Автор: Климко Ольга Сергеевна
МКДОУ Здвинский детский сад «Солнышко» общеразвивающего вида
«Юные экологи»
Долгосрочный групповой проект
Воспитатель:
Климко Ольга Сергеевна
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЕКТА
Творческое название проекта |
«Юные экологи» |
Тип проекта |
Информационно – практико - ориентированный |
Возраст детей |
Старший дошкольный возраст |
Исполнители |
Дети средней, старшей и подготовительной к школе группы, воспитатели, родители |
Продолжительность |
Долгосрочный: 15.09.2011 – 30.04.2014 |
Раздел программы |
Программа воспитания и обучения в детском саду М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой, Программа «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, ОО«Социализация» |
Тематическое поле |
Экология. Формирование основ экологической культуры. |
Актуальность |
В период дошкольного детства формируются первоосновы экологического мышления, сознания, экологической культуры. Необходимо создавать условия для формирования у ребенка элементов экологической культуры, экологически грамотного поведения в природе, гуманного отношения к живым объектам фауны. |
Цель
|
Изучение детьми объектов живой и неживой природы во взаимосвязи со средой обитания и формирование в детях осознанно – правильного взаимодействия с окружающим его большим миром природы. |
Задачи
|
1. Научить детей вести наблюдения за объектами живой и неживой природы. 2. Научить конкретным способам экспериментирования и исследования объектов природы, простейшим опытам с природными объектами, используя правила безопасности. 3. Развивать умение делать выводы, устанавливая причинно-следственные связи между объектами природы. 4. Создать условия для формирования у дошкольника экологической культуры, экологически грамотного поведения в природе. |
Этапы реализации проекта |
1 этап – организационно - диагностический 2 этап - формирующий 3 этап - обобщающий |
Результат
|
Фотографии, папки-проекты, рисунки, исследовательские работы, выставки, дидактические экологические игры, комнатные цветы, коллекции, лабораторная зона в группе. |
Презентация проекта |
Праздник «День Земли» |
ОБОСНОВАНИЕ АКТУАЛЬНОСТИ ПРОБЛЕМЫ
Существенные изменения, произошедшие за последние годы, и новые проблемы, связанные с воспитанием детей, обусловили переосмысление сущности экологического воспитания, его места и роли в общественной жизни. Решение проблемы основ ЭКО воспитания потребовало новых подходов к организации воспитательно-образовательного процесса.
«Любовь к Родине начинается с любви к природе». Задача ДОУ – научить любить Родину через любовь к окружающему миру.
Заложить любовь к Родине, к родному краю, к родной природе, к людям можно только в дошкольном возрасте. Именно поэтому важно своевременно развивать экологическое сознание маленькой личности.
В современных условиях, проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность.
Экологическое образование детей дошкольного возраста имеет важное значение, так как в этот период ребёнок проходит самый интенсивный духовный и интеллектуальный путь развития. Самоценность дошкольного детства очевидна: первые семь лет в жизни ребенка – это период его бурного роста и интенсивного развития, период непрерывного совершенствования физических и психических возможностей, начало становления личности. В этот период формируются первоосновы экологического мышления, сознания, экологической культуры.
Экологическое образование в системе дошкольного воспитания имеет большое значение, как начальная ступень системы непрерывного и всеобщего экологического образования. Результативность деятельности в системе дошкольного образования дает хороший задел для последующих за ней ступеней системы экологического воспитания.
Большинство современных детей недостаточно общается с природой. ЭКО образование начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается каждый день. В любом городе, поселке, селе можно найти интересные для наблюдений природные объекты: деревья, травы, насекомых, птиц. Огромную роль в экологическом образовании детей дошкольного возраста играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях. Необходимо научить ребенка жить в гармонии с природой, научить оберегать и защищать природный мир.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ
- Повышение качества образовательного процесса по экологическому воспитанию через организацию совместной исследовательской деятельности родителей, детей, педагогов.
- Создание методической копилки по экологическому воспитанию.
- Создание в группе детского сада условий для обобщения материала по формированию основ экологической культуры у старших дошкольников
- Активизация и обогащение воспитательных умений родителей по приобщению дошкольников к экологическому воспитанию через проектную деятельность, конкурсы, выставки.
- Укрепление связи семьи и ДОУ.
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ
Заключается в разработке содержания, методов и форм, которые предусматривают поэтапную организацию приобщения детей к основам экологической культуры, повышению интереса к ближайшему окружению.
