Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 25.04
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Взаимодействие классного руководителя с семьей как главным партнером в воспитании личности ребёнка. ☼

Дата публикации:
Описание:

Автор: Донская Анастасия Дмитриевна

Министерство образования Республики Саха (Якутия)

МБОУ Нюрбинская средняя общеобразовательная школа №1

имени Степана Васильева

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Взаимодействие классного руководителя с семьей как главным партнером в воспитании личности ребенка

 

 

 

 

Работа Донской А.Д.-

учителя начальных классов

МБОУ НСОШ №1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Нюрба, 2015г.

 

 

 

Оглавление.

 

Введение

 

Глава 1.Педагогическое общение

 

 

1.1 Стили педагогического общения

         1.2 Стадии педагогического общения

         1.3 Стили воспитания

 

         Глава 2.Работа классного руководителя

     

2.1 Направления работы классного руководителя

2.2 Родительские собрания

2.3 Работа родительского комитета

2.4 Участие родителей в школьных мероприятиях.

 

Заключение.

 

Список литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

         Современная школа знает, что связь школы и семьи не должна иметь только одно направление как в старые времена, когда инициативу указывала школа, приказывая родителям и ученикам. Известный отечественный педагог И. П. Подласый пишет по этому поводу: «Современные школы переходят к тесной интеграции школьного и семейного воспитания.… Родители получили доступ к рассмотрению тех вопросов, куда традиционно их не допускали, — выбору предметов для обучения, определению объёмов их изучения, составлению учебных планов, изменению сроков и длительности учебных триместров и каникул, выбору профиля школы, выработке внутришкольных уставов, разработке мер по обеспечению дисциплины, труда, отдыха, питания, медицинского обслуживания школьников, системы поощрений и наказаний и т. д. Словом, при хорошо организованной совместной деятельности школа и семья становятся действительными партнерами в воспитании детей, где каждый имеет вполне определенные задачи и выполняет свою часть работы».

          В начальных классах связь школы с семьей (родителями) осуществляет учитель. Совместная работа учителя и родителей начинается на первом году обучения детей в школе. Для ребенка, впервые переступившего порог школы, содружество учителя и родителей — одно из важнейших условий его целостного развития, потому что личность школьника не может формироваться только в школе и только в семье. Он воспитывается одновременно и в школе, и в семье.

         Для того чтобы совместная деятельность была успешной, по моему мнению, необходимо не просто выполнять требования родителей, но и вовлекать их в работу классного руководителя по формированию коллектива, контролю учебы, организации внеурочных мероприятий. Что я и делаю, начинаю с первых дней общения с ребенком. Главная моя задача на данном этапе добиться доверительного отношения родителей, потому что я отчетливо понимаю, что родителю важно знать под контролем какого профессионала находиться его ребенок во время учебной деятельности.

 

Цель моей работы: Добиться партнерского отношения с родителями.

 

Задачи: Проанализировать  свою работу как классный руководитель.

               Выявить  лучшие методы воспитания, в формировании личности ребенка.

 

Объект исследования: ученики  и родители 4 «г» класса МОУ НСОШ №1

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Педагогическое общение

 

1.1.Стили педагогического общения

 

         Методы  воспитания  учащихся  невозможны  без  организации  общения  с  ними. Педагог, работающий  с  младшими  школьниками, должен  понимать, что  малышам  необходимо   сотрудничество с  педагогом, которое  выражается  вербально  и  невербально. Это  помогает  младшим  школьникам  преодолеть  страх, беспокойство, тревожность, положительно  адаптироваться к  школьной  жизни.

      Большое  значение  в  работе с  младшими  школьниками имеет  стиль  общения  педагога  с  детьми. В педагогической  литературе выделяют  шесть  стилей  педагогического  общения.

      Стиль  увлечённости.   Педагог  относится  к  общению  с  детьми  творчески, учитывает  индивидуальные  особенности  характера учащихся, особенности  эмоциональной  сферы. Учитель  пытается  объединить  их  творческой  деятельностью, которая  им  интересна  и  значима.

     Стиль  дружеского  общения.  Дружеское  расположение к  ребятам, желание  общаться  с  ними, интерес  к  их  жизни  может  перерасти  в  творческое  деловое  сотрудничество, однако, это  возможно, если  педагог в  дружеском  расположении  к  детям  имеет  меру. Иногда  такое  общение приводит  к  тому, что  дети видят  в  педагоге лишь  собеседника  человека, с  которым  можно  поделиться  секретом, спросить  совет, но  распоряжения  и  требования  которого  серьёзно  не  воспринимаются.

     Стиль  диалогического  общения.  Общение- диалог-это  общение, построенное на  уважении  прав  учащихся,  взаимном  доверии  друг  другу,  желании  педагога  слышать  не  только  себя  в  общении с  детьми, но  и  самих  учащихся. Диалогическое  общение  способствует  обмену  социальными  ролями, возможности  войти  в  роль  другого, содействуя  восприятию  человека  человеком. Диалогическое  общение  помогает  реализовать  очень  важную  функцию  общения- сопереживание. Сопереживание  чувств  участников  процесса  взаимодействия  формирует  у  взрослых  и  детей  способности  становиться  на  точку  зрения  собеседника.  Это  создаёт  условия  для  развития  и  совершенствования  детского  коллектива.

