Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 88824)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
ВКонтакте Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ ЭЛ № ФС 77 - 88824)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Взаимодействие Психолого - педагогического консилиума образовательного учреждения и психолого - медико - педагогической комиссии. | Бывшева Екатерина Александровна . Работа №359165

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Практические аспекты работы учителя – дефектолога и учителя – логопеда на ПМПК. Взаимосвязь образовательного учреждения (ППк) и ПМПК. Своевременное выявление речевых и интеллектуальных нарушений у детей. Определение первичного нарушения. Сравнительная характеристика нозологий. Методы и приемы работы. 

Практические аспекты работы учителя – дефектолога и учителя – логопеда на ПМПК. Взаимосвязь образовательного учреждения (ППк) и ПМПК. Своевременное выявление речевых и интеллектуальных нарушений у детей. Определение первичного нарушения
Согласно ФЗ "Об образовании в РФ" (п. 16 ст. 2), к обучающимся с ограниченными возможностями здоровья относят "лиц, имеющих недостатки в физическом и (или) психологическом (психическом) развитии, которые препятствуют получению образования без создания специальных условий и подтверждены психолого-медико-педагогической комиссией".
АббревиатураПМПКстановится в последние годы все более знакомой и понятной тем, кто столкнулся с проблемой в развитии, воспитании и обучении детей.
Психолого-медико-педагогическая комиссия (ПМПК)– это организация, в составе которой работают специалисты разных направлений: учитель-дефектолог, учитель-логопед, педагог-психолог, психиатр.
ПМПК работает как единая команда педагогов и врачей, коллегиально участвующих в обследовании ребенка и формулирующих общее заключение. Процедура обследования ребенка в ПМПК требует одновременного взаимодействия всех специалистов в форме наблюдения-участия-обсуждения. Обследование ведет один из специалистов, а остальные педагоги включаются в него по мере необходимости. Такая технология дает возможность экономии времени и повышения качества обследования.
Основной целью ПМПК является профессиональное, квалифицированное, всестороннее обследование детей и подростков, дальнейшее определение соответствующих условий и программы образования с учетом особенностей их развития по определенному алгоритму.
В ходе обследования ПМПК решаются следующие задачи:
разграничение степени и характеристика нарушений умственного, речевого, сенсомоторного и эмоционального развития ребенка;
выявление первичного и вторичного нарушений и системный анализ структуры нарушения;
определение и обоснование педагогического прогноза.
На основании данных диагностического исследования принимается коллегиальное решение, которое определяет тип образовательной организации, программу обучения, рекомендации для успешной организации коррекционно-педагогического процесса, а также дополнительные образовательные или реабилитационные услуги.
В ситуации введения Федеральных государственных образовательных стандартов для детей с ограниченными возможностями здоровья и необходимости в заключении ПМПК определения, в первую очередь, варианта, формы и режима реализации образовательной программы очень важным становится мнение и результаты оценки особенностей ребенка учителем-дефектологом.
Дефектолог:
Основная задача учителя - дефектолога на ПМПК – определить общую осведомленность, обученность и, соответственно, обучаемость ребёнка.
В сферу деятельности учителя-дефектолога ПМПК входит решение следующих вопросов:
- оценка объема имеющихся у ребенка знаний, умений, навыков, их соответствие возрасту и ступени обучения;
- выявление, по возможности, основных причин затруднений в обучении и развитии ребенка;
- в сложных случаях проведение дополнительного углубленного дефектологического обследования ребенка;
- разработка рекомендаций о специализированных формах обучения и воспитания детей;
- консультирование всех участников образовательного процесса по вопросам обучения и воспитания детей, имеющих проблемы в развитии;
- просвещение населения по вопросам, находящимся в сфере компетенции учителя- дефектолога ПМПК.
Обследование обучающихся проводится с использованием диагностических пакетов для комплексной диагностики в условиях ПМПК.
Будучи ограниченным во времени, дефектолог может предлагать ребенку задания не из всего арсенала диагностических материалов, а только те, которые могут подтвердить возникшие предположения, конкретизируя и уточняя их, а также анализируя в сфере решения собственных задач результаты обследования ребенка другими специалистами.
