Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 19.04
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Воспитательная программа "Перекресток семи дорог" | Щурова Елена Николаевна. Работа №206398

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Автор: Щурова Елена Николаевна
Программа «Перекресток семи дорог» является модифицированной с включением авторских элементов. При разработке программы были использованы материалы воспитательных программ МБОУ «Карагачская СОШ» «Новое поколение»( автор Жилина Г.Н.), «В поисках себя» (автор Ядыкина Т.А., Образовательный центр 1457 г. Москва).

Новизна данной программы заключается в том, что в ходе ее реализации происходит обновление традиционных форм и методов воспитательной работы, используются приемы современных воспитательных технологий и рефлексии. Главное в программе – системный подход к формированию всесторонне развитой личности. При этом важно использовать не только знания классного руководителя, но и учитывать опыт и знания родителей, педагогов и всего социального окружения учащихся, помочь им освоить социально-профессиональный опыт, выработать свой собственный опыт жизнедеятельности.

Паспорт программы
Наименование программы
Комплексная воспитательная программа Перекресток семи дорог
Автор-составитель программы
Классный руководитель 10 класса МБОУ СОШ № 45 имени Д.И. Блынского Щурова Елена Николаевна
Цель Программы
Воспитание гармоничной всесторонне развитой личности, способной к успешной социализации на протяжении всего жизненного пути.
Задачи программы
Создание условий для интеллектуального, физического, духовно-нравственного развития учащихся.
Воспитание граждан, способных сделать осознанный профессиональный выбор.
Повышение социальной активности, самостоятельности, ответственности учащихся.
Развитие творческих способностей детей.
Участники программы
Учащиеся 10-11 класса
Сроки реализации
2016 – 2018 годы
Ожидаемые результаты
Устойчивая мотивация на интеллектуальную деятельность, оценка собственных познавательных ресурсов и возможностей.
Активизация процесса профессионального самоопределения, развитие способности к профессиональной адаптации в современных социально-экономических условиях.
Понимание учащимися необходимости вести здоровый образ жизни.
Развитие в себе таких качеств как уважение к своей стране, уважение ее законов и традиций, милосердие, доброжелательность, толерантность, способность к сопереживанию, уважение человеческого достоинства и чужого мнения, бескорыстия и справедливости.
Осознание семейных ценностей и сохранения семейных традиций.
Индикаторы и показатели программы
Эффективное профессиональное самоопределение выпускников.
Оценка личностного роста.
Уровень воспитанности.
Сформированность коммуникативных навыков.
Уровень комфортности учащихся в классном коллективе.
Подведение итогов программы
Соотнесение результатов с поставленными целью и задачами, анализ изменений, произошедших с детьми, описание результатов программы, составление творческого отчета, презентация опыта работы по программе на методическом объединении классных руководителей.
Пояснительная записка
Стремительно меняется время, общество и отношения между людьми.
Современные тенденции в образовании подчеркивают актуальность создания системы воспитательной работы в классе, позволяющей максимально эффективно использовать возможности каждого ребенка для его всестороннего развития. Воспитание гармоничной всесторонне развитой личности требует комплексного подхода. Острая необходимость в котором, возникла в связи с тем, что в теории и практике воспитательной работы школы воспитание в последние десятилетия рассматривалось как сумма частных процессов. Считалось, что эти процессы можно организовать и совершенствовать, как самостоятельные. Упор делался не на формирование целостной личности, а отдельных ее качеств. Выдающийся педагог В.А. Сухомлинский писал: …нельзя хоть какую-нибудь сторону из системы воспитания исключить. Упустил что-нибудь одно: воспитание убеждений, воспитание человечности, воспитание трудолюбия …, и вы не решите никакой другой задачи.
Жизнь — это неограниченное количество перекрестков, на каждом из которых человек неизменно сталкивается с выбором: куда свернуть и по какой дороге продолжить свой путь. Это поистине судьбоносный момент, который очень важно не пропустить и принять правильное решение. Педагогическая целесообразностькомплексной воспитательной программы Перекресток семи дорог состоит в том, что проводимые мероприятия побуждают детей к осознанному выбору профессии, активизируют у учащихся процессы самопознания, формируют потребность в здоровом образе жизни, способствуют развитию моральных качеств личности.
Программа Перекресток семи дорог является модифицированной с включением авторских элементов. При разработке программы были использованы материалы воспитательных программ МБОУ Карагачская СОШ Новое поколение( автор Жилина Г.Н.), В поисках себя (автор Ядыкина Т.А., Образовательный центр 1457 г. Москва).