    Стиль  дистанциирования.  Наиболее  распространенным  стилем  общения  в  сегодняшней  школе  является  дистанциированное  общение.  Такой  стиль  в  общении  с  учащимися  избирают  как  опытные, так  и  начинающие  педагоги.  Начинающие  педагоги  избирают  такой  стиль  зачастую  из-за  боязни  потерять  свой  авторитет  в  глазах  учащихся.  Более  опытные   педагоги  считают,  что  дистанция  даёт  возможность  увереннее  управлять  классом, делает  успешным  процесс  обучения  и  воспитания. В  результате  такого  общения  процесс  воспитания  становится  формальным,  из  общения  с  детьми  уходит  искренность,  творчество,  сопереживание  друг  другу.

     Стиль  устрашения.    Использование   в  общении  с  учащимися  стиля  устрашения  говорит  о  неумении  педагога  организовать  продуктивную                

совместную  деятельность  с  детьми.  Стилю  устрашения  неприемлемы   творчество,  поиск  учащихся,  проявления  инициативы  и  самостоятельности.  В  своем  общении  с  детьми  педагог  занимает  позицию  «над».  Он  проявляет  инициативу  в  общении,  управляет,  планирует   ситуацию,  реализует  свои  цели,  оценивает,  поощряет  и  наказывает.

     Стиль  заигрывания.    В  общении  с  учащимися  отрицательную  роль  играет  стиль  заигрывания.  Главная  особенность  стиля  заигрывания  состоит  в  том,  что  педагог  стремится  продемонстрировать  всем  окружающим,  коллегам  и  родителям   детей  свое  умение  и  способность  к  сотрудничеству  с  детьми.  Завоевывая  ложный  авторитет,  педагог  не  думает  о  перспективах  общения  с  учащимися,  его  интересует  позиция  «здесь  и  теперь»,  все  остальное  взрослого  не  интересует.  Как правило,  позиция  приводит  к  тому,  что  спустя  определенное  время,  класс  становится  неуправляемым,  а  педагог  как  личность  не  воспринимается  учениками.  Такая  позиция  противоречит  педагогической  этике  и  приводит  к  конфликтной  ситуации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Стадии педагогического общения

 

     Педагогическое  общение  с  классом  имеет  несколько  стадий:

Ориентировочная  стадия.

1.                Педагог  входит  в  класс  и  окидывает  его  взглядом.

2.                В  своей  памяти  педагог  восстанавливает  ситуации  предыдущего  общения  с  детским  коллективом.

3.                Педагог  соотносит  прошлый  опыт  общения  с  учащимися,  планируемое  взаимодействие  и  реальную  ситуацию  общения.

4.                Педагог  определяет  стиль  предстоящего  общения.

5.                Ориентировочная  стадия.

1.                Педагог  использует  вербальное  (речевое)  обращение  к  классу.

2.                Педагог  использует  паузу  с  требованием  внимания.

3.                Педагог  перемещается  по  классу,  выполняя  определенные  действия  (пишет на  доске,  раскладывает  тетради  и  т.д.).

4.                Педагог  использует  одновременно  различные  приемы  привлечения  внимания.

Эмоциональная  стадия.

1.   Педагог  определяет  эмоциональную  готовность  детского  коллектива  к  решению  коммуникативных  задач.

2.   Педагог  выбирает  оптимальный  момент  продуктивного  общения  с  учащимися  класса.

     Вербальная  стадия.

1.   Педагог  использует  вербальные    средства,  которые  смогут  в  данной  ситуации  активно  воздействовать  на  чувства  и  сознание  учащихся.

2.   Педагог  демонстрирует  личное  отношение  к  создаваемой  ситуации  общения.

     Стадия  обратной  связи.

1.   Педагог  определяет  уровень  усвоения  информации  учащимися,  общую  атмосферу  мероприятия  или  урока.

2.   Педагог  определяет  психологический  климат,  настрой  учащихся  на  выполняемое  дело.

3.   Педагог  стимулирует  готовность  учащихся  к  взаимодействию.

 

     Вышеперечисленные  стадии  общения  будут  реализованы,  если  педагог  будет  инициативен  и  предпринимает  следующие  действия:

1.    Четко  организует  начальный  контакт  с  классом.

2.    Умело  переходит  от  начального  этапа  организации  класса  к  деловому  и  личностному  общению  с  классом.

3.    Оперативно  достигает  социально-психологического  единства  с  детским  коллективом.

4.    Вводит  личностные  аспекты  во  взаимодействие  с  детьми.

5.    Преодолевает  стереотипы  и  ситуативность  негативных  установок  на  отдельных  учащихся.

