ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ МОДЕЛЬ «ГОРОД МАСТЕРОВ»

Автор: АПАНДОВА ВИКТОРИЯ НИКОЛАЕВНА

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ МОДЕЛЬ

«ГОРОД МАСТЕРОВ»

Апандова Виктория Николаевна

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение – детский сад комбинированного вида №2 «Родничок»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

        Формирование творческой личности – одна из важнейших задач педагогической теории и практики на современном этапе. Человек будущего должен быть созидателем, с развитым чувством красоты и активным творческим началом. 

        Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного, мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.). Ключевая роль детского сада – создание условий для формирования гармоничной, духовно богатой, интеллектуально-развитой личности. Все зависит от первого дошкольного опыта, который ребенок получит в стенах дошкольного учреждения, от взрослых, которые научат малыша любить и воспринимать окружающий мир, понимать законы общества, красоту человеческих отношений. Приобщение детей к искусству – это именно тот «ключик», который раскрывает в детях творческий потенциал, дает реальную возможность адаптироваться им в социальной среде. 

Актуальным направлением модернизации системы образования является художественно-эстетическое воспитание, как одно из основных средств духовно-нравственного, культурного развития личности. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Паспорт воспитательной модели «Город мастеров»

Наименование воспитательной модели

Воспитательная модель «Город мастеров» муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения - детского сада комбинированного вида №2 «Родничок»

Дата принятия решения о разработке воспитательной модели

Заседание педагогического совета муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения - детского сада комбинированного вида №2 «Родничок» 

Протокол №1 08.08.2013г.

Разработчик воспитательной модели

Воспитатель: Апандова Виктория Николаевна

Основания для разработки воспитательной модели

1.«Конвенция о правах ребенка» (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990)

2. Закон РФ «Об образовании» от 10.07.1992 № 3266-1 (ред. от 06.01.2007)

9.Федеральный Закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.1998 № 124-ФЗ (ред. от 21.12.2004)

Цель воспитательной модели

Цель: расширение социальных связей, интеграция субъектов воспитательной системы МБДОУ в воспитательное пространство Волгодонского района, Ростовской области, создание условий для формирования творческой самоопределяющейся личности дошкольника.

Задачи воспитательной модели

-развитие у обучающихся навыков в художественно - эстетической направленности;

-развитие потребности к самореализации творческого потенциала, заложенного в личности;

- приобщение обучающихся к региональной культуре Донского края, формирование духовно-нравственных качеств личности;

-развитие семейного воспитания, расширение просветительской деятельности по распространению педагогических знаний среди родителей .

-воспитание любви к искусству, литературе, музыке, театру;

- развитие художественного и эстетического вкуса обучающихся;

 

Ожидаемые результаты реализации воспитательной модели

-устойчивый интерес к художественно-эстетической деятельности;

-сформированный познавательный интерес и познавательная активность;

-заинтересованность, увлеченность, стремление к расширению кругозора;

-культура общения и поведения в социуме;

-эстетичность;

-эстетика поведения, потребность познавать прекрасное;

-индивидуальность, стремлении в своей деятельности к любви, добру;

-сохранение традиций Донского казачества.

Концептуальные положения, на которых базируется воспитательная модель.

Методическую основу воспитательной модели «Город мастеров» составляют:

Программа дошкольного образования «Детство» под редакцией В.И. Логиновой;

Программа дошкольного образования «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» под редакцией О.Н.Князевой, М.Д. Маханевой;

 

Авторская образовательная программа «ИСТОКИ» по приобщению детей к культурным традициям донского казачества с целью социализации личности ребенка, И.П. Прокопенко;

 

Программа художественного воспитания обучения и развития детей «Цветные ладошки»  под редакцией И.А. Лыковой;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Движение к данной цели, к внутренней целостности личности обеспечивается социальным механизмом, включающим три универсальные способности личности:

 

 

 

 

№ Функции воспитательной системы   

1. Интегративная, заключающаяся в интеграции социокультурных субъектов деятельности в организации системы личностно-ориентированного воспитания.   

2. Диагностическая, заключающаяся в анализе состояния проблемы личностно-ориентированного воспитания и процессов его функционирования.   