Новизна данной программы заключается в том, что в ходе ее реализации происходит обновление традиционных форм и методов воспитательной работы, используются приемы современных воспитательных технологий и рефлексии. Главное в программе – системный подход к формированию всесторонне развитой личности. При этом важно использовать не только знания классного руководителя, но и учитывать опыт и знания родителей, педагогов и всего социального окружения учащихся, помочь им освоить социально-профессиональный опыт, выработать свой собственный опыт жизнедеятельности.
Программа включает основные направления воспитательной работы, каждому из которых соответствует блок мероприятий, объединенных ключевой идеей и призванных в комплексе решать общие задачи.
Цель программы: воспитание гармоничной всесторонне развитой личности, способной к успешной социализации на протяжении всего жизненного пути.
Задачи программы:
1.Создание условий для интеллектуального, физического, духовно-нравственного развития учащихся.
2.Воспитание граждан, способных сделать осознанный профессиональный выбор.
3.Повышение социальной активности, самостоятельности, ответственности учащихся.
4.Развитие творческих способностей детей.
Концептуальные основы программы.
В основе программы воспитания лежат следующие педагогические теории:
• личностно-ориентированная педагогика;
• педагогика сотрудничества (И.П. Иванов, В.А. Караковский);
• педагогика педагогической поддержки (О.С. Газманов).
Принципы реализации программы
Принцип общественной направленности и социального взаимодействия – деятельность классного руководителя направлена на воспитание личности с учетом общей воспитательной концепции государства и школы.
Гуманистическая направленность - взаимное уважение всех участников образовательного процесса.
Природосообразность – воспитательная работа строится с учетом возрастных особенностей учащихся.
Ориентация на ценностное отношение – постоянное внимание классного руководителя к созданию условий для рефлексии и оценке учащимися различных действий и событий в процессе осуществления воспитательной работы.
Субъктность – максимальное содействие классного руководителя в познании ребенком себя, умении осмысливать сои действия и прогнозировать их последствия не только для себя, но и для других людей.
Систематичность и последовательность - систематически проводить воспитательную работу, соблюдая логическую последовательность: приобретение социального опыта, закрепление, умение применять на практике.
Сотрудничество – взаимная ответственность участников, развитие потребности в соучастии и содействии.
Принцип успешности – создание ситуации успеха в различных сферах деятельности.
Программа соответствует интересам и потребностям старшего подросткового возраста. Программа построена с опорой на следующие виды деятельности: познавательную, профориентационную, творческую, коммуникативную, социальную. В программе представлены разнообразные формы и методы воспитательной работы:
Деловые и ролевые игры
КТД
Психологические тренинги
Круглые столы, ток-шоу, дискуссия
Встречи с интересными людьми
Беседы, лекции
Акции
Экскурсии
Конкурсы
Проекты
Приоритет отдается диалоговым формам общения, методу педагогических ситуаций, побуждению к самовоспитанию и саморазвитию.
Этапы реализации программы.
Воспитательная программа является перспективной и рассчитана на 2 года (10-11 классы).
1 этап -2012-2013 учебный год.
2 этап -2013-2014 учебный год.
В процессе реализации программы в нее могут вноситься коррективы (по результатам проводимого мониторинга и анализа работы на каждом этапе), а также включаться новые.
Содержание программы.
Комплексная воспитательная программа Перекресток семи дорог включает семь основных направлений воспитательной работы: учебно-познавательное , профориентационное, здоровьесберегающее, гражданско-патриотическое, духовно-нравственное, семейное, художественно-эстетическое. Каждому из направлений соответствуют определенные блоки,
в соответствии с которыми осуществляется комплексное воспитание старшеклассников: Интеллект, Шаг до старта, Гармония здоровья, Колокола времен, От сердца к сердцу, Программа реализуется одновременно по всем блокам.
У старшеклассников ярко выражено избирательное отношение к учебным предметам. Потребность в значимых для жизненного успеха знаниях – одна из самых характерных черт нынешнего старшеклассника.
Задача блока Интеллект: создать условия для продвижения учащихся в интеллектуальном развитии и осознания необходимости получения знаний для успешной реализации в дальнейшей жизни.
Предполагаемый результат: определен круг реальных учебных возможностей ученика, его ближайшая зона развития, учащиеся эффективно проявляют свои интеллектуальные умения в окружающей среде, сформирована культура интеллектуального развития и совершенствования.
План мероприятий по реализации блока Интеллект.
Название
мероприятия, форма проведения
Сроки
Класс
Ответственные
Презентация элективных курсов. (курсов по выбору).