ЦЕЛЬ
Изучение детьми объектов живой и неживой природы во взаимосвязи со средой обитания и формирование у детей осознанно – правильного взаимодействия с окружающим его большим миром природы.
ЗАДАЧИ
1. Научить детей вести наблюдения за объектами живой и неживой природы.
2. Научить конкретным способам экспериментирования и исследования объектов природы, простейшим опытам с природными объектами, используя правила безопасности.
3. Развивать умение делать выводы, устанавливая причинно-следственные связи между объектами природы.
4. Создать условия для формирования у дошкольника экологической культуры, экологически грамотного поведения в природе.
ГИПОТЕЗЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
мы предполагаем, что процесс экологического воспитания будет более эффективным в том случае, если:
- Формировать представления и вести наблюдения за объектами живой и неживой природы, объяснять связи и цепочки в природе, выполнять Законы общего дома природы, необходимо не только в ДОУ, но и в семье.
- Экологическое образование будет строиться на материале, близком, понятном и эмоционально значимом для ребенка с учетом взаимодействия педагогов, родителей.
- Разработать систему сотрудничества педагогов и семьи.
- Деятельность детей по формированию ЭКО воспитания осуществлять систематически и планомерно.
НОВИЗНА
Заключается в выработке новых стратегических подходов по приобщению ребёнка к экологическому воспитанию в условиях ДОУ. Совместная исследовательская деятельность дошкольников, родителей и педагогов способствует формированию ЭКО культуры, толерантности, культурно – ценностных ориентаций, духовно – нравственному развитию.
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
1. Егоренков, Л.И. Экологическое воспитание дошкольников и младших школьников: Пособие для родителей, педагогов и воспитателей детских дошкольных учреждений, учителей начальных классов. - М.: АРКТИ, 2001. - 128с.
В пособии рассматриваются учебно-методические вопросы начального этапа в системе непрерывного экологического образования и воспитания личности детей. Особое внимание уделено эстетическому аспекту.
2. Ковинько, Л.В. Секреты природы - это так интересно! - М.: Линка-Пресс, 2004. – 72с.: ил.
Знакомство со свойствами обычных веществ - воды, воздуха и почвы - одно из возможных направлений экологического воспитания. Приемы подачи материала - своеобразный «спортивный комплекс» для формирования познавательных способностей малыша.
3. Лопатина, А.А. Сказы матушки земли. Экологическое воспитание через сказки, стихи и творческие задания / А. А.Лопатина, М.В. Скребцова. - 2-е изд. - М.: Амрита-Русь, 2008. - 256 с. - (Образование и творчество).
Эта книга открывает двери в волшебный и добрый мир. Книга поможет воспитать в детях чувство любви к природе, чувство ответственности за мир вокруг и покажет красоту родной земли.
4. Луконина, Н.Н. Утренники в детском саду: Сценарии о природе / Н.Н. Луконина, Л.Е. Чадова. - М.: Айрис- пресс, 2002. - 240с.: ил. - (Внимание, дети).
В сборник вошли сценарии утренников, вечеров досуга, поучительных уроков и комбинированных занятий экологической тематики. Авторы книги предлагают постановки с оригинальным сказочным сюжетом и необычными персонажами.
5. Николаева, С.Н. Теория и методика экологического образования детей: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 336с.
6. Николаева, С.Н. Экологическое воспитание младших дошкольников. Книга для воспитателей детского сада. - М.: Мозаика-Синтез, 2004. - 96с.
Материал книги – это технология к программе «Юный эколог», одобренной Федеральным экспертным советом по общему образованию Министерства образования России. Данная технология позволяет формировать начала экологической культуры у младших дошкольников в условиях детского сада.
7. Система экологического воспитания в дошкольных образовательных учреждениях: информационно-методические материалы, экологизация развивающей среды детского сада, разработки занятий по разделу «Мир природы», утренники, викторины, игры.- 2-е изд., стереотип. / авт.-сост. О.Ф. Горбатенко. - Волгоград: Учитель, 2008. - 286с.
Статьи из журналов
1. Волосникова, Т.В. Основы экологического воспитания дошкольников // Дошкольная педагогика. - 2005. - № 6.- С. 16-20.
2. Воронкевич, О.А. «Добро пожаловать в экологию» - современная технология экологического образования дошкольников // Дошкольная педагогика. - 2006. - № 3.- С. 23-27.
