ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ И УЧЕНИКА В ЭПОХУ ЦИФРОВИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ | Меметова Эльзара Айдеровна. Работа №359471
Современные технологии стремительно меняют все сферы жизни, включая образование. Цифровизация становится важным инструментом для повышения доступности и эффективности учебного процесса, однако она также вносит изменения в характер взаимодействия между преподавателем и учеником. Каковы особенности и вызовы такого взаимодействия в 21 веке?
Меметова Эльзара Айдеровна
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 5 имени 85-го гвардейского гаубичного артиллерийского Симферопольского краснознаменного орденов Суворова, Кутузова и Александра Невского полка» муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ И УЧЕНИКА В ЭПОХУ ЦИФРОВИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ
Современные технологии стремительно меняют все сферы жизни, включая образование. Цифровизация становится важным инструментом для повышения доступности и эффективности учебного процесса, однако она также вносит изменения в характер взаимодействия между преподавателем и учеником. Каковы особенности и вызовы такого взаимодействия в 21 веке?
Если раньше преподаватель был основным источником знаний, то в эпоху цифровизации его роль меняется. Сегодня доступ к информации значительно упростился благодаря интернету, онлайн-курсам и образовательным платформам. Задача учителя теперь заключается не только в передаче знаний, но и в наставничестве, формировании критического мышления и умений работать с информацией.
Преподаватель становится координатором, который помогает ученикам выбирать подходящие ресурсы, структурировать знания и развивать навыки саморегуляции. Например, вместо стандартных лекций учитель может организовать интерактивные занятия с использованием технологий дополненной реальности или игровых платформ.
Традиционные уроки дополняются и иногда заменяются онлайн-занятиями, что создает гибкость для учащихся, но также ставит новые задачи перед педагогами.
Онлайн-платформы позволяют преподавателям и ученикам находиться в разных уголках мира, но при этом оставаться в одном образовательном пространстве. Однако такая форма взаимодействия требует от учителя навыков работы с цифровыми инструментами, а от учеников — высокой самоорганизации.
Электронные дневники, тестовые платформы, виртуальные лаборатории — все это позволяет персонализировать обучение, делая его более адаптированным к потребностям каждого ученика.
В любом деле важно не только обучать, но и учиться самому. Цель учителя английского языка – научить говорить. Но так получается, что наша цель – это и есть наша главная проблема, а для ее решения я использую огромное количество разных приемов («Метод-кластер», «Правда-ложь», « Дерево желаний», «Продолжи…», «Внимателен ли ты?», «Мозговой штурм», «Синквейн», «Голос») и так далее.
Но использовать данные методы и приемы мне оказалось недостаточно. Чтобы соответствовать цели, использование хорошо знакомых методик обучения, когда ученик это всего лишь объект обучения, наверняка невозможно. После неоднократных проведений и посещений открытых уроков молодых и малоопытных учителей, оценивания множества конкурсов в качестве члена жюри, выделяя слабые стороны демонстрации приемов для создания современного урока, недостаточного применения средств ИКТ с возможностью приобщения обучающихся в учебный процесс, у меня появилась идея создать такой прием, который назвала «Цифровой вопрос». Данный прием позволяет перейти как ученику, так и молодому и малоопытному учителю в разряд субъекта, то есть активного участника образовательного процесса.
В чем его суть: на своей странице в социальной сети Вконтакте, используя, сервис Истории (Сторис), которые актуальны всего лишь 24 часа, я выкладываю ассоциативную картинку с цифрой.
Дети, угадывают тему, записывают короткие истории уже на своих страницах и они могут подключить к этому действию своих друзей и родителей. Таким образом, работает совместное обучение: учитель-ученик-родитель.
За 24 часа дети набирают свои любимые лайки, которые также мотивируют их на создание видео.
Мы на этом не останавливаемся, данные видео изучаются на уроках, и проводится работа над ошибками. Видео, которое записано для решения проблемы (в нашем случае это «Цифровой вопрос»), монтируются. В итоге мы получаем готовый продукт, который можно использовать на уроках, в проектной деятельности, на Разговорах о важном, предметно-методических неделях, на сайте школы. «Цифровой вопрос» помогает и подготавливает детей быть более уверенными в своих силах и знаниях при сдаче устной части ОГЭ и ЕГЭ.
«Цифровой вопрос» стал моим любимым инструментом при реализации проблемного обучения в нашей школе. Он помогает как детям, так и нам учителям в помощь при формулировке темы урока, для активизации лексики, развития коммуникативных навыков и креативного мышления, а самым интересным и мотивирующим как для детей, так и для нас учителей оказывается создание видеоконтента при работе над творческим домашним заданием.
«Цифровое вопрос» - это ответ на вызовы времени в эпоху цифровизации образования. «Цифровое вопрос», отталкиваясь от ассоциации, ведет к формированию предметной компетенции, «втягиванию» в психологическое, педагогическое, образовательное пространство наставника, молодого учителя, ученика, родителей и даже бабушек и дедушек. Социальные сети, ИКТ, коммуникации на основе предмета дают возможность создать готовый коллективный продукт, который имеет прикладное значение. 24/7 мы связаны в едином пространстве, мы рядом, мы вместе. Я думаю, что вы согласитесь, что это современный, «продвинутый» уровень коммуникации с четким вектором достижения цели.
Подводя итог, можно отметить, что для успешного взаимодействия в эпоху цифровизации важно развивать компетенции как у преподавателей, так и у учеников. Учителя должны быть готовы к внедрению новых технологий и освоению современных методов обучения. Ученики, в свою очередь, нуждаются в развитии навыков цифровой грамотности и самодисциплины.
Также важно сохранять баланс между традиционными и цифровыми форматами. Личное взаимодействие в классах должно дополняться технологиями, а не заменяться ими полностью. Это позволит сохранить человеческий аспект в образовательном процессе.
Эпоха цифровизации открывает новые горизонты для взаимодействия между преподавателем и учеником. Однако успех этих изменений зависит от готовности обеих сторон адаптироваться к новым условиям, эффективно использовать доступные ресурсы и сохранять ключевую цель образования — развитие личности. Взаимодействие в 21 веке требует не только цифровой грамотности, но и сохранения традиционных человеческих ценностей.
Список литературы:
Гордеева
Е
.
В
. /
Цифровизация
в
образовании
Journal of
Economy and Business, vol. 4-1
Ельцова О.В. Содержание и уровни развития цифровой грамотности у младших школьников //
Современныепроблемы
науки и образования. 2020. № 5. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=30163
Иванов И.И. Цифровая трансформация образования: вызовы и перспективы. Москва: Просвещение, 2021.
Петренко Л.С. "Влияние интернета на образовательный процесс". // Журнал пед
агогических исследований, 2020.
Платформа "Образо
вание 2030" (education2030.org)
Российский образовательный портал (
edu.ru).
Сидоров А.В. Образовательные технологии в XXI веке. Санкт-Петербург:
2019
Смирнов О.Н. "Роль преподавателя в условиях
цифровизации
". // Современное образование, 2022.