юный эколог

Автор: Климко Ольга Сергеевна

МКДОУ Здвинский детский сад «Солнышко» общеразвивающего вида

 

 

 

                                    «Юные экологи»

                                                      Долгосрочный групповой проект

 

 

 

                                                                                         Воспитатель:

                                                                                                             Климко Ольга Сергеевна

 

 

 

 

 

 

                                            

                                          ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЕКТА

Творческое название проекта

«Юные экологи»

Тип проекта

Информационно – практико -  ориентированный

Возраст детей

Старший дошкольный возраст

Исполнители

Дети средней, старшей и подготовительной к школе группы, воспитатели, родители

Продолжительность

Долгосрочный:  15.09.2011 – 30.04.2014

Раздел программы

Программа воспитания и обучения в детском саду М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой, Программа  «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы,  ОО«Социализация»

Тематическое  поле

Экология. Формирование основ экологической культуры.

Актуальность

В период дошкольного детства формируются первоосновы экологического мышления, сознания, экологической культуры. Необходимо создавать условия для формирования у ребенка элементов экологической культуры, экологически грамотного поведения в природе, гуманного отношения к живым объектам фауны.

Цель

 

Изучение детьми объектов живой и неживой природы во взаимосвязи со средой обитания

и формирование  в детях осознанно – правильного взаимодействия с окружающим его большим миром природы.

Задачи

 

 

1.      Научить детей вести наблюдения за объектами живой и неживой природы.

2.      Научить конкретным способам экспериментирования и исследования объектов природы, простейшим опытам  с природными объектами, используя правила безопасности.

3.      Развивать умение делать выводы, устанавливая причинно-следственные связи между объектами природы.

4.      Создать условия для формирования у дошкольника экологической культуры, экологически грамотного поведения в природе.

Этапы реализации проекта

1 этап – организационно - диагностический

2 этап -  формирующий

3 этап - обобщающий

Результат

 

 Фотографии, папки-проекты, рисунки, исследовательские работы,   выставки,   дидактические экологические игры, комнатные цветы, коллекции, лабораторная зона в группе.

Презентация проекта

 Праздник «День Земли»

 

 

 

ОБОСНОВАНИЕ АКТУАЛЬНОСТИ ПРОБЛЕМЫ

Существенные изменения, произошедшие за последние годы, и новые проблемы, связанные с воспитанием детей, обусловили переосмысление сущности экологического воспитания, его места и роли в общественной жизни. Решение проблемы основ ЭКО воспитания потребовало новых подходов к организации воспитательно-образовательного процесса.

«Любовь к Родине начинается с любви к природе». Задача ДОУ – научить любить Родину через любовь к окружающему миру.

         Заложить любовь к Родине, к родному краю, к родной природе, к людям можно только в дошкольном  возрасте. Именно поэтому важно своевременно  развивать экологическое сознание маленькой личности.

В современных условиях, проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность.

        Экологическое образование детей дошкольного возраста имеет важное значение, так как в этот период ребёнок проходит самый интенсивный духовный и интеллектуальный путь развития. Самоценность дошкольного детства очевидна:  первые семь лет в жизни ребенка – это период его бурного роста и интенсивного развития, период непрерывного совершенствования физических и психических возможностей, начало становления личности. В этот период формируются первоосновы экологического мышления, сознания, экологической культуры.

        Экологическое образование в системе дошкольного воспитания имеет большое значение, как начальная ступень системы непрерывного и всеобщего экологического образования. Результативность деятельности в системе дошкольного образования дает хороший задел для последующих за ней ступеней системы экологического воспитания.

        Большинство современных детей недостаточно общается с природой. ЭКО образование начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается каждый день. В любом городе, поселке, селе можно найти интересные для наблюдений природные объекты: деревья, травы, насекомых, птиц. Огромную роль в экологическом образовании детей дошкольного возраста играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях. Необходимо научить ребенка жить в гармонии с природой, научить оберегать и защищать природный мир.