В статье рассмотрены основные идеи технологии «Добро пожаловать в экологию», методы экологического образования, организация работы, экологические игры с элементами моделирования.
3. Горбунова, Г.А. Развитие экологической культуры дошкольников // Дошкольная педагогика. - 2005. - № 6. - С. 10-16.
В статье говорится о том, как важно сформировать у детей потребность общения с представителями животного и растительного мира, умение видеть и понимать прекрасное, потребность самовыражения в творческой деятельности.
4. Николаева, С.Н. Типовая модель экологического воспитания // Дошкольное воспитание. - 2004. - № 4. - С.14-20.
Модель включает в себя основные параметры экологического воспитания: цель, содержание, формы и методы, технологии, критерии экологической воспитанности, организационно- управленческие действия.
Обруч. - 2008. - № 4.
ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ ОБЩЕЙ ДИДАКТИКИ
Принцип детоцентризма
в центре творческой деятельности находится воспитанник, который проявляет свою активность. У него имеются замечательные возможности реализовать себя, ощутить успех, продемонстрировать свои возможности.
Принцип кооперации
в процессе работы над проектом осуществляется широкое взаимодействие воспитанников с педагогом, с родителями и между собой).
Принцип опоры на субъектный опыт воспитанников
каждый, работая над заданием, имеет хорошие возможности применить уже имеющийся у него собственный опыт и знания.
Принцип учёта индивидуальности воспитанников: их интересов, темпа работы, уровня обученности.
Принцип связи исследования с реальной жизнью
происходит соединение знаний и практических действий
Принцип трудной цели
легко достижимый результат не является для многих воспитанников мобилизующим фактором.
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ
1 этап – организационно - диагностический
Цель: Мониторинговые, диагностические исследования и определение перспектив. Установление партнёрских отношений педагогов, родителей, детей, создания единого социокультурного пространства. Составление перспективного плана мероприятий, подготовка к проведению мероприятий.
Постановка цели и задач, определение направлений, объектов и методов исследования, предварительная работа с детьми и родителями, выбор оборудования и материалов.
2 этап - формирующий
Цель: поиск ответов на поставленные вопросы разными способами, непосредственно реализация самого проекта, в рамках которого велась работа по трем направлениям: работа педагогов с детьми, работа детей и родителей, работа педагогов и родителей. С детьми проводили занятия по проекту, была организована совместная и самостоятельная деятельность детей по ознакомлению с основами экологического воспитания.
3 этап- обобщающий
Цель: Анкетирование родителей и диагностика уровня сформированности экологических знаний детей. Анализ и подведение итогов работы.
Третий этап включает в себя презентацию проекта.
ТЕХНОЛОГИИ
Личностно-ориентированного обучения и воспитания.
Это такое обучение, где во главу угла ставится личность ребенка, ее самобытность, самоценность, субъектный опыт каждого сначала раскрывается, а затем согласовывается с содержанием образования. Личностно-ориентированное обучение исходит из признания уникальности субъектного опыта самого воспитанника, как важного источника индивидуальной жизнедеятельности, проявляемой, в частности, в познании.
Развивающего обучения.
Позволяет выращивать в ребенке творческие способности и потребность в творчестве, ориентирует ребенка на самоопределение и самоактуализацию, поддерживает личностное развитие ребенка.
Индивидуального обучения.
Воспитание и обучение с учётом индивидуальных особенностей развития каждого ребёнка позволяет создать комфортные условия для занятий. Дети выполняют работу в удобном для них индивидуальном темпе. Кроме того, данная технология позволяет наиболее эффективно развивать навыки самостоятельной работы у дошкольников.
Информационно-коммуникационные.
В современном мире при все нарастающем потоке информации не обойтись без применения информационно-коммуникационных технологий. На занятиях в совместной деятельности часто применяются мультимедийные презентации, музыкальное оформление, организуются видеопросмотры.
Развития творчества.
Творческий процесс делится на четыре фазы: подготовка, созревание идеи, озарение и воплощение. Помогает формировать и развивать у воспитанников способности к импровизации, применять полученные навыки в новых условиях, искать нестандартные решения.
Игровая.
В результате освоения игровой деятельности в дошкольном периоде формируется готовность к общественно-значимой и общественно-оцениваемой деятельности ученья. Дети познают жизненные и семейные ценности - играя.
Проблемно – поисковая.
