Статья ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СЕМЬИ И ШКОЛЫ, КАК ОДИН ИЗ ФАКТОРОВ ВОСПИТАНИЯ ПАТРИОТИЗМА У ОБУЧАЮЩИХСЯ. Автор: ЧЕРНЯКОВА НАДЕЖДА ВЛАДИМИРОВНА

Автор: ЧЕРНЯКОВА НАДЕЖДА ВЛАДИМИРОВНА
В статье рассматриваются вопросы воспитания патриотизма учащейся молодежи как духовно-нравственной ценности. Актуализируется роль семьи и школы в воспитании патриотизма обучающихся. Представлены результаты исследования уровней сформированности патриотизма и его составляющих.


Автор: ЧЕРНЯКОВА НАДЕЖДА ВЛАДИМИРОВНА

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СЕМЬИ И ШКОЛЫ, КАК ОДИН ИЗ ФАКТОРОВ ВОСПИТАНИЯ ПАТРИОТИЗМА У ОБУЧАЮЩИХСЯ

 

Чернякова Н.В.

Аннотация: в статье рассматриваются вопросы воспитания патриотизма учащейся молодежи как духовно-нравственной ценности. Актуализируется роль семьи и школы в воспитании патриотизма обучающихся. Представлены результаты исследования уровней сформированности патриотизма и его составляющих.

Ключевые слова: патриотизм, обучающиеся, взаимодействие семьи и школы.

 

Современное общество переживает кризис духовно-нравственного развития. Жизненные ценностные ориентации существенно изменились под воздействием социальных реалий. Сильному обществу, Великой России нужны граждане с высокими нравственными ориентирами и моральными устоями. Личность, ориентированная на осознание истинных смыслов способна к совершенствованию условий жизни в обществе, районе, городе, области, стране в целом.

Одной из важных смысложизненных ориентаций является патриотическая направленность человека. Патриотизм является важнейшей социальной и нравственной ценностью как для отдельного человека, так и для общества в целом.

Настоятельная потребность в воспитании патриотизма связана с современной сложной ситуацией межгосударственных отношений, необходимостью обеспечения национальной безопасности страны.

Патриотизм – это любовь к Родине, своему народу, стремление своими действиями служить интересам страны.

На проблему воспитания патриотизма обращено внимание органов власти, многих научных деятелей, философов, педагогов, психологов. 1 декабря 2016 года на очередном послании Президента Федеральному собранию В.В. Путин в первом тезисе отметил «Граждане объединились вокруг патриотических ценностей не потому, что всем довольны, что всё их устраивает. Нет, трудностей и проблем сейчас хватает. Но есть понимание их причин, а главное уверенность, что вместе мы их обязательно преодолеем. Готовность работать ради России, сердечная, искренняя забота о ней – вот что лежит в основе этого объединения».1

Президент Российской Федерации уделил внимание патриотизму как ценности, которая объединяет россиян, а также подчеркнул, что Российский народ способен отстаивать и защищать национальные интересы и независимость Российской Федерации.

В феномен патриотизма вкладывается особый глубокий богатый смысл жизни человека в родном обществе, государстве, стране. Многие исследователи вложили в сущность понятия «патриотизм» следующий смысл. Так, В.А. Сухомлинский, рассматривал патриотизм как чувство долга, осознанно переживаемая гражданская позиция, социальный оптимизм, духовное богатство человека, способность дорожить святынями Отечества; В.Г. Белинский утверждал, что патриотизм предоставляет возможность человеку стать полноправным членом гражданского общества; Ж.Ж. Руссо видит в данном феномене результат моральной личности; патриотизм – как ответственное отношение к семье, другим людям, своему народу и Отечеству рассматривает Н.В. Бордовская.

Проблема воспитания патриотизма продолжает актуализироваться и в многочисленных современных научных трудах. На основе анализа имеющихся теоретических и практических предпосылок, мы рассматриваем патриотизм как интегративное качество личности, которое содержит базовые ценности, являющиеся своеобразными чувствами человека-патриота-гражданина, отражающими личное отношение к Родине, традициям, истории, культуре, чувство ответственности и долга перед самим собой, гражданским обществом в целом.

Важное место и особая роль в воспитании патриотизма как базовой составляющей культуры принадлежит семье и образовательным организациям, а более точно значима роль взаимодействия семьи и школы в патриотическом воспитании детей, в особенности подростков и молодежи.

Подростковый период является, по мнению многих педагогов и психологов (Д.И. Фельдштейн, И.С. Кон и др.) наиболее сензитивным периодом в развитии личности, когда крепнут ценностные ориентиры и формируется мировоззрение. Подростки и молодежь является наиболее сложной и значимой категорией. В этом смысле важно пристальное внимание семьи и школы к вопросам патриотического воспитания.

