Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 26.04
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Взаимодействие педагогов и родителей – залог успешного развития ребёнка раннего возраста | Галина Алексеевна Феоктистова. Работа №239562

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Автор: Галина Алексеевна Феоктистова
Ранний возраст – важнейший период жизни человека для формирования фундаментальных способностей, определяющих дальнейшее его развитие. В этот период складываются такие ключевые качества, как познавательная активность, доверие к миру, уверенность в себе, доброжелательное отношение к людям, творческие возможности, общая жизненная активность.

Галина Алексеевна Феоктистова,
воспитатель, МДОУ ЦРР-д/с № 182
г. Магнитогорска
Взаимодействие педагогов и родителей – залог успешного развития ребёнка раннего возраста
От того, как прошло детство, кто вёл ребёнка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш В.А.Сухомлинский.
Ранний возраст – важнейший период жизни человека для формирования фундаментальных способностей, определяющих дальнейшее его развитие. Вэтот период складываются такиеключевые качества, как познавательная активность, доверие к миру, уверенность в себе, доброжелательное отношение к людям, творческие возможности, общая жизненная активность.
Семья как первичный институт социализации является первичной сферой жизнедеятельности и развития личности ребёнка, поэтому объяснимо особое внимание общества к её функционированию. В настоящее время возникает такая проблема, как дисфункция семьи, в том числе в сфере воспитания и развития детей. Среди функций семьи наибольший интерес представляют те, что связаны с воспитанием и развитием детей. Опираясь именно на эти интересы, мы спланировали перспективу и формы взаимодействия с семьёй.
Во время первой встречи с родителями в индивидуальных беседах выясняем условия жизни ребёнка дома, получаем сведения о состоянии его здоровья, привычках, особенностях характера, режиме, взаимоотношениях между взрослыми членами семьи; предлагаем заполнить анкеты. В первые дни пребывания ребёнка в группе мы не нарушаем резко то, к чему малыш привык дома, даже если эти привычки и не совсем правильны. Но в тоже время объясняем родителям, какие навыки, умения нужно формировать у детей дома, какими методами при этом пользоваться.
В последующих консультациях мы подчёркиваем, что взрослый не только обеспечивает все условия, необходимые для развития и оптимального состояния здоровья малыша. Общаясь с ним, необходимо проявлять тепло, ласку; доносить ту информацию, которая необходима для развития ума и души ребёнка. Только доброжелательный тон, спокойное, ровное к нему отношение – залог уравновешенного состояния малыша.
Л. С. Выготский считал, что отношение ребёнка к миру - зависимая и производная величина от самых непосредственных и конкретных его отношений ко взрослому человеку.
Знакомя родителей с информациями папки-передвижки, подводим к тому, что одним из условий, обеспечивающих нормальное развитие, хорошее самочувствие детей раннего возраста, является единство педагогических воздействий со стороны всех, кто участвует в их воспитании, особенно в семье, где нередко с ребёнком занимаются несколько человек: родители и другие взрослые – и действия их в отношениях с ним не всегда согласуются или нет постоянства в требованиях. В этих случаях малыш не понимает, как же он должен поступить, как действовать. Одни дети (легко возбудимые) перестают подчиняться требованиям взрослых, другие, более сильные, пытаются приспособиться, каждый раз меняя своё поведение, что является для них непосильной задачей. Сами взрослые часто являются причиной неуравновешенного поведения детей. Поэтому очень важно, чтобы не только в детском учреждении, но и в семье требования к детям были одинаково посильными, согласованными между родителями и педагогами.