При подборе подходящего ребенку диагностического инструментария учитель- дефектолог (как и все остальные специалисты) опирается на данные анамнеза и медицинские документы, родителей, на психолого-педагогические характеристики (при наличии), собственную первичную диагностическую гипотезу. Обращается внимание на соответствие возрасту внешнего вида ребенка, на характер взаимодействия с предметами, на адекватность поведения, на включение ребенка в ситуацию обследования и целенаправленность деятельности.
При обследовании важно выявить не только актуальные, но и потенциальные возможности ребёнка в виде зоны ближайшего развития (Л.С. Выготский). Это достигается предложением заданий разной сложности, дозированной помощи в ходе их выполнения.
Обученность у дошкольника определяется соответствием знаний, умений, навыков и представлений, которыми владеет ребенок, уровнем развития игровой и продуктивной деятельности возрастным показателям. Такие показатели заложены в программах воспитания и обучения детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС. При обследовании дошкольника обязательна игровая форма предъявления методик и приемов.
В процессе обследования детей дошкольного возраста дефектолог определяет:
1) соответствует ли деятельность ребенка, его знания, умения, навыки и представления об окружающем возрасту;
2) степень отставания или опережения в сформированности ЗУН и представлений, соотнеся их с усредненными возрастными показателями;
3) является ли отставание/опережение равномерным или парциальным;
4) возможности и условия обучения ребенка.
У ребенка учитель-дефектолог обязательно оценивает:
• сформированность элементарных математических представлений;
• уровень развития конструктивной деятельности;
• уровень развития мыслительных операций (группировка, обобщение,
классификация, сравнение, способность к установлению причинно-следственных связей и логических закономерностей).
В процессе предъявления заданий учитель-дефектолог выявляет, как ребенок принимает задание, как справляется с ним, необходима ли помощь, каков характер и объем этой помощи.
Анализируется сформированность представлений об окружающем мире и о себе, уровень развития пространственной ориентации (восприятия), зрительно моторной координации, графической деятельности, общей и мелкой моторики, речи.
Обученность у детей школьного возраста определяется соответствующей программой обучения.
В ходе обследования учитель-дефектолог определяет:
1 Соответствуют ли знания по основным предметам (письмо, обучение грамоте, русский язык, математика) требованиям программы, по которой ребенок обучается.
2 Степень усвоения программы: усвоена программа в достаточном объеме, усвоена не полностью или частично, не усвоена.
3 Есть ли знания за предыдущие года обучения. Если ребенок учится в первом классе и программный материал не усваивает, учитель-дефектолог оценивает сформированность предпосылок к школьному обучению.
4 Возможности и необходимость создания специальных условий обучения ребенка.
На ПМПК должны быть представлены рабочие тетради по основным предметам.
Анализируя их, учитель-дефектолог может сделать выводы о степени усвоения программы, выделить конкретные проблемы и уточнить их в процессе диагностики.
Диагностическое обследование рекомендуется начинать с математики. Выявляется уровень сформированности навыка счёта и счетных операций в соответствии с классом обучения, соблюдая принцип от сложного к простому. В процессе дефектологического обследования целесообразно предложить ребёнку текстовую арифметическую задачу. Задача предлагается с теми числами, которыми ребенок оперирует. Текст задачи ребенок читает вслух.
По результатам выполнения этого задания можно судить об уровне развития математического мышления, оценивая способ решения задачи и учитывая объем оказываемой помощи.
В процессе выполнения этого задания можно сделать предположения об уровне развития навыка чтения: соответствует ли он потребностям обучения, может ли ребенок прочитать текст самостоятельно или с помощью, оценить, насколько ребенок понимает прочитанное и ориентируется в тексте задачи.
Степень усвоения программы по русскому языку учитель-дефектолог может оценить, анализируя тетради и используя данные обследования логопеда.
Если ребенок не усваивает программный материал по основным предметам, необходимо определить обучаемость ребенка. Для этого дефектолог предлагает выполнить задания, аналогичные тем, которые ребенок выполнял с помощью педагога.
Задания, которые предлагаются ребенку, должны соответствовать его возможностям.
Если ребенок не справляется с ними, то ему предлагаются более простые задания.