Взаимодействие семьи и школы имеет значение на всех ступенях школьной жизни обучающихся. Но важно отметить, что особую остроту такое взаимодействие имеет на первых этапах школьной жизни обучающихся.

Обучающийся развивает нужные способности к управлению своими чувствами, учится управлять собственным поведением через семью и образовательные организации. Важнейшая функция семьи заключается в воспитании, развитии, создании условий для усвоения социальных норм, нравственных ориентиров, развитие опыта субъекта деятельности, правил принятых в обществе. Семья и школа оказывают самое прямое воздействие на процесс и результат социализации подрастающего поколения.

Первые уроки и примеры, посвященные патриотизму и гражданственности, получают дети в семье. Жизнь семьи является частью жизни страны.

Подтверждение упомянутых положений мы находим в цитате Ф. Бэкона «Любовь к Родине начинается с семьи».

Исследователь Д.В. Крупницкий в своих трудах отмечает, что «формирование образа Родины в школьный период имеет ярко выраженную мировоззренческую направленность и выступает как активный познавательный процесс. Знания и представления о своей стране, ее культуре, истории и природе являются важнейшим условием формирования отношения обучающихся к Родине и впоследствии, при определенных условиях воспитания и обучения, составляют основу убеждений и мировоззрения детей»2.

Как показывает богатейший опыт отечественной науки и практики, одним из наиболее результативных направлений становления патриотизма является патриотическое воспитание в семье.

Патриотизм как базовая жизненная ценность человека формируется в первую очередь через семью. Взрослые передают смысловое содержание любви к Родине, своему Отечеству. Только через личный пример, образ жизни, поведение в обществе взрослого, ребенок усваивает ориентиры будущего, у него формируются установки позитивного отношения к стране как к собственному дому.

Единство действий семьи и школы определяет результативность воспитания обучающихся. Необходимо обращать внимание на детско-родительские отношения, так как они и являются моделью отношения подрастающего поколения к стране на основе сформированного уважения и доверия. Следовательно, мы должны сказать о функциональном предназначении каждого субъекта страны – о долге, о патриотическом долге человека.

На основании теоретических положений, одним из показателей результата деятельности субъектов осуществляющих патриотическое воспитание обучающихся является уровень сформированности патриотизма.

В этой связи нами было проведено исследование с целью выявления уровней и составляющих сформированности патриотизма обучающихся. Анкетный опрос проводился в муниципальных бюджетных общеобразовательных учреждениях средних общеобразовательных школах № 17, 19, 32 города Брянска.

В этой связи было проведено анкетирование обучающихся. Всего в первом анкетировании приняло участие 96 обучающихся 9-11 классов. В результате обработки данных анкет, были выявлены уровни сформированности патриотизма обучающихся.

В результате обработки данных, было выявлены, следующие уровни сформированности патриотизма обучающихся низкий – 9,5%, средний – 78%, высокий – 12,5% обучающихся. В процессе обработки результатов анкетирования не были зафиксированы результаты обучающихся по шкале «очень низкий уровень» сформированности патриотизма. Результаты являются на наш взгляд положительными в динамике патриотического воспитания молодежи.

Следующим исследовательским шагом было проведение второй анкеты с целью разностороннего изучения состояния патриотического воспитания обучающихся. Вопросы анкеты были посвящены патриотической самоидентификации, эмоционально-чувственному восприятию своей страны, готовности к участию в деятельности общественных организаций, анализу мнений обучающихся относительно воспитательной работы школы в сфере патриотизма.

В анкетном опросе приняли участие 145 обучающихся 9-11 классов.

Относительно ощущения себя патриотом ответы обучающихся распределились следующим образом: да, ощущаю в полной мере (43%), ощущаю не в полной мере (45,5%), не ощущаю себя патриотом (6%) и 5% обучающихся затруднились ответить. Следует отметить, что большинство обучающихся в разной степени ощущают себя патриотами. Это свидетельствует о положительной патриотической идентификации.

Далее обучающимся был предложен вопрос, выявляющий характер личной значимости быть патриотом России. Большинство обучающихся отметили, что быть патриотом, означает – любить Родину (69%), уважать традиции (65,5%). В блоке патриотической самоидентификации были также получены следующие средние значения: «быть патриотом» - быть готовым к защите своей страны (43%), испытывать чувство гордости за страну (37%), любить свою страну (34%), испытывать чувство долга и ответственности (27,5%). В меньшей степени обучающиеся отметили следующие составляющие патриотической самоидентификации: работать с полной отдачей сил на благо своей страны (11%), работать во благо и для процветания страны (15%), быть привязанным к своей Родине (19%).

Далее обучающимся был предложен вопрос, направленный на уточнение смысла быть гражданином России. Так, большинство обучающихся отметили, что быть гражданином, значит любить свою Родину, быть патриотом (51%). Важно отметить, что обучающиеся соотносят понятия «патриот» и «гражданин» как тождественные, в основе которых лежит любовь к Родине.