3. Предупредительно-профилактическая, направленная на предупреждение и профилактику неблагоприятных социальных процессов и явлений.   

4. Социально-терапевтическая, предусматривающая оказание психолого-педагогической помощи воспитаннику и его семье.   

5. Информационно-коммуникативного воздействия – помощь дошкольнику в организации общения с окружающим социумом, помощь в предоставлении ему квалифицированных консультаций по различным социокультурным проблемам.   

6. Прогностическая, заключающаяся в предвидении процессов личностного развития детей и их оптимальной коррекции.   

7. Образовательно-воспитательная, заключающаяся в образовательном и воспитательном воздействии на ребенка и взаимодействии всех субъектов воспитательной системы.   

8. Корректирующая, заключающаяся в педагогически целесообразной коррекции поведения и общения ребенка для уменьшения негативного влияния на формирование его личности  

 

 

Цель: Создание условий для формирования творческой самоопределяющейся личности воспитанника.

 Задачи:

-развитие у дошкольников навыков в художественно - эстетической направленности;

-развитие потребности к самореализации творческого потенциала, заложенного в личности;

-развитие семейного воспитания, расширение просветительской деятельности по распространению педагогических знаний среди родителей.

- развитие художественного, эстетического вкуса у дошкольников;

- развивать умение поступать в интересах коллектива, согласовывать свои желания с желаниями других, соблюдать правила взаимной вежливости.

- приобщение воспитанников к региональной культуре Донского края, формирование духовно-нравственных качеств личности;

-воспитание любви к искусству, литературе, музыке, театру.

Принципы, на которых строится воспитательная    модель «Город мастеров»

Принцип индивидуальности – создание условий для формирования индивидуальности личности воспитанника, уникальности коллектива.

Принцип творчества и успеха – индивидуальная и коллективная творческая деятельность позволяет определить и развить индивидуальные особенности детей. Благодаря творчеству ребенок узнает свои слабые и сильные стороны. Достижение успеха в том или ином виде деятельности способствует осуществлению позитивной «Я - концепции» личности, стимулирует осуществление ребенком дальнейшей работы по самосовершенствованию своего «я».

Принцип доверия и поддержки - где используется принцип личностно-ориентированного обучения. Вера в ребенка, его силы, доверие к нему.

Принцип непрерывности – непрерывность воспитательного процесса обусловлена постоянной изменчивостью элементов, связей, структуры воспитательной модели и внешних условий ее функционирования. Изменяется состав обучающихся, их интересы и ценностные установки, корректируются межличностные и межгрупповые отношения; появляются новые формы и методы совместной деятельности, поддерживаются изменения связи с окружающей социальной средой.

 

 

Направленность воспитательной модели «Город мастеров» 

Привитие воспитанникам интереса к творческой, исполнительской, поисковой, деятельности, развитие индивидуального, коллективного и социального творчества дошкольников; возрождение региональной культуры, уважения к нравственным и культурным ценностям, работа с одаренными детьми, ориентирована на достижение ими личностного роста на каждой ступени взросления.

Механизм реализации воспитательной модели «Город мастеров»

 

 

       В центре воспитательной модели находится ребенок - как уникальная личность, обретающая собственное «Я», внутреннюю и внешнюю культуру, познающая и преобразующая историко-культурное наследие Донского края через творческую, исполнительскую, поисково-исследовательскую деятельность; через творческие мастерские, через художественную литературу о Доне. Личностно-ориентированная модель осваивалась в контексте региональной культуры, основанной на народных традициях Донского края, по следующим направлениям:

 

Личностно-ориентированная модель осваивалась  по следующим направлениям:   

1 - обновление содержания дополнительного образования детей;   

2 - освоение регионального казачьего компонента;   

3 - разработка учебного плана детского объединения;   

4 - внедрение прогрессивных технологий обучения и воспитания,   

5 -диагностика реальных учебных достижений и личностного развития воспитанников;   

6 - создание воспитательной системы, в основу которой заложены духовные ценности народов Донского края.  

 

Взаимодействие участников учебно-воспитательного процесса в системе «педагог – ребёнок – родитель» является основной структурной единицей воспитательной модели МБДОУ.