1-я неделя сентября
10
Классный руководитель
Диагностика структуры учебной мотивации школьника
октябрь, март
10, 11
Классный руководитель, педагог-психолог
Я пришел в 10-й класс, пусть меня научат!
2-я неделя сентября
10
Классный руководитель
Дискуссия Знания – сила!
1-я неделя октября
10
Классный руководитель
Круглый стол Терпение и труд все перетрут: народная мудрость как руководство к действию
3-я неделя
ноября
10
Классный руководитель
Беседа Учеба сегодня и моя будущая жизнь завтра.
3-я неделя
ноября
11
Классный руководитель
Устный журнал Имею право (по страницам закона Об образовании в РФ).
2-я неделя декабря
11
Классный руководитель
Беседа Книги и ТВ в моей семье.
4-я неделя января
10
Классный руководитель
Практикум с элементами тренинга Как успешно сдать экзамены?
2-я неделя апреля
11
Классный руководитель, педагог-психолог
Круглый стол Значение электронных ресурсов в образовании.
4-я неделя апреля
10
Классный руководитель
Деловая игра с элементами тренинга Развиваем интеллект: простые советы.
3-я неделя апреля
11
Классный руководитель, педагог-психолог
Родительское собрание Подготовка к экзаменам. Как противостоять стрессу?.
2-я неделя апреля
11
Классный руководитель, педагог-психолог
Современные условия диктуют необходимость наряду с общеобразовательными предметами организовывать специальное обучение и воспитание детей, профессионально ориентирующее их в соответствии с имеющимися задатками и способностями на выбор вида и рода занятий. Ранний юношеский возраст – это время профессионального самоопределения. По исследованиям психологов, многие старшеклассники хорошо определяют в профессии ее результативность и с трудом определяют трудности профессии, с которыми им придется столкнуться.
Задача блока Шаг до старта - оказание помощи будущим выпускникам в выборе профессии.
Результат – осознанный профессиональный выбор в соответствии с желаниями и возможностями, умение определять жизненные цели и пути их достижения.
План мероприятий по реализации блока Шаг до старта
Название
мероприятия, форма проведения
Сроки
Класс
Ответственные
Беседа Мир в радуге профессий
сентябрь
10
Классный руководитель
Круглый стол Выбор профессии -это серьезно
1-я неделя сентября
11
Классный руководитель
Лекция с элементами обсуждения Рабочий гардероб и аксессуары
2-я неделя октября
10
Классный руководитель
Беседа Этикет в мире бизнеса
2 неделя октября
11
Классный руководитель
Один день из жизни учителя
День самоуправления
1-я неделя октября
10, 11
Классный руководитель
Диагностика выявления готовности школьников к выбору профессии
Ноябрь, апрель
10, 11
Классный руководитель
Педагог-психолог
Устный журнал. Образовательные учреждения г. Орла.
октябрь
10,11
Классный руководитель
Экскурсии в учебные заведения г. Орла.
В течение года
10, 11
Классный руководитель
Деловая игра Профессии в мире рекламы
1-я неделя декабря
11
Классный руководитель
Круглый стол Путь в профессию, или в поисках призвания.
ноябрь
10
Классный руководитель
Тренинг Я в мире профессий.
2-я неделя января
11
Классный руководитель
Дискуссия Конкурентоспособная личность: вопросы и ответы
январь
10
Классный руководитель
Родительское собрание
Выбор профессии – дело семейное
4-я неделя февраль
11
Классный руководитель
Деловая игра Этикет в интернете и электронная почта.
март
11
Классный руководитель
Лекция Стратегия трудоустройства
В течение года
10, 11
Педагог -психолог
Родительское собрание Сопровождение и поддержка профессионального выбора ребенка со стороны родителей.
2-я неделя Мая
11
Классный руководитель
Здоровье – это одна из важнейших жизненных ценностей человека, залог его благополучия и долголетия. Проблемы курения, алкоголизма и наркомании в подростковой среде приобрели в современном обществе глобальный характер. К различного рода зависимостям добавляется постоянная стрессовая ситуация, связанная с учебными нагрузками, семейным неблагополучием. Согласно определению Всемирной организации здравоохранения, здоровье – это состояние полного физического, психологического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов. Поэтому в мероприятиях данного блока уделяется внимание всем составляющим здорового образа жизни.
Задача блока Гармония здоровья: убедить подростков в необходимости здорового образа жизни для профессионального роста и создания будущей семьи.
Предполагаемые результаты: осознание учащимися необходимости вести здоровый образ жизни, отказ от вредных привычек, значимости их физического и психического здоровья для будущего самоутверждения, умение противостоять и находить конструктивный выход из стрессовых ситуаций.
