Название статьи:
Японский сад | Саватюгина Наталия Юрьевна. Работа №210785
Дата публикации:
19.04.2019
Автор:
Саватюгина Наталия Юрьевна
Описание:
Автор: Саватюгина Наталия Юрьевна
Характерные особенности японского сада.
Саватюгина Н.Ю.
Японский сад
Японский сад и сад европейский противоположны. Природа для европейцев – место действия, сад – торжество разума и воли человека над диким неорганизованным миром. Японский сад преследует другую цель – не изменять природу, а гармонично слиться с ней.
Происхождение стилистики японского сада во многом объясняют красивые и разнообразные пейзажи этой гористой страны, где можно встретить скалы и ручьи, лесистые холмы и озера, песчаные морские берега, причудливые формы деревьев. Поднимитесь на гору и посмотрите на Японию сверху – как раз и откроется вид, достойный стать образцом для миниатюрного ландшафта.
Древний японец воспитывался в традициях национальной религии синто, считающей, что мир населен мириадами богов – ками, обитающими во всем – в горах, морях, деревьях, в животных, людях, даже в словах и взглядах. Эта традиция была только усилена наследованными из Китая буддийско-даосскими представлениями о единстве всего сущего.
С глубокой древности в Японии существовал культ природы. В ее картинах и образах японец видел живую аналогию человеческому бытию, а смена времен года, наблюдаемая на цветах и растениях, олицетворяла человеческую жизнь. Человек искал и находил в природе отклик на собственные душевные переживания, воспринимал ее в гармоническом единстве со своими эмоциями. Плакал с весенним дождем, предавался мечтам под луной, с тревогой вслушивался в шум ветра в соснах. Причем видел японец не просто лес, а каждое дерево, не просто дерево, а лист, не просто лист, а прожилку на нем. Поэтому и способны современные японцы различать и называть намного больше оттенков цветов, чем европейцы.
Становление японской национальной культуры и самосознания начинается с шестого века. В это время японцы быстро впитывали в себя все достижения материковой, и, в первую очередь, китайской культуры. Позаимствовали они из Китая и садовое искусство, со всеми его правилами ветров и потоков – фэншуй. На дворцовых участках столицы Нара разместились первые сады, разбитые с соблюдением китайских традиций и символики: сосна – символ долголетия, бамбук – мужества и стойкости.
Примерно с 10 века японцы утрачивают интерес к материку. Пространство мира как бы свертывается для них до пределов страны, пространство страны до пределов столицы, столица – до размеров собственного дома и тела. Японские аристократы, вместо того, чтобы путешествовать навстречу дикой и страшной природе, приблизили ее к собственному дому. Они как бы притянули к своему жилищу часть природного мира, сильно уменьшив его размеры. И тогда на свет появились знаменитые японские декоративные сады – миниатюрный слепок с живой природы. В этих садах есть и моря, и острова, и горы, и реки, и леса. Только очень маленькие или просто символичные.
С конца 13 века на всю японскую культуру начал оказывать огромное воздействие дзэн-буддизм. Сады дзэнских монастырей стали целенаправленно выражать идею понимания Природы как воплощения Абсолюта, Истины, то есть Будды. Дзэнский сад уже не предназначался для прогулок, его функцией стала помощь адептам в практике созерцания на пути к достижению просветления – сатори. Да и зачем обходить большие пространства, если целое, даже если это сама Вселенная, намного лучше постигается через малое и единичное. Поэтому сады и становились меньше, а с 14 века появляются знаменитые карэсансуй – сухие сады, на которые можно смотреть только со стороны.
В 16 веке дзэнская культура создала еще один замечательный вариант сада – чайный – ведущий к входу в чайный домик. Являясь важным компонентом в чайной церемонии, это – своеобразный барьер, граница миров с разными законами. Гармония простоты этого сада помогает правильно настроиться на предстоящее действо.
Историческое формирование и становление японского сада длилось на протяжении почти полутора тысяч лет и находится в современной Японии на высочайшем уровне развития, а его выразительность стала еще заметней по соседству с бетоном и стеклом. Так древнее искусство обрело новую жизнь, и оказалось интересным не только в Японии, но и в других странах.
Японский сад тесно связан с живописью, только материалом служит природа. Как и живопись, он бывает монохромным и полихромным. Если одни сады скупы на цвет, другие напоминает цветную гравюру. И как любая картина содержат целый набор символов.