Родители сотрудничают с педагогом, вовлечены в совместную творческую деятельность с детьми. Родители – участники праздников, конкурсов, конференций и других мероприятий, проводимых в детском объединении «Непоседы». В практике воспитательной деятельности объединения используются массовые, групповые и индивидуальные формы и методы работы с родителями, психолого-педагогическое просвещение родителей, консультации психолога, социального педагога. Все они направлены на изучение семьи, на повышение педагогической культуры родителей, на укрепление взаимодействия МБДОУ и семьи, на усиление её воспитательного потенциала. 

Обучение ребенка в детском объединении связано не столько с освоением и воспроизводством знаний, умений и навыков, норм, установок, сколько с осознанным, самостоятельным, заинтересованным овладением деятельностью, с выработкой механизма адаптации, ценностного отношения к предмету, с последующей передачей, продуцированием ценностей в своей жизни. Обучение предполагает освоение культурных достижений социального опыта в активной совместно – разделенной деятельности педагога и детей. 

Каждый шаг ребенка в процессе деятельности одновременно является путем к развитию творческих способностей, утверждению своей личности, самоопределению. Постепенный переход ребенка из стадии относительной пассивности (потребление культурных ценностей) в стадию активного и созидательного субъекта взаимоотношений с окружающей действительностью (непосредственное творчество, предъявление результатов творческой деятельности окружающим) – процесс творческого развития личности, ее становления и самоопределения.

Системообразующим фактором воспитательной модели «Город мастеров» является творческое развитие личности ребенка. 

Системообразующей деятельностью выступает творческая деятельность. Данный вид деятельности немыслим без познания: себя и своих возможностей, объекта творчества, системы ценностей. 

Творческая деятельность – это совместная деятельность ребенка, родителя и педагога, где важен не только и не столько результат творческой деятельности, сколько путь, который при этом проходит ребенок, каким содержанием он наполнен, с познанием чего он связан.

 

МОНИТОРИНГ воспитательной модели «Город мастеров» состоит из следующих этапов:

Для отслеживания изменений воспитанников по контингенту в ДОУ проводился анализ за последние три года, по следующим параметрам:

 

- наполняемость состава групп по образовательным направленностям;   

- динамика охвата детей художественно – эстетической деятельностью в ДОУ;   

- распределение воспитанников по годам обучения;   

- возрастная и психологическая характеристика дошкольников;  

 

Полученные данные обрабатываются и подготавливаются в виде диаграмм и графиков, которые позволяют увидеть наглядную картину, отследить качественные и количественные изменения, произошедшие в составе обучающихся за определенный период времени.

Разрабатывая систему психолого-педагогического сопровождения одаренных обучающихся, мы способствуем превращению возможностей талантливых детей в деятельность. В основе системы работы лежит гуманистический подход в психологии, центральным моментом которого является признание каждого ребенка как уникальной, свободной, творческой личности, имеющей право выбора в своей жизни.

В ДОУ разработана своя систему работы по сопровождению одаренных детей, основанную на следующих принципах:

  Работы с одаренными детьми,  основана на следующих принципах:   

- согласие ребенка на помощь и поддержку;   

-опора на личные силы и потенциальные возможности личности ребенка;   

- вера ребенка в свои возможности;   

- совместное прохождение всех этапов деятельности;   

-доброжелательность;   

-безопасность, защита прав и достоинств;   

-рефлексивно-аналитический подход ко всей деятельности, процессу и результату;   

- уникальность личности состоит в признании неповторимости индивидуальности и самоценности каждого ребенка, его способностей и построения учебно-воспитательного процесса, ориентированного на максимальное развитие этой индивидуальности;

Система психолого-педагогического сопровождения одаренных детей включает в себя решение следующих задач:    

1. Формирование системы работы по выявлению, развитию и поддержки одаренных детей.   

2. Помощь (содействие) ребенку в решении актуальных задач развития, обучения, социализации:   

-формирование адекватной самооценки, мотивационно-смысловой установки на творчество;   

-разработка индивидуальных траекторий развития детей;   

-формирование эмоционально-волевой сферы.   

3. Создание условий для самосознания обучающимися своих потенциальных способностей.   

