«Вовлечение родителей в школьную деятельность. Совместная работа по обмену опыта»

Автор: Фисенко Елена Николаевна

Из статьи С. В.  Астахова  «Актуальные методы и приёмы вовлечения родителей в образовательный процесс».

 

Астахов Сергей Владимирович

Занимаемая должность (должности):руководитель структурного подразделения

Уровень образования:высшее

Наименование оконченного учебного заведения:Московский государственный открытый педагогический униветситет им. М.А. Шолохова (2002), Московский институт открытого образования (2012) Наименование направления подготовки и (или) специальности:социальный педагог, педагог-психолог; менеджер

Общий стаж работы:18

Стаж работы по специальности: 18

Данные о повышении квалификации и (или) профессиональной переподготовке (при наличии):-НИУ «Высшая школа экономики», 2014 г., «Модели государственно-общественного управления образованием в условиях реализации ФЗ от 29.2012 г. № 273-ФЗ», 72 ч. -НИСО, 2013 г., «Требования ФЗ 273-ФЗ к общеобразовательным учреждениям», 8ч. -ГБОУ ВПО МГПУ, 2013 г., «Основы педагогического и финансового менеджмента в ОУ», 144 ч. -Учебный центр «Макс», 2013 г., «Оплата труда в образовании», 12 ч. - Учебный центр «Макс», 2013 г., «Увольнения работников», 12 ч. - ГБОУ «ГОМЦ «Школьная книга», 2012 г., «Нормативно-правовые основы лицензирования образовательной деятельности», 12 ч. - АНОЦПП «Профзащита», 2013 г., «Организация и представление платных образовательных услуг в ОУ с учетом последних изменений в законодательстве», 6 ч. - НИИ Инновационных технологий, 2012 г., «Мыследеятельностная педагогика – эксперимент и инновация в образовании», 72 ч. -МИОО, 2012 г., «Основы религиозных культур и светской этики», 72 ч. -АНООПЦ «Мегаполис», 2012 г., «НСОТ в ОУ: типичные ошибки, проблемы и пути их решения», 12 ч. -ФГБОУ ВПО «Российский химико-технологический университет имени Д.И. Менделеева», 2011 год «Информационно-коммуникативные ресурсы современного урока», 72 часа - МИОО, 2011, «Информационно-образовательная среда начальной школы. Основы работы в информационной среде», 228 часов; - МИОО, 2010, «ИКТ-компетентность учителя начальной школы»,72 часа; - Центр педагогического мастерства, 2010, «Методические основы мастерства педагога»,72 часа.

Категория:Высшая

Опыт работы:учитель нач. классов, зам. директора по экспериментальной работе, методист, директор, руководитель структурного подразделения

Награды и почетные звания: Победитель конкурса «Лучший учитель РФ» в рамках национального проекта «Образование» Финалист конкурса «Учитель года Москвы - 2002, 2004, 2010» Грант Москвы в области образования Почетная Грамота Министерства образования и науки РФ Почетный знак СВАО "Лучший учитель" e-mail:1554@edu.mos.ru контактный телефон:8-916-9008958 O себе: Аттестован по должности "руководитель" приказом Департамента образования г. Москвы № 14/ср от 23.05.2012 года, «соответствует занимаемой должности руководителя ГОУ сроком до 23.05.2017 г.»

Печатные работы:-статьи в газете «Учительская газета - Москва»; - журнал «Первоклассные родители»: №3-2012 («Призыв к родителям: не давайте покоя учителям!»); - журнал «Начальная школа плюс до и после»: №1 – 2010 («Категория «жизнь» в образовательном пространстве начальной школы»), №1 -2011 («Духовность в современной школе»); - сборники АПКиПРО: 2008 («Возможности родительского участия в развитии жизни детей»), 2009 («Обучение на основе содержательных оценок: итоги работы»); - проект в методическом пособии «Учебное проектирование»; - на сайтах: газеты «Первое сентября»; всероссийского электронного издания ЗАВУЧ.ИНФО; Центра дистанционного образования «ЭЙДОС»; - журнал «Управление начальной школой»: №№10, 11 – 2010, №2 – 2011, №1- 2015, №3- 2015. 

© Ссылка на источник: 

 

Данные методы работы с родителями, приёмы вовлечения их в образовательный процесс разрабатывались и апробировались в течение четырёх лет экспериментальной работы, которая проводилась под руководством Шалвы Александровича Амонашвили в школе № 258 г. Москвы. Сергей Владимирович Астахов – директор школы № 958, г. Москва.

 

Ø  Одним из условий актуализации жизни младшего школьника на уроке, по нашему убеждению, является вовлечение родителей в образовательный процесс, ведь они тоже являются его участниками.

Для развития ребёнка важно, чтобы родители и школа не конкурировали, а сотрудничали, только тогда образование станет не ареной конфликтов, а источником радости и спокойствия. Именно поэтому мы рассматриваем работу с родителями как одно из важных направлений актуализации жизни ребёнка на уроке.

 

При этом учитель ставит перед собой следующие задачи:

– психолого-педагогическое просвещение родителей;

– включение родителей в образовательный процесс;

 – создание духовной общности родителей, учителя и детей;

– установление в семье гуманных отношений.

 

Необходимо, чтобы родители разделили взгляды учителя или согласились с ним в ключевых моментах воспитания и обучения детей.

 

В этом случае усилия учителя получают поддержку со стороны семьи, что приводит к повышению возможностей актуализации жизни ребёнка на уроке, качества образовательного процесса, семейного воспитания. Главное – чтобы родители приняли школу, проявляли о ней заботу, помогали ей, а в семье установились гуманно-личностные отношения с детьми.