Предполагает создание под руководством воспитателя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность детей по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.
Проектная.
Одна из современных интерактивных технологий обучения. Формирует у дошкольников навыки планирования совместной деятельности, проектирования. Способствует самоорганизации, учит делать выбор и принимать решения. Вместе учиться не только легче, но и интереснее.
ФОРМЫ РАБОТЫ
с детьми:
Беседы; занятия; рассматривание альбомов, картин, иллюстраций; выставки детских работ по проекту «Юные - экологи» в ДОУ; дидактические и сюжетно-ролевые игры по проекту ; заучивание стихов, пословиц, поговорок; творческая речевая деятельность; утренники, развлечения; конкурсы; театрализованная деятельность; сочинение рассказов и сказок о природе; видеопросмотры.
с родителями:
Наглядная пропаганда; беседы и консультации; анкетирование; дни открытых дверей; круглый стол; конкурсы.
МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ:
1.Методы, повышающие познавательную активность дошкольников:
· метод сравнения.
· элементарный анализ
· метод эксперимента
· метод моделирования и конструирования.
· метод проектной деятельности.
· метод вопросов – постановка вопросов детям; воспитание умения и потребности задавать вопросы, грамотно и четко их формулировать.
· метод повторения – важнейший дидактический принцип, без применения которого не будет прочности знаний в воспитании чувств.
2. Методы, направленные на повышение эмоциональной активности детей при усвоении знаний:
· игровые приемы – повышают качество усвоения познавательного материала и способствуют закреплению чувств.
· сюрпризные моменты и элементы новизны – эмоционально настраивают ребенка на познание, обостряют желание ребенка разгадать секрет или просто порадоваться.
3.Методы и приемы, способствующие установлению связи между разными видами деятельности:
· прием предложения и обучения способу – воспитатель не только эмоционально рассказывает о природе, но и должен вызвать желание у детей самим попробовать свои силы в исследовании.
· беседа – является связующим звеном.
4.Методы коррекции и уточнения:
· повторения, упражнения, наблюдения, экспериментирование – позволяет выяснить, что и как поняли дети в содержании сообщаемых им знаний, и помочь в правильном понимании этих знаний.
· метод обобщенного ответа на вопрос: индивидуальная беседа, сравнительный анализ, оценка, разъяснение, совместный поиск выхода из ситуации, обсуждение способа действия.
ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
1. У детей проявится ярко выраженный интерес к объектам и явлениям природы. Различать живую природу (растения, грибы, животные, человек) и неживую природу ( воздух, почва, вода). Ребята узнают особенности природы родного края .
2. Ребята будут бережно относиться к природе, будут стремиться к правильному поведению по отношению к миру природы.
3. Дети овладеют навыками экологически безопасного поведения в природе. Сформируется стремление к исследованию объектов природы, они научатся делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи.
4. Узнают значение воды и воздуха в жизни всех живых объектов природы и их свойства.
5. Ребята узнают много интересного из жизни растений (деревьев, кустарников, трав, растений леса, сада, луга, поля, комнатных растений), исследуют опытным путем условия, необходимые для роста растений; научатся правильно ухаживать за растениями в уголке природы, в цветнике детского сада( рыхление, полив, прополка).
6. Закрепят представления о животных : условия жизни домашних и диких животных и их детенышей, животных и птиц полярных районов Земли, животных и птиц жарких стран, зимующих и перелетных птиц, о насекомых. У ребят будет сформировано представление о том, что нельзя делить объекты природы ( растения, насекомых, животных, птиц) на полезных и вредных, и тем более, руководствоваться этим в своих поступках по отношению к ним.
7. Дошкольники научатся вести наблюдения за объектами живой и неживой природы, объяснять связи и цепочки в природе, выполнять Законы общего дома природы :
· Все живые организмы имеют равное право на жизнь.
· В природе все взаимосвязано.
· В природе ничто никуда не исчезает, а переходит из одного состояния в другое.
8. Научатся проводить простейшие и сложные опыты, исследования объектов природы, будут с пользой для себя заниматься поисковой деятельностью.
9. Гуманно станут обращаться со всеми объектами природы и соблюдать правила безопасности в природе
10. К экологическому проекту будут привлечены родители. Экологическое просвещение родителей даст большой плюс в экологическом воспитании детей детского сада.
