трех направлениях.

Первое ориентировано на формиро­вание знаний, умений и навыков. Основ­ная его цель - умственное развитие. Внимание педагогов сосредоточено в основном на обучении.

Второе направление характеризуется введением в отечественную педагогику зарубежного опыта воспитания и обра­зования. Мы не ставим перед собой цель дискредитировать достижения зарубеж­ных педагогов, но западные технологии, естественно, не учитывают своеобразия природных условий, социально-истори­ческих, религиозных, духовных, нравст­венных традиций, духовного своеобра­зия нашего народа.

Третье направление предполагает об­ращение к духовно-нравственным тради­циям отечественного образования и вос­питания. Это направление видится нам наиболее перспективным, поскольку свя­зано с восстановлением традиций, уклада жизни и форм национального опыта.

В российской педагогике воспитание всегда связывалось с развитием духовно-нравственной сферы, ставило перед со­бой основную цель - воспитать ребенка мыслящим, добродетельным, милосерд­ным, совестливым, верящим в возмож­ность совершенствования мира и людей, честным, трудолюбивым, скромным, ува­жительным, ответственным.

Все это доказывает особую значимость и актуальность духовно-нравственного образования и воспитания.

Цели педагогической деятельности в дошкольном учреждении:

1.Сохранение духовно-нравственно­го здоровья детей. Приобщение их к нравственным и духовным ценностям.

2.Изучение истории, культуры, природно-экологического своеобразия Новосибирской области.

3.Стремление возродить традиции се­мейного воспитания.

Для осуществления целей определены следующие задачи:

1.Воспитывать уважение к нравствен­ным нормам. Учить различать добро и зло, любить до­бро, быть в состоянии творить добро.

2.Формировать чувство любви к Роди­не на основе изучения национальных культурных традиций.

3.Развивать музыкальную культуру приобщать к классиче­ской, духовной и народной музыке.

4.     Осуществлять целенаправленную работу по физическому воспитанию, ук­реплению воли и выносливости.

5.     Прививать трудовые навыки, учить выполнять простейшие бытовые пору­чения, обучать основам ручного труда, продуктивной деятельности.

6.     Ориентировать семью на духовно-нравственное воспитание детей.

В реализации задач ведущая роль принадлежит педагогу. Его поведение, поступки, характер взаимоотношений с детьми и взрослыми служат для ребенка приме­ром. Воспитатель влияет на сферу чувств ребенка, воспитывает привычки нравственного поведения, формирует правильные представления о некоторых моральных качествах и доступных детям явлениях общественной жизни, постепенно развивает способность к оценке и взаимооценке.

Воспитание моральных чувств, положительных форм поведения и привычек является той необходимой основой, без которой невоз­можно сформировать более сложные черты личности ребенка, его моральные качества, представления о явлениях общественной жиз­ни страны и положительное отношение к ним.

Воспитывая наиболее простые привычки (например, культурно­го поведения), воспитатель добивается, чтобы ребенок делал это охотно и, в общем, осознанно, т. е. чтобы внешние положительные проявле­ния выражали внутреннюю сущность, его отношение к правилу. Так закладываются начала доброжелательности, предотвращается возможность возникновения равнодушного, безразличного отноше­ния к сверстникам, к окружающим взрослым.

Воспитатели нашего учреждения реализуют задачи духовно-нравственного воспитания в следующих направлениях.

1. Духовно-образовательное (занятия, беседы, устные поучения).

Где открывают большие возможности для формирования представлений о доступных детям явлениях общественной жизни, о моральных нормах. Дети учатся объективной оценке своих до­стижений и достижений сверстников, учатся выдержке, организо­ванности, настойчивости.

2.Воспитательно-оздоровительное (праздники, игры подвижные и назидательные,                       ролевые и строительные, прогулки, экскурсии, походы).

B них успешно развиваются детские взаимоотношения, им придается дух доброжелательности, развиваются чувства, навыки и привычки культурного поведения, уточняются некоторые мораль­ные представления.

3. Культурно-познавательное (встречи, целевые прогулки, экскурсии, концерты, просмотр диафильмов).

Праздники создают реальные возможности для объеди­нения детей, формирования нравственных качеств, гуманных чувств. Используются для воспитания у детей жизнерадостности, поднятия общего положительного тонуса.

4. Нравственно-трудовое (труд по самообслуживанию, уборка группы и территории, труд по интересам, продуктивная деятельность, изготовление подарков к праздникам).

В этой деятельности также формируются взаимоотношения между детьми, отношение к труду взрослых, закладываются начала трудолюбия, организованности поведения, чувства ответственно­сти, умение и желание делать полезное не только для себя, но и для других.

Воспитание духовно-нравственной личности возможно только совместными усилиями, образовательного учреждения и семьи.

