Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 21.04
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Выступление педагога-психолога на родительском собрании. | Тупиева Ольга Владимировна. Работа №240496

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Автор: Тупиева Ольга Владимировна
Статья содержит выступление педагога-психолога перед родителями будущих первоклассников. Цель выступления - гармонизация родительско-детских отношений, снижение эмоциональной напряженности родителей.

 

Автор: Тупиева Ольга Владимировна

Педагог-психолог АНО СОШ «Месивта Любавич», г. Москва

КОНСПЕКТ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ С РОДИТЕЛЯМИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ НА РОДИТЕЛЬСКОМ СОБРАНИИ ( начало учебного года)

« Мы верим в наших детей!»

( с использованием педагогического опыта В.А.Сухомлинского)

Продолжительность занятия: 30 минут.

Участники: родители / представители семьи первоклассников.

Оптимальное число участников группы: 15 -20 .

Материалы: слайды, листы А4.

ЦЕЛЬ занятия: гармонизация родительско-детских отношений, снижение эмоциональной напряженности родителей.

ЗАДАЧИ:

1. Образовательная – познакомить участников с основными направлениями эффективной организации деятельности первоклассников, структурировать их опыт и накопленные знания.

2.Развивающая - способствовать более глубокому психологическому пониманию кризисной ситуации перехода от дошкольного к школьному обучению, выбору адекватных и эффективных способов взаимодействия с детьми, развитию педагогического потенциала родителей.

3.Воспитательная - воспитывать эмпатию, доброту, веру в себя и своих детей.

Вводная часть

Приветствие. Психолог: «Здравствуйте, дорогие родители. Я очень рада вас видеть! Сегодня, в этот волнительный момент, когда вчерашние дошколята стали первоклассниками и только делают первые шаги в начальной школе, тема нашей встречи звучит так : « Мы верим в наших детей!».

В своем выступлении я буду опираться преимущественно на опыт В.А. Сухомлинского, Ю.Б. Гипенрейтер, Л.В. Петрановской и других известных психологов, а также буду обращаться и к своему опыту. Надеюсь, все будут активными и доброжелательными . Все волнующие вас вопросы вы сможете задать в конце нашей встречи».

2.Основная часть.

Слайд 1.

Разрешите мне начать с цитаты истинного педагога, всем сердцем любившего детей, В.А. Сухомлинского: «Воспитание детей надо начинать именно с родителей. Именно родители должны стать нашими помощниками, союзниками, участниками единого педагогического процесса, коллегами в деле воспитания детей».

Мне думается, что все согласятся с мыслью о том, что и у родителей, и у школы есть очень важная, единая, объединяющая нас цель - воспитание гармоничной, психологически здоровой и благополучной, успешной личности, образованной и разносторонней. Вот какими мы хотим, чтобы стали наши дети. И это задача, которая требует мобилизации всех наших сил и умений –педагогов, психолога, руководства, - и ваших , родительских стараний и навыков, постоянных проявлений вашего терпения и любви.

Слайд 2.

Безусловно, первый год обучения в школе – один из важнейших переломных моментов в жизни ребенка. От того, как пройдет адаптация первоклассника к новым условиям, во многом зависят его эмоциональное благополучие, правильная самооценка, работоспособность, успешность в учебе и в первый год учебы, и в дальнейшем обучении. Первый опыт успеха или неуспеха в новой значимой социальной среде имеет существенное влияние на многие аспекты будущей жизни в целом.

Слайд 3.

Начальная школа – принципиально новый этап в жизни ребенка: начинается важная и комплексная учебная деятельность, значительно возрастают нагрузки на все психические функции учащегося, расширяется сфера его взаимодействия с окружающим миром, изменяется социальный статус и увеличивается потребность в независимости и самореализации. Отныне отношения ученика с внешним миром, в семье и вне школы определяются его новой социальной позицией – позицией школьника.

Школа создает благоприятные условия, чтобы первоклассники ощущали себя комфортно, этому посвящена и работа психолога: групповые и индивидуальные занятия, консультирование учителей и родителей. Важно, чтобы дома близкие также помогали детям наиболее правильным образом осваивать новые обязанности, приспосабливаться к новому режиму, организовали для них разумный режим труда и отдыха.

В связи с этим хотелось бы обратить внимание родителей на следующие важные моменты и дать рекомендации, основываясь на обобщенном педагогическом опыте многих великих ученых и прежде всего В.А. Сухомлинского :

1.Формируйте позитивное отношение к школе, обучению, умению трудиться, к будущим учителям и сверстникам.

Слайд 4.

Начать этот процесс можно с самой естественной для ребенка деятельности – игры ( проигрывание разных ролей в школьных ситуациях ) и сказкотерапии ( чтение и обсуждение историй про школу).