 

 

 

 

 

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ

-          Повышение качества образовательного процесса по экологическому воспитанию через организацию совместной исследовательской деятельности родителей, детей, педагогов.

-          Создание методической копилки по экологическому воспитанию.

-          Создание  в группе детского сада  условий для обобщения материала по формированию основ экологической культуры у старших дошкольников

-          Активизация и обогащение воспитательных умений родителей по приобщению дошкольников  к экологическому воспитанию через проектную деятельность, конкурсы, выставки.

-          Укрепление связи семьи и ДОУ.

 

 

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ

Заключается в разработке содержания, методов и форм, которые предусматривают поэтапную организацию  приобщения детей к основам экологической культуры, повышению интереса к ближайшему окружению.

 

ЦЕЛЬ

Изучение детьми объектов живой и неживой природы во взаимосвязи со средой обитания и формирование  у детей осознанно – правильного взаимодействия с окружающим его большим миром природы.

                                             

                                                                                      ЗАДАЧИ

1.     Научить детей вести наблюдения за объектами живой и неживой природы.

2.     Научить конкретным способам экспериментирования и исследования объектов природы, простейшим опытам  с природными объектами, используя правила безопасности.

3.     Развивать умение делать выводы, устанавливая причинно-следственные связи между объектами природы.

4.     Создать условия для формирования у дошкольника экологической культуры, экологически грамотного поведения в природе.

 

ГИПОТЕЗЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

мы предполагаем, что процесс экологического воспитания будет более эффективным в том случае, если:

-       Формировать представления  и вести наблюдения за  объектами живой и неживой природы, объяснять связи и цепочки в природе, выполнять Законы общего дома природы, необходимо не только в ДОУ, но и в семье.

-       Экологическое образование будет строиться на материале, близком, понятном и эмоционально значимом для ребенка с учетом взаимодействия педагогов, родителей.

-       Разработать систему сотрудничества педагогов и семьи.

-       Деятельность детей по формированию ЭКО воспитания осуществлять систематически и планомерно.

 

НОВИЗНА

Заключается в выработке новых стратегических подходов по приобщению ребёнка к экологическому воспитанию в условиях ДОУ. Совместная исследовательская деятельность дошкольников, родителей и педагогов способствует формированию ЭКО культуры, толерантности, культурно – ценностных ориентаций, духовно – нравственному развитию.

 

 

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ

1.     Егоренков, Л.И. Экологическое воспитание дошкольников и младших школьников: Пособие для родителей, педагогов и воспитателей детских дошкольных учреждений, учителей начальных классов. - М.: АРКТИ, 2001. - 128с.

В пособии рассматриваются учебно-методические вопросы начального этапа в системе непрерывного экологического образования и воспитания личности детей. Особое внимание уделено эстетическому аспекту.

2.     Ковинько, Л.В. Секреты природы - это так интересно! - М.: Линка-Пресс, 2004. – 72с.: ил.

 

Знакомство со свойствами обычных веществ - воды, воздуха и почвы - одно из возможных направлений экологического воспитания. Приемы подачи материала - своеобразный «спортивный комплекс» для формирования познавательных способностей малыша.

3.     Лопатина, А.А. Сказы матушки земли. Экологическое воспитание через сказки, стихи и творческие задания / А. А.Лопатина, М.В. Скребцова. - 2-е изд. - М.: Амрита-Русь, 2008. - 256 с. - (Образование и творчество).

Эта книга открывает двери в волшебный и добрый мир. Книга поможет воспитать в детях чувство любви к природе, чувство ответственности за мир вокруг и покажет красоту родной земли.

4.     Луконина, Н.Н. Утренники в детском саду: Сценарии о природе / Н.Н. Луконина, Л.Е. Чадова. - М.: Айрис- пресс, 2002. - 240с.: ил. - (Внимание, дети).

В сборник вошли сценарии утренников, вечеров досуга, поучительных уроков и комбинированных занятий экологической тематики. Авторы книги предлагают постановки с оригинальным сказочным сюжетом и необычными персонажами.

