Статья Я живу в Мордовии. Элективный курс. Автор: Захарова Наталья Александровна

Автор: Захарова Наталья Александровна
Рабочая программа элективного курса для учащихся начальной школы


Автор: Захарова Наталья Александровна

 

 

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

элективного курса

«Моя Мордовия»

в 1 классе

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Составитель:

Захарова Н. А.,

учитель начальных классов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Пояснительная записка

 

В настоящем элективном курсе «Моя Мордовия» предусмотрено реализовать региональный компонент содержания образования по предмету «Окружающий мир».

Данная рабочая программа разработана на основе серии книг «Мой край мордовский» авторов Арсентьева Н.М., Н.Мокшина, А.Ручина, Т.Багровой, В.Махаева, Т.Задковой, рекомендованной Министерством образования Республики Мордовия с учетом актуальных положений федерального государственного образовательного стандарта нового поколения.

Реализация данного элективного курса планируется с использованием книг серии «Мой край мордовский»

1.Арсентьев Н.М. Здравствуй, Мордовия!: рассказы о родном крае для читателей / Мордов.гос.ун-т им.Н,П.Огарева – Саранск: тип. «Крас.Окт.», 2005, (Мой край мордовский).

2. Арсентьев Н.М. Саранск – столица Мордовии: рассказы о столице нашей республики для читателей – Саранск: Изд.центр ИСИ МГУ им.Н.П.Огарева, 2007, (Мой край мордовский).

3. Мокшин Н. Мы – мордва!: рассказы о родном крае и мордовском народе для читателей – жителей Мордовии и её гостей - Саранск: Изд.центр ИСИ МГУ им.Н.П.Огарева, 2007, (Мой край мордовский).

.4. Ручин А. Природа мордовского края: рассказы для читателей - Саранск: Изд.центр ИСИ МГУ им.Н.П.Огарева, 2007, (Мой край мордовский).

5. Баргова Т. Легенды и предания древней мордвы: рассказы для читателей - Саранск: Изд.центр ИСИ МГУ им.Н.П.Огарева, 2008, (Мой край мордовский).

6. Мокшин Н. Мифы и герои мордовского народа: рассказы для читателей - Саранск: Изд.центр ИСИ МГУ им.Н.П.Огарева, 2009, (Мой край мордовский).

7. Махаев В. Храмы Мордовии: рассказы для школьников о православных храмах и монастырях мордовского края - Саранск: Изд.центр ИСИ МГУ им.Н.П.Огарева, 2008, (Мой край мордовский).

8.Задкова Т.Ю. Знаменитые земляки и просветители мордовского народа: рассказы для читателей - Саранск: Изд.центр ИСИ МГУ им.Н.П.Огарева, 2010, (Мой край мордовский).

Учебно-материальное обеспечение включает в себя: наглядный материал, энциклопедический справочник «Всё о Мордовии», книги-альбомы о знаменитых людях Мордовии, карта Республики Мордовия, компьютер, музыкальный центр, электронные носители, музыкальные диски мордовских песен Нины Спиркиной, Александры Куликовой, презентации о Мордовии, видеознакомство с Республикой Мордовия (диск).

Элективный курс «Я живу в Мордовии» рассчитан на учащихся начальной школы, 34 часа в год (1 час в неделю) в рамках вариативной части базисного плана.

Представленный элективный курс «Я живу в Мордовии» углубляет изучение истории региона на локальном уровне, интегрирует в себе следующие предметы: история, биология, география, культурология.

Основная цель элективного курса: дать школьникам начальной школы основные знания об истории родного края, о культурных особенностях Республики Мордовия, познакомить с достопримечательностями и, что не мало важно, людьми, строившими и прославившие родной край.

Изучение элективного курса «Я живу в Мордовии» способствует:
- формированию у младших школьников человека-гражданина, интегрированного в современную действительность и нацеленного на ее совершенствование;
- формированию активной гражданской позиции, патриотичности, чувств любви к прошлому, настоящему и будущему страны, родного края, своего города, села;
- формированию экологических знаний учащихся, вооружение их навыками экологически грамотного использования природных ресурсов;

Учащиеся после изучения элективного курса должны знать:

- флаг и герб Республики Мордовия;

- исторические памятники на территории Мордовии, своего края;

- легенды, мифы и предания мордвы;

- храмы Мордовии;

- знаменитых людей родного края;

- природу родного края, животный, растительный мир;

- излагать наиболее значимые события в истории родного края, связать их с именами исторических личностей.

