Я на стороне ребёнка!

Автор: Мицук Ольга Васильевна

Статья: "Я на стороне ребёнка!" 

 «Послушание, — писал Песталоцци, — есть способность, мотивы которой противодействуют первым склонностям физической природы». Другими словами, великий педагог исходит из того, что послушание — противоестественно.

Ведь что такое послушание, если вдуматься? Это когда ребенок делает что-то не потому, что понимает необходимость этого, а потому что боится наказания. Добиваясь изо всех сил послушания, мы взращиваем в маленьком человеке страх и, что еще печальнее, привычку бездумно слушаться кого-то. Удобный ребенок, послушный ребенок — это, как правило, испуганное существо.

Страх не может быть основой строительства чего бы то ни было. На страхе невозможно ничего создать. Если есть страх в любом деле — значит, само дело бессмысленно. Дети прекрасно усваивают науку конформизма: не хочешь иметь проблемы — слушайся и не возражай.

Надо иметь в виду: ребенок — это такое существо, которому свойственно делить мир на «своих» и «чужих». И если в какой-то момент своей очень нелегкой детско-подростковой жизни он понимает, что родители находятся на другой стороне — вам будет очень трудно убедить ребенка в том, что вы — свой.

Так, например, испытывая серьезные трудности с учебой, ребенок попадает под недовольство взрослых. Но всегда ли это его вина? Когда детская жизнь омрачается невозможностью быть наравне со сверстниками, ребенку как никогда нужно внимание и поддержка родителей. Иногда и этого бывает недостаточно и необходим конструктивный диалог семьи и специалистов: педагогов, психологов, врачей.  И  даже если этот диалог состоялся, и стороны поняли друг друга, родителям бывает сложно принять ситуацию и начать действовать в соответствии с рекомендациями специалистов. Уходит время, ребенок не получает необходимой для него помощи, и семья сталкивается с новыми и уже более тяжелыми проблемами.

Риски, с которыми семья может  столкнуться:

 1. Ребенок утрачивают веру в себя и свои силы; приходит к выводу, что он ни на что не способен и эта «убежденность» в том, что он хуже других, может остаться на всю жизнь.

2. У ребенка нет друзей. Постепенно он утрачивает  навыки социализации, перестает общаться. Его взаимодействие с окружающими людьми может носить крайне негативный, разрушающий характер.

3. Возможен регресс в развитии: ребенок утрачивает сформированные навыки, перестает использовать то, что уже умел.

4. Неблагоприятное эмоциональное состояние, чувство одиночества, отверженности могут вызвать ухудшение здоровья.

5. Высок риск дезадаптации, когда ребенок постепенно утрачивает способность к взаимодействию с разными людьми, находит «принимающую» его среду и «уходит» туда. Это общение носит негативный специфический характер и, как правило, связано с различными формами зависимостей: употребление наркотиков, алкоголя,  посещение сект и т. д. Такого ребенка  не всегда удается «вернуть» в обычную жизнь.

Для любого ребенка важно быть успешным, прежде всего, в кругу сверстников, в разных ситуациях и видах деятельности. Ощущение успешности не приходит само по себе, зачастую для этого необходимы  усилия. Но бывает так, что усилия есть, а результата нет.

В формировании успешности важно:

1.Получение результата. Причем ребенок должен сам видеть результат. Сравнивая ребенка с кем-то более успешным из его сверстников, мы учим его враждовать и соперничать. Если мы помогаем ребенку учиться видеть собственные успехи, он учится планировать, доводить дело до конца, становится более состоятельным.

2. Поддержка со стороны окружения: похвала, подбадривание, восхищение, удивление. Для ребенка это очень важное  переживание – видеть искреннюю радость, искреннее восхищение его деятельностью.

3. Польза обществу. Важно, чтобы результат деятельности был связан с жизнью других людей. Благодаря приобретаемым профессиональным и другим навыкам, подросток обретает жизненный смысл, которого мог быть лишен в связи с болезненным переживанием своей несостоятельности, бесполезности для общества.  

С ребенком нужно с рождения найти "единый язык общения", должно быть понимание. А не высказывание родителя: "Это не так, это не то и это не твое. Иди туда, учи то, это лучшее в жизни и прочее".

«Родитель – особенный человек, он никогда тебя не бросит и не предаст».

Безусловно, особенный. Прежде всего, родители – это те люди, чьим отражением мы являемся, тот багаж и материал, из которого мы кроим свою жизнь. А вот способность «не бросить и не предать» - чаще всего выбор самого родителя.

Мне часто доводилось слышать: «меня обижали в школе, но никто меня не поддержал», «я первый раз влюбился безответно, но надо мной родители только посмеялись», «меня уволили с моей первой работы, но папа сказал, что я сам виноват». Продолжать можно бесконечно. Но можно говорить о том, что родители не оказали детям той поддержки, на которую они надеялись. И своей критикой и пренебрежением только усиливали негативные ощущения детей. Меж тем порой другие люди (учителя, друзья, какие-то просто сторонние люди) оказывали эту поддержку. Но я хочу сказать о том, что от родителей этой поддержки ждут, прежде всего. А уж потом от всех остальных. И часто ее не получают именно от родителей. А ведь это не так уж сложно лишний раз сказать доброе слово – это не называется «особенным отношением».

Таким образом, выбор, который есть у каждого родителя в этой ситуации, на самом деле предельно прост. Быть всегда на стороне ребенка,  ради сохранения его индивидуальности и неповторимости.

 

 

comments powered by HyperComments
Пожалуйста, подождите.
x