2.Структурируйте ребенка, а именно:

составьте вместе режим дня в наглядном виде, лучше с картинками

(

пусть ребенок помогает

вам

в этом, ищет и вырезает, наклеивает картинки);

старайтесь, чтобы каждый день была запланирована прогулка на свежем воздухе не менее 1 часа;

разумно включайте в режим дня любимые занятия и хобби, помогайте ребенку их найти

и

поощряйте

его успехи;

очень желательны занятия спортом с учетом возможностей и желаний

малыша, а также утренняя зарядка;

очень важен полноценный сон

не менее 10 часов

, лучше, если ребенок засыпает и просыпается в одно и то

же время каждый день;

замечательно, если в выходные будет организован совместный досуг всей семьей – прогулка в парк, двигательная акти

вность (

катание на велосипедах, на лыжах), культпоход.

 

Помимо очень важной психологической функции, такое структурирование обеспечивает и сохранение физического здоровья. А это исключительно важно.

Слайд 5.

Помогая

ребенку в освоении новой для него учебной деятельности, придерживайтесь принципа золотой середины.

Обе крайности – тотальный контроль и выполнение

домашних

заданий силами

самих

родителей, с одной стороны, и

предоставление

первокласснику

полной самостоятельности, с другой - неэффективны и даже опасны.

Лучше четко организовать ребенка по времени, обеспечить правильное рабочее место, помочь наводить порядок на столе, а далее дать возможность работать ему самому, находясь где-то рядом. Таким образом, вы сможете ответить на возникающие вопросы и ненавязчиво обеспечить ощущение поддержки и комфорта.

Слайд 6.

Осознанно общайтесь с вашим ребенком, помогая ему в этот сложный для него период. Вспомните свое детств

о, начало учебы в школе, помощь

, которую вы получали

от

ваших

близких

. Проанализируйте, что вам помогло, сделало увереннее, а что из поведенческих схем нанесло ущерб, вызвало дополнительные проблемы. Постарайтесь четко отследить ваши коммуникативные схемы, применяемые к

ребенку в процессе выполнения домашних заданий. И сразу, на первом этапе, откажитесь от тех форм воздействия, которые могут навредить, вызвать страх, чувство вины или неполноценности у новоиспеченного ученика.

Слайд 7.

Создавайте у ребенка ощущение успеха! Замечайте любое малое достижение, радуйтесь ему! Именно эти позитивные моменты и эмоции будут топливом для нелегкого учебного труда и для адаптации

к школе в целом. То, что не получается – пока можно не сразу показывать ребенку, не фиксировать на этом внимание

.

А все удачные результаты обязательно находите и отмечайте.

Слайд 8.

Будьте ресурсом для своего первоклассника, опорой, на которую всегда можно положиться. Вы, безусловно, знаете, что одной из базовых потребностей человека является потребность в безопасности. Давайте дадим нашим детям эту уверенность, что все идет хорошо, что вы – всегда

на их стороне

.

Важно проговаривать, что происходило в школе, что вызвало положительные эмоции, а что – расстроило

.

С

ам процесс выслушив

ания (а лучше - активного слушания, прекрасно описанного Ю.Б. Гипенрейтер) дает огромную поддержку ребенку.

 

Слайд 9.

 

И когда

этот базис обеспечен, важно обсуждать с первоклассником, что такое хорошо и что такое плохо, задавать ориентиры. Тогда у него будет

формироваться

система ценностей и координат.

Слайд 10.

Поскольку период адаптации к школе сложный для ребенка, он сложен и для родителей. У них также возникают новые обязанности, новая реальность предъявляет повышенные требования. Поэтому будьте внимательны и к себе, к своему здоровью, поддерживайте и берегите себя. Уделяйте достаточное время сну и прогулкам, полноценному восстановлению ваших сил. Вы нужны вашим детям здоровыми и активными.

Слайд 11.

И самое главное, что будет самым важным всегда -

 

ЛЮБИТЕ, УВАЖАЙТЕ И ВЕРЬТЕ В СВОЕГО РЕБЕНКА!

Слайд 12

 

3. Заключительная часть.

Рефлексия

Психолог: «Дорогие родители и близкие наших первоклассников, благодарю вас за внимание. Прошу ответить на несколько вопросов письменно.

Что запомнилось вам больше всего?

Какие

рекомендации

были самими интересными?

Какие рекомендации

вы считаете важными для вас?

Что больше всего беспокоит вас в связи с началом учебы вашего ребенка?

Какие вопросы вы хотели бы задать психологу?

Какие темы вы предложили бы обсудить на наших будущих встречах?

»

Участники пишут ответы на листках ( 5-7мин)

Подведение итога.

Психолог: « Надеюсь, этот разговор был полезен и придал всем участникам уверенности и спокойствия. Вместе мы сможем решить все задачи и поможем нашим детям стать успешными учениками!

Дорогие друзья, всего доброго! До новых встреч!»

 

 

 

 

Используемая литература:

В.А.Сухомлинский

«Хрестоматия по этике» -

М.:Педагогика

, 1990.

Сухомлинский В.А

.

«

О воспитании

» - М.:

Изд-во политической литературы, 1988

.

Ю.Б.Гиппенрейтер

«Общаться с ребенком как?» - М.,

ЧеРо

, 1997.

Психология индивидуальных различий./ под ред.

Ю.Б.Гиппенрейтер

и В.Я. Романова.

–А

СТ, 2008 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×