Учащиеся после изучения курса должны уметь:

- показать на карте Республику Мордовия, город Саранск, село Лямбирь;

- самостоятельно подбирать литературу по теме;
- работать в читальном зале библиотеки;

- готовить и выступать с докладами и сообщениями;
- умение анализировать и синтезировать необходимую информацию;
- сравнивать и обобщать факты.
Учащиеся после изучения курса должны применять на практике (использовать в повседневной жизни):

- бережное отношение к природе, к историческому и культурному наследию, сохранению исторической памяти;

- чувство патриотизма, любовь к своей малой Родине;

- чувство сопричастности к истории и ответственности за будущее села, города, страны.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Тематическое планирование элективного курса «Моя Мордовия»

 

Наименование темы

Максимальная нагрузка ученика

Из них:

 

 

 

Теоретическое обучение

Экскурсия

Сам.работа

 

Тема №1.Мордовия моя, здравствуй!

 

Тема №2. Мы – мордва!

 

Тема №3. Саранск – столица Мордовии

 

Тема №4. Природа мордовского края

 

Тема №5. Легенды и предания мордвы

 

Тема №6. Мифы и герои мордовского народа

 

Тема №7 Храмы Мордовии

 

Тема №8 Знаменитые земляки и просветители мордовского народа

 

Тема №9. Знаю ли я свой родной край (урок-викторина)

 

 

4

 

 

4

 

4

 

 

4

 

 

4

 

 

4

 

 

4

 

4

 

 

 

2

 

3

 

 

3

 

3

 

 

3

 

 

3

 

 

3

 

 

3

 

3

 

 

 

2

 

 

 

 

 

1

 

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

1

 

1

 

 

1

 

 

 

 

 

 

 

1

 

 

1

 

 

 

 

1

 

Итого:

 

 

34

 

26

 

3

 

5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Содержание элективного курса

 

Элективный курс «Я живу в Мордовии» рассчитан на учащихся начальной школы, 34 часа в год (1 час в неделю) в рамках вариативной части базисного плана.

Тема №1 Мордовия моя, здравствуй!4 часа

Родина – это место, где ты родился, где сделал первые шаги, где живёшь ты, твои братья и сестры, мама и папа, бабушка и дедушка, друзья. Это твой дом, твоя улица, твой город, твоя республика, твоя страна.

После изучения данной темы учащиеся должны знать: что Мордовия расположена в центре России, нашей большой Родины, флаг и герб Мордовии.

После изучения данной темы учащиеся должны уметь: показать на карте Республику Мордовия, различить флаг и герб Мордовии.

Тема №2 Мы – мордва!4 часа

Мордва - самый большой народ в семье финно-угорских народов Российской Федерации. Мордва – не только самый большой, но и самый распыленный по территории страны народ из финно-угорской группы. Она расселилась по всей территории России. Древний мордовский народ из века в век рождал достойных людей – певцов, сказителей, ученых, художников, военных. Благодаря им, мордва сохранила свою самобытную культуру и стала одной из основных опор великого Российского государства.

После изучения данной темы учащиеся должны знать: где расположена Республика Мордовия, как появились мокша и эрзя, даты образования Мордовии.

После изучения данной темы учащиеся должны уметь: самостоятельно подобрать литературу по теме, подготовить сообщение по теме.

Тема №3 Саранск – столица Мордовии 4 часа

Саранск – это столица Республики Мордовия, крупный промышленный и культурный центр, а ещё это наша родина. И поэтому все мы хотим, чтобы в будущем он стал ещё лучше и красивей. Для этого нужно, чтобы дети хорошо учились, а взрослые – работали, чтобы каждый вносил непосильный вклад в общее дело – поддержание порядка и благоустройство родного города.

После изучения данной темы учащиеся должны знать: как строился город Саранск, даты образования – уездного города и Республики Мордовия, улицы, площади и памятники Саранска.

После изучения данной темы учащиеся должны уметь: отличить улицы Саранска от площади Саранска, по фотографии определять памятники Саранска.

Тема №4 Природа мордовского края 4 часов

Природа Мордовии очень разнообразна. На современной карте республики можно увидеть леса и поля. Реки и озера, низины и холмы.

После изучения данной темы учащиеся должны знать: какие реки протекают по территории Мордовии, какое самое большое озеро Мордовии, заповедные места Мордовии - Мордовский заповедник имени П.Г.Смидовича в Темниковском районе и Национальный парк «Смольный» на территории Ичалковского и Большеигнатовского районов.

