Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 21.04
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Введение понятия спряжение глаголов. Личные окончания I и II спряжения. | Кутузова Татьяна Олеговна. Работа №206538

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Автор: Кутузова Татьяна Олеговна
Урок соответствует структуре ФГОС. Все этапы выдержаны. На уроке вводится понятие о спряжении глаголов, личные окончания I и II спряжения.  В ходе урока дети учатся определять по ударному личному окончанию спряжение глагола.

1. Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята! Давайте улыбнемся друг другу. Пусть сегодняшний урок принесет нам всем радость общения и , конечно же, много новых открытий и знаний. А я желаю вам хорошего настроения и успехов!
2. Актуализация знаний.
– Откройте тетрадь.
– Что надо записать? (Дату.)
Комментированная запись числа.
– Напишите Классная работа.
Словарная работа
- Расшифруйте анаграммы и запишите получившиеся слова.
Проверка
- Какие слова записали?
- Какое слово лишнее в этом ряду? (идти)
-Почему? (Это глагол, все остальные слова – существительные.)
- О какой части речи пойдет разговор на уроке? (О глаголе.)
- Сегодня вы узнаете о нем что-то новое.
Но для этого вам необходимо вспомнить все, что уже знаете о глаголе.
Проверка домашнего задания.
- Вспомним глаголы, которые вы выписывали из домашнего упражнения. Прочитайте их. А теперь разберем один глагол как часть речи.
3. Формулирование темы урока.
- Я предлагаю вам сейчас составить устно рассказ по этому плану. Рассказ будет называться " Я глагол". Кто попробует?
- Давайте проверим.
(6-ой признак не открыли. Возникло затруднение)
- Какова же тема сегодняшнего урока? (Т: Новый признак
глагола.) ( ДОСКА) Да, сегодня мы будем говорить о новом признаке глагола.
(выключить проектор)
4. Планирование деятельности.
- Сформулируйтецельурока. ( доска) -(Узнать, как называется новый грамматический признак глагола; учитьсяопределять этот новый признак у глагола. - ДОСКА)
- Что мы будем делать, чтобы достичь поставленной цели?
Составление плана.
Наблюдать
делать выводы
Проверять выводы
Применять (знания)
5.Открытие нового знания.
- Давайте вспомним сейчас наше лишнее слово из анаграммы. (Идти)
Задайте воарос к глаголу идти? Что можете сказать об этом глаголе (неопр форма)
Вставьте в предложения глагол идти в форме настоящего времени.
(Работа в парах)
Вставьте в предложения глагол идти в форме настоящего времени.
Я ________________ по аллее.
Ты __________________ по аллее.
Он ________________ по аллее.
Мы _________________ по аллее.
Вы _______________ по аллее.
Они _________________ по аллее.
- Прочитайте, что получилось.
- Давайте проследим, как изменялся глагол, что поменялось в нем? (изменились окончания)
- Это новые слова или формы одного и того же слова? (Формы слова.)
– Как вы изменяли глаголы? (По лицам и числам.)
- Это и есть наш новый признак глагола.
- (Сделайте вывод о новом грамматическом признаке.) Сформулируйте его. (Новый грамматический признак – изменение глагола по лицам и числам.)
Попробуйте дать ему название, расшифруйте слово.
НА ДОСКУ
- Правильно, спряжение.
- Где можно проверить, как называется новый признак глагола? ( в учебнике) (давайте сравним свои предположения с правилом в учебнике на стр. 76)
- Откройте стр. 76.
Что такое спряжение глагола? ( изменение по лицам и числам)
( Спряжение глагола). (ДОСКА)
- Послушайте сказку о новом грамматическом признаке глагола.
(Учитель рассказывает сказку.) (в ходе рассказа вывешиваются в два столбика НА ДОСКУ личные окончания глаголов I и II спряжений)
Жили-были глагольчики -У (-Ю), -ЕШЬ, -ЕТ, -ЕМ, -ЕТЕ, -УТ (-ЮТ) и –ИШЬ, -ИТ, -ИМ, -ИТЕ, -АТ (-ЯТ). Дружно жили.