5.     Николаева, С.Н. Теория и методика экологического образования детей: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 336с.

6.     Николаева, С.Н. Экологическое воспитание младших дошкольников. Книга для воспитателей детского сада. - М.: Мозаика-Синтез, 2004. - 96с.

Материал книги – это технология к программе «Юный эколог», одобренной Федеральным экспертным советом по общему образованию Министерства образования России.  Данная технология позволяет формировать начала экологической культуры у младших дошкольников в условиях детского сада.

7.     Система экологического воспитания в дошкольных образовательных учреждениях: информационно-методические материалы, экологизация развивающей среды детского сада, разработки занятий по разделу «Мир природы», утренники, викторины, игры.- 2-е изд., стереотип. / авт.-сост. О.Ф. Горбатенко. - Волгоград: Учитель, 2008. - 286с.

Статьи из журналов

1.     Волосникова, Т.В. Основы экологического воспитания дошкольников // Дошкольная педагогика. - 2005. - № 6.- С. 16-20.

2.     Воронкевич, О.А. «Добро пожаловать в экологию» - современная технология экологического образования дошкольников // Дошкольная педагогика. - 2006. - № 3.- С. 23-27.

В статье рассмотрены основные идеи технологии «Добро пожаловать в экологию», методы экологического образования, организация работы, экологические игры с элементами моделирования.

3.     Горбунова, Г.А. Развитие экологической культуры дошкольников // Дошкольная педагогика. - 2005. - № 6. - С. 10-16.

В статье говорится о том, как важно сформировать у детей потребность общения с представителями животного и растительного мира, умение видеть и понимать прекрасное, потребность самовыражения в творческой деятельности.

4.     Николаева, С.Н. Типовая модель экологического воспитания // Дошкольное воспитание. - 2004. - № 4. - С.14-20.

Модель включает в себя основные параметры экологического воспитания: цель, содержание, формы и методы, технологии, критерии экологической воспитанности, организационно- управленческие действия.

Обруч. - 2008. - № 4.

 

                                                   ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ ОБЩЕЙ ДИДАКТИКИ

      Принцип детоцентризма

в центре творческой деятельности находится воспитанник, который проявляет свою активность. У него имеются замечательные возможности реализовать себя, ощутить успех, продемонстрировать свои возможности.

      Принцип кооперации

в процессе работы над проектом осуществляется широкое взаимодействие воспитанников с педагогом, с родителями  и между собой).

      Принцип опоры на субъектный опыт воспитанников

каждый, работая над заданием, имеет хорошие возможности применить уже имеющийся у него собственный опыт и знания.

      Принцип учёта индивидуальности воспитанников: их интересов, темпа работы, уровня  обученности.

      Принцип связи исследования с реальной жизнью

происходит соединение знаний и практических действий

      Принцип трудной цели

легко достижимый результат не является для многих воспитанников мобилизующим фактором.

 

 

ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ

1 этап – организационно - диагностический

Цель: Мониторинговые, диагностические исследования и определение перспектив. Установление партнёрских отношений педагогов, родителей, детей,  создания единого социокультурного пространства. Составление перспективного плана мероприятий, подготовка к проведению мероприятий.

Постановка цели и задач, определение направлений, объектов и методов исследования, предварительная работа с детьми и родителями, выбор оборудования и материалов.

2 этап -  формирующий

Цель: поиск ответов на поставленные вопросы разными способами, непосредственно реализация самого проекта, в рамках которого велась работа по трем направлениям: работа педагогов с детьми,  работа детей и родителей, работа педагогов  и родителей. С детьми  проводили занятия  по проекту, была организована совместная  и самостоятельная деятельность детей по ознакомлению с основами экологического воспитания.

3 этап- обобщающий

Цель: Анкетирование родителей и диагностика уровня сформированности экологических знаний детей. Анализ и подведение итогов работы.

Третий этап включает в себя презентацию проекта.