Самое главное в японском саду – горы и вода. Горы – скелет природы, вода – ее кровь. Само соотношение гор и воды (кстати, по-японски пейзаж так и называется сан-суй, то есть гора-вода) выражает главный космогонический принцип, единство и противоположность двух начал – инь-ян. Положительное, светлое мужское начало ян олицетворяется с горой или камнем, а отрицательное, темное женское начало – с водой.
Символизирующий гору большой тяжелый камень является главным атрибутом японского сада. Эстетические свойства необработанного камня более всего применяются в уникальной архитектуре сада камней. Расположение камней в них только кажется беспорядочным. Оно подчиняется правилам концепций дзэн-буддизма – камни располагают по три в соответствии с буддийской триадой.
Второй главнейший компонент сада – вода, символ жизни и жизненной энергии. Как наиболее подвижная из стихий, она задает характер и настроение сада. В саду можно воспроизвести море, реку, озеро, водопады. Однако вода необязательно должна быть настоящей. Часто, как и в саду камней, ее заменяет галька или песок с вычерченными на ней волнистыми линиями.
Основные черты японского сада – изрезанные берега водоемов, островки и мостики, вечнозеленые растения, каменные фонари и пагоды, извилистые дорожки, открывающие за каждым поворотом новый пейзаж. Основные цвета – зеленый, коричневый, серый, с редкими вкраплениями ярких пятен цветов и плодов.
В отличие от европейского сада, японский сад должен сохранять красоту круглый год – у него нет мертвого периода. Поэтому опавшие лепестки вишен красиво лягут на воду в пруду, красный осенний клен будет выглядеть безупречно в спокойном зеленом обрамлении сосен, зимой голые ветви деревьев создадут на фоне неба замысловатый узор.
В устройстве японского сада ни один из элементов не повторяется, все уникальны, не допускается ни одного одинакового размера, ни параллельного размещения. И это не прихоть, а результат длительного опыта наблюдения природы, осмысления ее законов, строящихся на единстве и противоборстве ее сил. Художник, создатель сада, рисует свой пейзаж, тщательно продумывая все детали, учитывая даже отражение в зеркале воды и рисунок тени, которую отбрасывают предметы.
И все же, главной функцией японского сада всегда было и остается наслаждение изысканной красотой, продуманной до последней детали. Самые простые вещи достойны стать искусством. Главное – увидеть.
Скачать работу
Японский сад
Японский сад и сад европейский противоположны. Природа для европейцев – место действия, сад – торжество разума и воли человека над диким неорганизованным миром. Японский сад преследует другую цель – не изменять природу, а гармонично слиться с ней.
Происхождение стилистики японского сада во многом объясняют красивые и разнообразные пейзажи этой гористой страны, где можно встретить скалы и ручьи, лесистые холмы и озера, песчаные морские берега, причудливые формы деревьев. Поднимитесь на гору и посмотрите на Японию сверху – как раз и откроется вид, достойный стать образцом для миниатюрного ландшафта.
Древний японец воспитывался в традициях национальной религии синто, считающей, что мир населен мириадами богов – ками, обитающими во всем – в горах, морях, деревьях, в животных, людях, даже в словах и взглядах. Эта традиция была только усилена наследованными из Китая буддийско-даосскими представлениями о единстве всего сущего.
С глубокой древности в Японии существовал культ природы. В ее картинах и образах японец видел живую аналогию человеческому бытию, а смена времен года, наблюдаемая на цветах и растениях, олицетворяла человеческую жизнь. Человек искал и находил в природе отклик на собственные душевные переживания, воспринимал ее в гармоническом единстве со своими эмоциями. Плакал с весенним дождем, предавался мечтам под луной, с тревогой вслушивался в шум ветра в соснах. Причем видел японец не просто лес, а каждое дерево, не просто дерево, а лист, не просто лист, а прожилку на нем. Поэтому и способны современные японцы различать и называть намного больше оттенков цветов, чем европейцы.
Становление японской национальной культуры и самосознания начинается с шестого века. В это время японцы быстро впитывали в себя все достижения материковой, и, в первую очередь, китайской культуры. Позаимствовали они из Китая и садовое искусство, со всеми его правилами ветров и потоков – фэншуй. На дворцовых участках столицы Нара разместились первые сады, разбитые с соблюдением китайских традиций и символики: сосна – символ долголетия, бамбук – мужества и стойкости.