План мероприятий по реализации блока Гармония здоровья
Название
мероприятия, форма проведения
Сроки
Класс
Ответственные
Беседа Правильное питание в подростковом возрасте.
3-я неделя января
10
Классный руководитель
Беседа Здоровье и выбор профессии.
2 неделя ноября
11
Классный руководитель
Просмотр документального фильма с последующим обсуждением Курение, наркотики, алкоголизм и развивающийся организм.
3-я неделя ноября
10
Классный руководитель
Дискуссия Энергетические напитки: за и против
4-я неделя ноября
10
Классный руководитель
Просмотр документального фильма с последующим обсуждением Горькая правда о горьком пиве.
3-я неделя ноября
11
Классный руководитель
Тренинг Детки в клетке. Профилактика стресса.
2-я неделя апреля
10
Классный руководитель
Педагог-психолог
Круглый стол Хочешь быть здоровым? Будь им!
4-я неделя Ноябрь
11
Классный руководитель
Информационно-познавательная лекция Пищевые добавки.
4-я неделя января
10
Классный руководитель
Классный час-презентация Украшение тела современного человека: вся правда о последствиях
4-я неделя января
11
Классный руководитель
Деловая игра Запасный выход.
1-я неделя декабря
10
Классный руководитель
Психологический тренинг Я говорю НЕТ!
3-я неделя Март
11
Классный руководитель
Психологический тренинг Лучше поздно, чем никогда: пошаговая инструкция отказа от вредных привычек
4-я неделя марта
11
Классный руководитель
Родительское собрание Доверяй, но проверяй!
4-я неделя ноября
10
Классный руководитель
Педагог-психолог
Грамотное гражданско-патриотическое воспитание подрастающего поколения – одно из главных условий национального возрождения. Важно воспитать деятельного гражданина своей Родины, а не стороннего наблюдателя. Ключевыми понятиями данного направления воспитательной работы являются: правосознание, гражданская ответственность, сознательная дисциплина, исполнительность. В связи с ростом экстремистских настроений и националистических движений, на современном этапе особую актуальность приобретают вопросы, связанные с четким разграничением понятий патриотизм и национализм.
Задача блока Колокола времен: воспитание активной гражданской позиции, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.
Предполагаемые результаты: у подростков сформированы знания о национальных героях и важнейших событиях истории России, государственных праздниках, представления о политическом устройстве российского государства, его институтах, их роли в жизни общества, о его важнейших законах; интерес к общественным явлениям, понимание активной роли человека в обществе; учащиеся четко понимают разницу между патриотизмом и национализмом.
План мероприятий по реализации блока Колокола времен
Название
мероприятия, форма проведения
Сроки
Класс
Ответственные
Цикл классных часов, посвященных дням воинской славы.
В течение года
10, 11
Классный руководитель
Устный журнал Конституция страны : история и современность.
1-я неделя сентября
11
Классный руководитель
Беседа Что такое толерантная личность? Ознакомление учащихся с декларацией принципов толерантности.
2-я неделя октября
10
Классный руководитель
Круглый стол Экстремизм в молодежной среде.
3-я неделя октября
11
Классный руководитель
Классные часы, посвященные Дню народного единства.
1-я неделя ноября
10, 11
Классный руководитель
Встречи с интересными людьми. Герои 21 века, кто они?.
1-я неделя декабря
11
Классный руководитель
Круглый стол Конституция , как признак демократического правового государства.
2-я неделя декабря
10,11
Классный руководитель
Дискуссия Служить или нет - вот в чем вопрос?!
2-я неделя февраля
10
Классный руководитель
Открытый микрофон Современная армия: вопросы и ответы.
2-я неделя февраля
11
Классный руководитель
Деловая игра Мы – будущие избиратели!.
2-я неделя марта
10
Классный руководитель
Беседа Наша жизнь, наш выбор!.
4-я неделя марта
11
Классный руководитель
Устный журнал Женщины на войне.
1-я неделя мая
10
Классный руководитель
Литературно-музыкальная гостиная Немало праздников у нас, но этот день – всему начало!.
1-я неделя мая
11
Классный руководитель
В 10-11 классе очень важно продолжение воспитания нравственности учащихся. Сегодня обществу нужны люди, активно развивающиеся и серьезно относящиеся к своей деятельности и поведению, нравственно зрелые. Характерной чертой нравственного развития в этом возрасте является усиление сознательных мотивов поведения. Развиваются и укрепляются следующие качества: целеустремленность, решительность, настойчивость, самостоятельность, инициатива, умение владеть собой.