Обучаемость определяется по способности ребенка усвоить алгоритм деятельности и перенести его на аналогичное задание: умение работать по образцу, инструкции, умение работать самостоятельно, потребность в помощи, восприимчивость к помощи
педагога, характер оказываемой помощи, необходимое для выполнения задания, способность переноса показанного способа действия на аналогичные задания.
По характеру оказываемой помощи ребенку от минимальной к максимальной выделяется стимулирующая, организующая, направляющая и обучающая помощь.
Стимулирующая помощь предъявляется в виде эмоционального настроя на выполнение задания, предложения подумать, проверить результат своей работы.
Организующая помощь предполагает уточнение и разъяснение инструкции к заданию.
Направляющая помощь предусматривает проведение ориентировки в задании, планирования предстоящих действий, включает смысловые опоры, обеспечивая наглядный план умственных действий. Обучающая помощь предъявляется в виде указаний, определяющих последовательность хода решения, подробного описания алгоритма выполнения задания.
При предъявлении аналогичного варианта задания важно отметить способность ребенка к переносу способа действий, который может быть полным или частичным, либо полностью отсутствовать.
Важно оценить уровень понимания ребенком инструкции и характера задания.
Необходимо выявить, какого типа инструкция понятна детям (вербальная; устная, сопровождаемая наглядным показом; невербальная), учесть способность ребенка сознательно удерживать инструкцию и ее составляющие части до окончания работы.
Условно можно выделить три уровня обучаемости:
- достаточный уровень обучаемости. Ребенок понимает смысл задания, соответствующего по сложности его возрасту и году обучения, способен выполнить его самостоятельно или при оказании незначительного объема исключительно организующей или стимулирующей помощи, подсказки нужны только в реально сложных, еще недостаточно усвоенных алгоритмах решений;
- недостаточный уровень обучаемости. Ребенок понимает смысл задания, но нуждается в разнообразной помощи, перенос на идентичное задание неполноценен, т.е. снова требует подсказок, знакомые задания выполняются достаточно успешно, вместе с тем ребенок периодически с затруднениями актуализирует предположительно хорошо известную ему информацию, эффективность помощи очень неравноценна.
- низкий уровень обучаемости. Ребенок самостоятельно не понимает смысла задания, требует большого количества разнообразной помощи, но в итоге не способен выполнить задание по алгоритму после оказания помощи педагогом, т.е. "перенос" фактически отсутствует, типовые задания, которые выполнялись ранее, в
предшествующие годы обучения, ребенок фактически "не помнит", для их выполнения снова требуется весь объем помощи.
По результатам обследования учитель-дефектолог заполняет протокол и делает вывод о степени усвоения программного материала (обученности ребенка) и дает заключение об уровне обучаемости ребенка. А при коллегиальном обсуждении заключения – совместно с другими специалистами определяет программу обучения
ребенка, ее особенности и условия реализации.
Одним из наиболее сложных и для дефектолога, и для всех остальных специалистов ПМПК является обследование детей с выраженным нарушением опорно- двигательного аппарата (НОДА) по типу ДЦП. Диагностическое обследование с этими нарушениями в условиях ПМПК производится с учетом двигательных и речевых возможностей ребенка, а также с учетом имеющихся дополнительных сенсорных нарушений или особенностей.
Прежде, чем предложить ребенку стандартный набор диагностических методик, дефектолог должен оценить (сам, если первым включается в работу с ребенком, посредством наблюдения за действиями других специалистов - если решено, что сначала ребенка обследуют другие):
• уровень развития зрительно-моторной координации и мелкой моторики;
• устойчивость зрительного контакта и зрительного внимания;
• сформированность графических навыков (или возможность их сформировать);
• степень нарушения/сформированности пространственной ориентации, пространственно- временного восприятия.
Диагностический материал должен быть достаточно крупным, ярким, контрастным, не иметь много мелких деталей. Картинки не ламинируются, так как гладкая поверхность бликует и создает помехи для восприятия.
Учитывая уровень развития мелкой моторики, дефектолог может изменить форму выполнения задания, например, вместо положи числа по порядку - покажи числа по порядку и т.п.
