ЫВычитание натуральных чисел и их свойства ☼
Автор: Курочкина Анастасия Юрьевна
Тип урока: изучение нового материала.
Цели:
Образовательные: организовать работу учащихся по изучению и первичному закреплению правила вычитания дроби из числа.
Развивающие: развивать у учеников математическую речь, способствовать развитию самостоятельности, умению оценивать свою работу.
Воспитательные: воспитывать интерес к математике, дисциплинированность, ответственное отношение к учебному труду.
Ход урока.
1. Организационный момент. (слайд1)
Учитель: Сегодня на уроке мы отправимся в увлекательное путешествие на «математическом поезде», но сначала проверим все ли «вещи» мы собрали, отправляясь в дорогу? Для этого проверим домашнее задание.2. Проверка домашнего задания.
3. Актуализация опорных знаний.
Учитель: Быстро выполняем устные задания (слайд 2) и идем «покупать билеты на поезд».Чтобы купить «билеты на поезд», нужно решить следующую проверочную работу.
Кто выполнит 3-4 задания, тот покупает «билет в общий вагон» (оценка «3»)
За 5 заданий вы «покупаете плацкарт» (оценка «4»)
за 6 заданий - «билет в купе» (оценка «5») (слайд 3,4)Задания выполняются под копирку, первый лист сдается учителю, копия остается у ученика.
Проверочная работа . Вариант 1.
Сложение и вычитание натуральных чисел
1.Запишите название свойства сложения а + b = b + а:___________________
2. Запишите название компонента вычитания, выделенного жирным шрифтом:a - b = c___________________________________
3. Вставьте в «окошко» число, чтобы равенство было верным:1. а)10 - = 10 6) 7 - = 0
4. Разложите число по разрядам:
8 037 015 =______________________________
5. Выполните сложение и вычитание:
а) 38 965 б) 70 040
+ 44 039 - 8 535
_____________ _____________Дополнительная часть
6. Найдите длину отрезка МК, если КN = 29 мм, МN = 5 см 8 мм. (рис. смотри на слайде 4)
Проверочная работа . Вариант 2.
Сложение и вычитание натуральных чисел
1.Запишите название свойства сложения a + (b + c) = (a + b) + c:
____________________________________________________________
2. Запишите название компонента вычитания, выделенного жирнымшрифтом:
a - b = c_____________________________________________________
3. Вставьте в «окошко» число, чтобы равенство было верным:а)19 - = 0 б)28 - = 28
4. Разложите число по разрядам:
9 109 301=______________________________________________
5. Выполните сложение и вычитание:
а) 27 819 б) 36 001
+ 56 403 - 9 748
________________ __________________Дополнительная часть
6. Найдите длину отрезка BC, если AC = 26 мм, AB = 8 см 4 мм. (рис. смотри на слайде 4)
После того как все сдали выполненную работу, учитель открывает ответы (слайд 5) и ученики самостоятельно оценивают себя (самопроверка) и определяют «категорию вагона».
4. Изложение нового материала.
Учитель: Теперь у каждого есть «билет на поезд» и, чтобы в «поездке» не было скучно, познакомимся с новыми правилами на вычитание и затем решим задачи. (Работа в парах п.7 учебника (до 2 свойства вычитания) учащиеся читают самостоятельно, разбирают пример и затем пересказывают правила друг другу (взаимопроверка))5. Первичное закрепление новых знаний.
№ 246, № 247, № 256 (а-г). За доской работают по одному ученику.
Для сильных учащихся – работа по карточкам.Карточка: №255, № 257(б), 259 (сдается учителю)
6. Физкультминутка.
Учитель объявляет «остановку поезда» и предлагает ученикам «выйти из вагона» и подвигаться таким образом, что если на вопрос учителя ученик отвечает «верно», то поднимает руки вверх, если «не верно», то встает.
(Идет повторение пройденного материала)Вопросы:
1) В записи числа 1 млн. - 6 нулей. (верно)
2) 0 – натуральное число. (не верно)
3) Чтобы найти неизвестное вычитаемое нужно из уменьшаемого вычесть разность. (верно)
4) От перестановки мест слагаемых сумма не изменяется. (верно)
5) При действиях с натуральными числами уменьшаемое может быть меньше вычитаемого. (не верно)
6) Чтобы вычесть сумму из числа нужно из числа вычесть первое слагаемое, а затем второе. (верно)
7. Самостоятельная работа, сдается учителю. (слайд 6)
Учитель говорит, что в поезд сел «контролер», который еще раз «проверит билеты»:
За одно задание – «3»
За два – «4»
За три – «5»Вариант 1. (А.С.Чесноков и др. Дидактические материалы по математике.
5 класс. стр 7 (1 вар.), стр. 32 (2 вар.) №46(в,г) ,45, 47)
1. Выполните действия наиболее простым способом, используя свойства вычитания:
а) 643-(243+ 398) б) 876-(398+ 476).
2. Периметр прямоугольника 84 см, длина одной его стороны 16 см. Найдите длины трех других сторон этого прямоугольника.
3. За 3 ч автомашина прошла 150 км. В первый час она прошла 56 км, а во второй -на 17 км меньше, чем в первый. Сколько километров прошла автомашина за третий час?Вариант 2.
1. Выполните действия, используя свойства вычитания:
а) 697 - (269 +89); б) 954- (398+154).
2. Периметр прямоугольника 348 см. Длина одной стороны 33 см. Найдите длины трех других сторон прямоугольника.
3. Модель телебашни состоит из трех блоков. Высота нижнего блока 1 м 05 см, средний на 15 см короче нижнего. Какова высота верхнего блока, если высота башни 3 м?8. Домашнее задание и его инструктаж: № 288 (в), 286, 291.
9. Выставление оценок и рефлексия.
Учитель: Вот и закончилось наше «путешествие».
Что нового мы узнали во время нашей «поездки»?
Что повторили?
Понравилось ли вам «путешествовать на математическом поезде»?
Спасибо всем за урок! (слайд 7)Источники:
1. Виленкин Н.Я. и др. Математика. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Мнемозина , - 24 изд., испр. 2008. – 280 стр.: ил.
2. Чесноков А.С. и др. Дидактические материалы по математике для 5 класса. М.: Академкнига/Учебник, 2010. - 144 стр.: ил.
3. Гришина И.В. Математика. Тесты. 5 класс. Саратов: Издательство «Лицей» 2006. – 64 стр.
4. Ершова А.П. и др. Математика 5. Самостоятельные и контрольные работы. М.: Илекса. – 5-е изд., 2010. - 208 стр.