Примерно с 10 века японцы утрачивают интерес к материку. Пространство мира как бы свертывается для них до пределов страны, пространство страны до пределов столицы, столица – до размеров собственного дома и тела. Японские аристократы, вместо того, чтобы путешествовать навстречу дикой и страшной природе, приблизили ее к собственному дому. Они как бы притянули к своему жилищу часть природного мира, сильно уменьшив его размеры. И тогда на свет появились знаменитые японские декоративные сады – миниатюрный слепок с живой природы. В этих садах есть и моря, и острова, и горы, и реки, и леса. Только очень маленькие или просто символичные.
С конца 13 века на всю японскую культуру начал оказывать огромное воздействие дзэн-буддизм. Сады дзэнских монастырей стали целенаправленно выражать идею понимания Природы как воплощения Абсолюта, Истины, то есть Будды. Дзэнский сад уже не предназначался для прогулок, его функцией стала помощь адептам в практике созерцания на пути к достижению просветления – сатори. Да и зачем обходить большие пространства, если целое, даже если это сама Вселенная, намного лучше постигается через малое и единичное. Поэтому сады и становились меньше, а с 14 века появляются знаменитые карэсансуй – сухие сады, на которые можно смотреть только со стороны.
В 16 веке дзэнская культура создала еще один замечательный вариант сада – чайный – ведущий к входу в чайный домик. Являясь важным компонентом в чайной церемонии, это – своеобразный барьер, граница миров с разными законами. Гармония простоты этого сада помогает правильно настроиться на предстоящее действо.
Историческое формирование и становление японского сада длилось на протяжении почти полутора тысяч лет и находится в современной Японии на высочайшем уровне развития, а его выразительность стала еще заметней по соседству с бетоном и стеклом. Так древнее искусство обрело новую жизнь, и оказалось интересным не только в Японии, но и в других странах.
Японский сад тесно связан с живописью, только материалом служит природа. Как и живопись, он бывает монохромным и полихромным. Если одни сады скупы на цвет, другие напоминает цветную гравюру. И как любая картина содержат целый набор символов.
Самое главное в японском саду – горы и вода. Горы – скелет природы, вода – ее кровь. Само соотношение гор и воды (кстати, по-японски пейзаж так и называется сан-суй, то есть гора-вода) выражает главный космогонический принцип, единство и противоположность двух начал – инь-ян. Положительное, светлое мужское начало ян олицетворяется с горой или камнем, а отрицательное, темное женское начало – с водой.
Символизирующий гору большой тяжелый камень является главным атрибутом японского сада. Эстетические свойства необработанного камня более всего применяются в уникальной архитектуре сада камней. Расположение камней в них только кажется беспорядочным. Оно подчиняется правилам концепций дзэн-буддизма – камни располагают по три в соответствии с буддийской триадой.
Второй главнейший компонент сада – вода, символ жизни и жизненной энергии. Как наиболее подвижная из стихий, она задает характер и настроение сада. В саду можно воспроизвести море, реку, озеро, водопады. Однако вода необязательно должна быть настоящей. Часто, как и в саду камней, ее заменяет галька или песок с вычерченными на ней волнистыми линиями.
Основные черты японского сада – изрезанные берега водоемов, островки и мостики, вечнозеленые растения, каменные фонари и пагоды, извилистые дорожки, открывающие за каждым поворотом новый пейзаж. Основные цвета – зеленый, коричневый, серый, с редкими вкраплениями ярких пятен цветов и плодов.
В отличие от европейского сада, японский сад должен сохранять красоту круглый год – у него нет мертвого периода. Поэтому опавшие лепестки вишен красиво лягут на воду в пруду, красный осенний клен будет выглядеть безупречно в спокойном зеленом обрамлении сосен, зимой голые ветви деревьев создадут на фоне неба замысловатый узор.
В устройстве японского сада ни один из элементов не повторяется, все уникальны, не допускается ни одного одинакового размера, ни параллельного размещения. И это не прихоть, а результат длительного опыта наблюдения природы, осмысления ее законов, строящихся на единстве и противоборстве ее сил. Художник, создатель сада, рисует свой пейзаж, тщательно продумывая все детали, учитывая даже отражение в зеркале воды и рисунок тени, которую отбрасывают предметы.
И все же, главной функцией японского сада всегда было и остается наслаждение изысканной красотой, продуманной до последней детали. Самые простые вещи достойны стать искусством. Главное – увидеть.