 

ТЕХНОЛОГИИ

Личностно-ориентированного обучения и воспитания.

Это такое обучение, где во главу угла ставится личность ребенка, ее самобытность, самоценность, субъектный опыт каждого сначала раскрывается, а затем согласовывается с содержанием образования. Личностно-ориентированное обучение исходит из признания уникальности субъектного опыта самого воспитанника, как важного источника индивидуальной жизнедеятельности, проявляемой, в частности, в познании.

 Развивающего обучения.

Позволяет выращивать  в ребенке творческие способности и потребность в творчестве, ориентирует ребенка на самоопределение и самоактуализацию, поддерживает личностное развитие ребенка.

 Индивидуального обучения.

Воспитание и обучение с учётом  индивидуальных особенностей развития каждого ребёнка позволяет создать комфортные условия для занятий. Дети выполняют работу в удобном для них индивидуальном темпе. Кроме того, данная технология позволяет наиболее эффективно развивать навыки самостоятельной работы у дошкольников.

 Информационно-коммуникационные.

В современном мире при все нарастающем потоке информации не обойтись без применения информационно-коммуникационных технологий. На занятиях в совместной деятельности часто применяются мультимедийные презентации, музыкальное оформление, организуются видеопросмотры. 

 Развития творчества.

Творческий процесс делится на четыре фазы: подготовка, созревание идеи, озарение и воплощение. Помогает формировать и развивать  у воспитанников способности к импровизации, применять полученные навыки в новых условиях, искать нестандартные решения.

 Игровая. 

В результате освоения игровой деятельности в дошкольном периоде формируется готовность к общественно-значимой и общественно-оцениваемой деятельности ученья. Дети познают жизненные и семейные ценности - играя.

 Проблемно – поисковая.

Предполагает создание под руководством воспитателя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность детей по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.

 Проектная.

Одна из современных интерактивных технологий обучения. Формирует у дошкольников навыки планирования совместной деятельности, проектирования. Способствует самоорганизации, учит делать выбор и принимать решения. Вместе учиться не только легче, но и интереснее.

 

ФОРМЫ РАБОТЫ

с детьми:

Беседы; занятия; рассматривание альбомов, картин, иллюстраций; выставки детских работ по проекту «Юные - экологи» в ДОУ;  дидактические и сюжетно-ролевые игры по проекту ; заучивание стихов, пословиц, поговорок; творческая речевая деятельность; утренники, развлечения; конкурсы; театрализованная деятельность; сочинение рассказов и сказок о природе; видеопросмотры.

с родителями:

Наглядная пропаганда; беседы и консультации; анкетирование; дни открытых дверей; круглый стол; конкурсы.

 

МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ:

1.Методы, повышающие познавательную активность дошкольников:

·    метод сравнения.

·    элементарный анализ

·     метод эксперимента

·    метод моделирования и конструирования.

·    метод проектной деятельности.

·    метод  вопросов – постановка вопросов детям; воспитание умения и потребности задавать вопросы, грамотно и четко их формулировать.

·    метод повторения – важнейший дидактический принцип, без применения которого не будет прочности знаний в воспитании чувств.

2. Методы, направленные на повышение эмоциональной активности детей при усвоении знаний:

·    игровые приемы – повышают качество усвоения познавательного материала и способствуют закреплению чувств.

·    сюрпризные моменты и элементы новизны – эмоционально настраивают ребенка на познание, обостряют желание ребенка разгадать секрет или просто порадоваться.

3.Методы и приемы, способствующие установлению связи между разными видами деятельности:

·    прием предложения и обучения способу – воспитатель не только эмоционально рассказывает о природе, но и должен вызвать желание у детей самим попробовать свои силы в исследовании.

·    беседа – является связующим звеном.

4.Методы коррекции и уточнения:

·    повторения, упражнения, наблюдения, экспериментирование – позволяет выяснить, что и как поняли дети в содержании сообщаемых им знаний, и помочь в правильном понимании этих знаний.