6.    Организует  целостный  контакт  со  всем  классом.

7.    Ставит  задачи  и  вопросы,  которые  в  начальный  момент  взаимодействия  способны  мобилизировать  коллектив.

8.     Использует  минимальное  количество  запрещающих  педагогических  требований  и  расширяет  позитивно-ориентированные  педагогические  требования.

9.    Влияет  на  учащихся  позитивно  своим  внешним  видом  и  внутренними  качествами  (опрятность,  собранность,  активность,  доброжелательность,  обаяние).

10.  Активно  использует  позитивные  вербальные  и  невербальные  средства  общения.

11.  Умеет  проявить  свою  расположенность  к  учащимся.

12.  Ставит  яркие  притягательные  цели  деятельности  и  демонстрирует  пути  их  достижения.

13.  Понимает  внутреннее  состояние  учащихся,  их  настрой,  слушает  и  слышит,  смотрит  и  видит,  принимает  мнения  учащихся  в  их  оценке.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3.Стили воспитания

     

         Современные условия обучения характеризуются гуманизацией образовательного процесса, обращением к личности ребенка, стремлением развить лучшие его качества.

         Сегодня, школа ставит своей первоочередной задачей поиск путей привлечения родителей к школьной жизни их детей, формирование интереса к ней, что в конечном счёте меняет отношение родителей к школе. Вовлеченность в воспитательный процесс способствует пониманию того, что воспитание детей - это своеобразное искусство, которое требует терпения, а также большого желания его познать. Общие дела и интересы сплачивают детей и родителей, помогают найти язык общения, положительно воздействуют на формирование личности ребенка.

         Выбор форм и методов воспитания с учетом знаний и опыта родителей, сложившихся традиций в работе с родителями, определяет сам классный руководитель. Опорой для меня всегда были родители. Без них я не смогла бы состояться как классный руководитель. На мой взгляд, именно классный руководитель может стать тем связующим звеном, своеобразным координатором, который способен сплотить этот коллектив.

На то, как проводить работу с теми или иными родителями влияет и стиль воспитания в семье.

 

1.Попустительский стиль.

         Родители с раннего детства предоставляют ребенку полную свободу действий. Взрослые очень заняты собой, своими делами. Они неумело используют методы поощрения и наказания. Родители строят свои отношения с детьми таким образом, что непроизвольно культивируют у ребенка поиск наиболее выгодных форм взаимодействия с окружающими, что стимулирует проявление у детей таких качеств, как угодничество, лесть, подхалимаж.  В ходе бесед родители жалуются, что их детей не любят, ему не дают проявить себя. Родители считают своего ребенка правым и не утруждают себя тем, чтобы разобраться в ситуации и полностью доверяют своему ребенку.

В данном случае необходимо родителей привлекать к общению со сверстниками своего ребенка, приглашать на встречи с педагогами, на уроки, мероприятия, проводимые вместе с детьми и их родителями.

 

2.Состязательный стиль.

         В данном случае родители ищут у своего ребенка проявление чего-то выдающегося и необычного, активность ребенка поощряется. Родители постоянно сравнивают своего ребенка с другими. Если результат не устраивает их, они могут жестоко наказать своего ребенка. В своей любви к ребенку родители часто не обращают внимания на человеческие качества малыша, не терпят обидчиков своих детей, не боятся вступать с ними в конфликтную ситуацию.

Задача учителя состоит в том, чтобы родители увидели сильные и слабые стороны своего ребенка, адекватно на них реагировать и своевременно исправлять. Здесь помогут индивидуальные беседы.

 

3.Рассудительный стиль.

         Ребенку предоставляется полная свобода действий, родители дают ему возможность приобретать собственный опыт путем проб и ошибок. В таких семьях дети вырастают активными и любознательными. Родители подробно разбираются во всех конфликтных ситуациях, помогают осмыслить проблему, взглянуть на нее с позиции другого человека.

         Учитель может только поощрять такую линию поведения. Родители с огромным удовольствием будут участвовать в школьной работе, помогать учителю во всем, поняв, что его ребенка уважают и относятся к нему, как к личности.

 

4.Предупредительный стиль.

         Чаще всего подобный стиль встречается в семьях, где ребенок болен. Родители такого ребенка не оставляют одного, без опеки и внимания. Ребенок огорожен от каких-либо наказаний, здесь удовлетворяется любая прихоть ребенка. Возникают проблемы в учебной деятельности, т.к. родители боятся утомить  ребенка.

         Педагог должен знать, что родители, использующие такой стиль воспитания, готовы сотрудничать с тем учителем, который им сочувствует и поддерживает их позицию. Вот тут учитель должен проявить хитрость и такт.

Он должен очень осторожно, но серьезно работать с семьей, формировать у родителей культуру адекватного восприятия собственного ребенка. Таким родителям необходимы индивидуальные консультации психолога, им необходимо участие в совместных с ребенком тренингах родительской эффективности. Очень полезным является обмен мнениями по проблемам воспитания, в котором участвуют родители других учеников класса.