 

К сожалению, из-за высоких темпов жизни, отсутствия организаций и общественных институтов, занимающихся просвещением родителей, из-за проблем материального характера взрослые в большей своей массе не имеют понятия о новых методах и формах обучения, тенденциях сегодняшнего образования, его целях и задачах. Учитель же может рассчитывать на максимальное воплощение своих идей только при условии поддержки семьи ученика. Следователь но, необходимо раскрыть перед родителями возможности гуманной педагогики, познакомить их с различными современными технологиями, методами, особенностями обучения.

 

Ø  Существующие классификации методов, на наш взгляд, недостаточно полно отражают весь спектр возможностей актуализации жизни ребёнка на уроке. Традиционные методы касаются, скорее, знаниевой стороны обучения, поэтому мы пошли по пути инноваций, среди которых были и методы работы с родителями (организация открытого пространства школы), а именно:

– приглашение родителей на уроки в качестве учеников («уроки на родителях»);

– приглашение родителей на уроки в качестве учителей;

– особые приёмы общения с семьёй (педагогическое общение в рамках родительских собраний, открытие образовательного процесса для родителей, торжественные родительские собрания);

– включение детей и взрослых в совместную творческую деятельность;

 – подготовка папок программного материала для родителей и др.

 

Ø  Приглашение родителей на уроки в качестве учеников. Учитель готовит урок по какому-либо предмету и даёт его взрослым. Материал соответствует возрастным интересам взрослых, но подаётся так, как подавался бы на уроке с детьми. Это делается для того, чтобы родители почувствовали на себе эффект приёмов, уровень развивающего потенциала заданий, качественное изменение эмоционального состояния, наконец вспомнили бы себя учениками, преодолевающими трудности познания. Данная форма работы с родителями помогает семье понять, как и чему обучать детей дома.

 

«Уроки на родителях».

При общении с родителями на собраниях учитель проводит не только фрагменты уроков, но и целые уроки, на которых дети присутствуют как гости. Каждый взрослый, присутствующий на таком уроке, выполняет те же задания, что и дети. Родители получают возможность прочувствовать урок, приёмы и методы работы учителя, способы подачи материала, общения с детьми; детям же позволяем услышать, что говорят их родители по обсуждаемым вопросам, как они размышляют.

 

 

Ещё одна форма участия родителей в образовательном процессе, которая взрослым помогает почувствовать значимость своей деятельности, а детям – испытать за них чувство гордости, – это приглашение родителей на уроки в качестве учителя, на должность руководителя кружка, для организации мероприятий и т.п. Родители рассказывают о своей жизни, профессии, учат интересным вещам. Идея таких уроков при их умелой организации должна исходить от самих детей. Учитель вместе с ними советуется о работе на таких уроках, готовит сюрпризы для взрослых. Ученики дарят гостям свои работы, делятся своими интересами, привлекают к обсуждению какой-либо темы.

 

Следующее направление работы – открытие образовательного процесса для родителей.

Это значит, что родителям предоставляется возможность присутствовать на уроках и занятиях вместе с детьми. Задачи такого посещения:

 – показать используемые учителем приёмы для удовлетворения природных потребностей ребёнка;

– показать многослойность заданий

– что могут выполнить дети с трудностями в обучении и дети, готовые к более высокому его уровню;

– показать систему работы с детьми, требующими особого внимания (как с проблемами в обучении, так и мотивированных);

– показать качественные изменения ребёнка за определённый период;

– повысить уровень мотивации к учению.

 

Подчеркнём: каждый из членов семьи ребёнка может прийти на любой урок, и учитель сделает это событие значимым для них, радостным, запоминающимся. Урок проводится специально для гостя, дети выполняют его задания (что заранее обговаривается с учителем), пишут сочиненияразмышления и дарят их гостю. Родители посещают уроки как по своему желанию, так и по приглашению учителя и детей.

 

Цели этих приглашений могут быть разными: стремление продемонстрировать успехи ребёнка, его общение с учителем, услышать рассказ о профессии, поделиться жизненным опытом, мудростью (чаще всего для этого приглашают бабушек и дедушек).

Учитель, пригласив родителей, заранее общается с ними, продумывает задания, которые они предложат детям: можно решать задачи, в том числе и логические, писать сочиненияразмышления. Дети тоже готовятся к посещению родителей, стараются показать свои достижения.

 

Не менее актуальная задача учителя – включить детей и взрослых в совместную творческую деятельность.Например, мы просим детей составить книжки-малышки по разным проблемам с обязательным подключением к работе членов семьи: кто-то оформляет текст, кто-то выступает в роли корректора, а кто-то в роли редактора. Вся семья ищет информацию, отбирает из неё самые интересные, важные сведения. Для создания своих страниц в учебниках семья помогает ребёнку найти нужный материал, необычный, познавательно-трудный. При выполнении подобных заданий проявляется творческое содружество в семье и, кроме того, ребёнок завышает планку стандарта, тем самым развиваясь.

 

Необходимость создания папок программного материала для родителей мы почувствовали в конце 2-го класса. Родители видят и понимают, что дети с интересом ходят в школу, выполняют задания, но они перестают понимать, что, дети получают из знаний, т.е. каково содержание образовательной программы. Чтобы ответить родителям на эти вопросы, мы закладываем в особую папку знания программного материала. Вместе с тем она служит ребёнку средством наблюдения за собой – каждый прослеживает свой рост в знаниях – и инструментом для постановки краткосрочных и долгосрочных целей и задач, для анализа причин успехов и неудач в учении и определении способов их совершенствования.

 

 

В нашей школе проводился день открытых дверей. Наибольшую активность проявили родители учеников начальной школы. Поводя анализ мероприятия, мы выяснили, что активность родителей нашей школы пока не очень высокая. Но мы работаем в этом направлении.

comments powered by HyperComments
Пожалуйста, подождите.
x