В старшем подростковом возрасте молодые люди испытывают интерес к “вечным ” проблемам: смыслу жизни, свободе личности, поиску истины. Решая нравственные проблемы, молодежь вынуждена решать многие непростые вопросы, которые могут быть связаны с сильными переживаниями: отношения с противоположным полом, неформальные молодежные организации, поиск истины в различных сектах, уход от проблем с помощью наркотиков и т. Д.
Задача блока От сердца к сердцу: помочь учащимся осознать нравственные нормы и правила.
Предполагаемые результаты: осознание учащимися необходимости доброго отношения друг к другу, к окружающим людям, понимание ценности любви и дружбы.
План мероприятий по реализации блока От сердца к сердцу
Название
мероприятия, форма проведения
Сроки
Класс
Ответственные
Беседа Мир человеческих чувств.
2-я неделя сентября
10
Классный руководитель
Беседа Две вечных подруги честность и ложь
2-я неделя октября
10
Классный руководитель
Круглый стол По каким критериям судят о воспитанности человека?.
3-я неделя октяьря
11
Классный руководитель
Классный час с элементами тренинга Искусство общения
2-я неделя февраля
10
Классный руководитель
Круглый стол с элементами тренинга Конфликты: причины, решение, предотвращение.
1-я неделя февраля
11
Классный руководитель
Красота внешняя и внутренняя.
3-я неделя марта
10
Классный руководитель
Беседа Я и мои поступки.
3-я неделя декабря
11
Классный руководитель
Беседа Поговорим о милосердии.
2-я неделя декабря
10
Классный руководитель
Устный журнал Секты в современном мире
2-я неделя апреля
10
Классный руководитель
Родительское собрание Неформальные молодежные группировки и секты- ловушка для подростков.
2-я неделя апреля
10
В настоящее время большинство семей озабочено не только вопросами экономического и материального процветания, но порой и просто физического выживания. Вопросы же воспитания отходят на второй план. Не в лучшую сторону изменилось отношение молодежи к институту семьи и брака. Свободные отношения стали нормой для современных молодых людей. В этих условиях необходима тщательная работа с родителями и подростками, направленная на возрождение духовно-нравственных основ семьи.
Задача блока Начало начал: повышение воспитательного потенциала семьи.
Предполагаемые результаты: благоприятная атмосфера общения родителей и детей, предупреждение наиболее распространенных ошибок родителей в воспитании детей. Понимание учащимися ценности и важности семейных отношений, сохранения семейных традиций.
План мероприятий по реализации блока Начало начал
Название
мероприятия, форма проведения
Сроки
Класс
Ответственные
Беседа Семейные ценности в современном мире
4-я неделя сентября
10
Дискуссия Гражданский брак: мифы и реальность.
4-я неделя октября
11
День матери Литературно-музыкальная гостиная Я буду руки твои целовать.
1-я неделя ноября
10
Интерактивная игра Моя будущая семья.
4-я неделя января
11
Устный журнал По страницам семейного кодекса
4-я неделя января
11
Беседа Вместе и в горести , и в радости.
4-я неделя февраля
10
Устный журнал Семейные династии.
3-я неделя апреля
10
Родительское собрание Значение семейных ценностей
4-я неделя октября
10
Родительское собрание Роль семьи в формировании позитивной самооценки личности выпускника.
4-я неделя апреля
11
Художественно-эстетическое воспитание в рамках программы осуществляется в ходе организации досуговой деятельности учащихся.
Досуговая деятельность - необходимый спутник обучения в школе. Внеклассные мероприятия нередко запоминаются больше, чем уроки. Отдых, шутки, веселье, совместные праздники позволяют снять напряжение после учебного дня, дети становятся более раскрепощенными, активными. Именно на таких мероприятиях происходит сплочение коллектива, укрепляется дружба. Дети становятся более коммуникабельными.
Задача блока Весь мир – театр: создание условий для проявления учащимися своей творческой индивидуальности на основе использования нестандартных форм внеклассной деятельности с учетом возрастных особенностей учащихся.
Предполагаемые результаты: максимально раскрыты творческие способности учащихся, эффективно работают органы ученического самоуправления, сформирован единый дружный коллектив.
Мероприятия по реализации блока Весь мир –театр
Название мероприятия, форма проведения
Сроки
Класс
Ответственные
Праздник Осенний бал
4-я неделя сентября
10, 11
Актив класса
Поздравительная видео-открытка С Днем учителя
1-я неделя октября
10
Актив класса
Концерт С любовью к Вам, учителя
1-я неделя октября
11
Классный руководитель,
Актив класса
Шоу-программа Творчество, гламур, креатив – отмечаем Хэлуин.