Во время проведения круглого стола и обмениваясь семейным опытом воспитания, все участники отметили, что дети раннего возраста внушаемы, им легко передаётся настроение окружающих. Повышенный, раздражительный тон, резкие переходы от ласки к раздражению, окрику отрицательно влияют на поведение малыша. Наши рекомендации были приняты родителями во внимание: очень важно при воспитании ребёнка правильно пользоваться запретами. Это не значит, что ему можно разрешать делать все, что он хочет. Как частые запреты, так и позволение делать все, что захочется ребёнку - вредны. В одном случае он должен себя постоянно сдерживать, что для него составляет большой труд, в другом - у него не формируются умения и навыки, необходимые ему для жизни. От родителей поступали вопросы: как же применять запреты в общении с детьми раннего возраста? Освещая эту тему, мы отметили, что прежде всего запреты, если в них есть необходимость, должны быть обоснованными, требования их выполнения должны предъявляться спокойным голосом. Нельзя разрешать то, что раньше запрещалось, например, всегда надо требовать, чтобы ребёнок не садился есть с немытыми руками, не подходил к открытому окну, горящей плите, не брал вещи со стола воспитателя и т.д. Однако этих запретов должно быть гораздо меньше того, что ему позволено делать. Предъявляемые требования должны быть посильными для выполнения детьми раннего возраста. Так, им трудно длительное время не двигаться – сидеть или стоять, сохраняя одну и ту же позу, ждать, пока, например, дойдёт до них очередь одеваться на прогулку.
На одном из родительских собраний, мы обсуждали с родителями вопрос формирования самостоятельности у детей раннего возраста. Из нашего выступления родители узнали, что выполнение действий ребёнком без помощи взрослого очень рано доставляет ему удовольствие. Едва научившись говорить, он обращается ко взрослому со словами: Я сам. Эту потребность малыша в проявлении активности, самоутверждении следует, насколько это возможно, всячески поддерживать. В игре часто дети сами пытаются преодолеть какие-то трудности, и не надо стремиться тотчас же им помогать. Пусть ребёнок попытается самостоятельно выполнить действие. Это одно из условий формирования умений и хорошего настроения малыша.
Часто причиной неуравновешенного поведения детей является нарушение его деятельности. Ребёнок в раннем возрасте не может быстро, произвольно переключаться с одного вида деятельности на другой, и поэтому резкий срыв, требование немедленно прекратить, скажем, игру и немедленно заняться чем-то другим ему непосильно, вызывает у него резкий протест. И наоборот, если взрослый делает это постепенно – вначале предлагает закончить игру, положить игрушки на место, затем даёт установку на новый вид деятельности: Сейчас пойдём умываться, мыло душистое. А на обед вкусные котлеты. Ты мне поможешь поставить тарелки на стол? - ребёнок охотно подчиняется взрослому.
Взрослым следует учитывать индивидуальные особенности ребёнка. У детей с разным типом нервной деятельности предел работоспособности неодинаков: одни из них утомляются быстрее и чаще требуют во время игры смены спокойных и подвижных игр, более раннего укладывания спать, чем другие. Другие дети сами вступают в контакт с окружающими, требуют того, чтобы их вызывали на эти контакты, чаще поддерживали их положительное эмоциональное состояние. Засыпают дети также не одинаково: одни медленно, беспокойно, просят, чтобы с ними рядом был взрослый ; другие засыпают быстро и нуждаются в особых воздействиях. Во время игры одни дети легко выполняют задания взрослого (поэтому важно, чтобы оно было достаточно трудным, решалось ими самостоятельно). Другие ждут помощи, поддержки, поощрения. Знание индивидуальных особенностей ребёнка не только помогает взрослым найти нужный подход к нему, но и способствует формированию определённых черт его личности.
Часто причиной неуравновешенного поведения детей бывает неправильная организация деятельности ребёнка: когда не удовлетворяется его двигательная активность, ребёнок не получает достаточно впечатлений, испытывает дефицит в общении со взрослыми. Срывы в поведении детей могут произойти и в результате того, что не удовлетворены своевременно его органические потребности – неудобство в одежде, ребёнок несвоевременно накормлен, не выспался. Поэтому режим дня, тщательный гигиенический уход, методически правильное проведение всех режимных процессов - сна, кормления, туалета, своевременная организация самостоятельной деятельности детей, занятий, осуществление правильных воспитательных подходов к ним является залогом формирования правильного поведения ребёнка, создания у него уравновешенного настроения.