Перспективный план долгосрочного группового проекта «Юные экологи»
в средней группе 15.09.2011- 31.05.2012
Месяц Тема
|
Организованная деятельность с детьми |
Совместная деятельность педагогов и детей |
Совместная деятельность с родителями |
Консультативная информация для родителей |
Ведение календаря погоды и работа в ЭКО уголке - ежедневно |
||||
сентябрь |
Анкетирование родителей и диагностика детей |
|||
октябрь Осень
|
ОО «Познание» «В осеннем лесу» - экскурсия
|
Беседа на тему: «Времена года», «Осенние изменения в природе» Чтение произведений: А. Майков « Осенние листья по ветру кружат», А.С. Пушкин «Уж небо осенью дышало». Праздник «Осенний бал» |
Создание ЭКО уголка – «Детская лаборатория»
|
Родительское собрание «Зачем маленьким детям нужно знать, что такое экология» |
ноябрь Животные
|
ОО «Познание» - «Зайцы»
|
Беседа на тему: «Как животные готовятся к зиме» Рассматривание картин зайчиха с зайчатами. П/игра «Зайка беленький….»
|
Выставка «Чудо с грядки»
|
Консультация для родителей «Ребёнок на даче»
|
декабрь Зима
|
ОО «Коммуникация» Заучивание стихотворения З. Александрова « Ёлочка»
|
Беседа на тему: «Зима пришла-признаки зимы» Чтение произведений: С. Есенин «Поёт-зима аукает», И. Суриков «Зима». Наблюдение с детьми за поведением птиц на улице. |
Выставка поделок «Ёлочка» |
Папка-передвижка: «Учим ребенка наблюдать за изменениями в природе» |
январь Деревья |
ОО «Художественное творчество» (аппликация) «Дерево» |
Рассматривание осенних и зимних пейзажев- сравнение их. Опыт «Превращение воды в лёд». Лепка поделок из снега.
|
Конкурс рисунков «Деревья зимой»
|
Памятка для родителей и детей по экологическому воспитанию «Запомните правила!» |
Февраль Животные |
ОО «Познание» «Домашние животные зимой»
|
Рассматривание иллюстраций «Домашние животные» Чтение сказки Э. Блайтон «Знаменитый утёнок Тим»; «Зимовье», обр. И. Соколова-Микитова. Подкормка птиц на участке детского сада. |
Составление рассказов «Моё любимое домашнее животное» |
Памятки для родителей «Долой мусор!» |
март весна |
ОО ««Художественное творчество» (Рисование) «Сосульки» |
Беседа на тему: «Весна-Красна», «Весенние изменения в природе» Чтение произведений: Е. Бартынский «Весна,весна»(в сокр.) Тематическое развлечение «Весна пришла» |
Участие родителей в оснащении ЭКО уголка |
Памятка для родителей "Прогулка в Природу" |
апрель Растения |
ОО «Познание» « Первые цветы» |
Дидактическая игра «Первоцветы» Сюжетно-ролевая игра «Магазин цветов» Исследовательская деятельность – Огород на окне |
Конкурс детско-родительских рисунков «Первые цветы» |
Консультация для родителей «Зелёный мир на окне»
|
май Листья деревьев |
ОО «Художественное творчество» (Рисование) «Листья деревьев» |
Рассматривание листьев деревьев. «Голоса птиц» - прослушивание CD диска. Чтение «Как скворец учился петь» Е.В.Шикова. Дид. игра «Чей дом». Дид. игра «Живое или не живое». «От какого дерева лист?» |
Фотовыставка «Моё общение с природой» |
Папка-передвижка: «Обучение детей наблюдательности на улице» |
Перспективный план долгосрочного группового проекта «Юные экологи»
в старшей группе 15.09.2012- 31.05.2013
Месяц Тема
|
Организованная деятельность с детьми |
Совместная деятельность педагогов и детей |
Совместная деятельность с родителями |
Консультативная информация для родителей |
|
Ведение календаря погоды и работа в ЭКО уголке - ежедневно |
|||||
сентябрь Осень |
ОО «Познание» «В осеннем лесу» - экскурсия ОО «Коммуникация» Заучивание стихотворения Н. Егоровой «Листопад»
|
Беседа на тему: «Времена года», «Осенние изменения в природе» Чтение произведений А. К. Толстой «Осень обсыпает весь наш бедный сад» , А. Пушкин «Уж небо осенью дышало…» Игра-путешествие «Наш зеленый огород» Исследовательская деятельность – «Царство почвы – уникальный мир природы»
|
Создание ЭКО уголка – «Детская лаборатория» Составление детских рассказов на тему «Кто ты, муравей, и какую пользу приносишь?»