4-я неделя октября
10, 11
Актив класса
Мюзикл Однажды. В новогоднюю ночь…
4-я неделя декабря
10
Классный руководитель,
актив класса
Мюзикл Чудеса под новый год
4-я неделя декабря
11
Классный руководитель,
актив класса
Шоу –программа Наши парни лучше всех
3-я неделя февраля
10
Девочки класса
Конкурс Служу России
3-я неделя февраля
11
Классный руководитель
Поздравительная видео-открытка к 8 марта
1-я неделя марта
10
Актив класса
Шоу-программа Созвездие
красоты
1-я неделя марта
11
Мальчики класса
День театра . Литературная гостиная Классика всегда в моде
2-я неделя марта
11
Классный руководитель
Походы в театры, на выставки
В течение года
10,11
Классный руководитель
КВН Смеяться разрешается
1-я неделя апреля
10, 11
Актив класса
Последний звонок
Мюзикл Миссия выполнима
4-я неделя мая
11
Классный руководитель, актив класса
Выпускной бал Окончен школьный роман
4-я неделя июня
11
Классный руководитель, актив класса
Прогнозируемый результат программы
Осознанное профессиональное самоопределение учащихся, развитие способности к адаптации в современных социально-экономических условиях, активная гражданская позиция. Понимание учащимися необходимости вести здоровый образ жизни. Развитие в себе таких качеств как милосердие, доброжелательность, толерантность, способность к сопереживанию, уважение человеческого достоинства и чужого мнения, бескорыстия и справедливости. Повышение уровня психологических знаний, исследование собственных познавательных ресурсов и возможностей, соотнесение своих интересов, склонностей и способностей с требованиями современного общества. Осознание семейных ценностей и сохранения семейных традиций.
Модель выпускника
Конечным результатом Программы будет выпускник 11 класса, обладающий необходимыми навыками для участия в нравственно-ориентированной социально значимой деятельности, имеющий потребность в знаниях, способный к самообразованию, умеющий организовывать свою деятельность, строить планы, распознавать и решать проблемы, стремиться к самостоятельности в выборе целей и их достижении, способный сделать осознанный выбор будущей профессии. Программа отражает необходимый обществу и государству социальный заказ на воспитание социально активного, компетентного гражданина.
Диагностика
Изучение особенностей учащихся, понимание мотивов их поведения дают возможность предвидеть их реакции в различных ситуациях, что, в свою очередь, делает воспитательную работу более рациональной и эффективной. Направления диагностики:
Показатели
Методики изучения
Сформированность духовно- нравственного потенциала личности учащегося:
Диагностика уровня воспитанности.
Диагностика структуры учебной мотивации школьников.
Сформированность коммуникативного потенциала личности ученика
Экспресс – диагностика поведения в конфликтной ситуации
Готовность к выбору профессии
Беседа.
Диагностика выявления готовности школьников к выбору профессии.
Сформированность духовно- физического потенциала ученика
Статистический медицинский анализ состояния здоровья ученика
Тест Какое у тебя здоровье.
Тест на выявление тревожности у школьников.
Сформированность классного коллектива
Методика Какой у нас коллектив (профессор А.Н. Лутошкин)
Критерии эффективности программы
Уровень воспитанности;положительная динамика роста позитивных отношений к нравственным ценностям.
Готовность к профессиональному самоопределению.
Уровень развития коммуникативных навыков, умения находить конструктивный выход из трудных ситуаций.
Результаты исследования формирования классного коллектива –повышение уровня развития ученического самоуправления.
Список литературы для классного руководителя
Анахина Т., Крылова Н. Педагогическая поддержка – иная культура воспитания. – М.: Народное образование, 1997
Гребенкина Л. К. Жокина Н. А. и др. Сценарии классных часов (часть 2-я). М.: Центр Педагогический поиск, 2002.
Дереклеева Н. И. Справочник классного руководителя. 5-11 классы. М.: ВАКО, 2003.
Караковский В.А. Стать человеком. Общечеловеческие ценности – основа целостного учебно-воспитательного процесса. М., 1993.
Классному руководителю о воспитательной системе класса/ Под. ред. Е.Н. Степанова. М., 2000
Классные часы. 10-11 классы / авт.-сост. А. М. Байков А. М. и др. – Волгоград: Учитель, 2006.
Кульневич С. В. Лакоценина Т. П. Воспитательная работа в современной школе. – Воронеж, ЧП Лакоценин С. С. – 2006.