При оценке уровня развития графо-моторной деятельности, следует учитывать, что дети с подобными нарушениями не способны освоить каллиграфическое письмо.
Главным критерием становится разборчивость письма. Размер строки и клеточки для каждого ребенка определяется индивидуально и зависит от двигательных возможностей ребенка, остроты зрения, наличия/отсутствия нистагма, астигматизма.
Пространственные нарушения у детей с НОДА по типу ДЦП заложены в саму структуру дефекта. Поэтому при обследовании следует определить степень выраженности нарушения пространственной ориентации и восприятия. В процессе выполнения логических заданий (нахождение логических последовательностей и связей) необходимо помогать ребенку: показать, где должна лежать первая картинка, начертить вертикальную красную линию на листе, обозначающую начало и т.п.
Дефектолог совместно с логопедом оценивает выраженность нарушений речи (разборчивость речи), возможность и целесообразность вербальной формы обследования.
При отсутствии речи, при грубых нарушениях произносительной стороны речи, когда речь малопонятна, вполне возможно провести обследование в невербальной форме. Ребенок отвечает на вопросы в письменном виде на листе бумаги или с использованием компьютера (ноутбука, планшета, мобильного телефона). В случае если ребенок не владеет письменной речью или пишет (печатает) медленно, дефектолог предлагает ему задание ПОКАЖИ. Например, покажи зеленый предмет, покажи большой зеленый предмет; покажи НЕ большой и НЕ зелёный предмет, покажи лишний предмет и т.д.
Предлагая подобные задания, необходимо помнить, что дети с ДЦП значительно лучше воспринимают изображения, расположенные на вертикальной поверхности, чем на горизонтальной. Поэтому сначала нужно показать картинки по одной доске или держа их в руке вертикально, а затем уже положить парту перед ребенком. Картинок не должно быть много и лежать они должны на достаточном расстоянии друг от друга, чтобы ребенок мог точно показать ту, которую он выбирает. Если остаются сомнения в том, какая именно картинка из двух была выбрана, возьмите их в правую и левую руку и попросите показать еще раз.
Если ребенок читает, для диагностики можно использовать карточки со словами ДА, НЕТ, если не читает – карточки-символы, например, белая карточка и черная соответственно, как ДА и НЕТ. Необходимо убедиться, что ребенок правильно прочитал или правильно понял (запомнил) символы.
Можно использовать и другие символические изображения, например математические знаки + и - для понимания смысла задачи: если в задаче нужно узнать сколько всего?, что будешь делать, складывать или вычитать, какой знак используешь?
Для обследования ребенка должны выбираться диагностические задания в форме, доступной для самостоятельного выполнения, что позволит оценить как уровень обученности, так и предположить (предложить) формы обучения и развития доступных видов деятельности. Следует дифференцировать помощь, необходимую ребенку, как техническую (физическую), так и организующую, стимулирующую, обучающую.
По итогам обследования учителем-дефектологом дается заключение, отражающее уровень обученности (сформированности доступных видов деятельности) и обучаемости ребенка. Затем совместно с другими специалистами определяется программа обучения ребенка, ее особенности и условия реализации.
Следующая группа обследуемых в ПМПК, нуждающаяся в особом подходе - обучающиеся с расстройствами аутистического спектра (РАС). Следует учитывать, что обследование ребенка с РАС в связи с его особыми поведенческими и эмоциональными сложностями желательно проводить одному специалисту - тому, кто смог установить с ребенком контакт. Задания должны предлагаться ребенку таким образом, чтобы другие члены ПМПК могли оценить интересующие их сферы развития ребенка. При этом крайне важно учитывать психоэмоциональные особенности и потребности детей этой категории, в связи с которыми следует соблюдать следующие правила:
- ребенку нужно время для адаптации и ориентации в пространстве кабинета;
- количество и объем диагностических заданий определяется с учетом психической и физической истощаемости детей с РАС, их высокой сенсорной чувствительности;
- инструкцию следует сопровождать доступной наглядностью (по возможности краткой и схематичной), поскольку имеются трудности слухового восприятия;
- необходимо создавать ребенку ситуацию успеха.