 

5.Контролирующий стиль.

         В таких семьях свобода ребенка строго контролируется. Родители диктуют ребенку каждый шаг, достаточно активно используют различные методы наказания. В таких семьях дети лишены любви, тепла. Они угрюмы, подозрительны. У них часто наблюдается гипертрофированная любовь к себе. На критику и замечания в свой адрес они неадекватно реагируют. Например, улыбаются.

         В данном случае с родителями необходимо проводить беседы, привлечь на собрании к обсуждению вопроса воспитания.

 

6.Сочувствующий стиль

         В таких семьях ребенок предоставлен сам себе. Условием возникновения такого стиля является отсутствие материального достатка, плохие бытовые условия. Дети рано включатся во взрослую жизнь. Родители в таких семьях всегда благодарны учителю за разумную помощь и поддержку в воспитании ребенка. Педагог может положиться на них в своей деятельности, такие родители всегда с большим удовольствием входят в состав родительского комитета и поддерживают школу и педагогов во всех их начинаниях.

 

7.Гармоничный стиль.

Само название все объясняет. Дети такого воспитания проявляют свою рассудительность и мотивируют свои поступки. Дети и родители работают в команде. Нужно позволять им творить и не ограничивать инициативу. В детях и родителях вы найдете помощников и партнеров.

 

В своей работе, классный руководитель должен придерживаться правил:

1.                Классный руководитель в общении с каждой семьей должен быть искренен и уважителен;

2.                Общение с родителями ученика   должно служить не во вред, а во благо ребенку;

3.                Изучение семей учащихся должно быть тактичным и объективным;

4.                Изучение семей учащихся должно предполагать дальнейшее просвещение родителей и коррекционную работу.

 

Знание стилей семейного воспитания поможет классному руководителю организовать сотрудничество с родителями и детьми интересным и захватывающим, позволит избежать ошибок.

Обязанности классного руководителя:

1.                Изучение условий воспитания в семье;

2.                Индивидуальная и групповая работа с родителями;

3.                Проведение тематических родительских собраний (1 раз в четверть);

4.                Привлечение родителей к ремонту школьных помещений;

5.                Привлечение родителей к организации интересной, насыщенной внеучебной деятельности;

6.                Влияние на общение родителей с детьми;

7.                Защита интересов и прав ребенка в общественных организациях и государственных судебных органов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Работа классного руководителя

 

2.1  Направления работы классного руководителя

 

 

         Свою работу как классного руководителя с родителями веду в трех направлениях:

 

 1. Психолого-педагогическое просвещение родителей (родительские собрания, индивидуальные и тематические консультации, тренинги).

 

 2. Вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс (дни творчества детей и их родителей, открытые уроки и внеклассные мероприятия, помощь в организации и проведении внеклассных дел и укрепление материально-технической базы школы и класса, шефская помощь).

 

 3. Участие семей учащихся в управлении учебно-воспитательным процессом в школе (участие родителей класса в работе совета школы, участие родителей класса в работе родительского комитета школы и класса).

         В начале работы, как показывает практика, каждый классный руководитель сталкивается с проблемами, связанными с работой с родителями: кто-то пытается принять участие в жизни класса, кто-то настолько активно участвует в воспитательной и образовательной деятельности учащихся, что вызывает неприятие остальных родителей, а кто- то просто не желает принимать ни в чем участия. И именно классный руководитель должен построить свою работу так, чтобы вовлечь каждого родителя в образовательный процесс. С чего все начинается?

Прежде всего, с себя как классного руководителя. Перед началом учебного года обязательно повторяю правила взаимодействия с семьями учащихся:

 

·        родителям нужна поддержка, помощь, добрый совет!

·        не беседуй с родителями второпях, на бегу!

·        разговаривай с родителями спокойным тоном, не старайся назидать и поучать; это вызывает раздражение и негативную реакцию со стороны родителей!

·        умей терпеливо слушать родителей, давай возможность высказаться по всем наболевшим вопросам!

·        не спеши с выводами! Обдумай хорошо то, что ты услышал!

·        то, о чем родители поведали, не должно стать достоянием других родителей, учащихся, педагогов!

·        готовясь к встрече с семьей ученика, помни, что любой родитель хочет услышать не только плохое, но и в первую очередь, хорошее, дающее шанс на будущее!

·        каждая встреча с родителями должна заканчиваться конструктивными рекомендациями, как для родителя, так и для ученика!

·        если ты не можешь решить проблему, извинись перед родителями и предложи им обратиться к специалистам!

 

         Следующий этап — информирование родителей о воспитательной концепции школы, ее Уставом, о педагогических позициях классного коллектива, о методике воспитания, целях и задачах личностного и духовного развития школьника; особенностях его школьной деятельности, взаимоотношениях в группе, выявляющихся способностях, текущих успехах во всех сферах обучения. Информированность такого плана всегда чрезвычайно влияет на воспитательную семейную среду, вносит осознанность в действия родителей, предает их влиянию на детей целесообразный характер, повышает уровень положительного отношения к школе, придает серьезность в отношении родителей к своим родительским обязанностям.