4. Охрана и укрепление здоровья обучающихся.  

  

Направления работы по психолого-педагогическому сопровождению одаренных детей в детском объединении   

1. диагностика;   

2. консультирование;   

3. психопрофилактика;   

4. развивающая работа с одаренными детьми;   

5. корреционно-формирующая работа с одаренными воспитанниками;   

6. психологическое просвещение и образование обучающихся, родителей.  

В "Концепции дошкольного воспитания" отмечается, что "искусство является уникальным средством формирования важнейших сторон психической жизни - эмоциональной сферы, образного мышления, художественных и творческих способностей". Основная цель педагогического коллектива ДОУ - развитие творческого потенциала ребенка, создание условий для его самореализации. Анкетирование родителей выявило: только 32% родителей создают условия для развития творческих способностей детей. Низок образовательный и духовный уровень современных родителей. Приоритетом становятся материальные ценности.

 Художественно-эстетическая деятельность – деятельность специфическая для детей, в которой ребёнок наиболее полно может раскрыть себя, свои возможности, ощутить продукт своей деятельности (рисунки, поделки, одним словом реализовать себя как творческая личность. На это нас нацеливает концепция дошкольного образования, где чётко определяются задачи перед педагогом о развитии творческого начала в детях, впоследствии так необходимого в жизни. 

Изменение содержания, усложнение функций современного ДОУ и условий воспитания вызвали потребность в поиске новых форм и методов организационно - педагогической деятельности. Именно поэтому наш детский сад уделяет большое внимание художественно - эстетическому направлению развития воспитанник

Для успешного освоения программы по художественно-эстетическому развитию работа в ДОУ строится по следующим направлениям:

Работа по художественно-эстетическому воспитанию является частью целостного образовательного процесса и включает в себя всех участников: педагогов, детей, родителей.

Основными педагогическими условиями реализации художественно-эстетического развития являются:   

• создание обстановки эмоционального благополучия;   

• создание и обновление предметно-развивающей среды;   

• творческий подход к содержанию образования;   

• вариативность в выборе тем занятий, форм, средств, методов работы с детьми, предоставляемых материалов;   

• использование личностно-ориентированного подхода в обучении детей;   

• синтез занятий по рисованию, лепке, аппликации с занятиями по ознакомлению детей с природой; использование музыкальных произведений на занятиях по изобразительной деятельности;   

• осуществление регионального подхода к отбору содержания изобразительной, музыкальной, игровой и другой художественной деятельности (систематичное ознакомление детей с искусствоведческим материалом художников, поэтов, композиторов, описывающих природу, труд, быт Донского края);   

• взаимодействие с семьями воспитанников;   

• преемственность в работе с учреждениями культуры.  

Дошкольное учреждение работает в соответствии с Образовательной Программой «Детство»  в сочетании с дополнительными программами: «Приобщение детей к истокам русской национальной культуры» (авт. Князева О.Л.); «Театр-творчество-дети» (авт. Сорокина В.); «Ритмическая мозаика» (авт. А.И. Буренина).

Создан учебно-методический комплект:

 

• программы художественно – эстетического воспитания и методические рекомендации;   

• перспективные планы по приоритетному направлению работы: кружковой деятельности по всем группам;   

• конспекты занятий, сценарии досугов и праздников;   

• сделан подбор дидактических музыкальных игр;   

• библиотека познавательной литературы по знакомству детей с миром искусства.  

Весь материал систематизирован.

Одним из важных условий реализации системы художественно-эстетического воспитания в дошкольном учреждении является правильная организация предметно-развивающей среды:

• каждая группа детского сада эстетически оформлена в определенном стиле, оснащены театральные, игровые уголки в группах; центры искусства; музыкальные, книжные уголки, уголки Донского края; 

• имеется костюмерная с театральным реквизитом;

• открыта изостудия, в которой дети занимаются продуктивными видами деятельности, готовят выставки рисунков и поделок, используя нетрадиционные техники изображения;