·    метод обобщенного ответа на вопрос: индивидуальная беседа, сравнительный анализ, оценка, разъяснение, совместный поиск выхода из ситуации, обсуждение способа действия.

 

ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

1.     У детей проявится ярко выраженный интерес к объектам и явлениям природы. Различать живую природу (растения, грибы, животные, человек) и неживую природу ( воздух, почва, вода). Ребята узнают особенности природы родного края .

2.     Ребята будут бережно относиться  к природе, будут стремиться к правильному поведению по отношению к миру природы.

3.     Дети овладеют навыками экологически безопасного поведения в природе. Сформируется стремление к исследованию объектов природы, они научатся делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи.

4.     Узнают значение воды и воздуха в жизни всех  живых объектов природы  и их свойства.

5.     Ребята  узнают много интересного из жизни растений (деревьев, кустарников, трав, растений леса, сада, луга, поля, комнатных растений), исследуют опытным путем условия, необходимые для роста растений; научатся правильно ухаживать за растениями в уголке природы, в цветнике детского сада( рыхление, полив, прополка).

6.     Закрепят представления о животных : условия жизни домашних и диких животных и их детенышей, животных и птиц полярных  районов Земли, животных и птиц жарких стран, зимующих и перелетных птиц, о насекомых. У ребят будет сформировано представление о том, что нельзя делить объекты природы ( растения, насекомых, животных, птиц) на полезных и вредных, и тем более, руководствоваться этим в своих поступках по отношению к ним.

7.     Дошкольники научатся вести наблюдения за объектами живой и неживой природы, объяснять связи и цепочки в природе, выполнять Законы общего дома природы :

·        Все живые организмы имеют равное право на жизнь.

·        В природе все взаимосвязано.

·        В природе ничто никуда не исчезает, а переходит из одного состояния в другое.

8.     Научатся проводить простейшие и сложные опыты, исследования объектов природы, будут с пользой для себя заниматься поисковой деятельностью.

9.     Гуманно станут обращаться со всеми объектами природы и соблюдать правила безопасности  в природе

10.           К экологическому проекту будут привлечены родители. Экологическое просвещение родителей даст большой плюс в экологическом воспитании детей детского сада.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                        

 

 

 

 

                               Перспективный план  долгосрочного группового проекта «Юные экологи»

в средней группе 15.09.2011- 31.05.2012

 

Месяц Тема

 

Организованная деятельность с детьми

Совместная деятельность педагогов и детей

Совместная деятельность с родителями

Консультативная информация для родителей

Ведение календаря погоды и работа в ЭКО уголке - ежедневно

сентябрь

 

Анкетирование родителей и диагностика детей

октябрь

Осень

 

 

 

ОО «Познание»

«В осеннем лесу» - экскурсия

 

Беседа на тему: «Времена года», «Осенние изменения в природе»

Чтение произведений: А. Майков « Осенние листья по ветру кружат», А.С. Пушкин «Уж небо осенью дышало».

Праздник «Осенний бал»

Создание ЭКО уголка – «Детская лаборатория»

 

Родительское собрание

«Зачем маленьким детям нужно знать, что такое экология»

ноябрь

Животные

 

 

ОО «Познание» - «Зайцы»

 

Беседа на тему: «Как животные готовятся к зиме»

Рассматривание картин зайчиха с зайчатами.

П/игра «Зайка беленький….»

 

Выставка «Чудо с грядки»

 

 

Консультация для родителей «Ребёнок на даче»

 

декабрь

Зима

 

ОО «Коммуникация»

Заучивание стихотворения

З. Александрова

 « Ёлочка»

 

Беседа на тему: «Зима пришла-признаки зимы»

Чтение произведений:

С. Есенин «Поёт-зима аукает»,

И. Суриков «Зима».

Наблюдение с детьми за поведением птиц на улице.

Выставка поделок

«Ёлочка»

Папка-передвижка: «Учим ребенка наблюдать за изменениями в природе»

январь

Деревья

ОО «Художественное творчество» (аппликация)

«Дерево»

Рассматривание осенних и зимних пейзажев- сравнение их.

