«Я» как предмет социокультурного анализа» ☼
Автор: Куницына Ольга Викторовна
«Я» как предмет социокультурного анализа»
Я знаю, как на мёд садятся мухи,
Я знаю смерть, что рыщет всё губя,
Я знаю книги, истины и слухи,
Я знаю всё, но только не себя.
Франсуа Вийон
Трудно найти более многогранное и сложное явление, чем человеческое «Я». Оно не только неповторимо, но во многих существенных аспектах практически неопределимо. Изучая данную проблему, нам интересно узнать тайну собственного «Я», познать истоки, границы и возможности человеческой индивидуальности.
Опираясь на исследования Б.Г. Ананьева, М. Бубера, В.Т. Бахура, И.С. Кона, З. Фрейда, И.А. Райгородской и др. мы попытались рассмотреть данный феномен, проследить формирование и трансформацию образа «Я» в истории культуры и в индивидуальном развитии личности, изучить проблемы «Я» человека с учётом современных естественнонаучных знаний.
Данная тема актуальна, так как помогает познать себя, увидеть соотношение познавательных и эмоциональных аспектов «Я», а также отношение человека к себе и к другим.
Существуют различные взгляды на определение понятия «Я». Дать единое, общезначимое определение не возможно, так как «Я» - понятие чрезвычайно многоплановое, поэтому философы, психологи, психофизиологи, социологи подразумевают не совсем одно и то же.
И.С. Кон пишет, что «Я» широко используется во всех науках о человеке и обществе. И хотя это одно из старейших философско-психологических понятий, его статус остаётся крайне неопределённым, и такие термины, как «самость», «идентичность», «эго» и «Я» употребляются в самых различных значениях [4].
По мнению философов «Я» - духовный центр человеческой личности, индивидуальности, относящейся деятельно к миру и себе самой» [4].
По мнению психолога А.Л. Петровского часто «Я» сливается, с одной стороны, с понятием личность, с другой – с понятием самосознания. И.С. Кон обращает внимание на то, что «Я» - не просто индивидуальность, личность, а личность рассматриваемая изнутри». Наше «Я» - это отображение самого себя и является иерархической вершиной в психической жизни человека, высшим проявлением интеграций психического функционирования. Современный швейцарский психолог Р. Мейли указывает, что «Я» - это субъект нашей человеческой самости [6]. Как отмечает В.Т. Бахур в «Я» человека можно выделить не только «чувствующее Я» с осознанием себя, своих действий, тождества себя нынешнего с собой вчерашним. В «Я» есть не только это «активно познающая» сторона, но и как бы «познаваемая», «оценочная», «образ самого себя», т.е. словно бы рассматривание себя со стороны, оценка своих качеств, своих особенностей… [4].
Итак, образ «Я» - это система представлений человека о самом себе. В исследованиях И.А. Райгородской человек – это индивид, личность, состоящая из следующих систем:
1 – витальное «Я» (человек, как биологическое существо);
2 – система ценностных ориентаций;
3 – рефлексивное «Я» (система связей основных ценностных установок и главных витальных функций);
4 – система или «узел» отношений, возникающих между индивидами в процессе деятельности.
Таким образом, целостность человека определяется иерархическими взаимодействиями этих систем и связью совокупности всех «Я» с обществом.
Останавливаясь на характеристике «Я - образа», мы выделяем, прежде всего, представление человека о его внешности, способностях, умениях, социальной значимости и т.д. Всё это является результатом познавательного когнитивного процесса. Это открытие собственных личностных качеств и особенностей. Следующая существенная сторона «Я - образа» - эмоциональная. Наличие или отсутствие самокритичности, самоуважения, себялюбия, самоуничижения и т.д. И, наконец, третья сторона «Я - образа» - волевое начало: стремление завоевать симпатии, уважение, повысить свой статус, проверить свои возможности – или же наоборот: желание остаться не замеченным, уклонившись, не только от критики, но и вообще от какой – либо оценки, уйти в тень, скрыть свои недостатки и слабости. Тем самым волевая сторона «Я - образа» может быть активной, связанной с действиями, поступками, и пассивной, характеризующейся уходом деятельности и общения.
Уникальность каждой индивидуальной психики, каждого «Я» объясняется уникальностью, неповторимостью структур и механизмов мозга того или иного человека.
Таким образом, человек должен знать своё «Я», видеть диалектику постоянства и изменчивости «Я» в разных ситуациях и на протяжении жизненного пути, развивать самосознание, используя разные виды деятельности, в процессе и под влиянием которой у индивида складываются всё более сложные потребности, формы рефлексии, ценностные ориентации и жизненные цели. Всё это составляет ядро его личности и переживается в качестве «Я».