После изучения данной темы учащиеся должны уметь: различить на карте реку от озера, анализировать необходимую информацию.

Тема №5 Легенды и предания мордвы 4 часа

Легенда – есть устный мифологический или фантастический рассказ о каком-то событии. Главными героями выступают в легендах библейские и языческие божества, показываются взаимоотношения между ними и людьми. Фантастические персонажи нередко выступают в роли добрых помощников человека, но наказывают злых людей. Мордовских легенд известно сравнительно немного. Представлены они двумя основными тематическими группами: о сотворении мира и взаимоотношениях божеств с людьми, о животных, растениях и их свойствах.

Предания мордвы повествуют о событиях в жизни мордовского народа. Среди мордовских преданий условно можно выделить две большие тематические группы: исторические и топонимические предания. Исторические предания повествуют о крупных памятных событиях и известных деятелях прошлого, а топонимические предания связаны с малой историей, т.е. одного отдельного села или местности.

После изучения данной темы учащиеся должны знать: качества героев, которые прославляются в легендах и преданиях мордвы..

После изучения данной темы учащиеся должны уметь: поинтересоваться, знают ли какие-нибудь легенды и предания мордвы родители, бабушки и дедушки.

Тема №6 Мифы и герои мордовского народа 4 часа

Мифы двух групп мордвы - эрзи и мокши - в целом близки. По-разному именуются некоторые боги и герои. Так, у мокши верховный бог-творец носит имя Шкай (<Творец>), Шкай-пас, Шкабаваз (пас или паз - <бог>), Вярдя-Шкай. У эрзи он именуется родственным именем Нишке (от ни - <великий> и шке - <творец>), Чи-паз или Чам-паз (<Высший бог>).

После изучения данной темы учащиеся должны знать: богатый мир мордовского фольклора.

После изучения данной темы учащиеся должны уметь: излагать наиболее значимые события отражаемые в мифах, сравнивать и обобщать факты.

Тема №7.Храмы Мордовии4 часа

За последние годы в Мордовии много делается по социально-культурному развитию. Восстанавливаются культурные объекты, утверждается православие. На территории Республики Мордовия в 2003 г. действовали кафедральный собор, 244 приходские церкви, 13 монастырей, 8 монастырских подворий, часовни.

После изучения данной темы учащиеся должны знать: главные храмы Мордовии.

После изучения данной темы учащиеся должны уметь: по фотографии определять соответствующий храм Саранска.

Тема №8 Знаменитые земляки и просветители мордовского народа – 4 часа

Достопримечательностью Мордовии являются наши знаменитые земляки. Это скульптор Степан Дмитриевич Эрзя, художник Федот Васильевич Сычков, военный летчик Михаил Петрович Девятаев, адмирал Федор Ушаков, поэт Александр Полежаев, ученый Николай Платонович Огарев.. На стенах некоторых домов Республики Мордовия есть надписи на плитах: «Здесь жил…». Такие плиты называются мемориальными, т.е. памятными досками – они как маленькие памятники тем славным людям, которые когда-то жили в этих домах. Ученые, врачи, директора больших заводов, писатели, Герои Советского Союза… Когда увидишь мемориальную доску на стене дома, остановись и прочитай, что на ней написано. Ты узнаешь, как много знаменитых людей родились, выросли, жили в Республике Мордовии.

После изучения данной темы учащиеся должны знать: памятники известным людям Мордовии, своих знаменитых земляков.

После изучения данной темы учащиеся должны уметь: самостоятельно подобрать литературу и составить небольшой рассказ о знаменитом человеке Мордовии.

Тема №9 Знаю ли я свой родной края – 2 часа

Урок-викторина. Контрольный опрос.

Устный журнал "Моя Мордовия"

Нам есть чем гордиться. В Мордовии богатая природа, красивые памятники архитектуры и скульптуры, живут талантливые люди. Любой человек, считающий себя образованным, должен знать памятные места своего края и прославивших его земляков. Только тогда он по праву может называться патриотом своей малой родины.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5. Календарно-тематическое планирование

учебного материала элективного курса «Я живу в Мордовии» в 1 классе 34 часа

на 2017-2010 учебный год

 

п/п

Наименование разделов и тем

Кол-во часов

Из них:

Плановые сроки прохождения

Фактические сроки прохождения

 

 

 

Теор.

обуч

Экс

кур

сия

Сам.

