Выявление и работа с одарёнными детьми в сельской школе

Автор: Султангареева Анна Васильевна

Султангареева Анна Васильевна

учитель математики и физики

высшей категории

Почётный работник общего образования РФ

Победитель  конкурса лучших учителей РФ

в рамках ПНП «Образование».

 

Выявление и работа с одаренными детьми в сельской школе.

Сегодня в России имеется достаточно большой опыт организации работы с одаренными детьми. 11 сентября 2012 года премьер-министр России подписал постановление правительства об образовании национального координационного совета по поддержке молодых талантов. «Это необхо­димо делать для того, чтобы система отбора, система работы с талантливыми детьми становилась все более и более современной и в то же время чтобы практически любой ребёнок находился в поле зрения педагогов, чтобы ни один его талант не оказался забытым», - пояснил Дмитрий Медведев.

Образовательная деятельность с одаренными детьми может выстраи­ваться на основании законодательных, научно-методических, программ­ных документов федерального, регионального, муниципального и школьного уровней. К наиболее значимым документам, определяющим условия и механизм деятельности в работе с одаренными детьми в деятельности педагога, можно отнести следующие документы:

I. Рабочая концепция одаренности под редакцией Богоявленской Д.Б., 2003г.

2. Федеральная целевая подпрограмма «Дети России» на 2007-2010 гг. Подпрограмма «Одаренные дети» от 21.03.2007.

Для жизни в современном обществе важным является формирование математического стиля мышления, проявляющегося в определенных ум­ственных навыках. Тридцать семь лет я проработала учителем математи­ки и физики в сельской школе. Моя принципиальная позиция заключается в том, что одаренные дети всегда были и есть. Эту позицию разделяют и учителя нашей школы. Ведь именно на школьной скамье рождаются неординарные творческие личности, в которых всегда нужда­лось общество. Поэтому так важно именно в школе выявить всех, кто интересуется различными областями науки и техники, помочь претворить в жизнь их планы и мечты, вывести школьников на дорогу поиска в науке, в жизни, помочь наиболее полно раскрыть свои способности, а для этого нужно приложить немалые усилия. И, прежде всего, это постоянная работа над собой. Учителя нашей школы постоянно занимаются самообразованием и делятся своим опытом с коллегами района, имеют публикации в методических изданиях,  участвуют в район­ных и во всероссийских профессиональных конкурсах (Переведенцева М.В., Гайниева Л.А., Бикбулатова Н.В., Луговая А.А. - «Учитель года», Султангареева А.В.: «Я иду на урок»-1 премия, «Урок в современной школе», победитель  конкурса в рамках ПНП «Образование».

Работа над собой приносит свои плоды, все свои знания и умения, которые мы  используем в работе с одаренными детьми, считая, что каждый ребенок одарен по-своему.

В нашей школе чуть больше ста учащихся и почти каждый ребенок на виду. Уже в начальных классах можно заметить детей, которые испытывают радость от умственного труда, имеют более высокие, по срав­нению с большинством остальных сверстников, интеллектуальные способ­ности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления.

В своей педагогической деятельности мы уделяем большое внимание сохранению преемственности в обучении: совместные воспитательные мероприятия учащихся начальных и старших клас­сов, привлечение младших к участию в предметных декадах. Старшеклас­сники проводят занятия с малышами, радуются их успехам, гордятся их достижениями. Благодаря преемственности, дети разных возрастов понимают и уважают друг друга. Этот подход позволяет не только развить творческие способности учащихся, но и способствует развитию толерант­ности, уважительного отношения старших и младших школьников, а так­же влияет на выбор будущей профессии выпускников школы.

Особое внимание  уделяется учащимся 5-6 классов, т.к. именно в этом возрасте важно создать условия для самоопределения и самовыражения реализации интеллектуальных возможностей, проявления творческих способностей. Дети с удовольствием посещают кружки, участвуют в различных конкурсах, начинают пробовать себя в научно-исследовательской деятельности.

 Работая с учащимися 7-9 классов, продолжаем развивать  устойчивый интерес к своему предмету через кружковую работу, факультативы, через элективные курсы, конференции. За достигнутые успехи в районных, конкурсах «Математика на каждом шагу», «Архимедова сила» команды нашей  шко­лы награждались Почетными грамотами, принимали участие в республиканской научно – практической конференции «Дорогами Отечества», олимпиаде Кубка Гагарина, «Лаборатория XXI века» и другие творческие конкурсы.

В школе я являюсь организатором олимпиад и конкурсов по физике и математике. В кабинете оформлен уголок «Олимпиады, конкурсы», где размешается информация о конкурсах, отражаются результаты участия. Уже традицией стало участие ребят в Международном конкурсе «Кенгу­ру», в котором участвуем с 2003 г. Пробовали свои силы и межрегиональ­ных заочных олимпиадах «Авангард» и «Зубренок», в республиканской олимпиаде «Матлет». Наши ученики не раз были победителями и призерами, добивались неплохих результатов на районных, республиканских и международных уровнях. Например: Жулькова Анна 7 класс 1 место в районе, участие в республиканской НПК «Дорогами отечества», Бабичев Ринат 8 класс 2 место «Лаборатория XXI века», так же Ринат победитель международного конкурса по математике «Новый урок» и т.д.

Работа с одарёнными детьми в сельской школе имеет и свои трудности. Если в классах по 8-10 учеников, а предметных олимпиад много, то
часто одним и тем же, более успешным, ученикам приходится участвовать в не
скольких олимпиадах. А остальные дети с удовольствием принимают участие и конкурсах, где больше возможности добиться успехов. Интерес к участию в конкурсах не пропадает, ребята участвуют, пополняя своё портфолио дипломами, сертификатами и грамотами.

Общение с одаренными детьми требует от педагога гибкости мышления, творчества, профессионализма, постоянной работы над собой, самообразования.       

 

 

comments powered by HyperComments
Пожалуйста, подождите.
x