Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 24.04
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Возрастные особенности восприятия литературных произведений дошкольниками и задачи ознакомления детей с книгой. ☼

Дата публикации:
Описание:

Автор: Котрунова Татьяна Ильинична

 

Чтобы воспитывать грамотного читателя, необходимо формировать у ребенка умение воспринимать и понимать художественное произведение. По мнению психологов, в основе этого процесса лежит интеллектуальная, познавательная и эмоциональная деятельность ребенка.

В воспитании произведений искусства вообще и художественной  литературой в частности психологи выделяют два периода развития, которые имеют резкие качественные различия и связаны с развитием личности ребенка в целом. Первый период длится «от двух до пяти», второй начинается примерно с пяти лет и, как считает К.И. Чуковский, продолжается всю жизнь. До пяти лет ребенок в своем сознании не отделяет искусство от жизни, поэтому к произведениям искусства относится или как к игрушкам, или как к буквальному отражению жизни, а само искусство воспринимает как интересную игру. В своих представлениях о событиях, описываемых в тексте, он иногда выходит за пределы литературного произведения, не соотносит описываемые события с реальным местом или временем, может по своему изменять повествование, включать в него новых персонажей или литературных героев из других произведений.

За период от двух до пяти лет проходит большой путь развития и к началу старшего дошкольного возраста может быть достаточно готов к пониманию искусства. К этому периоду он не только осознает себя как индивида (узнает в зеркале, на фотографии), но и открывает для себя свой внутренний мир, начинает воспринимать себя как личность со своими мыслями, чувствами и фантазиями. Одновременно ребенок начинает понимать, что такой внутренний мир есть и у других людей. У них есть мысли и чувства похожие или не похожие на него.

С этого момента начинается второй период в понимании искусства. Произведения искусства ребенок начинает воспринимать как отражение «другого» мира, созданное другим человеком, обладающим другими мыслями, чувствами и фантазиями. В этот период он уже сам способен отделить жизнь от искусства и искусство становится для него самоценным. 

Ребенок дошкольного возраста является своеобразным читателем: все произведения, с которыми он встречается, воспринимается им на слух. Образы и картины, которые рисует его воображение, вызывают у него двойственную реакцию. С одной стороны, ему свойственно одушевлять все, с чем он соприкасается, и жить в мире игры и своих фантазий, с другой – он понимает «ненастоящность» этих образов и легко отделяет литературных персонажей от реальных людей. Фантазии ребенка, его стремление одушевить страницы книги, поместить себя в вымышленный мир понравившегося произведения необходимы ему – это возможность развить свой творческий потенциал.

Можно отметить следующие основные возрастные особенности восприятия литературных произведений  в младшем периоде дошкольного детства. По мнению Л.М. Гурович, для детей этого возраста в первую очередь характерна зависимость понимания литературного произведения от личного опыта ребенка. Ребенку свойственно понимание каких-либо знакомых моментов, с которыми он уже сталкивался в своей повседневной жизни. Но дети очень часто строят неверные суждения о том, что не совпадает с их жизненными представлениями. На восприятие произведения может оказать влияние и педидущий литературный опыт ребенка.

Для ребенка этого возраста легче всего воспринимать произведения, в которых события четко следуют друг за другом. 

Для младшего дошкольника также характерно ярко окрашенное эмоциональное отношение к персонажам, причем зачастую это бывает связано не с текстом, а с ограниченным жизненным опытом детей, который мешает им правильно понять произведение. Малышей не удовлетворяют неопределенные ситуации, когда неизвестно, кто хороший, а кто плохой. Они стремятся сразу же выделить положительных героев и безоговорочно принимают их позицию. Детей интересует внешний вид. Действия и поступки персонажа, но они не понимают его внутренних переживаний, мотивов поступков. Дети также не способны самостоятельно представить какой-либо персонаж и поэтому нуждаются и иллюстрации.

По мнению К.И. Чуковского, отличительной особенностью этого возраста также является тяготение к ритмичной организованной речи, богатой рифмами и динамикой. Именно этим объясняется их любовь к произведениям детского фольклора, которые гармонично сочетают в себе слово, ритмику, действие, выразительность и музыкальность.