• в группах оформлен музей народно-прикладного искусства и детских поделок для занятий с детьми. Имеются в наличии предметы декоративно-прикладного искусства (дымковские глиняные игрушки, предметы хохломских, гжельских мастеров), необходимый художественный материал для рисования, лепки, аппликации и художественного конструирования, альбомы по ознакомлению с видами и жанрами искусства с методическими разработками по организации занятий с детьми. Оформлены карточки с «пошаговым» показом техники создания образа; 

• создана обстановка мастерской, где пособия и оборудование всегда находятся под рукой у ребенка, побуждая его к действию;                                                                             • в старшей группе оформлен фрагмент «Русской избы», где проводятся интегрированные занятия по ознакомлению с бытом и традициями русского народа;  

• подобраны коллекции картин русских художников;

• аудио и видео-коллекция;

• аудио и видеоаппаратура в группах и музыкальном зале;

• имеются методические разработки к занятиям по декоративно – прикладному искусству; 

• творческий процесс сопровождают художественная литература, поэзия, музыкальные произведения.

Эффективно используются раздевалки в групповых комнатах и коридоры: в них размещаются выставки детских рисунков. Оформлена галерея детского творчества. 

              Реализации художественно-эстетического направления развития воспитанников способствуют формы системной работы с педагогическими кадрами. Один из педсоветов, ежегодно, посвящен вопросам художественно-эстетического развития детей, которые проводятся в нетрадиционной форме, мастер-классы.

• педагогические советы – «Красота-это то, что создает человек» (проведён в форме деловой игры «Педагогический пробег» (участники команд выполняли различные задания на станциях изобразительная, театральная, музыкальная, художественная); «О русских обычаях, традициях и народном творчестве» (форма проведения: интеллектуально-творческая игра, уточнялись и закреплялись знания педагогов о обычаях и традициях русского народа в области русского устного и прикладного народного творчества); «Прабабушкина школа» (систематизировались знания педагогов о жанрах русского фольклора).

   Изучали быт и традиции донских казаков в Потаповском казачьем курене:

• теоретические семинары, семинары – практикумы – «Дети и творчество» (проведён мастер класс по нетрадиционным техникам рисования, творческая мастерская «Оригами» и «Кукла-самокрутка»); «Театральная деятельность как средство коррекции, эмоциональных и коммуникативных проблем ребенка» (сделана подборка игр и игровых упражнений по теме, проведён тренинг-практикум «Лечебные сказки»);

• смотры, конкурсы - конкурс проектов «Русский сувенир», «Дымковская игрушка», «Лучший зимний букет» «Огород на окне» и другие;

• творческие недели – «Путешествие к мастерам Золотой  Хохломы», ярмарка «Свистунья», «Дымковские игрушки»;

• «Школа молодого педагога» - опытные педагоги проводят консультации – «Декоративное рисование в детском саду», «Индивидуальный подход к детям на занятиях по изобразительной деятельности», «Формирование личности ребенка в процессе ознакомления с искусством», «Методы воздействия воспитателя, стимулирующие детей к творчеству», «Воспитание ребенка средствами родного языка и народного творчества»;

• анкетирование педагогов по проблемам данного направления,

• проводим театральные среды,

• посещение методических объединений по художественно – эстетическому развитию детей;

• ежегодное проведение семинаров-практикумов для воспитателей по художественно-эстетическому направлению, представление опыта педагогов ДОУ на районных семинарах, фестивалях, конкурсах и научно-практических конференциях.

• повышение квалификации на курсах повышения квалификации Педагогического университета «Первое сентября».

Эффективность работы по приоритетному направлению во многом определяется тесным сотрудничеством всех специалистов ДОУ: музыкального руководителя, воспитателей, социального педагога, руководителей кружковой работы, старшего воспитателя. Во взаимодействии специалистов наблюдается преемственность в осуществлении воспитательно-образовательных задач, в тематике, содержании педагогического процесса, что обеспечивает ребенку условия для максимальной творческой деятельности.

Для успешного освоения программ художественно-эстетического воспитания необходимо грамотно организовать педагогический процесс. Блочная организация воспитательно-образовательного процесса способствует художественно-эстетическому развитию детей.