раб

 

 

 

1 четверть

Тема №1

Мордовия моя, здравствуй! – 4 часа

 

 

 

 

 

 

1.1

Моя республика - Мордовия

1

1

 

 

 

 

1.2

 

Флаг Мордовии

Герб Мордовии

Гимн Мордовии

1

1

 

 

 

 

1.3

 

Карта Мордовии

Границы Мордовии

1

 

1

 

 

 

 

 

1.4

 

Население Мордовии

Памятник «Навеки с Россией»

1

 

 

 

1

 

 

 

Итого:

4 часа

 

 

 

 

 

 

Тема №2

Мы – мордва! – 4 часа

 

 

 

 

 

 

2.1

 

Мордовская земля и её народ

Мордовский край в сердце России

1

 

1

 

 

 

 

 

2.2

 

Когда мордва и марийцы были одним народом

Мордвин - значит мужчина

1

 

1

 

 

 

 

 

2.3

 

Как появились мокша и эрзя

Как мордва на помощь русским пришла

1

 

 

 

1

 

 

2.4

 

Мордва – Российский народ

Мордва – удалой народ

1

 

1

 

 

 

 

 

 

Итого:

4 часа

 

 

 

 

 

 

Тема №3

Саранск – столица Мордовии – 4 часа

 

 

 

 

 

 

3.1

Саранск. Как всё начиналось.

II четверть

1

1

 

 

 

 

3.2

 

Саранск. Уездный город

Саранск. Торговый город

1

 

1

 

 

 

 

 

3.3

 

Улицы города Саранска

Площади города Саранска

Памятники города Саранска

1

 

1

 

1

 

 

 

3.4

 

Музеи города Саранска

Театры города Саранска

1

 

1

 

 

 

 

 

 

Итого:

4 часа

 

 

 

 

 

 

Тема №4

Природа мордовского края – 4 часа

 

 

 

 

 

 

4.1

Прошлое республики, полезные ископаемые, древние животные и растения

1

1

 

 

 

 

4.2

 

Реки Мордовии

Озера Мордовии

1

 

1

 

 

 

 

 

4.3

 

Растительный мир Мордовии

Животный мир Мордовии

Птицы Мордовии

1

 

1

 

 

 

 

 

4.4

 

 

Заповедные места Мордовии. Мордовский государственный заповедник им.П.Смидовича

Заповедные места Мордовии. Мордовский национальный парк "Смольный"

1

 

 

 

 

 

 

1

 

 

 

 

Итого:

4 часа

 

 

 

 

 

 

Тема №5

Легенды и предания мордвы – 4 часа

III четверть

 

 

 

 

 

 

5.1

 

Сотворение мира

Первые люди

1

 

1

 

 

 

 

 

5.2

 

Баторова гора

Шайтанский напиток

1

 

1

 

 

 

 

 

5.3

 

Богиня плодородия и духи добра

Хромой пурьгине-паз – повелитель грома

1

 

1

 

 

 

 

 

5.4

 

Киля – девушка-богатырь

Куйгорож

1

 

 

 

1

 

 

 

Итого:

4 часа

 

 

 

 

 

 

Тема №6

Мифы и герои мордовского народа – 4 часа

 

 

 

 

 

 

6.1

 

Как возникла земля

Мордовские цари

1

1

 

 

 

 

6.2

 

Гора Ошка

Предания о Тюште

1

1

 

 

 

 

6.3

 

Легенда о Нарчате

Разин и эрзяне

1

1

 

 

 

 

6.4

 

Алена Арзамасская

О Емельяне Пугачеве

1

 

 

 

1

 

 

 

Итого:

4 часа

 

 

 

 

 

 

IV четверть

Тема №7

Храмы Мордовии –4 часа

 

 

 

 

 

 

7.1

 

Православный мордовский край

Как закладывают храм

1

 

1

 

 

 

 

 

7.2

 

Церковь, выстроенная за один день

У каждого храма есть имя

1

 

1

 

 

 

 

 

7.3

Храмы военного подвига

1

1

 

 

 

 

 

В каких стилях строились храмы

 

 

 

 

 

 

7.4

 

Иоанно-Богословская церковь

Кафедральный Свято-Федоровский собор

1

 

 

1

 

 

 

 

Итого:

4 часа

 

 

 

 

 

 

Тема №8 Знаменитые земляки и просветители мордовского народа – 4 часа

 

 

 

 

 

 

8.1

 

Патриарх Никон

Федор Ушаков

1

 

1

 

 

 

 

 

8.2

 

Александр Полежаев

Декабристы. Аполлон и Алексей Веденяпины

1

 

1

 

 