Опыт «Превращение воды в лёд».

Лепка поделок из снега.

 

 

Конкурс рисунков «Деревья зимой»

 

Памятка для родителей и детей по экологическому воспитанию

«Запомните правила!»

Февраль

Животные

ОО «Познание» «Домашние животные зимой»

 

Рассматривание иллюстраций «Домашние животные»

Чтение сказки Э. Блайтон «Знаменитый утёнок Тим»; «Зимовье», обр. И. Соколова-Микитова.

Подкормка птиц на участке детского сада.

Составление рассказов «Моё любимое домашнее животное»

Памятки для родителей «Долой мусор!»

март

весна

ОО ««Художественное творчество»

(Рисование)

«Сосульки»

Беседа на тему: «Весна-Красна», «Весенние изменения в природе»

Чтение произведений: Е. Бартынский «Весна,весна»(в сокр.)

Тематическое развлечение «Весна пришла»

Участие родителей в оснащении ЭКО уголка

Памятка для родителей "Прогулка в Природу"

апрель

Растения

ОО «Познание» « Первые цветы»

Дидактическая игра «Первоцветы»

Сюжетно-ролевая игра «Магазин цветов»

Исследовательская деятельность –

Огород на окне

Конкурс детско-родительских рисунков «Первые цветы»

Консультация для родителей «Зелёный мир на окне»

 

май

Листья деревьев

ОО «Художественное творчество» (Рисование)

«Листья деревьев»

Рассматривание листьев деревьев.

«Голоса птиц» - прослушивание CD диска.

Чтение «Как скворец учился петь» Е.В.Шикова.

Дид. игра «Чей дом».

Дид. игра «Живое или не живое».

«От какого дерева лист?»

Фотовыставка  «Моё общение с природой»

Папка-передвижка: «Обучение детей наблюдательности на улице»

 

                             Перспективный план  долгосрочного группового проекта «Юные экологи»

в старшей группе 15.09.2012- 31.05.2013

 

Месяц Тема

 

Организованная деятельность с детьми

Совместная деятельность педагогов и детей

Совместная деятельность с родителями

Консультативная информация для родителей

Ведение календаря погоды и работа в ЭКО уголке - ежедневно

 

сентябрь Осень

ОО «Познание»

«В осеннем лесу» - экскурсия

ОО «Коммуникация»

Заучивание стихотворения Н. Егоровой «Листопад»

 

Беседа на тему: «Времена года», «Осенние изменения в природе»

Чтение произведений

А. К. Толстой «Осень обсыпает весь наш бедный сад» , А. Пушкин «Уж небо осенью дышало…»

Игра-путешествие «Наш зеленый огород»

Исследовательская деятельность – «Царство почвы – уникальный мир природы»

 

Создание ЭКО уголка – «Детская лаборатория»

Составление детских рассказов на тему «Кто ты, муравей, и какую пользу приносишь?»

 

Родительское собрание «Экологическое воспитание детей в старшей группе»

октябрь

Дары осени

 

 

 

ОО«Художественное творчество» (Рисование)

«Дары осени»

Беседа «Овощи и фрукты – полезные продукты»

Д/игры: «Съедобное-несъедобное»

Сюжетно-ролевая игра «Заготовка овощей на зиму».

Праздник «Осенние посиделки»

Выставка «Чудо с грядки»

 

Консультация

« Витамины с грядки»

ноябрь

Животные

 

 

 

 

 

 

ОО «Художественное творчество» (Рисование)

«Любимое животное»

Беседа на тему: «Как животные готовятся к зиме», «Поздняя осень»

Чтение произведений

С. Городецкий « Котёнок», Н. Носов « Живая шляпа»

Рассматривание картин:

В. Волкова «Осень»

Исследовательская деятельность – «Что мы знаем о воде»

Фотовыставка «Листопад».