Взаимодействие педагогов и детей осуществляется с учетом дифференцированного подхода и включает разнообразные формы и методы работы:

организованная деятельность с детьми  (НОД - занятия);

тематические праздники; 

развлечения, народные праздники – «Капустник», «Масленица», «День Земли»;

недели творчества, конкурсы стихов (о временных года, праздниках);

дидактические игры;

выставки рисунков и поделок (по временам года, знаменательным датам, бумажная пластика «Природа в творчестве детей»). 

В детском саду организована сеть дополнительных образовательных услуг, функционируют кружки художественно-эстетической направленности: «Умелец» - по изобразительной деятельности; «В гостях у сказки» - театральный; «Творческая мастерская» - по бумагопластике. 

Цель кружковой работы – обогащение духовного мира детей различными средствами; формирование эстетического отношения к окружающему миру; развитие природных данных детей.

Создание рукотворных книг «Книжка малышка», «Потешки», «Краски лета», «С Днём рождения родной край» и др.

Знания, полученные на занятиях эстетического цикла, отражаются в игровой деятельности детей. Они с удовольствием участвуют в спектаклях, пересказывают сказки, танцуют, музицируют, занимаются собственным сочинительством.

 Задачи обучения в первой и во второй младшей группе    

  • Готовить к восприятию произведений искусства;   

  • Готовить детей к посещению театра;   

  • Приобщать к декоративной деятельности;   

  • Способствовать развитию певческих навыков;   

  • Познакомить с тремя музыкальными жанрами;   

  • вызвать интерес к процессу рисования как деятельности, дающей результат;   

  • познакомить с материалами для рисования (карандашами, красками) и приемами пользования ими;   

  • научить пониманию рисунка взрослого как изображения предмета;   

  • Рассказывать содержание произведения с опорой на рисунки и на вопросы воспитателя   

 

 Задачи обучения в средней группе:    

  • Приобщать детей к восприятию искусства, развивать интерес к нему;   

  • Познакомить детей с профессиями артиста, художника, композитора;   

  • Познакомить с архитектурой;   

  • Закреплять знания о книге, книжной иллюстрации;   

  • Продолжать развивать интерес к изобразительной деятельности;   

  • Обогащать представления детей об искусстве;   

  • Продолжать развивать интерес к лепке;   

  • Воспитывать интерес к аппликации, усложняя ее содержание и расширяя возможности создания разнообразных изображений;   

  • Узнавать песни по мелодии, выполнять танцевальные движения, играть на музыкальных инструментах.   

 

 Задачи обучения в старшей группе   

  • Учить выделять, называть, группировать произведения по видам искусства;   

  • Познакомить с жанрами музыкального и изобразительного искусства;   

  • Познакомить с произведениями живописи;   

  • Подвести к понятиям «народное искусство», «виды и жанры народного искусства»;   

  • Развивать эстетическое восприятие, учить созерцать красоту окружающего мира, совершенствовать изобразительные навыки и умения;   

  • Учить создавать сюжетные композиции;   

  • Продолжать знакомить с изделиями народных промыслов;   

  • Знать особенность изобразительных материалов.   

 Задачи обучения в подготовительной группе   

  • Формировать основы художественной культуры;   

  • Развивать художественное восприятие произведений изобразительного искусства;   

   .Познакомить со спецификой храмовой архитектуры;   

  • Создавать индивидуальные и коллективные рисунки, композиции на темы окружающей жизни и литературных произведений;   

  • Создавать декоративные композиции способами налепа и барельефа;   

  • Определять жанр исполняемого произведения и инструмент на котором исполняется;   

  • Петь индивидуально и коллективно, в сопровождении и без него;   

  • Различать жанры литературных произведений, читать наизусть.   

   В результате реализации Воспитательной модели:   

  • ребёнок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности,   

  • ребёнок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребёнка складываются предпосылки грамотности;   

  • у ребёнка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движения, может контролировать свои движения и управлять ими;   

  • ребёнок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены.   

•ребёнок проявляет любознательность, задаёт вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живёт; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т. п.; ребёнок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности

 Сложившаяся система взаимодействия педагогов, родителей и детей способствует успешному решению задач по формированию основ общей духовной культуры дошкольников.