      В нашем детском саду предпринятые на сегодняшний день попытки воспитания духовно-нравственной личности показывают, что самым слабым местом в этой деятельнос­ти является именно семья. Многим родителям просто неизвестно, что в до­школьном возрасте происходит усвое­ние социальных норм, моральных тре­бований и образцов поведения на осно­ве подражания. Поэтому необходимо помочь родителям осознать, что в пер­вую очередь в семье должны сохранять­ся и передаваться нравственные и духов­ные обычаи и ценности, созданные предками, и что именно родители ответ­ственны за воспитание детей.

Для этого мы проводим родительские собрания, где знакомим родителей с задачами воспитания, где подробно обсуждаем один наиболее сущест­венных вопросов, иллюстрируя его конкретными фактами из жизни детей группы.

Открытые дни и открытые занятия дают возможность показать родителям рабо­ту детского сада, методы обучения и воспитания детей, которые могут быть использованы и в семье. Такое проникновение в жизнь детского сада позволяет родителям увидеть своего ребенка в детском коллек­тиве. Мы обращаем внимание родителей на характер взаимоот­ношений детей в играх, на занятиях, в быту, на их трудовые и гигие­нические навыки, вместе с родителями анализируем увиденное, ищем причины отклонений в поведении детей.

Мы должны помнить, что формирование того или иного морального чувства, доброго отношения к окружающим, осуществляется в результате длительного, систематического воздействия взрослых и упражнений самих детей, что оно непосредственно связано с развитием многих моральных качеств личности, основа которых закладывается только в дошкольном возрасте. Совершенствование и закрепление их одна из главных задач воспитания детей в детском саду.

Педагогические, психологические и социологические исследова­ния подтверждают огромную роль семьи в формировании личности ребенка, особенно в раннем и дошкольном возрасте. Семья распо­лагает условиями, которые наиболее соответствуют особенностям и потребностям детей этого возраста.

Атмосфера любви, взаимного внимания, заботы, присущая нор­мальной семье, воздействует на формирование чувств ребенка. По­скольку эмоции в жизни дошкольника играют главенствующую роль, определяют направление его деятельности, формирование эмоцио­нальной сферы становится основой развития личности ребенка.

Гуманные чувства, закладываемые семьей, являются важной пред­посылкой нравственного развития ребенка.

«Подлинная школа воспитания сердечности, душевности и от­зывчивости — это семья; отношение к матери, отцу, дедушке, ба­бушке, братьям, сестрам является испытанием человечности»,2—го­ворил В. А. Сухомлинский.

Общение ребенка с родителями происходит в самых разнообраз­ных жизненных ситуациях. В семье ребенок с малых лет включается во взаимоотношения взрослых, в совместный с ними бытовой труд, на него оказывают влияние люди разного пола, возраста, занимаю­щиеся различным профессиональным трудом,— все это разно­сторонне формирует его чувства и представления. Воздействие ро­дителей на детей постоянно: отец и мать воспитывают и тогда, ког­да не делают этого намеренно,— своими поступками, высказыва­ниями и т. д.

Подражая родителям как самым близким и авторитетным для него образцам, ребенок овладевает нормами поведения, отношений к окружающим людям.

Таким образом, в семье имеются объективные естественно скла­дывающиеся условия для формирования у детей нравственных чувств, представлений, навыков поведения.

Однако личность ребенка формируется не только под влиянием объективных условий и обстоятельств жизни семьи, но и прежде всего под влиянием целенаправленной воспитательной деятельнос­ти родителей.

В повышении уровня семейного воспитания дошкольников от­ветственная роль принадлежит детскому саду как общественному воспитательному учреждению. Возможность ежедневного непосред­ственного контакта с детьми и их родителями позволяет педагогу выявлять характер семейного воспитания» добиваться единства вли­яний на ребенка в детском саду и семье.

 

 

В реализации задач ведущая роль принадлежит педагогу. Его поведение, поступки, характер взаимоотношений с детьми и взрослыми служат для ребенка приме­ром, и тем успешнее под влиянием педагога формируется личность ребенка, чем более активно его воздействие, чем оно разностороннее охватывает детские чувства, мобилизует волевые усилия детей, вли­яет на  их сознание.

Для успешного нравственного развития ребенка-дошкольника не­обходимо создать в детском саду и семье такие педагогические усло­вия, которые обеспечивали бы разностороннюю детскую деятель­ность.

Нравственная направленность, которая придается детской дея­тельности, создает предпосылки для успешного развития ценных нравственных качеств: целеустремленности, идейной направленно­сти, дружеского отношения к сверстникам, трудолюбия и др.

Нравственное развитие ребенка-дошкольника осуществляется тем более успешно, чем теснее контакты между детским садом и се­мьей. Высокие результаты в нравственном развитии детей чаще все­го можно наблюдать в тех случаях, когда родители знают «Програм­му воспитания в детском саду», внимательно прислушиваются к со­ветам воспитателей.

 

 

 

 

 

 

comments powered by HyperComments
Пожалуйста, подождите.
x