Учёных всегда интересовал вопрос, когда же возникает человеческое «Я», когда же человек начинает осознавать, что он есть, что вокруг него существуют другие люди, существует мир? Ответ мы находим в психологических исследованиях. В своих работах исследователи связывают развитие «Я» с развитием самосознания. В.В. Столин отмечает, что в развитии самосознания особая роль отводится умениям принять точку зрения другого человека, усвоить мнение других людей о себе, развитие самоконтроля, самооценки, осознание половой и ролевой принадлежности и т.д. Всё это последовательно и непрерывно формирует «Я - образ». Исходя из выше сказанного, человек представляет собой три целостные системы: биологический организм, социальный индивид и личность, которым соответствует три главных уровня самосознания. На низшем уровне главная роль принадлежит простейшим процессам «самовыделения» себя из окружающего на основании непрерывно развивающихся перцептивных и двигательных актов. На высшей же стадии самосознание личности проявляется в выделении своей социальной ценности, понимание смысла своего бытия, формирование представлений о своём будущем, о своём самоусовершенствовании [10].
Нам бы хотелось остановиться на таком сложном чувстве как переживание, которое сопровождает все этапы восприятия человеком разнообразных раздражений из внешнего и внутреннего мира, переработки мозгом всего многообразия поступающей в него информаций. Это придаёт индивидуальному опыту отчётливый характер субъективности. По мнению В.М. Бехтерева, в основе «чувства существования» лежат определённые формации мозга и нейрофизиологические механизмы. Обязательным элементом является состояние бодрствования, которое связано с простейшими эмоциональными ощущениями, а позже к этому прибавляются ощущения из внешнего мира – зрительные, слуховые и др. На основании всего сказанного можно полагать, что нейрофизиологической базой, обеспечивающей формирование чувства «существования в мире», являются подкорковые образования мозга. Именно здесь складываются нервные структуры, тесно связанные между собой группы нервных клеток, особые «психические органы», ответственные за появление у человека простейшего чувства «Я» - чувства «бытия в мире».
Различные науки по-своему понимают человека, его «Я». Рассматривая данный вопрос, мы попытаемся показать взаимосвязь «Я» и общества. Как пишет И.А. Райгородская, человек – творец своей судьбы, свободный в выборе, но в рамках стоящих перед ним альтернатив. Это осуществляется благодаря адаптации «Я», которое происходит через культуру. Культура отделяет человека от природы, опосредует его отношение к ней. Человек одновременно живёт во внешнем и внутреннем мирах. Основными доминантами внутренней жизни является рефлексия и стремление «Я» к самоактуализации – самоутверждению через осуществление всех способностей и талантов.
Многие мыслители, в частности А. Шопенгауэр, убеждены в том, что человек способен раскрыть тайну собственного бытия путём предельной обособленности от других. «Я ничего не могу сказать о себе, не соотнеся себя с другим» [3]. Идея абсолютной равнозначности «Я» и «Ты» - это и есть, по существу открытие М. Бубера. Мир для человека двойственен. Это определяется двойственностью его позиций, которая может быть выражена двумя парами основных слов, произнося человек. Это пара Я – Ты.
Автор называет три важнейшие сферы, в которых реализуются связь между Я и Ты.
Первая сфера – это жизнь с природой. Здесь отношение доречевое, пульсирующее во тьме [3].
Вторая сфера - это жизнь с людьми. Здесь отношения принимают речевую форму. Мы можем давать и принимать Ты.
Третья сфера – жизнь с духовными сферами. Здесь отношение «окутано облаком, раскрывая себя безмолвно, оно порождает речь». Мы не слышим никакого «ты», но чувствуем зов, и мы отвечаем, творя образы, думая, действуя.
Таким образом, человек сам создаёт себя и изменяет общество, в котором проявляется уникальность и неповторимость «Я».
И понимание того, что человеческое Я – это уникальное и неповторимое творение должно порождать в каждом из нас высочайшую степень уважения к другому человеку, другому Я.
Итак, взаимосвязь Я с общественным развитием показывает роль и место человека в мире.
Современные подходы к исследуемой проблеме вызывают особый интерес и такого рода исследования дают возможность подумать о том, что у каждого человека имеются огромные резервы, скрытые возможности, которые оказываются глубоко запрятанными и не всегда используются в нашей жизни.
Наше «Я» – это отображение самого себя, «Я» – это субъект нашей человеческой самости и анализируя исследования отечественных и зарубежных учёных уникальность каждого «Я» объясняется не чем иным, как уникальностью, неповторимостью структур и механизмов мозга того или другого человека, зависящих от неповторимости генных комбинаций. Поэтому, среди многих миллионов лиц нельзя встретить два совершенно одинаковых. Каждый человек обладает своим неповторимым «Я». И прав Ж.Ж. Руссо, который писал в своей «Исповеди»: «Я создан иначе, чем кто – либо из виденных мною; осмеливаюсь думать, что я не похож ни на кого на свете. Если я не лучше других, то, по крайней мере, не такой, как они». И пока нет сформированного самосознания, нельзя говорить о наличии «Я», речь может идти лишь об его предпосылках и элементах. В данной области знаний достаточно много неясного и спорного. Разные науки (биология, антропология, психология, философия) трактуют проблему Я не совсем одинаково, появляются новые научные факты и гипотезы, что вызывает особый интерес в изучении данной проблемы