все мы разные и это здорово | Прыгунова Елена Сергеевна. Работа №234873
Автор: Прыгунова Елена Сергеевна
Занятие направлено на формирование развития у детей принятия себя и других
Занятие по типу тренинга
ВСЕ МЫ РАЗНЫЕ И ЭТО ЗДОРОВО
Целью занятия является формирование у детей развития принятия себя и других.
Задачи:
формирование у детей представление об уникальности своего внутреннего мира
знакомство с особенностями возраста
повышение уровня
самопринятия
получение опыта позитивного взаимодействия детей друг с другом
Методы работы: беседа, игра, работа в группах, творческие задания
Материалы: карточки с фигурами, листы А4, фломастеры, карандаши, салфетки, бумага для заметок
Участники: ученики 5-7 классов
Правила:
Не перебивать
Поднимать руку, когда хочешь ответить
Не кричать с места
Уважительно относиться друг к другу
Знакомство и разминка.
Меня зовут…………. А теперь каждый из вас пусть назовет свое имя и пожмет другому руку (по очереди или по кругу).
В заключение разминки обсудить почему кому-то было сложно прикасаться, кому-то легко, какие эмоции испытывались, какие руки были – теплые/холодные, кто как пожимал – крепко/слабо – все это мы делаем по-разному. А представляете сколько всего у нас с вами разного?
Упражнение "Чем мы похож
и"
Инструкция: сейчас я вызову к доске человека, с которым я чем-то похожа. А он, в свою очередь, пусть вызовет человека, с которым он отличается (например, я хожу на плавание, а он – нет, или у нее брат/сестра, а у меня – нет и т.д.), далее этот человек вызывает похожего и так, пока не охватит (желательно) всю группу.
Да, все мы разные, но совершенно разные люди всегда могут найти какую-то точку соприкосновения. Верно?
ПРИТЧА (рассказать, что такое притча, какова ее цель)
Жил был человек, у него был сад- огород и все там у него было замечательно и красиво, все цвело и благоухало. Был также сад и у его соседа. Сосед сидел, смотрел на огород соседа и сравнивал, переживал и сердился: «да что ж у меня все не так, не так красиво, как у моего соседа, ничего не растет, не благоухает, сорняки какие-то, колючки, никому мой сад не нравится, не то, что у соседа. Почему у него огород лучше моего? …». И решил он написать в департамент сельского хозяйства письмо, где и задал свой вопрос. Как думаете, каков был ответ? Или что бы вы, ребята, посоветовали этому человеку? Почему как вы думаете у соседа ничего не получалось?
Совершенно верно, он ничего не делал для того, чтобы украсить свой сад, только сравнивал и причитал. В жизни иногда тоже так бывает, правда? Столкнувшись с какой-то проблемой или трудностью, есть соблазн просто отойти от проблемы и ничего не делать: конфликт с учителем - я лучше вообще не пойду на урок; не нравится фигура – вообще не буду носить платьев и т.д.
То есть какой вывод? Если мне что-то не нравится в себе надо с этим что-то делать, верно? Мы себя тоже можем чувствовать так, как этот сосед, из-за возраста, который сейчас наступает.
А чем же характерен возраст, который называется переходным?
В психологии и педагогике принято подростковым называть возраст от 10 до 15 лет. Как вы думаете, почему этот возраст называют переходным? Так как он ведёт нас от детства в мир взрослой жизни, которая требует принятия новых решений. Назовите черты, которые, как вам кажется, свойственны этому возрасту, т. е. опишите самих себя (ответы можно записать на доске).
Открываем презентацию.
Подростковый возраст:
Физиологические изменения.
Слайд 1
Стремление к независимости.
Слайд 2 (хочется личное пространство, закрытую страницу в контакте, отдельную комнату и прочее, а
в случае нарушений границ
– хочется сопротивляться и протестовать
против детского отношения к себе
, но в то же время не
т особого желания
стремиться брать ответственность на себя за все свои поступки
)
Психологические изменения: неоправданный риск, агрессия.
Слайд 3+слайд 4 (в подростковом возрасте стремление к неоправданному риску резко возрастает, хочется экстрима, драйва, опасности, хочется нарушать правила. Это особенность возраста, но необходимо помнить о том, что не всегда так будет и есть выбор – делать или не делать. Также необходимо помнить об ответственности и опасности – привести данные ВОЗ, представленные на слайде 4)
Резкая смена настроения.
Слайд 4
(то настроение замечательное, то хочется все крушить – гормональная перестройка организма – тоже особенность возраста и причина таких резких перепадов)
Юношеский пессимизм.
Слайд 5
(всем понятно слово «пессимизм»? часто посещают такие мысли: я неудачник, у меня все не как у людей, я всегда все делаю не в тему – надо понимать, что это тоже особенность возраста и она свойственна всем подросткам)
Упражнение «Копилка жизненных трудностей»
Психолог предлагает обсудить вопрос: каковы наиболее распространенные трудности в вашей подростковой жизни: отношения подростков друг с другом или с родителями; ситуации, за которые бывает стыдно, неудобно, некомфортно. Детям предлагается написать на листочках по 1 такой ситуации из собственной жизни. Дети эти листочки не подписывают. Далее эти листочки складываем в шапку (или в коробочку). Затем ведущий достает листочки и совместно обсуждает с ребятами возможные пути решения проблемы…
Заключение: взять трех человек, к доске и спросить у ребят что мы знаем хорошего о…Пете (три качества), Маше (три качества), Ване (три качества)
А в следующий раз (поскольку нам еще предстоит встречаться) мы поговорим о следующих троих (четверых…)
В случае оставшегося времени:
5.Упражнение «Учимся ценить индивидуальность»
Необходимое время: 10 минут.