Для тяжелых вариантов обсуждаемого расстройства практически невозможно использовать какие-либо инструментальные методики, стимульные материалы, в том числе, входящие в состав примерных пакетов. В этом случае остается только метод наблюдения и отдельные методики пакетов для соответствующего возрастного диапазона, а в случае интеллектуальной недостаточности - для более младшего возраста.
Таким образом, деятельность учителя-дефектолога ПМПК многогранна и многолика. Она направлена на оказание помощи ребенку, родителям, специалистам. Ведь каждый родитель мечтает о здоровом и успешном ребенке, способном покорить любые высоты.
Учитель – логопед:
Квалификация такого компонента, как речевое развитие, в условиях ПМПК возлагается на учителя-логопеда, который при наличии или отсутствии недостатков речи рекомендует специфику логопедической коррекции или необходимость АООП для детей с тяжелыми нарушениями речи.
Логопедическое обследование, с одной стороны, обладает принципиальной собственной специфичностью, а с другой – "включено" во многих своих аспектах в обследование других специалистов ПМПК.
Немаловажное значение дляучителя-логопеда ПМПКможет иметь представленное заключение учителя-логопеда, входящего в консилиум образовательной организации или независимого эксперта. Однако это заключение носит предварительный характер, а решающим является диагностический вывод специалиста ПМПК.
Эффективность логопедической работы в образовательной организации во многом зависит от того, насколько правильно и грамотно была проведена диагностика речевого развития и выявлены его недостатки у ребенка как дошкольного, так и школьного возраста.
В ходе исследования речи ребенка на ПМПК учитель-логопед последовательно решает следующие задачи:
Обнаружить наличие/отсутствие нарушений в речевом развитии ребенка и установить его уровень (в т.ч. при недоразвитии речи).
Определить первичность/вторичность речевого нарушения или его включение в качестве компонента в сочетанный дефект (при НОДА, РАС, сенсорных нарушениях).
Охарактеризовать состояние фонетико-фонематической и лексико-грамматической сторон речи, сформированность и качественные характеристики чтения и письма, что в совокупности с данными оценки познавательной деятельности и обучаемости позволяет сформулировать логопедическое заключение.
Сформулировать собственное мнение о наличии и характере ОВЗ и адекватной для образовательных потребностей ребенка АООП.
Обследование речи состоит из пяти этапов:
1 этап – ориентировочный (работа с документацией).Логопед анализирует представленные документы из образовательной организации: характеристику, письменные работы обучающихся, табель успеваемости и заключение ПМПК; изучает вместе с врачом медицинские документы, выясняет анамнез и данные о ходе раннего речевого развития.
2 этап – диагностический (процедура обследования).Логопед во время вводной части обследования делает вывод о понимании ребенком обращенной речи, определяет особенности голоса, дыхания, дает динамическую характеристику речи (темп, интонационная выразительность, запинки и др.), определяет наличие дефектов произношения и слоговой структуры.
При обследовании сформированности математических представлений логопед может выявить сукцессивные способности ребенка в процессе повтора цифрового ряда, звуковых рядов по ритму, рядов по сенсорным эталонам. Часто при пересчете предметов наблюдаются аграмматизмы.
Исследование мышления по сюжетной серии картинок позволяют логопеду определить, умеет ли ребенок устанавливать причинно-следственную связь, может ли он составить целостный смысловой рассказ. Таким образом определяется уровень сформированности связной речи.
Опытный специалист уже на этом задании может сделать вывод о построении предложений, их наполняемости, порядке слов, качестве словаря и определить наличие аграмматизмов в речи. Исследование таких процессов как исключения, обобщения, классификация, сравнения, позволяет логопеду сделать вывод о состоянии словарного запаса обучающегося, его наполняемости и качественном составе.
Если есть нарушения в устной речи, они, как правило, проявляются и в письменной. Исследование сформированности навыков письма и чтения обязательно при обследовании школьников. Состояние письменной речи анализируется из представленных на ПМПК письменных работ (контрольных и рабочих тетрадей по русскому языку).
Проверка тетрадей позволяет логопеду отдифференцировать ошибки специфического и орфографического характера. Специалист определяет их причины: недостаточную сформированность фонематических процессов, звуко-буквенного анализа и синтеза, слухо-речевой дифференциации фонем, стойкое неусвоение и применение орфографических правил.