         Чтобы увлечь детей, мотивировать их родителей к совместной деятельности, новый учебный год я обычно начинаю ярко. Первый классный час обязательно должен быть необычным и запоминающимся, на него приглашаются и родители. Родители не просто зрители, они — и участники представления, и жюри, и спонсоры!

 На первое собрание, и на каждое последующее, я отсылаю индивидуальное приглашение. Памятки и полезная информация есть на каждом собрании. Внимание и предупредительность возможных проблем – вот что подкупает родителей. Например, вместе с приглашением на первое родительское собрание я отправляю письмо от имени школы  и готовлю следующие памятки:

 

Полезная информация родителям учеников.

 

 Понаблюдайте за своим ребенком. Как ученик он должен:

 • Уметь общаться с одноклассниками, поддерживать отношения, иметь свое мнение;

 • Правильно распределять и планировать свое время;

 • Стараться учиться, стремиться овладевать знаниями, заниматься самостоятельно;

 • Уметь дружить, иметь постоянного друга, общаться с мальчиками и девочками, самостоятельно разрешать возникающие конфликты;

 • Уметь общаться с другими взрослыми;

 • Предвидеть последствия своих действий, делать правильный и безопасный выбор.

 

 

 

 

 

 Как обеспечить гармонию между домашней и школьной жизнью Вашего ребенка.

 

 • Попытайтесь избежать больших изменений или нарушений в домашней атмосфере в течение адаптационного периода. Спокойствие домашней жизни Вашего ребенка поможет ему более эффективно решать проблемы в школе.

 • Воодушевляйте ребенка на рассказ о школьных делах.

 • Регулярно беседуйте с учителями о его успеваемости, поведении и взаимоотношениях с другими детьми.

 • По возможности посещайте мероприятия, организуемые в классе. Ребенок будет рад видеть Вашу заинтересованность.

 • Помогайте ребенку делать домашние задания, но не выполняйте их сами.

 • Поощряйте возникающие интересы и увлечения ребенка.

 

На первом этапе работы я знакомлю родителей с учителями-предметниками нашего класса, ближе знакомлюсь с родителями через заполнение анкет, индивидуальные беседы. И здесь обязательное условие с моей стороны – соблюдение Заповедей классного руководителя, которые гласят:

1. Классный руководитель в общении с каждой семьей должен быть искренен и уважителен.

 2. Общение с родителями ученика должно служить не во вред, а во благо ребенку.

 3. Изучение семей учащихся должно быть тактичным и объективным.

 4. Изучение семей учащихся должно предполагать дальнейшее просвещение родителей и коррекционную работу.

         Изучая семьи учащихся, я обращаю внимание на следующую информацию о семье ученика:

 — общие сведения о родителях или людях, заменяющих их;

 — жилищные условия семьи и материальная обеспеченность;

 — образовательный уровень семьи, интересы родителей к школе и к жизни ребенка в классном коллективе;

 — уровень педагогической культуры родителей;

 — степень значимости воспитательного воздействия родителей на ребенка;

 — семейные традиции, обычаи и ритуалы.

         Изучение семей учащихся помогает мне ближе познакомиться с самим учеником, понять уклад жизни ученика, её традиции и обычаи, духовные ценности, стиль взаимоотношений родителей и детей.

         Для изучения семьи я использую различные методы психолого-педагогической диагностики, которые позволяют корректировать поведение ребенка, влиять на взаимоотношения детей и родителей. Это: наблюдение, беседа, тестирование, анкетирование, деловые игры, тренинги, материалы детского творчества, интерактивные игры.

         Начиная работу с детским коллективом в 1 классе, стараюсь максимально изучить семейную ситуацию. Это необходимо для того, чтобы спланировать воспитательную работу в классе с максимальной эффективностью. Уже на первой встрече с родителями провожу анкетирование вида:

 

 1. Какого мнения вы о школе и педагогическом коллективе, в котором будет учиться ваш ребенок?

 

 2. Каким вы видите классного руководителя своего ребенка?

 

 3. Каким вы представляете класс, в котором учиться вашему ребенку?

 

 4. Какие традиции и обычаи, по-вашему мнению, должны развиваться в детском коллективе?

 

 5. Чем вы могли бы помочь классному руководителю в создании детского коллектива?

 

 6. Какие проблемы воспитания вызывают у вас серьезную тревогу и опасения?

 

 Для изучения отношения родителей к собственному ребенку, к перспективам его обучения и воспитания, можно предлагаю родителям следующие вопросы:

 

 1. С каким чувством переступает порог школы ваш сын или ваша дочь?

 

 2. Как чувствует себя ребенок в ученическом коллективе?

 

 3. Знаете ли вы друзей или приятелей своего ребенка в коллективе?

 

 4. Как складываются отношения с учителями-предметниками у вашего ребенка?