Исследователи детской речи (А.И. Ходькова, О.С. Ушакова, О.М. Сомкова и др.) отмечали, что младшие дошкольники чувствуют ритм и рифму жанров фольклора, даже могут вспоминать образные средства (эпитет, метафору, олицетворение), используя в собственных сочинениях приемы, соответствующие особенностям избранного жанра (при пении колыбельных песен, при сочинении сказок, «баю-баюшки-баю», «люли-люленьки», «жили-были», «тут и сказке конец», постоянные характеристики героев: «мышка-норушка», «лисичка-сестричка», «зайка-побегайка» и др.). Придавать своему рассказу комическую или драматическую окраску, используя мимику, жесты, пантомимику.

Исходя из особенностей восприятия литературных произведений (Л.М. Гурович, Л.Б. Береговая, В.И. Логинова) выделяют следующие задачи ознакомления детей с книгой на данном возрастном этапе:

• формировать у детей интерес к книге, приучать внимательно, слушать литературные произведения;

• обогащать жизненный опыт малышей знаниями и впечатлениями, необходимыми для понимания произведений;

• помогать детям, соотносить имеющийся у них  жизненный опыт с фактами литературных произведений;

• помогать детям, устанавливать простейшие связи в произведении;

• помогать детям, выделять наиболее яркие поступки героев и оценивать их;

• поддерживать непосредственный отклик и эмоциональную заинтересованность, возникающие у ребенка при восприятии книги;

• помогать детям, мысленно представлять, увидеть события и героев произведений, учить рассматривать иллюстрации.

Методические советы.

Самым маленьким книжку лучше не читать, а рассказывать – короткие произведения, известные многим с детства, вполне позволяют сделать это. Преимущество рассказывания перед чтением, прежде всего в том, что рассказчик передает содержание так, как будто он сам был участником событии, тем самым создается особая атмосфера для восприятия произведения.

В процессе чтения или рассказывания у ребенка может возникнуть желание прослушивать одно и то же литературное произведение несколько раз. Не стоит отказывать ему, такова особенность детского восприятия литературы: каждый раз ваш малыш получает величайшее удовольствие, он заново « проживает» то, о чем рассказывает сказка или стихотворение, а попутно развивает память, воображение, обогащает свой словарный запас.

Выбирая произведение для чтения детям младшего и среднего возраста, нужно стремиться избегать трагических сюжетов и ограждать мир ребенка от зла и несправедливости, сказочных персонажей, носителей зла.  Дети очень часто одушевляют и считают,  что они могут реально присутствовать в жизни, угрожая им. И уж ни в коем случае не нужно читать перед сном произведения, где действуют такие персонажи.

Старайтесь читать ребенку не спеша, предварительно объяснить то, что может быть ему не понятно, хорошо проговаривая все звуки, ведь его речевой слух находится в процессе развития, он не всегда может вычленить слово из потока речи и осмыслить его.

Читая ребенку, необходимо помнить, что восприятие её происходит, скрыто от вас. На первый взгляд может показаться, что дитя ничего не понимает и не может воспроизвести только что прочитанное произведение, но проходит время, и он начинает удивлять вас своими суждениями. Поэтому отнеситесь ответственно к выбору произведений для чтения, руководствуясь прежде всего собственным вкусом и интуицией, и помните о доступности текста для ребенка, его художественных достоинствах.

Чтобы развить образное мышление, нужно как можно чаще давать ребенку возможность представлять внешний вид персонажа, обстановку в которой происходит действие, картины природы и другое. Целесообразно вместе с ребенком как можно внимательнее рассматривать иллюстрации художников к прочитанным произведениям, комментируя их, или побуждать ребенка самого рисовать и объяснять свои рисунки.

Постарайтесь создать особую эмоциональную атмосферу, особый настрой ребенка на встречу с книгой, чтобы эта встреча была для него праздником, который всегда с нетерпением ожидается, чтобы, став взрослым он с гордостью вспоминал об этих минутах истинного наслаждения.

 

Консультация подготовлена: (По материалам полной хрестоматии для дошкольников с методическими подсказками для педагогов и родителей в 2 кн. Составитель С.Д. Томилова. – Екатеринбург: У-Фактория, 2006. -704с.)

 

Пожалуйста, подождите.
x
×