При обследовании сформированности навыка чтения логопед выявляет, знает ли ребенок буквы, каким способом читает, понимает ли смысл прочитанного, владеет ли пересказом, какие ошибки допускает при чтении, их количество и специфику.
Таким образом делается вывод о сформированности письменной речи обучающегося.
3 этап – аналитический (составление логопедического заключения).В результате полученных данных определяется степень и характер нарушений устной и письменной речи и с учетом клинического диагноза выносится логопедическое заключение.
Составление грамотного заключения позволяет спрогнозировать степень обучаемости ребенка, определить специальные образовательные условия, образовательную программу, организационную форму обучения, адекватную возможностям ребенка. Данные вопросы решаются коллегиально, и логопед принимает в их обсуждении активное участие.
4 этап – прогностический (выработка рекомендаций).Логопед прогнозирует дальнейшее речевое развитие ребенка, определяет направления индивидуальной коррекционной работы, необходимой для успешного освоения образовательной программы в образовательной организации. Рекомендации должны учитывать речевые особенности и особые образовательные потребности обучающегося.
5 этап – информационный (работа с родителями).Беседа проводится непосредственно с родителями или законными представителями. Ход беседы должен быть доверительно деловым. Обязательно необходимо учитывать запрос родителей, их желание, но чтобы они не противоречили правам и интересам ребенка. В случае необходимости с родителями проводится консультационная и разъяснительная работа. Логопед должен стать активным союзником родителю в поисках ответа на вопрос: как помочь ребенку?
Таким образом, правильно и грамотно проведенная диагностика речевого развития обучающихся в условиях ПМПК, позволяет выявить нарушения речи и повысить дальнейшую эффективность логопедической коррекции в образовательной организации.
А междисциплинарное взаимодействие всех специалистов способствует определению типа образовательной программы с учетом индивидуально-типологических особенностей и возможностей обучающегося.
Для определения специальных образовательных условий для ребенка основную роль будут играть следующие показатели
- степень недоразвития речи и характер дефекта;
- динамика формирования речевой деятельности ребенка;
- готовность ребенка к обучению в условиях фронтальных занятий
Работа учителя-логопеда проходит (как и для всех специалистов ПМПК) в условиях жесткого ограничения времени. Все это требует наблюдения за работой других специалистов, которая всегда сопровождается речевым взаимодействием с ребенком иодновременного участия всех специалистов в форме наблюдения-обсуждения.
Немаловажное значение для учителя-логопеда ПМПК может иметь представленное заключение учителя-логопеда, входящего в консилиум образовательной организации или независимого эксперта.
По итогам собственного обследования и наблюдения за речевой деятельностью ребенка в процессе обследований других специалистов составляется собственный протокол, на основании которого учитель-логопед кратко формулирует выводы о состоянии отдельных сторон речи, а также логопедическое заключение в общем протоколе ПМПК.
Определение первичного нарушения
в рамках деятельности ППк и ПМПК.
Психолого-медико-педагогическая комиссия (ПМПК) и психолого- педагогический консилиум (ПМПк) являются важными субъектами в системе психолого-педагогического и медико-социального сопровождения детей, как с ограниченными возможностями здоровья, так и здорового поколения.
В настоящее время в образовательных учреждениях действует стандарт инклюзивного образования, доступного для всех граждан, в том числе с особыми потребностями. Очевидно, что при такой концепции огромная роль отводится работе психологов. Они буквально являются связующим звеном между всеми участниками воспитательного и образовательного процесса. Но в то же время одной работы психолога недостаточно, тогда и решили объединить в отдельный орган психологов, специалистов и педагогов. Так и возникли психолого -педагогические консилиумы (ППк).
Что это такое?
Психолого –педагогический консилиум (далее – ППк) – орган, функционирующий в образовательной организации для решения проблем учебно-воспитательного процесса, развития и адаптации воспитанников. В условиях ППк специалисты выполняют свои должностные обязанности.
Заседания ППк бывают как плановые (определяются заведующим организацией), так и внеплановые.