Профориентация старшеклассников: сб. учебно.-метод. Материалов /сост., ред. И коммент. Т. В. Черниковой. – Волгоград: Учитель, 2006.
Психодиагностика детей / Сост. А. С. Галанов. – М.: ТЦ Сфера, 2003.
Пономаренко Л. П., Белоусова Р. В. основы психологии для старшеклассников: Пособие для педагога: В 2 ч. – М.: Гуманит. Изд. Цент ВЛАДОС, 2009.
Сергеева В.П. Классный руководитель в современной школе. Практическое пособие. – М.: ЦГЛ, 2002. – С. 37–45
Созонов В.П. Организация воспитательной работы в классе / М.: Педагогический поиск, 2000.
Сценарии классных часов и вечеров. 9-11 классы /сост. В. А. Ведерникова и др. – Волгоград: Учитель, 2005.
Черноусова Ф.П. Направления, содержание, формы и методы воспитательной работы классного руководителя (Методические рекомендации). – М.: Центр Педагогический поиск, 2004. – С. 47–65
Список литературы для родителей
1. Андреева Л. Попытка вернуться к нормальной жизни: Может ли подросток самостоятельно, усилием воли освободиться от наркотической зависимости / Л. Андреева // Воспитание школьников. – 2000. –№: 7. – С. 35-37.
2. Боброва О. Мода как образ жизни подростков / О. Боброва // Воспитание школьников. – 2009. – №:1. – С. 21-24.
3. Букин А. Кризис детей или отцов?:[5 кризисов подросткового периода] / А. Букин // Семья.-2007.– №:4. – 6-7.
4. Гармаев А. Есть ли у нас шансы воспитать подростка сегодня? / А. Гармаев // Народное образование. – 2010. – №: 2.– С.241-247.
5. Дементьева И. Степень социальной ответственности подростков в полной и неполной семьях / И. Дементьева, Н. Зубарева // Воспитание школьников. – 2003. – №:10. – С. 13-17.
6.Долженко И. Аддиктивное поведение: Проблема аддиктивного поведения все шире выходит за рамки алкоголизации и наркоманизации подростков / И. Долженко // Нарконет. – 2010. – №:9. С.40-42.
7. Журавлев В.С. Почему агрессивны подростки?: Социологическое исследование / В.С. Журавлев // Социс. – 2001.№: 2. – С. 134-136.
8. Зайцев Г.К. половое воспитание подростков: Ценностное отношение к здоровью / Г.К. Зайцев, А.Г. Зайцев, Т. Г. Хаптанова // Вопросы психологии. – 2002. – №: 3.– С. 33-40.
9. Кирина М. Анатомия бунта/ М. Кирина // Здоровье. – 2007. – №6. – С. 56-58.
10. Киселева В. Подростковое одиночество: причины и последствия/ В.Киселева // Воспитание школьников. - 2003. - N: 6. - С. 47-52.
11. Лисова Е. В. Подростковая наркомания: сущность и особенности проявления/ Е. В. Лисова // Социально-гуманитарные знания. - 2008. - №: 3. - С. 125-131.
12. Макушина О.П. Причины психологической зависимости от родителей в подростковом возрасте: [Формы подростковой зависимости]/ О. П. Макушина // Вопросы психологии. - 2002. - N: 5. - С. 135-143.
13. МалышеваС. В. Особенности чувства одиночества у подростков: Методика изучения/ С. В. Малышева, Н. А. Рождественская //Вестник МУ. Серия 14. Психология. - 2001. - N: 3. - С. 63-68.
14. Марунич Е.В. Взаимоотношения старшеклассников с родителями/ Е. Марунич // Воспитание школьников. - 2002. - N: 5. - С. 56-57.
15. Михайлова Н. А. Меж двух огней: Подростки в трудной ситуации- развод родителей/ Н. Михайлова //Семья и школа. - 2000. - N: 7-8. - С. 12-15.
16. Оноприюк В. Б. Преступления, совершаемые подростками/ В. Оноприюк // Воспитание школьников. - 2005. - №: 2. - С. 52-54.
17. Петелина В. Кто они - подростки?: [Психолог о конфликтах между подростками и родителями]/ В.Петелина // Будь здоров!. - 2002. - N: 9. - С. 53-57.
18. Петракова Т. И. Ситуационная мотивация употребления наркотиков у подростков/ Т.И. Петракова, Д.Л. Лимонова / /Вопросы психологии. - 1999. – N: 5.-С. 31-36.