Интерпретируя вопросы исследовательского блока эмоционально-чувственного восприятия собственной страны, были выявлены следующие результаты. Обучающиеся указали, что чувство гордости за Россию вызывает: история страны (52%), культурное наследие народов России (42%), независимость (39%), природное богатство страны (37%).

Итак, обучающиеся, прежде всего, указали культурно-исторические факторы, независимость и разносторонние возможности страны, вызывающие патриотические чувства и гордость за страну.

Обучающиеся, также отметили готовность пожертвовать своими личными интересами ради интересов государства и четкости их понимания (74%).

С целью анализа следующего исследовательского блока посвященного выявлению готовности обучающихся к участию в деятельности общественных и политических организаций, было обнаружено, что 57% обучающихся видят для себя реальную возможность участия в политических молодежных организациях и движениях для реализации своих интересов.

Анализ мнений обучающихся относительно воспитательной работы школы в сфере патриотизма показал большинство обучающихся считают, что школа должна заниматься развитием гражданственности и воспитанием патриотизма. Также обучающиеся указали, что активно принимают участие в мероприятиях посвященных гражданственности и патриотизму, посвященных любви к Родине, государственным праздничным датам. Среди данных мероприятий обучающиеся указали: классный час (85%), проведение концертов (79%), спортивные мероприятия (72%), митинги, шествия (61%).

Таким образом, по мнению обучающихся, подчеркивается положительная роль школы в создании условий для воспитания патриотизма.

Необходима целенаправленная систематическая работа по формированию у обучающихся патриотических чувств сознания, любви и верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга перед страной.

В реализации идеи взаимодействия семьи и школы, а также их ролевой актуализации в патриотическом воспитании необходимо создавать следующие условия:

обеспечение доверительных отношений между педагогами и родителями;

активизация совместной с родителями работы по реализации идей воспитания патриотизма;

формы взаимодействия семьи и школы должны предусматривать максимальную возможность участия в мероприятиях;

научной общественности необходимо создавать эффективные модели патриотического воспитания на основе учета взаимодействия семьи и школы;

в условиях образовательной организации ориентироваться на ценностный потенциал содержания образования, преимущественно предметно-гуманитарного цикла;

важно интегрировать учебную и внеурочную деятельность;

необходимо создавать и качественно реализовывать программы совместных действий семьи и школы, направленные на воспитание патриотизма.

Организация взаимодействия семьи и школы в целях воспитания патриотизма должна обеспечивать следующие направления деятельности:

воспитание на традициях государства и общества, примерах истории Отечества;

организация проведения мероприятий по увековечиванию памяти павших за суверенитет страны;

создание и совершенств

ование работы музеев, выставок боевой славы в школах;

организация встреч с ветеранами войн и боевых действий;

проведение праздничных мероприятий,

концертов, посвященных

памятным датам, конкурсов, выставок, просмотр видеофильмов, проведение викторин;

о

рганизация и проведение военно-

спортивных мероприятий (военно-спортивные игры, туристические слеты и походы по местам боевой воинской славы и др.).

Указанные и другие важные направления деятельности в условиях образовательной организации способствуют развитию коллектива обучающихся, укреплению гражданской активности учащейся молодежи, а также формированию таких качеств как добро, справедливость, преданность своему Отечеству, развитию духовно-нравственных ценностей.

Следовательно, взаимодействие семьи и школы в контексте патриотического воспитания должно быть направлено на развитие у обучающихся социальных представлений о патриотизме, а вместе с ними духовности и нравственности; формирование побуждения обучающихся к совершению нравственных и моральных поступков; формирование опыта патриота обучающихся; педагогическое просвещение родителей в формах педагогического лектория, родительских собраниях, индивидуальной педагогической беседы.

Одна из ведущих ролей принадлежит семье в воспитании патриотизма. Обучающиеся принимают участие в воспитании вместе со своими родителями, так как это взаимодетерминированный процесс. Основная задача педагога, особенно классного руководителя – организация взаимодействия школы и семьи с максимальной эффективностью воспитательного воздействия.

Вместе с тем, отметим, что эффективность и целевая направленность многих направлений по воспитанию патриотизма возможна только при условии тесного, интегративного, систематического взаимодействия семьи и школы, так как они выступают основными социальными институтами, способствующими разностороннему развитию личности.

Таким образом, семья и школа – это особая среда в которой закладываются жизненные установки, традиции и правила, формируется личность способная к рефлексии и созиданию, а, следовательно, заботе о Родине как о своей семье.

 

 


Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации / [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://kremlin.ru (дата обращения 01.12.2016).

Крупницкий Д.В. Современное состояние патриотического воспитания в школе / Д. В. Крупницкий, К. К. Овсянников // Школа. - 2004. - № 2. - С. 68-71.

Скачать работу
comments powered by HyperComments
Пожалуйста, подождите.
x