 

 5. Создает ли школа, по-вашему мнению, условия для самореализации в учебной деятельности вашего ребенка?

 

 6. Какую помощь необходимо оказать вашему ребенку для повышения результативности его учебной деятельности?

 

 С целью изучения качества характера учащихся, взаимоотношения в семьях ребят использую в анкетировании следующие вопросы:

 

 1. Какие положительные качества характера своего ребенка вы можете назвать?

 

 2. Какие отрицательные качества характера вашего ребенка мешают ему комфортно чувствовать себя в коллективе?

 

 3. Как ведет себя ваш ребенок дома?

 

 4. Делится ли ваш ребенок с вами впечатлениями о событиях школьной жизни, жизни класса?

 

 5. Приглашает ли вас на классные мероприятия, хочет ли видеть вас в школе?

6.Как вы думаете, каким будет будущее вашего ребенка?

 

          В диагностике взаимоотношений родителей и учащихся использую и проектные методики. Эффективность использования этой методики в том, что методики неоконченных предложений можно использовать и для учащихся, и для родителей. Учащиеся и родители дают ответ на одни и те же вопросы, это позволяет определить причины конфликтов во взаимоотношениях детей и родителей.

 Для проективного исследования мнения учащихся использую следующие вопросы:

 

 • Школа для меня – это…

 

 • Класс, в котором я учусь, — это…

 

 • Учителя для меня – это люди, которые ….

 

 • Мои одноклассники – это…

 

 • Уроки для меня – это…

 

 • Предметы, которые мне нравятся, – это…

 

 • Предметы, которые мне не нравятся, — это…

 Для проективного исследования мнения родителей использую следующие вопросы:

 

 • Школа, в которой учится мой ребенок, — это…

 

 • Класс, в котором учится мой ребенок, — это…

 

 • Одноклассники моего ребенка – это…

 

 • Выполнение домашнего задания для моего ребенка – это…

 

 • Учебные предметы, нравящиеся моему ребенку, — это…

 

 • Предметы, которые не нравятся моему ребенку, — это...

 

          Проанализировав ответы учащихся и родителей, использую их результаты для подготовки и проведения различных внеклассных мероприятий, как с родителями, так и с учащимися.

         Для изучения традиций и обычаев семей учащихся, нравственных ценностей семей, использую такие вопросы проективной методики:

 Вопросы для учащихся:

 

 • Я радуюсь, когда…

 

 • Я огорчаюсь, когда…

 

 • Я плачу, когда …

 

 • Я злюсь, когда…

 

 • Мне нравится, когда…

 

 • Если у меня хорошие новости, то я …

 

 • Если у меня плохие новости, то я …

 

 • Если у меня что-то не получается, то я…

 

 Вопросы родителям:

 

 • Я радуюсь, когда мой ребенок…

 

 • Я огорчаюсь, когда мой ребенок…

 

 • Я плачу, когда мой ребенок…

 

 • Я злюсь, когда мой ребенок…

 

 • Мне нравится, когда мой ребенок…

 

 • Мне не нравится, когда мой ребенок…

 

 • Я верю, когда говорят, что мой ребенок… и т.д.

 

         На основании данного исследования провожу индивидуальные и тематические консультации, собеседования с родителями и детьми.

          В своей работе использую рисуночные диагностики на одну и ту же тему для родителей и детей. Например, предлагаю нарисовать рисунки на темы «Выходной день в моей семье», «Наша семья», «День рождения в моей семье».

          Сравнительный анализ рисунков позволяет обратить внимание родителей на те моменты воспитания своего ребенка, на которые они в повседневной жизни не всегда обращали внимания.

         Большое внимание уделяю изучению отношения семьи к нравственным ценностям, которые являются основой формирования личности ребенка. Родителям и учащимся предлагаю дать определение таким нравственным ценностям, как «долг», «честь», «ответственность», «любовь», «достоинство», «терпимость» и расставить их по степени значимости.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Родительские собрания

 

         Воспитание ученика в школе и воспитание в семье – это единый неразрывный процесс. Велика роль учителя начальных классов в организации этой работы. Очень важно с первого года обучения и воспитания детей в школе сделать родителей соучастниками педагогического процесса.

 

         Работа с родителями, как и всякая работа в образовательном учреждении, мною ведется в целостной системе и имеет огромное значение. Чтобы помощь родителей была действенной, их нужно обучать обмениваться опытом, обсуждать проблемы, совместно искать пути и способы их решения.