19.Признаки употребления наркотиков подростком //Воспитание школьников. - 2000. - N: 1. - С. 38-43.
20. Прусс И. Неклассический подросток: Страхи, надежды и желания современных детей оказываются изрядным сюрпризом для взрослых/ И. Прусс // Итоги. - 2000. - 16 мая. - С. 48-50.
21. Пятаков Е. Подросток и криминал: Не допустить, не навредить, не перестараться.../ Е. Пятаков // Народное образование. - 2009. - №: 1. - С. 227- 238.
22. Ребзуев Б. Г. Потребительское поведение подростков: [Исследование влияния семьи, сверстников и СМИ на потребительскую социализацию подростков]/ Б. Г. Ребзуев, А. А. Савельева // Вопросы психологии. - 2006. - №: 2. - С. 138-147.
23. Решение проблемы родительско-детских отношений в неполных семьях: [Рекомендации для родителей подростков] // Воспитание школьников. - 2010.-№: 4.-С. 66-68.
24.Рязанцева Е. Агрессивный подросток: [Психология подростка]/ Е. Рязанцева // Будь здоров!. - 2009. - №: 11. - С. 46-51.
25.Савина Н. Н. Социально-психологический портрет современных подростков/ Н. Н. Савина // Воспитание школьников. - 2010. - №: 8. - С. 28-33
26.Сидорова А. Влияние компьютерных игр на поведение подростков/ А. Сидорова // Воспитание школьников. - 2007. - №: 7. - С. 61-62.
Список литературы для учащихся
Арнольд О.В. Вирус любви и ненависти/ О. Арнольд, Е. Климова. - М.: ЭКСМО-Пресс, 2002. - 448 с.
Берне Д. Тайна настроения: Пер. с англ./ Берне Д.. - М.: Рипол-Классик, 1997. - 400 с. - (Ваша тайна)
Бородкин В. И. Внутренние рассветы: Техника психического равновесия/ В.И. Бородкин. - М.: Изд. физ.-мат. лит., 2002. - 288 с.
Вагин И.О. Научи себя смеяться: Смехотерапия по-русски/ И. О. Вагин,
А. И. Глущай. - М.: ACT, Астрель, Ермак, 2004. - 298 с.
Водовозов А. Н. Пить или не пить?: [Положительные и отрицательные факты влияния алкоголя на человеческое здоровье]/ А. Водовозов //Здоровье. - 2007. - №: 12. - С. 62-67.
Гревцов А.Г. Выбираем профессию. – СПб.: Питер, 2009.
Гроф С. Человек перед лицом смерти: Пер. с англ./ С. Гроф, Д. Хэлифакс. - М., Киев: Изд. Трансперсонал. ин-та, AirLand, 1996. - 246с.
Де Анджелис Б. Как изменить свою жизнь: Формула счастья: Пер. с англ./ Б. Де Анджелис. - М.: Центрполиграф, 1998. - 346с. - (Популярная психология).
Елдышев Ю.Н. Слабые стороны сильного пола: Культура мужского здоровья/ Ю.Н. Елдышев //Экология и жизнь. - 2010. - №: 3. - С. 95-103
Ефимова В. Мистерия "Зеленого змия": [Алкогольные напитки в жизни человечества.Механизмы формирования алкогольной зависимости]/ B.Ефимова// Вокруг света. - 2004. - N: 5. - С. 214-220.
Калинина А. Г. Есть повод к отказу от пьянства: Токсичность алкоголя и алкогольных напитков/ А. Г. Калинина // Экология и жизнь. - 2010. - №: 5. С. 86-91.
Как пережить расставание с любимым человеком?: Отвечают священники, психологи и те, кто пережил расставание/ Сост. Д. Семеник. - М.:, 2007. - 300с.
Козлов Н.И. Как относиться к себе и людям, или Практическая психология на каждый день/ Козлов Н.И. - 3-е изд. - М.: АСТ-Пресс, 1998. - 320с.
Магалиф А. Не топи свои печали: Депрессия и алкоголизм - опасное сочетание/ А. Магалиф // Здоровье. АиФ. - 2009. - №: 36. - С. 4.
Майтова В. Не повторяйте моих ошибок: [Из книги "Исповедь матери бывшего наркомана"]/ В. Майтова, О. Майтова // Воспитание школьников. - 2003.-N: 5.-С. 44-49.
Морозова М. Выйдите из игры. // Будь здоров!. - 2002. - N: 7. - С. 64- 67
Права на самоубийство нет ни у кого: О борьбе с наркоманией и правах человека // Нарконет. - 2010. - №: 9. - С. 26-30.
Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×