 

 

 

8.3

 

Художники Мордовии Скульптор Степан Эрьзя

Художники Мордовии Федот Сычков

1

 

 

 

1

 

 

8.4

 

Николай Платонович Огарев

Макар Евсевьевич Евсевьев

1

 

1

 

 

 

 

 

 

Итого:

4 часа

 

 

 

 

 

 

Тема №9

Знаю ли я свой родной край – 2 часа

 

 

 

 

 

 

9.1

Урок-викторина «Знаю ли я свой родной край»

 

2

2

 

 

 

 

 

Итого:

2 часа

 

 

 

 

 

 

Всего по курсу:

34 часа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6. Материально-техническое обеспечение

учебного элективного курса

 

1. Карта Республики Мордовия.

2.Мордовия – мой дом! – Видеознакомство с Республикой – Диск

3. Писатели Мордовии. Портреты и творческие биографии – Диск

4. Мы - мордва! - Диск

5.Компьютер

6.Музыкальный центр

7.Электронные носители

8.Музыкальные диски мордовских песен Нины Спиркиной, Александры Куликовой

9.Книги-альбомы о Мордовии, о знаменитых людях Мордовии

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7. Список источников

 

Для учителя:

1.Всё о Мордовии: Энциклопедический справочник / сост.:Н.С.Крутов, Е.М.Голубчик, С.с.Маркова. – Саранск: Морд.кн.изд-во. 2005.

2. Мордовия: Энциклопедия: В 2 т. / Гл.редкол.: А.И.Сухарев и др. – Саранск: Морд.кн.изд-во. 2003.

3 .Мордва. Очерки по истории, этнографии и культуре мордовского народа/ Гл.редкол.: Н.П.Макаркин. Сост.С.С.Маркова. – Саранск: Морд.кн.изд-во. 2004.

 

Сайты:

1.Всё о Мордовии – www.saranck-online.ru

2.Мордовская литература – www.lib.e-mordovia.ru

3.Министерство образования и науки РФ – mon.gov.ru

4.Вестник образования России – www.vestnik.edu.ru

5.Крупнейший энциклопедический ресурс Интернета – rubricon.com

 

Для учащихся:

1.Арсентьев Н.М. Здравствуй, Мордовия!: рассказы о родном крае для читателей / Мордов.гос.ун-т им.Н,П.Огарева – Саранск: тип. «Крас.Окт.», 2005, (Мой край мордовский).

2. Арсентьев Н.М. Саранск – столица Мордовии: рассказы о столице нашей республики для читателей – Саранск: Изд.центр ИСИ МГУ им.Н.П.Огарева, 2007, (Мой край мордовский).

3.Вихляев В. Древняя мордва, или что нашли археологи: рассказы о древней мордве для читателей - Саранск: Изд.центр ИСИ МГУ им.Н.П.Огарева, 2007, (Мой край мордовский).

4. Мокшин Н. Мы – мордва!: рассказы о родном крае и мордовском народе для читателей – жителей Мордовии и её гостей - Саранск: Изд.центр ИСИ МГУ им.Н.П.Огарева, 2007, (Мой край мордовский).

5.Махаев В. Храмы Мордовии: рассказы для школьников о православных храмах и монастырях мордовского края - Саранск: Изд.центр ИСИ МГУ им.Н.П.Огарева, 2008, (Мой край мордовский).

6.Осянина Н. Десять путешествий скульптора Эрьзи: рассказы о жизни и творчестве С.Д.Эрьзи (Нефедова) - Саранск: Изд.центр ИСИ МГУ им.Н.П.Огарева, 2008, (Мой край мордовский).

7.Ручин А. Природа мордовского края: рассказы для читателей - Саранск: Изд.центр ИСИ МГУ им.Н.П.Огарева, 2007, (Мой край мордовский).

8. Баргова Т. Легенды и предания древней мордвы: рассказы для читателей - Саранск: Изд.центр ИСИ МГУ им.Н.П.Огарева, 2008, (Мой край мордовский).

9. Мокшин Н. Мифы и герои мордовского народа: рассказы для читателей - Саранск: Изд.центр ИСИ МГУ им.Н.П.Огарева, 2009, (Мой край мордовский).

10.Задкова Т.Ю. Знаменитые земляки и просветители мордовского народа: рассказы для читателей - Саранск: Изд.центр ИСИ МГУ им.Н.П.Огарева, 2010, (Мой край мордовский).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать работу
comments powered by HyperComments
Пожалуйста, подождите.
x