 

Папка-передвижка: «К природе с добротой»

декабрь

Зима

 

ОО «Коммуникация»

Заучивание стихотворения

С. Есенина «Береза»

Беседа на тему: «Зима пришла», «Природные явления зимой»

Чтение произведений:

И. Никитин « Встреча зимы».

Рассматривание картин:

И. И. Шишкин "Зима"

Исследовательская деятельность –

«Где прячутся листья» (участок ДОУ)

Конкурс «Птичья столовая.»  (кормушки)

Рекомендации для родителей «Как оборудовать комнату

юного исследователя»

январь

Деревья

ОО «Познание» Деревья и кустарники – Экскурсия в зимний парк

Беседа на тему: «Зачем людям зима»

Чтение произведений:

Н. Павлова «Где зимуют почки?»

А. Пушкин «Зимнее вечер» (в сокр.).

Рассматривание картин:

Серия «Зимние праздники»

Исследовательская деятельность –

«Где зимуют почки» (участок ДОУ)

Просмотр мультфильма «12 месяцев»

Творческое домашнее задание «Кому нужна зима?» - составление детских рассказов

 

 

Буклет «Опыты и эксперименты с детьми дома»

Февраль

Животные

ОО «Познание» «Дикие животные зимой»

 

Беседа на тему: «Домашние животные зимой», (Энциклопедия для дошкольников «Чудо – всюду»)

Чтение произведений:

А.Фет «Чудная картина»,

К. Паустовский «Зима»

Рассматривание картин:

И.Э. Грабарь "Февральская лазурь"

Конкурс рисунков «Зима в лесу»

 

 

Папка-передвижка: «Царство животных – это удивительный мир» (справочный материал)

март

весна

ОО «Познание» Экскурсия – «Первые проталины

Беседа на тему: «Весна идет – весне дорогу»

Чтение произведений:

Л.Волынский «Грачи прилетели»

Рассматривание картин:

Л.Саврасов «Грачи прилетели»

Развлечение «Прилет птиц»

Круглый стол – «Стань природе другом!»

Фотовыставка «Мое общение с природой»

апрель

Растения

ОО «Познание» « Подснежники»

Чтение произведений:

Е.Баратынский «Весна, весна! Как воздух чист!..»

Дидактическая игра «Первоцветы»

Сюжетно-ролевая игра «Магазин цветов»

Исследовательская деятельность –

Огород на окне

Участие родителей в оснащении ЭКО уголка

Рекомендации:

«Лекарственные травы» (справочный материал)

май

Листья деревьев

ОО «Художественное творчество» (лепка)

«Листья»

Чтение произведений:

В.Татаринов «Весна близка»

Загадки, пословицы о весне .

Наблюдение: как набухают почки и распускаются листья.

 

Семейная газета «Любим вместе отдыхать, прыгать, бегать и играть»

Экологическая газета для родителей «Прикоснись к природе сердцем»

 

           

 

 

 

 

 

 

 

                               Перспективный план  долгосрочного группового проекта «Юные экологи»

в подготовительной к школе группе с 15.09.2013- 30.04.2014

 

 

Месяц Тема

 

Организованная деятельность с детьми

Совместная деятельность педагогов и детей

Совместная деятельность с родителями

Консультативная информация для родителей

 

Ведение календаря погоды и работа в ЭКО уголке - ежедневно

сентябрь Осень

 

 

 

 

1 . ОО «Познание»

«По следам осени» - экскурсия

2.     ОО «Художественное творчество» (Рисование)

«Осенний лес»

Беседа на тему: «Осенние изменения в природе», «Погода осенью».

Чтение произведений

М. Пришвин «Листопад»

Рассматривание картин:

И. Левитан «Осень»

Исследовательская деятельность – «Как размножаются растения»

Праздник «Осенины»

Конкурс рисунков «Природа родного края осенью»

Родительское собрание «Экологическое воспитание детей в подготовительной группе»

октябрь

Дары Осени

Работа с природным материалом

Беседа на тему: «Что нам осень принесла» Чтение произведений

С. Есенин «Нивы сжаты, рощи голы»

Игры – эстафеты: «Собери урожай».

