возможность использования алгоритмов в работе с младшими школьниками.

Автор: Артеева Екатерина Яковлевна

Важнейшей задачей педагогической науки является совершенствование планирования процесса обучения в целом и повышение эффективности управления познавательной деятельностью учащихся.

Необходимо создавать такие условия, чтобы дети не испытывали затруднения при усвоении программного материала. Осознавали необходимость не только запоминания материала, но его осмысления, особенно это актуально на уроках русского языка и может  выливаться   в  неграмотное письмо.

 

Грамматическая ошибка - показатель неумения решить грамматическую задачу. Учащиеся, которые хорошо помнят все правила, могут  совершать  ошибки именно потому, что не осознают, как эти правила применять, не применяют соответствующих методов действий и рассуждений.

Не осознавая общих методов решения грамматических задач, учащиеся не могут дать полного ответа на вопрос, что и в какой последовательности надо делать, чтобы распознать данное грамматическое явление.

 

         Проблемы выбора эффективных приёмов обучения  грамматике и орфографии по-прежнему актуальны, поэтому существует живая  необходимость привлечения к процессу обучения современных технологий. Поиски оптимальных путей управления обучением вылились в создание новой системы работы, названной программированным  обучением, одной из составляющих которого, является алгоритмизация.

 

         В своей работе я поставила перед собой задачу организовать  использование алгоритмов на уроках русского языка.  

С понятием алгоритма в программе «Школа 2100» дети знакомятся на уроке математики во 2 классе. И детям он объясняется как указанные действия и их порядок. Запись алгоритма на языке, понятном исполнителю, называется программой.

Алгоритм - это такое логическое построение, которое вскрывает содержание и структуру мыслительной деятельности ученика при решении  задач  данного  типа  и  служит практическим руководством для выработки навыков или формирования понятий.

           Алгоритм не самоцель.  Он является…

Алгоритм -  средство активизации познавательной деятельности, поэтому любое задание с применением алгоритмов всегда направляется на то, чтобы ученик мог разобраться в изучаемом материале, осознать связь явлений, закономерности их существования и взаимодействия.

Какова же роль алгоритма?

 Алгоритм помогает осмыслить правило,

- он фиксирует ход рассуждений,

- заставляет анализировать каждую выполняемую операцию;

- содействует развитию навыков логического мышления,

- вооружает учащихся средствами самопроверки в случаях затруднения,

- способствует формированию и осознанию понятий, определений, правил.

Т.о. способствует формированию регулятивных и познавательных УУД.

Виды алгоритмов

  Линейный алгоритм — набор команд (указаний), выполняемых последовательно друг за другом.

  Разветвляющийся алгоритм — алгоритм, содержащий хотя бы одно условие, в результате проверки которого  обеспечивается  переход на один из двух возможных шагов.

  Циклический алгоритм — алгоритм, предусматривающий многократное повторение одного и того же действия (одних и тех же операций) Над новыми исходными данными.

 

Алгоритм применительно к уроку русского языка  можно задать несколькими способами:

словесным, то есть записью последовательности действий;

графическим, с помощью специальных графических символов;

табличным, и виде таблицы, в которой фиксируются этапы исполнения алгоритма и результаты исполнения.

 

 

Обучение алгоритмам можно производить по-разному.

 

Можно, например, давать учащимся алгоритмы в готовом виде, чтобы они могли их просто заучивать, а затем закреплять во время упражнений.

Но можно и так организовать учебный процесс, чтобы алгоритмы «открывались» самими учащимися. Этот способ, наиболее ценный в дидактическом отношении, требует, однако, больших затрат времени.

 

Я стараюсь организовать  учебный процесс в классе так,  чтобы алгоритмы «открывались» самими учащимися, т.к. второй способ считаю наиболее продуктивным. При этом, организуя работу по составлению алгоритмов, использую групповую или парную работу ведь,  в составлении алгоритма важно, чтобы участвовал весь класс, чтобы дети запомнили построенную модель применения правила. Такая работа способствует также и формированию коммуникативных УУД.

comments powered by HyperComments
Пожалуйста, подождите.
x