Мы часто хотим быть точно такими же, как остальные, и страдаем, чувствуя, что отличаемся от других. Иногда действительно хорошо, когда мы — как все, но не менее важна и наша индивидуальность. Ее можно и нужно ценить. Когда люди не похожи друг на друга: они становятся интересны друг другу, могут найти нестандартное решение проблем.
Инструкция: напишите о каких-то трех признаках, которые отличают вас от всех остальных участников группы: внешний вид, одежда, умения, какие-либо достижения. После того как вы справитесь с заданием, мы соберем ваши записи, зачитаем их, а остальные члены группы будут отгадывать, кто является автором тех или иных утверждений».
Психолог собирает записи участников тренинга, читает их с последующим отгадыванием. Если автора не удается «вычислить», он должен назваться сам.
В подростковом возрасте очень важны отношения со сверстниками.
- Вам легко общаться со сверстниками?
- Вам с ними интересно общаться? (Ответы учеников.)
Действительно, с одной стороны, общаться со сверстниками интересно, ведь в процессе общения вы учитесь смотреть на себя глазами других людей и ощущаете элементы взросления. А с другой стороны, отношения со сверстниками складываются не всегда гладко, еще не хватает опыта, присутствует обидчивость, а иногда и задиристость. Поэтому очень важно научиться правильно выстраивать отношения с окружающими.
Упражнение «Животные, птицы…»
Найти что-то хорошее в человеке, который нам приятен, чем-то похож на нас, достаточно просто. Правда? Намного труднее найти привлекательное в том, кто нам неприятен по той или иной причине. Однако мы сейчас попробуем это сделать на примере какого-нибудь живого существа.
Инструкция: у вас на столах лежат маленькие пустые листки. Пусть каждый из вас возьмёт себе три штуки и напишет на двух из них название животного или насекомого, или птицы, которые ему нравятся, а на третьей – которое не нравится.
Далее:
1) устно рассказываете друг другу в 2-3 предложениях, почему любите тех, кого написали на первых двух карточках;
2) карточки с нелюбимыми живыми существами сложите в одну стопочку и отдайте мне;
3) я выбираю из этих кучек одно существо и передаю его другой команде;
5) группы должны найти в этом существе что-то привлекательное и полезное и рассказать об этом остальным. Например: шакал – внешне очень непривлекательный и противно кричит, но поедает мёртвых животных, чем очищает среду обитания от заразы.
(Далее идёт работа в группах, в конце которой группы представляют описание положительных характеристик неприятных представителей фауны)
- Что было труднее – найти среди представителей фауны неприятные существа или написать о них что-то хорошее? Почему так?
- Попробуйте переложить этот вывод на человеческие отношения. Что проще – найти в своём окружении неприятного человека или поискать в нём хорошее?
И если довольно быстро находишь хорошее, то о какой черте в своей личности ты можешь смело говорить?
Упражнение: «Я люблю себя, даже когда...»
Выполняя это упражнение, участники поймут, что необходимо хорошо
относиться к себе при любых обстоятельствах, разграничивая два аспекта: самих себя и действия, которые они совершают. Это упражнение даёт возможность участникам признать то, что им в себе не нравится. Затем они определят, что их не устраивает и найдут способ принять себя такими, какие они есть.
Инструкция:
Предложить участникам нарисовать в центре листа (А4) самого себя.
Затем дайте следующие инструкции:
а) Рядом со своим рисунком маркером или карандашом напишите одну вещь, которая вам нравится в себе, то чем вы гордитесь. Речь может идти о чём угодно: о внешности, личных качествах и т.д.
б) Теперь переверните лист. На обратной стороне напишите одну вещь, которая вас не устраивает.
в) Переверните лист обратно. Напишите ещё одну вещь, которая вам нравится в себе (используйте любимый цвет). Затем переверните лист и напишите вторую вещь, которая вам не нравится в себе (используя нелюбимый цвет).
г) Продолжайте писать то, что вам нравится в себе на стороне с
рисунком и то, что вам не нравится в обратной стороне, используя соответствующие маркеры для каждого пункта.
д) После того, как вы написали всё плохое о себе, о чём только могли подумать, прочитайте это и затем напишите над этими словами: «Я люблю себя, даже когда ...».
Признайте, что вы привлекательны даже с учётом того, что вам в себе не нравится. Недостатки касаются ваших действий, а не вас как человека.
Помните, что при любых обстоятельствах вы достойны быть любимыми.
Можно предложить взять домой листочки с качествами и повесить положительной стороной..?
При наличии времени…
6.Упражнение «Пять добрых слов»
Инструкция: Каждый из вас должен обвести свою руку на листе бумаги и на ладошке написать свое имя. Потом вы передаете свой лист соседу справа, а сами получаете рисунок от соседа слева. В одном из «пальчиков» полученного чужого рисунка вы пишете какое-нибудь привлекательное, на ваш взгляд, качество ее обладателя (например, «Ты очень добрый», «Ты всегда заступаешься за слабых», «Мне очень нравятся твои стихи» и т.д.). Другой человек делает запись на другом пальчике и т.д., пока лист не вернется к владельцу ».
Когда все надписи будут сделаны, автор получает рисунки и знакомится с «комплиментами».
Обсуждение: «Какие чувства вы испытывали, когда читали надписи на своей «руке»? Все ли ваши достоинства, о которых написали другие, были вам известны?»
Рефлексия занятия:
Педагог.
- Что вам понравилось?
- Что было трудным?
- Какое у вас настроение?