 

Выставка «Чудо с грядки»

 

Рекомендации:

«По дороге в детский сад»

 

ноябрь

Животные

ОО Коммуникация

«Напиши письмо лисе» - поиск проблемных вопросов и ответов.

Обсуждение ситуаций: «К природе с добротой»

Чтение произведений

Н. Берендгоф «В ожидании зимы»

В. Чаплина «Лес осенью»

Исследовательская деятельность – «Какая она – вода?

 

Запись рассказов «Приметы зимы»

 

Папка-передвижка: «Наблюдай, познавай, люби»

 

декабрь

Зима

 

Рассматривание серии картин, иллюстраций «Зимние забавы»

 

 

Беседа на тему: «Как живешь ты, край сибирский, зимой?»

Чтение произведений:

Н.  Калининой «Про снежный колобок»

А. Барто «Я знаю, что нужно придумать»

Исследовательская деятельность –

 «Какой бывает снег: снег, вода, лед»

Экскурсия в музей «Летающие цветы тропиков».

Выставка детско-родительских работ

«Символ –года.»

 

Памятка для родителей «Помощь пернатым друзьям»

 

январь

Деревья

ОО «Познание»

Экскурсия в зимний парк «Как зимуют деревья?»

Беседа на тему: «Если б не было зимы…» (ТРИЗ)

Чтение произведений:

В. Бианки «Лес зимой»

Рассматривание картин:

Серия «Зима»

Конкурс рисунков

«Зимушка – хрустальная»

 

Консультация

«Зима-красавица»

 

Февраль

Животные

ОО «Художественное творчество» (лепка) «Пограничник с собакой»

Беседа на тему: «Кто они такие?», (Энциклопедия для дошкольников «Чудо – всюду»)

Чтение произведений:

А. Фет «Мама, глянь-ка из окошка»

С. Маршак «Круглый год. Февраль»

Дидактическая игра «Круглый год»

Фотовыставка «Моё общение с  природой – зимой».

Папка-передвижка: «Путешествия по страницам книг о природе»

 

март

Весна 

ОО «Художественное творчество» (рисование)

«Весна пришла»

Обсуждение ситуаций: «Природа просит помощи»

Рассматривание картин:

Левитан Весна «Большая вода»

Игра – драматизация «Заюшкина избушка»

Изготовление настольной игры «Знатоки природы»

Выставка «Цветы  в подарок маме.»

Консультация:

«Экология  детям»

 

апрель

Растения

ОО «Художественное творчество» (рисование)

«Птицы прилетели»

Дидактическая игра «Где чей домик?»

«Кто где живет?»

Огород на окне.

Чтение произведений:

Ф. Тютчев «Весенние воды»

И. Бунин «Подснежники»

Анкетирование родителей и диагностика уровня сформированности экологических знаний детей.

Презентация проекта «День Земли.»

Выставка поделок«Птицы всякие важны , птицы разные нужны»

Создание фильма по проекту.

 

 

 

 

 

                                                                                  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                    

                                                                               РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ

Работа способствовала:

-       Внедрение проекта обеспечило оптимальные условия  для  изучения детьми основ экологической культуры, возрос интерес к исследовательской деятельности, у детей появилось желание выполнять Законы общего дома природы.       

-       Самореализации родителей как субъектов образовательной деятельности,  возможность конструктивного сотрудничества ДОУ с семьями воспитанников, создание благоприятного микроклимата в детско-родительском коллективе.

-       Активизации и обогащению педагогических знаний и умений родителей.

-       Повышению психолого-педагогической культуры родителей в области ЭКО воспитания

-       Развитию креативных способностей детей и родителей в совместной деятельности.

-       Оснащению предметно – развивающей среды в группе.

-       Обогащению уголка природы

-       Организации выставки в группе детского сада.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

comments powered by HyperComments
Пожалуйста, подождите.
x