Статья Взаимодействие традиционных и инновационных техологий обучения в работе с вокальным ансамблем. Автор: Рожкова Юлия Николаевна

Автор: Рожкова Юлия Николаевна
Взаимосвязь традиционных и инновационных технологий обучения в работе с вокальным ансамблем.


Автор: Рожкова Юлия Николаевна

Приложение № 3

Взаимодействие инновационных и традиционных педагогических технологий в работе с вокальным ансамблем

 

Детский эстрадный ансамбль - это живой организм, постоянно растущий и изменяющийся, особый исполнительский инструмент, способный на самое искреннее и непосредственное выражение человеческих чувств. Только этот инструмент нельзя получить готовым к исполнению. Его нужно настроить, вырастить, воспитать. Для создания условий развития творческого потенциала исполнителей вокального коллектива, формирования у них устойчивой мотивации к занятиям и достижения ими высоких результатов используются различные инновационные технологии, такие, как: личностно-ориентированная технология, индивидуально-дифференцированное обучение, технология развивающего обучения, игровые технологии, здоровьесберегающие, технологии коллективного творчества.

Для поддержания интереса детей и получения оптимального результата я придерживаюсь мнения, что в учебном процессе нужно использовать определенное соотношение старого и нового подходов. Следуя лучшим образцам вокального исполнительства, эффективно совмещать традиционные и инновационные методы в обучении, тем самым прививать детям лучшие традиции певческого искусства.

Вокальная педагогика учитывает, что каждый обучающийся имеет свой неповторимый инструмент – голос. Каждый участник вокального коллектива - это неповторимая индивидуальность, обладающая свойственными только ей психическими, вокальными особенностями. Поэтому, возникает потребность введения в практику работы таких технологий, которые обеспечивают индивидуальный подход к воспитаннику, формируют нравственность ребенка и развивакют его способности.

Преобладающим методом обучения в вокальном коллективе является личностно-ориентированный подход, т.е. учёт индивидуальных особенностей каждого ребенка, позволяющий сохранить и развить его голосовые особенности: тембр, манеру звукоизвлечения, пластику, подачу музыкального материала.

Мне, как руководителю, важно знать каждого участника своего коллектива, видеть и «прочитывать» его эмоциональное состояние, уровень заинтересованности и сосредоточенности, отношение к разучиваемому произведению. В своей работе я очень внимательно и уважительно отношусь ко всем учащимся, оценивая общую атмосферу репетиции и выбирая оптимальный вариант воздействия.

Дети, поступающие в вокальное объединение, не одинаковы по степени музыкального развития. Среди них много детей, недостаточно развитых в музыкальном отношении, что вовсе не говорит об отсутствии слуха или голоса и музыкальности вообще. Это говорит о том, что при общности художественной творческой цели - педагогу в работе с ними предстоят несколько иные задачи, чем с детьми более развитыми. Здесь помогает технология индивидуально-дифференцированного обучения. Индивидуальный подход к учащимся предполагает соответствие объема учебной нагрузки и уровня сложности выбранного репертуара и теоретического материала их индивидуальным возможностям. Выбор методов и приемов, темпа обучения, также обусловлен индивидуальными особенностями детей. Особое внимание уделяется и формированию учебных групп. Дети подбираются в группу не только по возрасту, но и по степени развития у них музыкальных способностей.

Основная задача, стоящая передо мной, как руководителем исполнительского коллектива - это оптимальное развитие голоса каждого ребенка, с учетом его природных особенностей. Поэтому большое значение придаю технологии воспитания певческой культуры. Самое главное здесь - не лишить ребёнка радости творчества и сохранить благотворное воздействие вокального искусства на их духовный мир. Технология направлена в первую очередь на то, чтобы в итоге ребенок и образующийся в процессе занятий вокальный коллектив приходил к пению, как к естественному моменту в своем становлении, а не как к показателю выученного и отработанного. Воспитание певческой культуры должно носить природосообразный характер, т.е. строиться в соответствии с детской природой, что отвечает целям и задачам общего музыкального образования. Это возможно лишь при условии учёта возрастных физиологических особенностей детского голоса, включении в занятия комплекса мероприятий, направленных на формирование устойчивого интереса детей к певческой деятельности, знаний об ансамблевом исполнительстве и особенностях голосового аппарата. И здесь я придерживаюсь традиционных методик обучения. Это дыхательная гимнастика Стрельниковой, комплекс упражнений, построенных на адаптированной системе В.В. Емельянова «Фонопедический метод развития голоса», традиционная методика обучения пению Г, Струве, методика комплексного воспитания вокально-речевой и эмоционально-двигательной культуры Д. Огородного, а также свой педагогический опыт. Большое внимание я уделяю распеванию, которое проводится в начале занятия в течение 15-20 минут. Эти упражнения имеют две функции:

- разогревание и настройка к работе голосового аппарата;

- привитие вокально-технических умений и навыков (певческое дыхание, звукообразование, дикция, многоголосие, создание музыкального образа), достижение качественного и красивого вокального звучания в исполняемых произведениях.