|
Родительское собрание «Экологическое воспитание детей в старшей группе» |
|
октябрь Дары осени
|
ОО«Художественное творчество» (Рисование) «Дары осени» |
Беседа «Овощи и фрукты – полезные продукты» Д/игры: «Съедобное-несъедобное» Сюжетно-ролевая игра «Заготовка овощей на зиму». Праздник «Осенние посиделки» |
Выставка «Чудо с грядки»
|
Консультация « Витамины с грядки» |
|
ноябрь Животные
|
ОО «Художественное творчество» (Рисование) «Любимое животное» |
Беседа на тему: «Как животные готовятся к зиме», «Поздняя осень» Чтение произведений С. Городецкий « Котёнок», Н. Носов « Живая шляпа» Рассматривание картин: В. Волкова «Осень» Исследовательская деятельность – «Что мы знаем о воде» |
Фотовыставка «Листопад».
|
Папка-передвижка: «К природе с добротой» |
|
декабрь Зима
|
ОО «Коммуникация» Заучивание стихотворения С. Есенина «Береза» |
Беседа на тему: «Зима пришла», «Природные явления зимой» Чтение произведений: И. Никитин « Встреча зимы». Рассматривание картин: И. И. Шишкин "Зима" Исследовательская деятельность – «Где прячутся листья» (участок ДОУ) |
Конкурс «Птичья столовая.» (кормушки) |
Рекомендации для родителей «Как оборудовать комнату юного исследователя» |
|
январь Деревья |
ОО «Познание» Деревья и кустарники – Экскурсия в зимний парк |
Беседа на тему: «Зачем людям зима» Чтение произведений: Н. Павлова «Где зимуют почки?» А. Пушкин «Зимнее вечер» (в сокр.). Рассматривание картин: Серия «Зимние праздники» Исследовательская деятельность – «Где зимуют почки» (участок ДОУ) Просмотр мультфильма «12 месяцев» |
Творческое домашнее задание «Кому нужна зима?» - составление детских рассказов
|
Буклет «Опыты и эксперименты с детьми дома» |
|
Февраль Животные |
ОО «Познание» «Дикие животные зимой»
|
Беседа на тему: «Домашние животные зимой», (Энциклопедия для дошкольников «Чудо – всюду») Чтение произведений: А.Фет «Чудная картина», К. Паустовский «Зима» Рассматривание картин: И.Э. Грабарь "Февральская лазурь" |
Конкурс рисунков «Зима в лесу»
|
Папка-передвижка: «Царство животных – это удивительный мир» (справочный материал) |
|
март весна |
ОО «Познание» Экскурсия – «Первые проталины |
Беседа на тему: «Весна идет – весне дорогу» Чтение произведений: Л.Волынский «Грачи прилетели» Рассматривание картин: Л.Саврасов «Грачи прилетели» Развлечение «Прилет птиц» |
Круглый стол – «Стань природе другом!» |
Фотовыставка «Мое общение с природой» |
|
апрель Растения |
ОО «Познание» « Подснежники» |
Чтение произведений: Е.Баратынский «Весна, весна! Как воздух чист!..» Дидактическая игра «Первоцветы» Сюжетно-ролевая игра «Магазин цветов» Исследовательская деятельность – Огород на окне |
Участие родителей в оснащении ЭКО уголка |
Рекомендации: «Лекарственные травы» (справочный материал) |
|
май Листья деревьев |
ОО «Художественное творчество» (лепка) «Листья» |
Чтение произведений: В.Татаринов «Весна близка» Загадки, пословицы о весне . Наблюдение: как набухают почки и распускаются листья.