 

         Не надо удивляться, что посещаемость родителями школьных собраний с каждым годом снижается. Следует искать причину, почему родителям неинтересно быть на собраниях. Одной из основных является неинтересная и однообразная форма проведения: классный руководитель, ознакомив с текущей успеваемостью (а оценки, в основном, есть в дневниках), беседует о ремонте и оборудовании учебного кабинета. Мы пересмотрели отношение к родительским собраниям. И результат не замедлил сказаться: сами педагоги отмечают, что интерес к собраниям возрос не только у родителей, но и у детей и учителей. Следовательно, собрание родителей ставит перед собой целью не только повышение педагогической культуры родителей. Это и сплочение коллектива родителей, и различные организационные вопросы. На собрании решается целый ряд задач, возникающих в процессе учебно-воспитательной работы, вопросов, поставленных жизнью на каждом конкретном этапе деятельности учителя и родителя. И чем разнообразнее и интереснее будут формы общения педагогов и родителей, тем больше положительных результатов принесут родительские собрания.

 

         Общешкольные собрания проводим 2 раза в год по плану. Классные собрания – не реже 1-2 раз в четверть + мероприятия, организованные совместно с родителями.

         Цель: организация тесного взаимодействия родителей с учебным учреждением, установление единой педагогической позиции.

         Содержание: анализ проделанной работы и результатов мероприятий, организация помощи в семье с использованием различных форм и методов, освещение тех событий, которые произошли в школе за определенный период, перспективное планирование.

         Результативность работы: совместная работа по воспитанию детей в школе и дома, удовлетворенность родителей педагогической деятельностью, коллективные творческие дела.

         Уже несколько лет мы практикуем предварительное собрание родителей будущих первоклассников, которое проводим в мае предыдущего года. Практика показывает, что такой заблаговременный разговор с родителями делает более действенными советы учителя, более эффективной подготовку детей к школе.   Советы учителя на этом этапе помогают родителям постепенно перестроить, если в этом обнаруживается необходимость, быт семьи, режим, что-то устранить, а что-то добавить в свое воспитательное воздействие на ребенка.

Я провожу классные родительские собрания 1-2 раза в четверть, дополнительно решая индивидуально возникающие в процессе работы проблемы.

 

Тематика классных родительских собраний.

1класс.     

Первый раз в первый класс.

Адаптация первоклассников.

 Как помочь первокласснику учиться.

Давайте говорить друг другу комплементы или один день без нотаций.

Капризы ребенка и как с ними бороться.

Учеба и игра в жизни первоклассника.

Организация и проведение летних каникул

2 класс.    

Особенности учебной деятельности второклассников.

Единство требований семьи и школы.

Семейное воспитание.

Связь поколений.

 Секреты бабушек и дедушек.

Семейные традиции..

Режим дня и его значение для организации жизни и деятельности школьника.

О воспитании сознательной дисциплины.

Условия успешного применения поощрений и наказаний.

 Копилка полезных советов.

Организация летнего отдыха детей.

3 класс.    

Культура учебного труда и поведения школьника.

Характеристика учебной деятельности третьеклассника.

Домашняя библиотека, любимые книги.

Школьная библиотека.

 Что читать третьекласснику?

Забота о глазах.

 Упражнения для глаз.

Школьные традиции и праздники.

Организация летнего отдыха детей.

Совместный отдых на природе.

4 класс.    

Подростковый возраст – возраст  стремительного развития физических и умственных сил.

Учет психических и физических особенностей ребенка, сочетание уважения к подрастающему человеку с требовательностью к нему.

Знакомство детей с особенностями работы их родителей, бабушек и дедушек. Беседы о профессиях.

Мир наших увлечений.

Выставка творческих работ детей и родителей.

 

         Кроме того, в своей работе я практикую такие формы, как:

Презентация семейного опыта воспитания

Родительский лекторий

Собрания-диспуты

Проигрывание педагогических ситуаций

Тематические и индивидуальные консультации

Совместные выезды на природу, экскурсии

Выставка ученических творческих работ, выступления художественной самодеятельности для родителей. Это доставляет удовольствие самому ученику и радует их родителей.

         Результативность данной работы проявляется в различных аспектах:

в улучшении отношений с ребенком, во взаимопонимании

в оптимистическом взгляде родителей на решение семейных проблем и формирование педагогической рефлексии родителей

в проявлении родительской солидарности, сплоченности, активности в учебно-воспитательном процессе.

Педагог должен вести непрерывную просветительскую работу с родителями, быть с ними откровенным, с уважением относится к родительским чувствам, всегда быть верным советчиком и другом. Ибо роль семьи в воспитании и развитии школьных успехов огромна и незаменима.

         Там, где учителя и родители действуют согласованно, обычно лучше осуществляется учебно-воспитательная работа в школе и более правильно ведется воспитание детей в семье. Рекомендации, советы учителя должны обязательно выполняться. Недопустимо, чтобы родители неуважительно отзывались об учителе, позволяли себе пренебрежительные высказывания в его адрес. Это дезориентирует детей, толкает их на ложный путь приспособленчества, поисков компромиссного решения из создавшегося положения. Ставя под сомнение авторитет учителя, родители тем самым подрывают уважение детей к другим окружающим взрослым людям. В том числе и к самим себе. Честнее и проще выяснить какие-либо возникшие недоразумения в личной беседе с педагогом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3 Работа родительского комитета

 