Семья и детский сад связаны преемственностью, что обеспечивает непрерывность воспитания и обучения детей. Поэтому сотрудничество с семьей строим по двум направлениям:

первое направление – включает индивидуальные и наглядно-информационные формы работы. Педагоги посещают семьи воспитанников, организуются индивидуальные беседы, консультации. Просвещение родителей, передача им необходимой информации по тому или иному вопросу через выпуск информационных стендов, памяток, родительская почта, папок-передвижек, родительский Дайджест «Счастливая страна детства», оформление фотовыставок, выставки детских работ. Содержанием этого направления являются запросы родителей, выявленные через анкетирование.

второе направление – включает коллективные формы работы, которые обеспечивают организацию продуктивного общения всех участников образовательного пространства. С этой целью проводятся такие мероприятия - родительский клуб «Радости общения» (подготовительная группа), школа молодой семьи «Ладушки» (группа раннего возраста и 1 младшая группа), встречи с социальным педагогом «Доверие», семейные типографии рукописной книги, творческие семейные клубы по интересам «В гостях у семьи», музыкальные гостиные, семейные фотовыставки, родительские мастер-классы, виртуальные игры, психологический клуб «Тэт-а-тэт», интервьюирование, дни рождения всей семьёй, детско-родительские тренинги, семейные вечера развлечений, досуги, праздники.

Традиционными стали:

организации выставок совместных работ родителей и детей «Осенние фантазии», «Фруктовые зверюшки», «Макаронное творчество», «Новогодняя игрушка» и др.

фотовыставки: «В гостях у семьи» и др.

семейные творческие гостиные, где родители являются участниками театрализованных представлений;

участие в конкурсе «Русский сувенир» (семьи воспитанников оформили проект «Весёлая карусель»);

с участием родителей проведен мастер-класс для педагогов и детей по кукле-самокрутке.

родители шьют костюмы для праздников своим детям.

Родители активно посещают общие и групповые родительские собрания, проводим интервьюирование с целью выявления лучшего семейного опыта. Оформлены консультации: «Пусть дети рисуют», «Устное народное творчество в воспитании детей», «Всё начинается с колыбельных песен, потешек, сказок», «Рецепты волшебства», «Самый семейный праздник», «Десять шагов на пути к творчеству», «Народные праздники и традиции», «Художественно-эстетическое воспитание детей в семье». Организована «Родительская почта». Краеведческий кружок «Росинка»- одно из творческих объединений туристко - краеведческого направления ДОУ.

Оценка эффективности работы по художественно-эстетическому воспитанию детей осуществляется с помощью мониторинга, педагогической диагностики, проводимой по всем разделам в период реализации Воспитательной модели с 2014 -2016г.

В результате реализации Воспитательной модели дети любят и понимают искусство. Большинство детей продолжают занятия в музыкальной школе и школе искусств, посещают кружки Дома творчества.

В результате проделанной работы дети приобрели:

• умения и навыки передавать впечатления о предметах и явлениях с помощью выразительных образов;

• у них улучшилось восприятие, обогатился сенсорный опыт;

• приобрели способность замечать, понимать изображение знакомых предметов, явлений и передавать их в рисунке;

• проявляют активность в восприятии прекрасного в окружающей действительности и искусстве;

• откликаются не только на содержание образа, но и на художественную форму;

• используют разнообразные средства и техники при передаче художественных замыслов.

 

 

 

Литература.

Козлова С., Куликова Т. Дошкольная педагогика. - М. – Академия, 2001.

Концепция дошкольного воспитания.

ФГОС. – М. - Центр педагогического образования 2014.

Козлова С., Куликова Т. Дошкольная педагогика. - М. – Академия, 2001.

«Приобщение детей к истокам русской народной культуры» О.Л. Князевой;

«Мой мир» С.А. Козловой;

«Дошкольник и рукотворный мир» М.В. Крулехт;

«Я познаю себя» В.В.Герасимовой;

«Игры раннего возраста» Н.Е. Малаховой

3. Зацепина, М. Б. Культура досуга в семье [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://sdo-journal.ru

10. http://www.lenagold.ru/fon/clipart/r/ram/rast5.html

11. http://www.lenagold.ru/fon/clipart/v/vlist7.html

 

comments powered by HyperComments
Пожалуйста, подождите.
x