Но однажды прилетел дракон. Глагольчики ЕШЬ, ЕТ, ЕМ, ЕТЕ, УТ, ЮТ испугались и вытолкали своего братца со словами: ЕШЬ, ЕШЬ! Да уж, ЕМ, ЕМ, - улыбнулся дракон.
А остальные (ИТ, ИМ, ИШЬ, ИТЕ, АТ, ЯТ) оказались смельчаками: ИШЬ какой шустрый! ИШЬ чего захотел! ИМ, драконам, только позволь! И выгнали дракона из города.
С тех пор трусишки и смельчаки поссорились и живут в разных городах.
- Какие глаголы относятся к 1 спряжению? А ко 2-ому?
- Давайте прочитаем правило в учебнике на стр. 77.
- Глаголы могут быть первого и второго спряжения.
(учитель НА ДОСКУ добавляет таблички к личным окончаниям глаголов названия "I спряжение" и "II спряжение")
( и карточка к теме урока "Личные окончания глаголов I и II спряжения")
- сравните окончания и скажите, какие же глаголы относятся к I спряжению, а какие ко II?
- дети отвечают
в окончаниях буква е (ё), а в 3-м л. мн.ч. -ут ( -ют ) - I спряжение;
в окончаниях буква и, а в 3-м л. мн. ч. -ат (-ят) - II спряжение.
(НА ДОСКУ)
- Если на окончание глагола падает ударение, определить спряжение очень легко:
- Потренируемся?
Физминутка.
- Если я назову глаголы 1 спряжения –поднимите 1 руку вверх, 2 спряжения – 2 руки вверх.
Идёшь, шумят, поёшь, шуршите, звенят, плывут, лежит, цветёт, растёт, говоришь, кричишь.
(Выполняют упражнения)
молодцы
6.Первичное закрепление новых знаний.
*******************************
(На доске записаны глаголы, распределить их по двум группам - 1 и 2 спряжение)
- Посмотрите, на доске записаны разные глаголы. Как вы думаете, какое бы задание мы могли бы сейчас выполнить?
- Правильно, распределить их по двум группам.
- Кто запишет это на доске? (2 ученика)
- И не забудьте выделить их личные окончания.
Пыхтит, ползёт, трещат, раздаёшь, свистят, поют, стоите, берегут, говорим, отойдём.
(остальные записывают в тетрадь)
- А теперь попробуйте самостоятельно выполнить это упражнение.
********************************************
- Так какого же спряжения будет глагол идти?
- И это задание достается 1 группе. А также вы должны определить спряжение всех остальных глаголов, распределив их по двум группам.
Пыхтит, ползёт, трещат, раздаёшь, свистят, поют, стоите, берегут, говорим, отойдём.
+ еще глаголы
- 3 и 4 группе достается один и тот же текст. Только 3 группа выписывает из него глаголы I спряжения, а 4 группа - глаголы II спряжения.
1) Пушки с пристани палят,
Кораблю пристать велят.
2) Чем вы, гости торг ведете
И куда теперь плывете.
3) Остров на море лежит,
Град на острове стоит.
4) Ель растет перед дворцом,
А под ней хрустальный дом.
5) Белка там живет ручная,
Да затейница такая.
6) Белка песенки поет,
Да орешки все грызет.
7) Этим нас не удивишь,
Правду ль, нет ли говоришь.
КОНТРОЛЬ
I спр. II спр.
Ведёте палят
плывёте велят
растёт лежит
живёт стоит
поёт удивишь
грызёт говоришь
- Из какой сказки эти предложения? Кто автор? ( Сказка о царе Салтане….Пушкин)
5 группа, вы должны написать вместо пропусков окончания глаголов, выделить их и тоже определить спряжение.
6 группа, придумайте 5 глаголов I спряжения, 5 - II спряжения, с ударными окончаниями.
На выполнение 1 минута.
Проверка.
7. Подведение итогов.
Итак, давайте посмотрим, на все ли вопросы нам с вами удалось ответить сегодня на уроке.
Как называется новый признак глагола?
– Как определяется спряжение глагола? (По окончанию.)
Сколько спряжений в русском языке?
Что называется спряжением?
8. Домашнее задание.
9. Рефлексия.
Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×