         Говоря о работе с родителями, нельзя не отметить роль родительского комитета. Родительский комитет – представительский орган родительской общественности. Это особая, оперативная группа родителей класса, которая является связующим звеном между семьей, школой, общественностью и учащимися класса. Обязанности между членами комитета распределяются в зависимости от их склонностей и желания. Члены родительского комитета не только принимают активное участие в подготовке и проведении праздников, экскурсий и других мероприятий, являясь основными помощниками учителя, но и оказывают большую помощь в работе с трудными семьями, в формировании у родителей ответственности за воспитание своих детей. Часто слышишь, что родительские комитеты прилагают большие усилия для улучшения материальной базы учебного процесса. Это очень хорошо, но недостаточно. Членам родительского комитета стоит знать и о трудностях воспитания детей в некоторых семьях, подсказать учителю, чтобы тактично и своевременно вмешаться, помочь вовлечь ребенка в классный коллектив. Главное в работе родительского комитета – желание и умение привлечь по возможности как можно больше родителей класса к выполнению намеченных дел, помогающих создать в классе тот микроклимат, в котором все будут учиться с удовольствием,  и жить дружно, весело, увлеченно.

В ранний школьный период родители и семейная атмосфера являются наиболее важными факторами в развитии детей. Некоторым родителям могут понадобиться соответствующая подготовка и одобрение педагога в их стремлении помочь детям. В свою очередь, школьные учителя должны осознать, что их работа в классе не принесет больших результатов без активного участия родителей.

Партнерство семьи и школы должно работать в интересах ребенка, разделяя ответственность за его образование и развитие.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.4 Участие родителей в школьных мероприятиях.

 

         Важная часть взаимодействия учителя и родителей – это практическая совместная работа детей и родителей, которую организует педагог. Проживая вместе с детьми определенные отношения в ходе праздника, концерта, беседы, игры, трудового дела, спортивного состязания и других форм совместной деятельности, родители переносят данное отношение в дальнейшую историю семейной жизни, вносят невольно новые отношения, которых раньше не было в семье, тем самым, изменяя поле семейных отношений.

         Работу с родителями начинаем с того,  что класс делится на  4 группы. Эти группы работают по четвертям.

          В течение всего периода работы с классом пытаюсь вовлекать родителей во все внеклассные мероприятия, проходящие не только в классе, но и в школе. В коллективе сложилась традиция отмечать день именинника. Этот праздник всегда проходит весело и задорно. Дети с удовольствием участвуют во всех развлечениях. Сначала праздники проводились совместно с родителями, сейчас родители целиком сами занимаются проведением данного праздника. Они проводят различные конкурсы, викторины для ребят.

         Огромную роль играют родители в проведении праздников «Фестиваль родительских талантов». 2 года наши родители уверенно заняли 1 место в школьном конкурсе и выступили на концерте посвященном Дню школы. Костюмы, декорации, репетиции с детьми, презентации, участие – основная деятельность родителей. Практически любое спланированное с детьми дело не обходится без участия родителей. Родителями были подготовлены номера в конкурсах песенных дуэтов: Дуэт учителя с учеником, где в подтанцовке участвовали все ученики нашего класса, дуэт учеников, который занял 1 место в школьном конкурсе. В 3 классе команда нашего класса заняла 1 место в школьном КВН.  Каждый год родители проводят в классе традиционно праздники для девочек, мальчиков, Новый год, общешкольный поход. Кроме этого активно участвуют во всех проводимых школьных мероприятиях, конкурсах. Для того чтобы участвовали все ученики в конкурсах, устанавливаю очередность. Родители принимают также активное участие в различных НПК, принимали участие до районных НПК.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

 

         Содержанием моего взаимодействия с родителями становится постоянная забота о развитии личности ребенка. Она направляет всевозможные действия в адрес родителей, будь это просьба приобрести книгу, прийти на собрание, откликнуться на призыв отремонтировать классную комнату. То есть содержанием взаимодействия с родителями является забота о развитии их ребенка, его самочувствии, состоянии души, физическом и психическом здоровье, успешности деятельности, самооценке, способностях и перспективах его развития, особенностях характера. Родители мне доверяют, поэтому им хочется со мной общаться. В беседах я обязательно скажу и о достижениях ребенка, и о проблемах, как в воспитании, так и в обучении. Родители отвечают мне взаимной заинтересованностью.

         Триединый союз работает в тесном контакте. Это мечта любого учителя. Поэтому в конце четверти и года родители получают от меня грамоты, благодарственные письма за помощь, понимание и творчество.

          Еще Л.Н. Толстой писал « Слово – дело великое. Великое потому, что словом можно соединить людей, словом можно и разъединить их, словом служить любви, словом же можно служить вражде и ненависти…»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

 

Н. Е. Щуркова. Классное руководство: теория, методика, технология. – М.: Педагогическое общество России, 2000г..

 

 

О.В.Перекатьева. Современная работа с родителями в начальной школе- Издательство «Март», 2004г.

Пожалуйста, подождите.
x
×