Цели ППк
Главная цель консилиума – обеспечить диагностику, коррекцию и психолого- педагогическое сопровождение ребенку, исходя из возможностей и условий образовательной организации, потребностей, индивидуальных и возрастных особенностей ребенка, его нервно-психического и соматического состояния.
ППК и ПМПк
Несмотря на схожесть в аббревиатурах психолого-медико-педагогическая комиссия (ПМПК) и психолого-медико-педагогический консилиум (ППк) – совершенно разные по задачам, деятельности и структуре организации.
Общая у них только цель – помочь детям с отклонениями в развитии или проблемами в адаптации.
( ППк обеспечивает коррекцию развития (физического или психического) ребенка, консультирует родителей, педагогов и других заинтересованных лиц по вопросам работы с такими детьми.
( ППк проводит диагностику детей при поступлении в детский сад или
школу, консультирует родителей, готовит пакет документов на ребенка для ПМПК, обеспечивает психолого-педагогическую поддержку и сопровождение, составляет и реализует адаптированные под ребенка программы.
( ПМПК – независимая самостоятельная организация, функционирующая в районе, области.
ППк и ПМПК функционируют на совершенно разных уровнях: на государственном и на локальном.
Рассмотрим особенности организации ПМПК и ПМПк. Прежде чем будет решен вопрос о направлении ребенка в ПМПК, ребенка наблюдают специалисты ПП-консилиума, которые, только с согласия родителей, могут провести соответствующие специальные обследования (психологическое, дефектологическое, логопедическое, медицинское и другие, в зависимости от имеющихся в ПМП-консилиуме образовательного учреждения специалистов).
Вопрос о создании ПМПК стал актуальным в 90-е годы XX века в связи расширением сети образовательных учреждений, появлением альтернативных школ со своими учебными программами, а также предоставлением родителям (законным представителям) права выбирать учебное заведение для своего ребенка. В это время все больше проблем возникало с обучением некоторых детей. В одних случаях причиной трудностей в обучении и появления особенностей в поведении детей было несоответствие педагогических требований их психофизическим возможностям, не учитывался уровень умственного развития, соматическое и нервно-психическое состояние ребенка; в других такой причиной являлась неготовность к школьному обучению (несформированность отдельных психических функций, навыков общения, незрелость эмоционально-волевой сферы) и др. Все это стало основанием для поиска новых путей помощи детям. Тогда по инициативе педагогов и психологов городские и окружные управления образования стали открывать в массовых школах психолого- медико-педагогические консилиумы. В их функции входило обеспечение оптимальных условий обучения детей с учетом их возрастных и индивидуальных психофизических особенностей развития.
Опыт работы ППк оправдал себя, и 27.03.2000 (приказ № 27/901-6) Министерство образования Российской Федерации узаконило создание психолого-медико-педагогических консилиумов в образовательных дошкольных и школьных учреждениях любого типа.
ППк создаются приказом руководителя образовательного учреждения при наличии необходимых специалистов. В состав ППк входят: учителя и воспитатели школьного (или дошкольного) образовательного учреждения, имеющие большой опыт работы с детьми; учителя (воспитатели) специальных (коррекционных) классов (групп); психолог; учитель- дефектолог; логопед; врач-педиатр (невропатолог, психиатр); медицинская сестра.
Председателем ППк является заместитель руководителя образовательного учреждения по учебно-воспитательной работе. Общее руководство ППк возлагается на руководителя образовательного учреждения.
Основная цель ППк - обеспечение в образовательном учреждении дигностико-коррекционного психолого-медико-педагогического сопровождения детей с отклонениями в развитии, создание условий для их обучения и воспитания.
Для реализации этой цели необходимо решение следующих задач:
- выявление и ранняя (с первых дней пребывания ребенка в образовательном учреждении) диагностика отклонений в развитии и/или состояний декомпенсации;
- профилактика физических, интеллектуальных и эмоционально- личностных перегрузок и срывов;
- выявление резервных возможностей развития;
- определение характера, продолжительности и эффективности специальной (коррекционной) помощи в рамках имеющихся в данном образовательном учреждении возможностей;
- подготовка и ведение документации, отражающей актуальное развитие ребенка, динамику его состояния, уровень школьной успешности.