   Особенность моей работы состоит в том, что в ходе образовательного процесса учащиеся получают развитие в нескольких направлениях. Требование времени -  умение держаться и двигаться на сцене. Наряду с обучением начальной музыкальной грамоте, развитием вокальных способностей, формированием навыков ансамблевого пения в образовательную программу детской вокальной студии введены разделы, включающие в себя развитие у детей танцевальных навыков, постановочную работу. Поэтому к учебному процессу привлекаются педагоги по хореографии, актерскому мастерству. Здесь уже можно говорить об интегрированном подходе в образовательном процессе. Всё это позволяет осуществлять многопрофильную подготовку юных артистов. Эстетичность, пластичность и сценическая культура – всё это необходимые составляющие вокально-исполнительской деятельности.

Использование информационно-коммуникативных технологий в педагогической деятельности позволяет мне значительно повысить эффективность образовательного процесса, так как компьютер даёт возможность:

- активно использовать доступ в глобальную сеть Интернет;

- эффективно осуществлять поиск и переработку информации;

- пользоваться почтовыми услугами Интернета;

- поддерживать контакты с коллегами и с учащимися;

- систематизировать учебного материала;

- демонстрировать звуковые и видеофайлы;

- разрабатывать материал для дистанционного обучения по дополнительной образовательной программе.

Еще одна перспективная тенденция, связанная с использованием медиатехнологий характеризуется общедоступностью и простой в эксплуатации портативной аудио- и видеозаписывающей техники. Современные мобильные телефоны позволяют при владении известных практических навыков, регулярно осуществлять записи занятий, репетиций и концертных выступлений. Последующее прослушивание и критический анализ данного исполнения со стороны - является важным средством слухового самоконтроля, которое обеспечивает максимальную оперативность в коррекциях.
Раскрывая тему об инновационных технологиях в работе вокального ансамбля, невозможно не сказать о здоровьесберегающей технологии. Пение - уникальный вид деятельности. Это универсальное средство лечения, поскольку воздействует не на какой-то орган в отдельности, а на весь организм в целом. Трудно переоценить его благотворное воздействие на работу жизненно важных систем – дыхание, кровообращение, нервная система, опорно-двигательный аппарат. Используя данную технологию, я ставлю перед собой следующие задачи:

- организация работы с наибольшим эффектом сохранения и укрепления здоровья;

- создания условий ощущения радости в процессе обучения;

- мотивация на здоровый образ жизни.

Применение в педагогическом опыте здоровьесберегающих технологий позволяет укрепить певческое дыхание, артикуляционный аппарат, снять зажатость, эмоциональное напряжение, активизировать работу речевого аппарата. Для этого проводятся различные виды упражнений: дыхательная гимнастика по методу А.Н.Стрельниковой, комплекс упражнений для развития артикуляционного аппарата, «Фонопедический метод развития голоса» профессора В. В. Емельянова. Чередование различных видов деятельности позволяет поддерживать активный темп работы и избегать переутомления учащихся. Особенно это важно при работе с детьми младшего возраста. Из-за склонности детей к активной физической деятельности их внимание во время репетиции трудно сконцентрировать на длительный срок. Это обязывает и меня как руководителя к большой творческой активности. Приходится искать пути интенсивного воздействия на детей, часто менять методы обучения, не теряя темпа работы.

Одним из необходимых условий успешной работы творческого коллектива является выбранный для исполнения репертуар. От качества, художественного уровня и социально-педагогического потенциала исполняемых произведений зависит во многом эффективность занятий, творческий рост коллектива. Поэтому, основной моей задачей является организация работы по созданию интересного и полноценного репертуара, который строится на основе следующих принципов:

- постепенное усложнение, направленное на решение педагогических, технических и художественных задач;

- отбором высокохудожественных произведений;

-исполнение разнохарактерных произведений;

- соответствие современным тенденциям вокального искусства;

- учет музыкальных интересов и художественного вкуса учащихся.

 Занятия в вокальной студии органично сочетают в себе учебный процесс с концертной деятельностью коллектива, где каждый участник на всех этапах обучения имеет исполнительскую практику, то есть возможность выступить перед зрительской аудиторией. С каждым выходом на сцену учащиеся получают дополнительный творческий стимул к дальнейшему развитию и приобретают необходимый опыт исполнительского мастерства. Каждый концерт - это наглядный показатель работы коллектива, проверка его исполнительского уровня, его творческий отчет, а так же и пропаганда вокального искусства. Концертные выступления имеют большое воспитательное значение, так как наглядно демонстрируют тесную связь музыкального и общего воспитания детей, способствуют развитию и совершенствованию психофизического аппарата, формированию волевой и эмоциональной устойчивости  личности.

Таким образом, широкое внедрение инновационных технологий и использование традиционных методик в работе вокального ансамбля создает условия для повышения качества обучения, познавательной активности и учебной мотивации учащихся. Данные технологии позволяют мне спланировать свою работу, которая направлена на достижение цели современного образования – развитие личности ребенка, выявление его возможностей, сохранение физического и психического здоровья, и добиться хорошего результата.

Скачать работу
comments powered by HyperComments
Пожалуйста, подождите.
x