|
Семейная газета «Любим вместе отдыхать, прыгать, бегать и играть» |
Экологическая газета для родителей «Прикоснись к природе сердцем»
|
|
Перспективный план долгосрочного группового проекта «Юные экологи»
в подготовительной к школе группе с 15.09.2013- 30.04.2014
Месяц Тема
|
Организованная деятельность с детьми |
Совместная деятельность педагогов и детей |
Совместная деятельность с родителями |
Консультативная информация для родителей |
|
Ведение календаря погоды и работа в ЭКО уголке - ежедневно |
|||||
сентябрь Осень
|
1 . ОО «Познание» «По следам осени» - экскурсия 2. ОО «Художественное творчество» (Рисование) «Осенний лес» |
Беседа на тему: «Осенние изменения в природе», «Погода осенью». Чтение произведений М. Пришвин «Листопад» Рассматривание картин: И. Левитан «Осень» Исследовательская деятельность – «Как размножаются растения» Праздник «Осенины» |
Конкурс рисунков «Природа родного края осенью» |
Родительское собрание «Экологическое воспитание детей в подготовительной группе» |
|
октябрь Дары Осени |
Работа с природным материалом |
Беседа на тему: «Что нам осень принесла» Чтение произведений С. Есенин «Нивы сжаты, рощи голы» Игры – эстафеты: «Собери урожай».
|
Выставка «Чудо с грядки»
|
Рекомендации: «По дороге в детский сад» |
|
ноябрь Животные |
ОО Коммуникация «Напиши письмо лисе» - поиск проблемных вопросов и ответов. |
Обсуждение ситуаций: «К природе с добротой» Чтение произведений Н. Берендгоф «В ожидании зимы» В. Чаплина «Лес осенью» Исследовательская деятельность – «Какая она – вода? |
Запись рассказов «Приметы зимы» |
Папка-передвижка: «Наблюдай, познавай, люби» |
|
декабрь Зима
|
Рассматривание серии картин, иллюстраций «Зимние забавы»
|
Беседа на тему: «Как живешь ты, край сибирский, зимой?» Чтение произведений: Н. Калининой «Про снежный колобок» А. Барто «Я знаю, что нужно придумать» Исследовательская деятельность – «Какой бывает снег: снег, вода, лед» Экскурсия в музей «Летающие цветы тропиков». |
Выставка детско-родительских работ «Символ –года.»
|
Памятка для родителей «Помощь пернатым друзьям» |
|
январь Деревья |
ОО «Познание» Экскурсия в зимний парк «Как зимуют деревья?» |
Беседа на тему: «Если б не было зимы…» (ТРИЗ) Чтение произведений: В. Бианки «Лес зимой» Рассматривание картин: Серия «Зима» |
Конкурс рисунков «Зимушка – хрустальная»
|
Консультация «Зима-красавица» |
|
Февраль Животные |
ОО «Художественное творчество» (лепка) «Пограничник с собакой» |
Беседа на тему: «Кто они такие?», (Энциклопедия для дошкольников «Чудо – всюду») Чтение произведений: А. Фет «Мама, глянь-ка из окошка» С. Маршак «Круглый год. Февраль» Дидактическая игра «Круглый год» |
Фотовыставка «Моё общение с природой – зимой». |
Папка-передвижка: «Путешествия по страницам книг о природе» |
|
март Весна |
ОО «Художественное творчество» (рисование) «Весна пришла» |
Обсуждение ситуаций: «Природа просит помощи» Рассматривание картин: Левитан Весна «Большая вода» Игра – драматизация «Заюшкина избушка» Изготовление настольной игры «Знатоки природы» |
Выставка «Цветы в подарок маме.» |
Консультация: «Экология детям» |
|
апрель Растения |
ОО «Художественное творчество» (рисование) «Птицы прилетели» |
Дидактическая игра «Где чей домик?» «Кто где живет?» Огород на окне. Чтение произведений: Ф. Тютчев «Весенние воды» И. Бунин «Подснежники» Анкетирование родителей и диагностика уровня сформированности экологических знаний детей. Презентация проекта «День Земли.» |
Выставка поделок«Птицы всякие важны , птицы разные нужны» |
Создание фильма по проекту. |
|
РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ
Работа способствовала:
- Внедрение проекта обеспечило оптимальные условия для изучения детьми основ экологической культуры, возрос интерес к исследовательской деятельности, у детей появилось желание выполнять Законы общего дома природы.
- Самореализации родителей как субъектов образовательной деятельности, возможность конструктивного сотрудничества ДОУ с семьями воспитанников, создание благоприятного микроклимата в детско-родительском коллективе.
- Активизации и обогащению педагогических знаний и умений родителей.
- Повышению психолого-педагогической культуры родителей в области ЭКО воспитания
- Развитию креативных способностей детей и родителей в совместной деятельности.
- Оснащению предметно – развивающей среды в группе.
- Обогащению уголка природы
- Организации выставки в группе детского сада.