Указанные задачи выполняются силами педагогического коллектива школы и специалистами ППк при их согласованном взаимодействии.
2.Взаимодействие ПМПК и ППк
Взаимодействие ПМПК и ППк начинается при отсутствии в образовательном учреждении условий, адекватных индивидуальным
особенностям ребенка, а также необходимости углубленной диагностики и/или разрешения конфликтных и спорных вопросов.
Направление в ПМПК требуется лишь в тех случаях, когда специалисты ПП-консилиума не находят оптимальных способов разрешения проблемы ребенка и оказания ему адекватной помощи в данном образовательном учреждении и возникает необходимость перевода ребенка в иные условия, как образовательные, так и других учреждений и ведомств. Кроме того, при необходимости перевода ребенка в рамках данного образовательного учреждения в класс, в котором обучение строится по программе, отличающейся от общеобразовательной, направление в ПМПК является обязательным.
Ребенок направляется на консультацию более высокого уровня в том случае, если школьный консилиум не приходит к общему мнению; родители не принимают решение и рекомендации консилиума.
Общее заключение консилиума передается в муниципальную (районную, региональную) консультацию.
После дополнительного обследования ребенка это заключение возвращается в образовательное учреждение с рекомендациями специалистов.
В соответствии с Положением о психолого-медико-педагогических комиссиях ПМПК осуществляет деятельность по следующим направлениям:
1 Проведение обследования детей в возрасте от 0 до 18 лет в целях своевременного выявления особенностей в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонений в поведении детей;
2 Подготовка по результатам обследования рекомендаций по оказанию детям психолого-медико-педагогической помощи и организации их обучения и воспитания, подтверждение, уточнение или изменение ранее данных комиссией рекомендаций.
3 Оказание консультативной помощи родителям (законным представителям) детей, работникам образовательных организаций, организаций, осуществляющих социальное обслуживание, медицинских организаций, других организаций по вопросам воспитания, обучения и коррекции нарушений развития детей с ограниченными возможностями здоровья и (или) девиантным (общественно опасным) поведением.
4 Оказание федеральным учреждениям медико-социальной экспертизы содействия в разработке индивидуальной программы реабилитации ребенка- инвалида.
5 Осуществление учета данных о детях с ограниченными возможностями здоровья и (или) девиантным (общественно опасным) поведением, проживающих на территории деятельности комиссии.
7 Координация и организационно-методическое деятельности территориальных психолого-медико-педагогических комиссий (ТПМПК).
8 Участие в организации информационно-просветительской работы с населением в области предупреждения и коррекции физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонений в поведении детей.
Таким образом, взаимодействие ПМПК и ПМПк осуществляется по следующим направлениям:
ПМПк
ПМПК
Направляет детей на ПМПК, готовит заключение ППк и представления специалистов.
Проводит своевременное бесплатное обследование детей по направлению ППк.
Информируют о предполагаемом нарушении в развитии детей (речь, поведение, интеллектуальное развитие), нуждающихся в коррекционной работе.
Оказывает информационно – просветительскую помощь детям, родителям (законным представителям), специалистам ОУ.
Предоставляет информацию об эффективности реализации заключения и рекомендации ПМПК.
Осуществляет диагностический контроль за эффективностью реализации заключения и рекомендаций ПМПК.
Создает запрос на оказание методической помощи специалистам ППк.
Оказывает методическую помощь ППк.
Несмотря на все отличия ПМПК и ППк, есть у них нечто общее, речь идет о том, что заключение каждой организации носит рекомендательный характер.
ПМПК и ППк рекомендуют родителям, куда лучше отдать ребенка и как лучше с ним работать, но финальное решение – за родителями (законными представителями).
!!! Важно: решение, заключение комиссии или консилиума – не приговор, не диагноз, не ограничение действий. Потому если родители не согласны с предложенным маршрутом развития ребенка, то могут просто отказаться, проигнорировать рекомендации. Не нужно ничего оспаривать, бегать по учреждениям. Но в то же время важно помнить, что вся ответственность за дальнейшую жизнь ребенка, его психофизиологическое и психологическое развитие ложится полностью на родителей.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×