Поэтому так важно заложить основу доверительных отношений между ребёнком и взрослым, обеспечив эмоционально и психологически благоприятные условия для гармоничного развития малыша. Достичь успеха в процессе воспитания конкретного ребёнка в данной семье возможно при осуществлении взаимодействия педагогов родителей разнообразием форм работы.
Методы, формы взаимодействия с родителями разнообразны. С целью повышения уровня педагогического образования родителей и оптимизации стиля семейного воспитания кроме традиционных форм взаимодействия, нами применяются и современные (нетрадиционные): презентации, устные журналы, создание тематических памяток и т.д.
Имея опыт работы в данном направлении, можно сделать выводы, что от качества взаимного сотрудничества в значительной мере зависит уровень педагогической культуры родителей, а следовательно, и уровень воспитания и развития ребёнка. Детский сад – первое общественное воспитательное учреждение, с которым вступают в контакт родители и где начинается их систематическое педагогическое просвещение.
Приложение.
ПАМЯТКА
Взрослым по секрету от малышей …
Не балуйте меня, вы этим меня портите. Я хорошо знаю, что необязательно мне давать все, что я требую. Я просто вас испытываю. Особенно не давайте мне того, что я хочу, ущемляя вас самих в чем-то.
Не бойтесь быть твёрдыми со мной. Я предпочитаю именно такой подход. Это позволяет мне определить своё место и особенно помогает, когда со мной разговаривают как с взрослым. Мне легко в таком случае выполнить справедливые требования.
Не полагайтесь на применение силы в отношении со мной. Это приучит меня к тому, что считаться нужно только с силой. Я откликнусь с большей готовностью на ваши инициативы. Особенно если вы будете учитывать, и мои интересы и уважать их.
Не будьте непоследовательными. Это сбивает меня с толку и заставляет упорнее пытаться во всех случаях оставить последнее слово за собой. Я согласен, что у всех бывают разные настроения в разное время, но в отношениях с другими людьми вы ведь стараетесь быть более предсказуемыми. Не контролируйте свою последовательность; если её нет, то все равно не проконтролируйте, лучше определитесь со своими целями и своим местом в жизни. Не бойтесь их менять, просто говорите об этом.
Не заставляйте меня чувствовать себя младше, чем я есть на самом деле. Я отыграюсь на вас за это, став плаксой и нытиком.
Не делайте для меня и за меня то, что я в состоянии сделать для себя сам, а то войдёт в привычку использовать вас в качестве прислуги.
Не обращайте внимания на мои дурные привычки. Это меня портит.
Не пытайтесь читать мне наставления и нотации. Вы будете удивлены, узнав, как великолепно я знаю, что такое хорошо и что такое плохо. И узнал об этом раньше, чем вы думаете.
Не заставляйте меня чувствовать, что мои поступки – смертный грех. Я должен научиться делать ошибки, не ощущая, что я ни на что не годен.
Не придирайтесь ко мне и не ворчите на меня. Если вы будете это делать, я буду вынужден защищаться, притворяясь глухим.
Не требуйте от меня объяснений, зачем я это сделал. Я иногда и сам не знаю, почему так поступаю.
Не подвергайте слишком большому испытанию мою честность. Когда я запуган, я легко превращаюсь в лжеца.
Не забывайте, что я люблю экспериментировать. Таким образом, я познаю мир, поэтому, пожалуйста, смиритесь с этим.
Не обращайте слишком много внимания на мои маленькие болезни. Я могу научиться получать удовольствие от плохого самочувствия, если это привлекает ко мне много внимания.
Не беспокойтесь, что мы проводим слишком мало времени вместе. Значение имеет то, как мы его проводим.
Пусть мои страхи и опасения не вызывают у вас беспокойства. Иначе я буду бояться ещё больше.
Не забывайте, что я не могу успешно развиваться без понимания и одобрения, но похвала, когда она честно заслужена, иногда все же вами забывается.
Список используемой литературы
1. Печора К.П., Пантюхина Г.В. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях, 1986
2.Загик Л.В., Иванова В.М. Воспитатели и родители , 1985
3. Байчев В. Семья, ребёнок, детский сад /Дошкольное воспитание, 1996, № 5/
4. Доронова Т.Н Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями, 2002
Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×